СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку по теме "Местоимение как часть речи" ( 6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку по теме "Местоимение как часть речи" ( 6 класс)»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Тема

Местоимение как часть речи

Класс

6

Автор УМК

Русский язык под редакцией Т. А. Ладыженской

Педагогические цели

Актуализировать и восстановить знания учащихся о местоимении, углубить понятия о роли местоимений в речи, формировать умение определять синтаксическую роль местоимения в предложении; развивать логическое мышление, память, умение отвечать на поставленные вопросы; воспитывать речевую культуру, формировать познавательный интерес к предмету.



Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Планируемые результаты (предметные)

Предметные: знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений; уметь находить местоимения в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные УУД: планировать необходимые действия, контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки, сопоставлять свою работу с образцами, находить информацию, представленную в неявном виде, осуществлять анализ объектов и выделять их существенные характеристики, целеполагание, планирование, контроль и оценка деятельности на учебном занятии.

Познавательные УУД: анализировать учебный материал и выделять необходимую информацию, выполнять учебно-познавательные действия, приобретать умения использовать полученные знания в практической деятельности, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, делать выводы.

Коммуникативные УУД: формулирование и аргументация собственного мнения, умение строить монологическое высказывание, высказывание и обоснование собственной точки зрения.

Личностные УУД: формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала, развитие адекватной самооценки, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формировать умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры, анализ и рефлексия, самооценка деятельности.




Формы и методы обучения

Методы: словесный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная

Основное содержание темы, понятия.

Местоимение, род, число, падеж, члены предложения.

Образовательные ресурсы

- основные (учебник, карточки с учебными заданиями)

- дополнительные ( мультимедийная презентация)





Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование

УУД


  1. 1.

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность.

Проверка готовности рабочего места к началу урока.

Приветственное слово:

- Добрый день, ребята! Я рада видеть вас здесь в этот первый весенний день. Пусть он ʜᴇсёт всем нам радость общения.

Сегодня нам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю творческих удач.

У вас на столе лежат оценочные листы. В течение урока вы будете себя оценивать:

задание выполнено верно « + »,

задание выполнено с ошибками « + - «

задание выполнено неверно « - ».

В конце урока посчитаете « - « и « + « и оцените себя.



Проверяют готовность рабочих мест. Настраиваются на работу на уроке.

Работают в тетрадях, записывают дату.

Личностные: настрой на позитивное начало урока

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем


2.

Актуализация знаний

Цель этапа: пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения.


Слово учителя:

- На прошлом уроке мы закончили изучение такой части речи, как «Имя числительное». Сегодня приступим к изучению новой интересной части речи. Как она называется, пока неизвестно. Чтобы узнать, поработаем с предложением.


Слайд 1


Регулятивные: определение темы урока.



3.

Постановка учебной задачи

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации

Создает проблемную ситуацию


Слайд 2

Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.


Вопросы:

- Понятен смысл этого предложения? Нет .

- Можем ли мы сказать :

Кто он ?

От кого узнал?

Какая именно погода?

Через сколько дней она установится?


Изменим предложение.

слайд 3

Вова узнал от синоптиков, что солнечная погода установится через семь дней.

- Можем ли мы теперь ответить на вопросы:
- Кто он? (Вова)
- От кого узнал? (От синоптиков)
- Какая погода установится? (Солнечная)
- Через сколько дней? (Через семь дней)


- Слова какой части речи мы употребили вместо имени существительного, вместо имени прилагательного, вместо имени числительного? (местоимения)

Правильно, в предложении

Слайд 4

Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.


Слова он, (от) них, такая, несколько являются местоимениями.


- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (местоимение как часть речи)

- Запишите тему урока в тетради (слайд 5 местоимение как часть речи)

- Посмотрим, каково происхождение данного слова.

- К какому словарю нужно обратиться? (этимологическому)


- Изучая данную тему, чтобы вы хотели узнать?

(- что такое местоимение,

- какова роль местоимений в русском языке.

- какими членами предложения могут быть местоимения).


- Чему хотели бы научиться?

