Антарктида. (Географическое положение и история исследования Антарктиды, климат, рельеф, растительный и животный мир.)
Тип урока | урок открытия нового знания изучение нового материала |
Технология построения урока | проблемно-поисковая |
Тема | Антарктида. (Географическое положение и история исследования Антарктиды, климат, рельеф, растительный и животный мир.) |
Цель | Исследовать материк Антарктида. Обучающая: определить географическое положение Антарктиды; выявить особенности материка; сформировать представление о русских мореплавателях Ф. Ф. Беллинсгаузене и М. П. Лазареве — первооткрывателях Антарктиды. Развивающая: развивать умения работать с географическими картами, самостоятельного добывания знаний. Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, ответственности за происходящее в мире и бережное отношение к природе Земли. |
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, видео, дополнительный информационный материал для учащихся, макет Антарктиды, флажки на шпажках, геоденежки, репродукция картины Ивана Айвазовского «Ледяные горы в Антарктике» |
Задачи | Предметная: формирование у учащихся знаний о природе Антарктиды), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно по изучаемой теме Метапредметная: расширение опыта творческой деятельности учащихся, развитие умений определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; - развитие умений вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; - формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя. Личностная: формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя; -осознание личностного вклада в решение поставленной проблемы |
Планируемые метапредметные результаты. | Регулятивные (учебно-организационные): -ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников; Познавательные (учебно-логические): -выделять главное, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выявлять причинно-следственные связи, решать проблемные задачи, анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами; учебно-информационные: -поиск и отбор информации в различных источниках, работа с текстом и внетекстовыми компонентами; выделение главной мысли, поиск определений понятий Коммуникативные - выступать перед аудиторией, уметь вести дискуссию, диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. |
Организационный момент.
Приветствие учителя:
- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок географии, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки, познавать тайны материков и океанов.
Проверьте, все ли подготовлено у вас к уроку? Проверка наличия принадлежностей (Тетрадь-Ручка-Учебник-Дневник=ТРУД).
Мотивационно-целевой этап.
Создание проблемной ситуации
Задание с удивлением.
Чтобы определить, какой материк мы будем сегодня изучать, я предлагаю послушать небольшое описание. Разгадать ребус.
Определите, о каком материке можно так сказать?
Текст: «Представьте себе мир, в котором нет людей, нет птиц и животных. Мир, в котором нет никаких звуков, кроме свиста ветра. Мир, в котором всего два цвета: белый цвет снега и голубой – льда и неба. Мир, в котором почти космический холод сочетается с острой нехваткой кислорода. Этот материк, лежащий в южной полярной области, почти целиком покрыт ледяным щитом.
Исследователи называют его ледяным, безмолвным, пустынным, загадочным, белым. Зимой он погружён во мрак полярной ночи, а летом солнце не опускается за горизонт, освещая ледяную пустыню в полуночные часы. Восходом и заходом солнца можно любоваться только один раз в год. Этот материк самый высокий и холодный. Здесь наблюдаются самые сильные ветры на земле. На материке отсутствует постоянное население. На данном материке содержится 80% пресной воды».
II. Актуализация знаний.
Как вы думаете, почему материк назвали Антарктида? В чем разница между такими понятиями Антарктида и Антарктика? Название материка происходит от двух слов «Анти» – против и «Арктика», в буквальном смысле слова «Антарктида» означает противоположная Арктике»
Антарктида – не первый исследуемый нами материк. Как вы знаете, изучение любого материка мы начинаем с географического положения и истории открытия.
Диалог (подводящий), направленный на организацию работы в группах.
А все ли вам уже известно об Антарктиде?
Загадка 1. Почему Антарктиду называют страной жестокого солнца и пурги? Холодильник Земли? Континент науки и мира?
Загадка 2. Возможна ли жизнь в таких суровых условиях?
Загадка 3. За период полярного дня, который длится полгода, Антарктида получает в 2 раза больше солнечного тепла и света, чем Африка.
Почему Антарктида самый холодный материк, а Африка – самый жаркий.
Загадка 4. Есть ли вода в Антарктиде? Можно ли в стране вечного льда и холода найти реки и озера?
Загадка 5. Почему на материке отсутствует постоянное население? Материк никому не принадлежит?
Как красиво описал этот материк английский ученый, исследователь Ричард Бэрд. « На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотистыми и зелеными тонами…»
Учитель знакомит с маршрутным листом.
Ставит познавательные задачи урока: Мы вместе учимся работать по плану, отбирать главное, сравнивать и анализировать, делать соответствующие записи в маршрутном листе. Используя различные источники информации, определить ГП, историю открытия, рельефа, климат, растительный и животный мир Антарктиды.
Что сегодня на уроке мы должны узнать?
IV. Изучение нового материала
Работа в группах с картами (атласа, учебника, контурными картами), с текстом учебника, презентацией.
Заполнение маршрутных листов.
Психологическая разгрузка (учащиеся выполняют движения под шум океана)
Антарктида – белый край!
Ты за мною повторяй!
Руки вверх! Шире! Ниже!
Поверти-ка головой, а теперь глаза закрой
Помечтаем о пингвинах,
О холодных белых льдинах,
О тюленях и китах,
О суровых холодах
А теперь глаза открой, возвращаемся домой!
V. Первичное закрепление
Объекты которые нужно нанести на контурную карту: МОРЯ: Уэдделла, Беллинсгаузена, Амундсена, Росса, Содружества;
ЗЕМЛИ: равнина Шмидта, горы Вернадского, Трансантарктические горы, равна Берда, массив Винсон;
ОСТРОВА: о.ПетраI, о.Скотта Юж. Шетландские, Юж.Оркнейские, Антарктический полуостров;
Южный полюс, Южный полярный круг.
VI.Самоконтроль и самооценка
Группы защищают наработанный материал.
1.Географическое положение Антарктиды.
2.Рельеф Антарктиды.
3.Открытие Антарктиды.
4.Климат Антарктиды.
5. Растительный и животный мир Антарктиды
Оценивают себя.
VII . Рефлексия
Ну, вот, ребята, наш урок подходит к концу, надеюсь, урок вам показался интересным, познавательным, вы самостоятельно работая в группах открыли для себя новые знания.
Давайте обобщим то, что узнали на уроке , составив синквейн.
Синквейн:
Название
2 прилагательных
3глагола
Предложение
существительное
Антарктида
Безмолвная, далёкая…
Спит, хранит,получает
Зима, вода, свет
Антарктида безмолвная, далёкая. Спит под толщей льда. Получает много тепла. Содержит 80% пресной воды.
Домашнее задание: параграф 33-34, контурная карта. На контурную карту нанести географические объекты, связанные с именами исследователей материка;
Подготовить сообщение об открытии Антарктиды;
Подготовить рассказы об исследователях Антарктиды.