СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Антарктида"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с требованиями федерального стандарта. Цель занятия показать особенности природы континента. На уроке показаны приемы работы  с учащимися: индивидуальные, в группе, работа с контурной картой. Вкачестве закрепления преложена тестовая работа,позваляющая определить уровень полученных знаний.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Антарктида"»




Тема урока: Антарктида. Цель урока: раскрыть особенности природы Антарктиды , выявить причинно-следственных связи в формировании климата и рельефа Антарктиды, влияние природных условий на органический мир. Показать значимость изучения Антарктиды.

Задачи урока: Предметные: опираясь на знания о географическом положении материка: выяснить причины сурового климата Антарктиды; познакомиться с особенностями ледникового покрова; выявить особенности подледного рельефа и определить его зависимость от тектонического строения.

Метапредметные: развивать умение ставить учебные задачи и цели; -содействовать экологическому воспитанию учащихся; -устанавливать причинно-следственные связи; -развивать умения учащихся логически мыслить, делать самостоятельно выводы, добывать знания из различных источников информации; -оценивать правильность выполнения учебных и иных задач.

Личностные: -осознать значимость изучения материка Антарктида как самого «холодного», «неизведанного», «высокого» и «южного»; -проявлять учебно-познавательный интерес, самостоятельно работая с географической картой, учебником, схемами и таблицами на интерактивной доске;

Оборудование: презентация, учебник, атлас, раздаточный материал.

Ход урока. 1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний. Эпиграф уроку. « И лежит этот неведомый край снега и льда за южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или окутанный облаками и вихрями пурги во тьме полярной ночи. Он по-своему красив этот край. И кто побывал там однажды, тот всегда будет вспоминать великое молчание ледяной пустыни, окрашенной в утренние часы нежные синие, сиреневые и розовые тона постели, холодные всполохи полярного сияния, уютные огоньки зимовок, укрытых сугробами снега.». (А.М.Гусев)

- Ребята о чем сегодня пойдет речь на уроке. - Что вы можете рассказать об Антарктиде? (ответы учащихся: самая холодная, южная, высокая, сухая, неизведанная) Учащиеся определяют тему урока, цель, задачи.

- Как докажем, что Антарктида самый южный материк? Учащиеся определяют географическое положение Антарктиды. Работа с атласами. Выполнение заданий.

Задание (Выберите правильный ответ).
1.Определите, как расположен материк Антарктида относительно экватора?
А) материк Антарктида расположен в Северном полушарии.
Б) материк Антарктида расположен в Южном полушарии.
2. Определите, как расположен материк относительно тропиков?
А) Тропики пересекают Антарктиду.
Б) Тропик расположен близко к материку.
В) Южный тропик удален от материка.
3. Определите, как расположен материк относительно полярных кругов.
А) Полярный круг не пересекает материк.
Б) Южный полярный круг пересекает материк, Антарктида находиться за Южным полярным кругом.
4. Что находиться в центре Антарктиды?
5. Определите, как материк Антарктида расположен относительно нулевого меридиана?
А) нулевой меридиан пересекает Антарктиду и проходит через Южный полюс.
Б) нулевой меридиан не пересекает материк.
6. В каком полушарии расположена большая часть Антарктиды?
А) в западном;
Б) в восточном.
7.Определите, как расположен материк Антарктида относительно других материков?
А) Антарктида расположена близко к материкам;
Б) Антарктида удалена от материков.
2.Какой материк ближе всех находиться к Антарктиде?
А) Австралия;
Б) Африка;
В) Южная Америка.
Ни одно исследование не может обойтись без кар. Поэтому вам нужно выполнить задание по карте.
IV. Практическая работа по контурной карте ( атлас стр.50, учебник стр. 112)
- Отметить Южный полюс и провести нулевой и 180 меридианы;
-выделить цветом Южный полярный круг;
- подписать западное и восточное полушарие;
Подписывают на карте океаны, моря, крайние точки, делают выводы о самом южном положении материка и высказывают мнение о том, что Антарктида почти полностью расположена за южным полярным кругом и поэтому является самым холодным материком.

-Вспомните факторы, влияющие на климат? (Учащиеся указывают на факторы, которые влияют на климат Антарктиды.)

Небольшой угол падения солнечных лучей - низкие температуры; Лед -90%солнечной радиации отражается; Высокое давление - отсутствие облачности; Высота материка - при подъеме на каждый 1 км температура падает на 60С; Нахождение за полярным кругом - полярная ночь, полярный день.

