СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку с презентацией на тему "Обобщение материала по теме " Имя числительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока включает повторение, обобщение материала по теме "Имя числительное как часть речи"

Просмотр содержимого документа
«урок по теме Обобщение материала по теме Местоимение, 6 класс»

Тема урока: «Ах, какое это наслаждение - говорить на русском языке…» (обобщение материала по теме «Местоимение»)

Место урока в учебном плане: соответствует календарно-тематическому планированию в 6 классе

Тип урока: обобщающий урок по теме «Местоимение» в рамках ФГОС

Цель урока: формировать языковую компетентность учащихся как фактор развития личности

Задачи урока:

1.Предметная: обобщение изученного материала по теме «Местоимение»

2.Межпредметная: развивать умение обобщать, синтезировать материал, анализировать поэтические тексты, развивать умение грамотно строить предложения, видеть грамматические ошибки; развивать умение работать в группе и самостоятельно

3. Личностная: формировать чувство прекрасного, уважительное отношение к слову, истории, традициям; воспитывать патриотичность и гражданственность через русское слово

Методические рекомендации (технологическая карта урока)

Этапы урока

Методы, приёмы работы

Средства обучения

Форма и вид деятельности учащихся

Планируемые результаты обучения

1. Организационный этап.





2. Мотивационный этап.

1) Звучит песня на стихи поэта и композитора Г. Гладкова «Говорим на русском языке». Вопросы:

-О чём песня? (о русском языке)

-Какова основная мысль этого произведения? (гордость за величие русского языка: русское слово сопровождает человека в течение всей жизни и может выразить самые разные чувства и мысли человека)

2) Обращение И.Тургенева к молодёжи о бережном отношении к русскому слову. Задание к тексту:

-Определите главный синтаксический приём, используемый автором, для передачи основной мысли текста (побудительные предложения).

-Использует ли автор в данном тексте местоимения? Назовите их (наш, этот, моя и другие).

- Мы готовы интересно и грамотно говорить об этой части речи? (да)

Творческий

метод

Фронтальная беседа





Комплексная аналитическая работа с текстом, ИКТ




Музыкальное произведение







Презентация, слайд №1

Самостоятельная работа.


Прослушивание, восприятие, наблюдение


Устные ответы на вопросы по лирическому тексту


Личностные: развивают творческие способности

Метапредметные: развивают умение воспринимать слова и музыку как единое целое

Предметные: развитие умения по анализу поэтического текста, умеют выделять местоимение как часть речи среди других

3. Формулирование темы урока, целеполагание.

- Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадь.

- Определите задачи урока.

- Поставьте 1-3 задачи для себя, учитывая цели урока. Запишите на маршрутном листе урока


Проблемный метод, индивидуальная работа


Тетрадь, доска, маршрутный лист

Формулирование темы и задач, работа в тетрадях, в маршрутном листе.

Личностные: формируют умение оценивать свои знания

Метапредметные: развивают умение формулировать тему и задачи урока

4. Орфографическая минутка.

- Объясните выделенные орфограммы в данном на слайде тексте И.Тургенева

-Сформулируйте название орфограмм в выписанных словах (правописание согласных в корне слова, суффиксов прилагательных, окончаний существительных и местоимений)

Проблемный метод



Текст И.Тургенева (слова с трудными орфограммами)

Запись слов и обозначение орфограмм в разных частях речи на доске и в тетрадях

Предметные:обозначают орфограммы в разных частях речи

Метапредметные: умеют классифицировать орфограммы

Личностные: формируют умение оценивать свои знания и умения


5. Повторение теоретического материала. Понятия о местоимении.

Задание:

  • 1 ряд – назвать общее грамматическое значение местоимения и вопросы;

  • 2 ряд – назвать морфологические признаки местоимения;

  • 3 ряд – прокомментировать синтаксическую роль местоимений.

Отвечает выбранный группой ученик.


Обобщение и синтез изученного материала

Материал учебника, знания по теме.

Презентация, слайд №2

Групповая форма работы

Устные ответы учащихся

Личностные: умение работать в группах, с другими учениками, развитие речи

Метапредметные: умение работать с учебником, обобщать материал

Предметные: знают определение местоимения как части речи, морфологические признаки, синтаксическую роль

6. Тренировочные упражнения.

- На слайде представлены пословицы. Прочитайте их, вдумайтесь в смысл. Выпишите из них в тетрадь местоимения, определите разряд.

С этим же заданием 2 человека работают у доски.

Проверка. Отметьте в маршрутном листе количество ошибок.

- Какие разряды местоимений не встретились в пословицах? (неопределённые, вопросительные). Приведите примеры.

-Грамматические разборы:

1) Синтаксический разбор предложения последней пословицы в тетрадях и на доске (1 ученик)

2) Морфологический разбор 3 местоимений разных разрядов – на доске выполнят самостоятельно ученики.

