СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Антарктида"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Антарктида"»

Антарктида. (Географическое положение и история исследования Антарктиды, климат, рельеф, растительный и животный мир.)

Тип урока

урок открытия нового знания

изучение нового материала

Технология построения урока

проблемно-поисковая

Тема

Антарктида. (Географическое положение и история исследования Антарктиды, климат, рельеф, растительный и животный мир.)


Цель

Исследовать материк Антарктида.

Обучающая: определить географическое положение Антарктиды; выявить особенности материка; сформировать представление о русских мореплавателях Ф. Ф. Беллинсгаузене и М. П. Лазареве — первооткрывателях Антарктиды.

Развивающая: развивать умения работать с географическими картами, самостоятельного добывания знаний.

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, ответственности за происходящее в мире и бережное отношение к природе Земли.

Оборудование

 Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, видео, дополнительный информационный материал для учащихся, макет Антарктиды, флажки на шпажках, геоденежки, репродукция картины Ивана Айвазовского «Ледяные горы в Антарктике»

Задачи

Предметная: формирование у учащихся знаний о природе Антарктиды), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно по изучаемой теме

Метапредметная: расширение опыта творческой деятельности учащихся, развитие умений определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

- развитие умений вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование;

- формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя.

Личностная: формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя;

-осознание личностного вклада в решение поставленной проблемы

Планируемые метапредметные результаты.

Регулятивные (учебно-организационные):

-ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников;

Познавательные (учебно-логические):

-выделять главное, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выявлять причинно-следственные связи, решать проблемные задачи, анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами;

учебно-информационные:

-поиск и отбор информации в различных источниках, работа с текстом и внетекстовыми компонентами; выделение главной мысли, поиск определений понятий

Коммуникативные

- выступать перед аудиторией, уметь вести дискуссию, диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.



Организационный момент.

Приветствие учителя:

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок географии, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки, познавать тайны материков и океанов.

Проверьте, все ли подготовлено у вас к уроку? Проверка наличия принадлежностей (Тетрадь-Ручка-Учебник-Дневник=ТРУД).


  1. Мотивационно-целевой этап.

Создание проблемной ситуации

Задание с удивлением.

Чтобы определить, какой материк мы будем сегодня изучать, я предлагаю послушать небольшое описание. Разгадать ребус.

Определите, о каком материке можно так сказать?



Текст: «Представьте себе мир, в котором нет людей, нет птиц и животных. Мир, в котором нет никаких звуков, кроме свиста ветра. Мир, в котором всего два цвета: белый цвет снега и голубой – льда и неба. Мир, в котором почти космический холод сочетается с острой нехваткой кислорода. Этот материк, лежащий в южной полярной области, почти целиком покрыт ледяным щитом.

Исследователи называют его ледяным, безмолвным, пустынным, загадочным, белым. Зимой он погружён во мрак полярной ночи, а летом солнце не опускается за горизонт, освещая ледяную пустыню в полуночные часы. Восходом и заходом солнца можно любоваться только один раз в год. Этот материк самый высокий и холодный. Здесь наблюдаются самые сильные ветры на земле. На материке отсутствует постоянное население. На данном материке содержится 80% пресной воды».

II. Актуализация знаний.

Как вы думаете, почему материк назвали Антарктида? В чем разница между такими понятиями Антарктида и Антарктика? Название материка происходит от двух слов «Анти» – против и «Арктика», в буквальном смысле слова «Антарктида» означает противоположная Арктике»

Антарктида – не первый исследуемый нами материк. Как вы знаете, изучение любого материка мы начинаем с географического положения и истории открытия.

Диалог (подводящий), направленный на организацию работы в группах.

А все ли вам уже известно об Антарктиде?

Загадка 1. Почему Антарктиду называют страной жестокого солнца и пурги? Холодильник Земли? Континент науки и мира?

Загадка 2. Возможна ли жизнь в таких суровых условиях?

Загадка 3. За период полярного дня, который длится полгода, Антарктида получает в 2 раза больше солнечного тепла и света, чем Африка.

Почему Антарктида самый холодный материк, а Африка – самый жаркий.

Загадка 4. Есть ли вода в Антарктиде? Можно ли в стране вечного льда и холода найти реки и озера?

Загадка 5. Почему на материке отсутствует постоянное население? Материк никому не принадлежит?

Как красиво описал этот материк английский ученый, исследователь Ричард Бэрд. « На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотистыми и зелеными тонами…»

Учитель знакомит с маршрутным листом.

Ставит познавательные задачи урока: Мы вместе учимся работать по плану, отбирать главное, сравнивать и анализировать, делать соответствующие записи в маршрутном листе. Используя различные источники информации, определить ГП, историю открытия, рельефа, климат, растительный и животный мир Антарктиды.

Что сегодня на уроке мы должны узнать?

IV. Изучение нового материала

Работа в группах с картами (атласа, учебника, контурными картами), с текстом учебника, презентацией.

Заполнение маршрутных листов.

Психологическая разгрузка (учащиеся выполняют движения под шум океана)

Антарктида – белый край!

Ты за мною повторяй!

Руки вверх! Шире! Ниже!

Поверти-ка головой, а теперь глаза закрой

Помечтаем о пингвинах,

О холодных белых льдинах,

О тюленях и китах,

О суровых холодах

А теперь глаза открой, возвращаемся домой!

V. Первичное закрепление

Объекты которые нужно нанести на контурную карту: МОРЯ: Уэдделла, Беллинсгаузена, Амундсена, Росса, Содружества;

ЗЕМЛИ: равнина Шмидта, горы Вернадского, Трансантарктические горы, равна Берда, массив Винсон;

ОСТРОВА: о.ПетраI, о.Скотта Юж. Шетландские, Юж.Оркнейские, Антарктический полуостров;

Южный полюс, Южный полярный круг.

VI.Самоконтроль и самооценка

Группы защищают наработанный материал.

1.Географическое положение Антарктиды.

2.Рельеф Антарктиды.

3.Открытие Антарктиды.

4.Климат Антарктиды.

5. Растительный и животный мир Антарктиды

Оценивают себя.

VII . Рефлексия

Ну, вот, ребята, наш урок подходит к концу, надеюсь, урок вам показался интересным, познавательным, вы самостоятельно работая в группах открыли для себя новые знания.

Давайте обобщим то, что узнали на уроке , составив синквейн.

Синквейн:

  • Название

  • 2 прилагательных

  • 3глагола

  • Предложение

  • существительное

Антарктида

Безмолвная, далёкая…

Спит, хранит,получает

Зима, вода, свет

Антарктида безмолвная, далёкая. Спит под толщей льда. Получает много тепла. Содержит 80% пресной воды.

Домашнее задание: параграф 33-34, контурная карта. На контурную карту нанести географические объекты, связанные с именами исследователей материка;

Подготовить сообщение об открытии Антарктиды;

Подготовить рассказы об исследователях Антарктиды.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!