Далее обучающиеся конкретизируют климатические особенности Антарктиды:

-называют климатические пояса, в которых находится материк; -определяют средние температуры января и июля; -находят абсолютный минимум температур; -считывают информацию с климатограмм; -объясняют направление ветров и количество осадков на материке. Учитель: С первой задачей мы справились и доказали, что Антарктида самый южный и самый холодный материк. А почему самый высокий?

Учащиеся указывают на то, что из-за сурового климата Антарктида накопила много снега, который со временем превратился в лед. Работа с текстом «Ледяной покров», заполнение схемы.

высота сред.=2км макс.высота=4км

пресной воды 63% Ледяной покров откуда лед

Sсвободная ото льда 3% возраст 20 млн лет из снега

Учащиеся определяют высоту материка и толщину льда. Что изменится, если лед растает?

Учитель: Антарктида по строению напоминает Южную Америку. Как вы думаете, какое тектоническое строение имеет Антарктида? Что находится под ледниковым покровом материка? Учащиеся: В основе лежит Антарктическая платформа (это известная закономерность). Учитель: Используя географический атлас, изучите подледный рельеф Антарктиды. Определите, где находится платформа, а где складчатая область. Выпишите горы, равнины, вулканы.

Платформа антарктическая Антарктическая плита кайнозойская складчатость

Влк. Эребус подледный рельеф трансантарктические горы

Массив Винсон 5140м западная часть восточная часть

Какую роль играет рельеф в движении льда по континенту?

Физкульт минутка. Раз-подняться, потянуться. Два- распрямиться, нагнуться. Три в ладоши три хлопка. Головою три кивка. На четыре руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – на место тихо сесть.

-Суровые условия, объясняют особенности органического мира континента. Ребята прослушайте текст «Органический мир Антарктиды» и заполните таблицу.

Таблица. Животные Антарктиды и их приспособленность.

Группа живых организмов

Примеры

Приспособленность

Ластоногие

Тюлени: Уэддела,крабоед, леопард, морской слон, морской лев.

Толстый слой подкожного жира, питание за счет моря.

Китообразные

Синий кит, касатки

Белковая пища, быстрый рост потомства (кит 100 кг в день)

Птицы

Пингвины, поморники, альбатросы, буревестники, качурка Вильсона.


Крылья преобразованы в ласты, винтообразное вращение, скорость 14км/ч. перья покрыты жиром, яйца либо высиживают постоянно, либо откладывают на лапы. Живут большими стаями.

Проверить заполнение схемы.

Учитель. Как вы считаете, мы решили все задачи урока? (Учащиеся анализируют цели урока.)

3. Первичное закрепление.

1. Как перевести значение слова Антарктида: 1Южный материк 2.Холодный 3.напротив севера. 2. Частью какого материка была Антарктида:1. Лавразия 2.Гондвана 3.Евразия 3.Какова максимальная толщина ледового покрова: 1.1200м 2.4800м 3.5100м 4.Самое холодное место в Антарктиде: 1.станция Восток 2.Южный полюс 3.станция Мирный 5. «оазис» в Антарктиде – это: 1.участки покрытые растительностью 2.замерзающие озёра 3.участки свободные ото льда 6.В каком месяце зима в Антарктиде: 1.январь 2.июль 3.октябрь 7.сколько процентов пресной воды в ледяном куполе: 1.50% 2.70% 3.80% 8.Какой океан с 2004 года выделяют вокруг Антарктиды: 1.Антарктический 2.Южный 3.Северный Ледовитый

Учитель с учащимися подводят итоги работы на уроке и определяют правовое положение материка, используя текст учебника.(стр. 114).

1. Антарктида не принадлежит ни одному государству.

2. Согласно договору 1959г. на ее территории запрещается строительство промышленных объектов, создание военных баз, любые мероприятия военного характера.

3. В Антарктиде установлено несколько десятков зон усиленной охраны, куда можно попасть по особому разрешению.

4. Здесь проводят только научные исследования.

.4. Рефлексия. Составить карту Антарктиды из частей и прикрепить к ней жетоны настроения каждого ученика.

5. Домашнее задание. $36, контурная карта Антарктида.















Маршрутный лист. Тема: ___________________________________

1.Географическое положение.