Кто затрудняется, можно использовать учебник.

-Ученики, работающие у доски, поставьте себе оценки в маршрутные листы.

ИКТ,аналитическая работа, проблемно-деятельностные приёмы работы





Индивидуально-дифференцированный подход

Презентация, слайд №3

Индивидуальная работа









Самостоятельная работа с комментированием после выполнения

Личностные: акцентирование и выбор положительных качеств человека

Метапредметные: развитие навыка самостоятельной работы, синтез и обобщение знаний

Предметные: знают разряды местоимений, умеют выполнять морфологический разбор местоимения, синтаксический разбор простого предложения

7. Теоретический материал из истории русского слова и местоимений.

1) Выступление ученика «История русского слова»

2) Анализ древнерусского текста. Чтение, определение темы.

- Найдите местоимения в тексте. Какую роль выполняют местоимения в тексте? (придают речи точность, позволяют избежать повторов и др.)

Работа с одарёнными детьми, ИКТ



Исследовательская работа

Презентация, слайд №4-6

Дифференцированная работа



Личностные: развитие уважения к истории своего языка и народа

Метапредметные: умение найти, отобрать и донести материал по заданной теме; умение слушать научную информацию

Предметные: знают о роли местоимений в тексте

8. Культура речи. Обобщение материала по правилам употребления местоимений.

-Найти грамматические ошибки при использовании местоимений, объяснить их, назвать правильный вариант

-Поставьте в маршрутный лист урока число увиденных ошибок, которые вы сами смогли объяснить правильно.

Проблемный метод

Аналитическая работа по культуре речи

Презентация, слайд №7

Устная самостоятельная работа с комментированием после выполнения

Личностные: самооценка знаний и действий

Обучающие: выявляют речевые и грамматические ошибки, умеют редактировать текст




9. Оценивание работы учеников.

-Проанализируйте выполнение тех задач, которые вы себе определили в начале урока, поставьте в маршрутный лист плюсы, если задача выполнена.

- Сдайте маршрутные листы.

Приём рефлексии

Маршрутные листы

Самооценка деятельности.

Личностные: саморефлексия

Метапредметные:

самооценка знаний и действий на уроке

10. Итог урока.

- Слово учителя о главной задаче нашего поколения – знать и беречь русское слово. Используется стихотворение поэта В. Смирнова.

- Послушайте окончание песни Гладкова, найдите местоимения, использованные в тексте.

- Какие чувства вызывает песня у слушателя? (чувство гордости за родное слово, желание знать и грамотно использовать русское слово, чувство патриотизма)

-Какие слова песни выражают идею? («Ах, какое наслаждение - говорить на русском языке…») Поэтому наш урок и назывался данной цитатой.

Межпредметные связи, ИКТ

Презентация, слайд №8-9



Музыкальное произведение

Прослушивание, наблюдение, выводы

Личностные: развивают творческие способности

Метапредметные: развивают умение воспринимать слова и музыку как единое целое

Предметные: развитие умения анализировать поэтический текст, умеют выделять местоимение как часть речи среди других

11.Домашнее задание.

-Найти стихотворение о русском языке. Приготовить выразительное чтение, прокомментировать смысл стихотворения. Записать стихотворенив тетрадь, найти местоимения, обозначить разряды местоимений. Произвести морфологический разбор 1-2 местоимений.

Межпредметные связи, поисково -деятельностный подход

Поэтические тексты, слово

Самостоятельная работа, анализ, обобщение

Личностные: развивают творческие способности

Метапредметные: развивают умение анализировать поэтический текст

Обучающие: развитие умения анализировать поэтический текст, умеют выделять местоимение как часть речи среди других



Необходимое оборудование и материалы:

1. Мультимедийное оборудование. Презентация к уроку

2. Песня Г. Гладкова «Говорим на русском языке»

3. Маршрутный лист ученика на уроке (для самооценки)

4. Материалы выступления ученика «Из истории русского слова»

5. Е.А.Быстрова. Русский языку: учебник для 6 класса в 2 ч. ФГОС – М.: Русское слово, 2013 г.

Использованная литература:

1. Программа по русскому языку УМК Е.А.Быстровой и Рабочая программа по русскому языку для 6 класса по УМК Е.А.Быстровой

2. Е.А.Быстрова. Русский языку: учебник для 6 класса в 2 ч.ФГОС – М.: ООО «Русское слово», 2013 г.

3. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1986.







Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

Тема: « Ах, какое это наслаждение – говорить на русском языке»

Тема: « Ах, какое это наслаждение – говорить на русском языке»

Про с ьба моя состоит в следующем: берегите наш язык, наш прекрасный ру сс кий язык, этот клад, это достояние, переданное нам наш ими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могуществе нн ым орудием; в руках умелых оно в состояни и совершать чудеса.  И. Тургенев
  • Про с ьба моя состоит в следующем: берегите наш язык, наш прекрасный ру сс кий язык, этот клад, это достояние, переданное нам наш ими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могуществе нн ым орудием; в руках умелых оно в состояни и совершать чудеса.
  • И. Тургенев
1 ряд – назвать общее грамматическое значение и вопросы; 2 ряд – назвать морфологические признаки; 3 ряд – прокомментировать синтаксическую роль местоимений.
  • 1 ряд – назвать общее грамматическое значение и вопросы;
  • 2 ряд – назвать морфологические признаки;
  • 3 ряд – прокомментировать синтаксическую роль местоимений.
Найти местоимения, выписать в тетрадь, определить разряд

Найти местоимения, выписать в тетрадь, определить разряд

  • Не суди по себе.
  • Худо тому, кто добра не делает никому.
  • Сын у меня мой, а ум у него свой.
  • Ничего я не боюсь, но ни с кем и не бранюсь.
В 863 году просветители Кирилл и Мефодий создали азбуку , которая в 988 году была принята в качестве государственной письменности Солунские братья Кирилл(Константин) и Мефодий

В 863 году просветители Кирилл и Мефодий создали азбуку , которая в 988 году была принята в качестве государственной письменности

Солунские братья Кирилл(Константин) и Мефодий

Церковь причислила Кирилла и Мефодия к лику святых, а Святейший Синод с 18 мая 1863 года принял указ о провозглашении 24 мая по новому стилю Церковным праздником Солунских братьев.   В России Дни славянской письменности вновь обрели жизнь в 1986 году и стали проводиться в Мурманске, Вологде, Новгороде и других крупных городах страны. В 1988 году праздник получил статус государственного.

Церковь причислила Кирилла и Мефодия к лику святых, а Святейший Синод с 18 мая 1863 года принял указ о провозглашении 24 мая по новому стилю Церковным праздником Солунских братьев.  В России Дни славянской письменности вновь обрели жизнь в 1986 году и стали проводиться в Мурманске, Вологде, Новгороде и других крупных городах страны. В 1988 году праздник получил статус государственного.

Из древнерусского письма второй четверти XII века:   «Покланяние отъЕфрема къ братоу моемоу Исоухие.Не распрашавъ,розгневася. Мене игоумене не поустиле, а я прашалъся; нъ посълалъсъ Асафъмь къ посадъникоу медоу деля. А пришъла есве ,оли звонили. А чемоу ся гневаеши. А я вьсьгда оу тебе. А соромъ ми ,оже ми лихо, мълвляше: «И поклоняю ти ся братьче мои». То си хотя мълви:» Ты еси мои, а я твои» « Поклон от Ефрема к брату моему Исихию, не расспросив, ты разгневался. Меня игумен не пустил, а я отпрашивался. Но он послал меня с Асафом к посадником за медом. А вернулись мы ,когда звонили. Зачем же ты гневанешься? Я ведь всегда твой. Для меня оскорбительно, что ты так плохо мне сказал: «И кланяюсь тебе ,братец мой!» Ты бы хотя бы сказал: «Ты -мой, а я – твой!»

Из древнерусского письма второй четверти XII века:

«Покланяние отъЕфрема къ братоу моемоу Исоухие.Не распрашавъ,розгневася. Мене игоумене не поустиле, а я прашалъся; нъ посълалъсъ Асафъмь къ посадъникоу медоу деля. А пришъла есве ,оли звонили. А чемоу ся гневаеши. А я вьсьгда оу тебе. А соромъ ми ,оже ми лихо, мълвляше: «И поклоняю ти ся братьче мои». То си хотя мълви:» Ты еси мои, а я твои»

« Поклон от Ефрема к брату моему Исихию, не расспросив, ты разгневался. Меня игумен не пустил, а я отпрашивался. Но он послал меня с Асафом к посадником за медом. А вернулись мы ,когда звонили. Зачем же ты гневанешься? Я ведь всегда твой. Для меня оскорбительно, что ты так плохо мне сказал: «И кланяюсь тебе ,братец мой!» Ты бы хотя бы сказал: «Ты -мой, а я – твой!»

Лучше моё отдать, чем чужое взять. Сын у меня мой, а ум у его свой. Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями. Ихняя собака очень злая. Ейная кошка наше мясо съела.

Лучше моё отдать, чем чужое взять.

Сын у меня мой, а ум у его свой.

Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями.

Ихняя собака очень злая.

Ейная кошка наше мясо съела.

Язык наш славен и велик!  Храни родную речь!  Язык любви сердца целит,  Тебе его беречь.  Валентин Смирнов

Язык наш славен и велик! Храни родную речь! Язык любви сердца целит, Тебе его беречь.

Валентин Смирнов

Г.Гладков «Говорим на русском языке»  Ах, какое это наслаждение – говорить на русском языке!

Г.Гладков «Говорим на русском языке» Ах, какое это наслаждение – говорить на русском языке!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!