Задание (Выберите правильный ответ).
1.Определите, как расположен материк Антарктида относительно экватора?
А) материк Антарктида расположен в Северном полушарии.
Б) материк Антарктида расположен в Южном полушарии.
2. Определите, как расположен материк относительно тропиков?
А) Тропики пересекают Антарктиду.
Б) Тропик расположен близко к материку.
В) Южный тропик удален от материка.
3. Определите, как расположен материк относительно полярных кругов.
А) Полярный круг не пересекает материк.
Б) Южный полярный круг пересекает материк, Антарктида находиться за Южным полярным кругом.
4. Что находиться в центре Антарктиды?
5. Определите, как материк Антарктида расположен относительно нулевого меридиана?
А) нулевой меридиан пересекает Антарктиду и проходит через Южный полюс.
Б) нулевой меридиан не пересекает материк.
6. В каком полушарии расположена большая часть Антарктиды?
А) в западном;
Б) в восточном.
7.Определите, как расположен материк Антарктида относительно других материков?
А) Антарктида расположена близко к материкам;
Б) Антарктида удалена от материков.
8.Какой материк ближе всех находиться к Антарктиде?
А) Австралия;
Б) Африка;
В) Южная Америка.
Ни одно исследование не может обойтись без карт. Поэтому вам нужно выполнить задание по карте.
IV. Практическая работа по контурной карте ( атлас стр.50, учебник стр. 112)
- Отметить Южный полюс и провести нулевой и 180 меридианы;
-выделить цветом Южный полярный круг;
- подписать западное и восточное полушарие; -подписать элементы береговой линии: океаны, моря, пролив, полуостров

Вывод:_________________________________________________________________________-________________________________________________________________________________

2. Конкретизируйте климатические особенности Антарктиды -назовите климатические пояса, в которых находится материк;_________________________________________________________________________ -определите средние температуры января__________ и июля_______________ -найдите абсолютный минимум температур;_______________________________ -объясните направление ветров _________________________________________________ -покажите схематично направление стоковых ветров

количество осадков на материке________________________________________

вывод:_______________________________________________________________________

3.Рельеф континента.



высота сред.=_________ макс. высота=_________



пресной воды_________ Ледяной покров откуда лед?



площадь свободная ото льда_____ возраст ________ _________





Платформа ___________ ____________ плита ____________ складчатость

Влк. ______ подледный рельеф Трансантарктические _____

Массив Винсон _____м западная часть восточная часть



4.Заполните таблицу. Животные Антарктиды и их приспособленность.

Группа живых организмов

Примеры

Приспособленность


Тюлени: Уэддела, крабоед, леопард, морской слон, морской лев.


Китообразные





Пингвины, поморники, альбатросы, буревестники, качурка Вильсона.


Крылья преобразованы в ласты, винтообразное вращение, скорость 14км/ч., перья покрыты жиром, яйца либо высиживают постоянно, либо откладывают на лапы. Живут большими стаями.

Приспособленность растений____________________________________________________







Проверь свои знания.

Как перевести значение слова Антарктида: 1Южный материк 2.Холодный 3.напротив севера. 2. Частью какого материка была Антарктида:1. Лавразия 2.Гондвана 3.Евразия 3.Какова максимальная толщина ледового покрова: 1.1200м 2.4800м 3.5100м 4.Самое холодное место в Антарктиде: 1.станция Восток 2.Южный полюс 3.станция Мирный 5. «оазис» в Антарктиде – это: 1.участки покрытые растительностью 2.замерзающие озёра 3.участки свободные ото льда 6.В каком месяце зима в Антарктиде: 1.январь 2.июль 3.октябрь 7.Сколько процентов пресной воды в ледяном куполе: 1.50% 2.70% 3.80% 8.Какой океан с 2004 года выделяют вокруг Антарктиды: 1.Антарктический 2.Южный 3.Северный Ледовитый

_____________________________________________________________________________

Проверь свои знания.

Как перевести значение слова Антарктида: 1Южный материк 2.Холодный 3.напротив севера. 2. Частью какого материка была Антарктида:1. Лавразия 2.Гондвана 3.Евразия 3.Какова максимальная толщина ледового покрова: 1.1200м 2.4800м 3.5100м 4.Самое холодное место в Антарктиде: 1.станция Восток 2.Южный полюс 3.станция Мирный 5. «оазис» в Антарктиде – это: 1.участки покрытые растительностью 2.замерзающие озёра 3.участки свободные ото льда 6.В каком месяце зима в Антарктиде: 1.январь 2.июль 3.октябрь 7.Сколько процентов пресной воды в ледяном куполе: 1.50% 2.70% 3.80% 8.Какой океан с 2004 года выделяют вокруг Антарктиды: 1.Антарктический 2.Южный 3.Северный Ледовитый

__________________________________________________________________________


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!