(правильно употреблять в речи)


Морфемный разбор


- Посмотрим, из каких частей оно состоит.

Запиши слово в тетради и проведи морфемный разбор.

Обрати внимание на написание этого слова. Соединительная гласная о - запомнить


МЕСТ – О - ИМ - ЕН – И - Е


- Проверим, что у тебя получилось.

Фонетическая разминка - местоимение.

- Сколько в слове слогов? (6)

- Сколько гласных? (6)

- Сколько в слове букв? (11)

- Сколько звуков обозначает конечная буква формулируют определение местоимения как части речи.

е? Почему?



- Вернемся к нашему первому предложению.


(Слайд 6) Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.

- Почему же мы не смогли понять его?

(Вместо имен имен существительных, вместо прилагательного и числительного употреблены местоимения)

- Что делают местоимения? (Местоимения не называют, а указывают на предмет).


- Какой можем сделать вывод?

ВЫВОД:. Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.

- Проверим, правильно ли мы сделали вывод. Для этого открой учебник на стр. 64 и прочти правило.


Первичное закрепление во внешней речи.

Работа по учебнику.



А) Чтобы закрепить теоретический материал, выполним упр. 433

(1 и 3 пр. письм., 2 - устно).


Познакомимся с заданием. Что нужно сделать?

Вставить подходящие по смыслу местоимения, подчеркнуть их и слова, вместо которых употреблены местоимения, обозначить падеж выделенных и вставленных местоимений.


- Вместо какой части речи в данных предложениях употребляются местоимения? (им. существительного)

- Что можно сказать о местоимениях (к) тебе, (к) ней) ( В дат. падеже).

- Как изменяются местоимения? ( по падежам)

- Местоимения изменяются только по падежам или могут еще как-то изменяться? (по родам и числам )

примеры самост.

- Какой можем сделать вывод?

ВЫВОД:. Местоимения изменяются по родам, числам и падежам.

Обратимся еще раз к правилу и посмотрим, правильно ли мы сделали вывод. С. 64

Отвечают на поставленные вопросы









Записывают предложение в тетради











Формулируют тему урока



Записывают тему урока «Местоимение как часть речи»















Работают с этимологическим словарем










Формулируют задачи урока








Проводят морфемный разбор слова местоимение














Отвечают на поставленные вопросы























Формулируют определение местоимения как части речи.


Личностные: осознает свои возможности в учении; способна адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, работать в коллективе, уважать мнение других участников образовательного процесса

5.

Физкультминутка



Цель: снять эмоциональную усталость, предупредить утомление






Я читаю стихотворение, если услышите местоимение, хлопайте в ладоши.

Я говорил ему о ней,

С ним вместе уходя.

Я все-таки его умней,

Хотя боюсь дождя.

Он обо мне шепнул ему,

Но все это – вранье.

Они-то знают, почему

Вступились за нее.

- Молодцы!

Слушают стихотворение и выполняют задание учителя


Личностные:




Б) Выполнение упр. 434 письм.2 предложение письменно

-Какими членами предложения могу быть местоимения? (подлежащим, дополнением, определением)

- Назовите виды орфограмм на месте пропусков:

С земли – раздельное написание предлогов со словами.

Не сошел - не с глаголами.

Выздоравливали – непроверяемая гласная в корне слова.

Тяжелой- проверяемая гласная в корне слова.

Болезни- буквы е – и в падежных окончаниях существительных.

Известно- непроизносимая согласная в корне слова.

Работают по учебнику и в тетради.


Определяют синтаксическую роль местоимений.


Вспоминают ранее изученные орфограммы, правила


6.

Работа с деформированным текстом

Сейчас вы побываете в роли редактора. Перед вами деформированный текст, вам необходимо внести коррективы в текст, заменяя повторяющееся слово местоимениями.

(Слайд 7)

В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.


- Прочтите получившийся текст.

-Нужны ли в нашей жизни (речи) местоимения?

- Если нужны, то для чего?

Вывод: В нашей жизни (в речи) нужны местоимения. Они помогают избежать повтора, разнообразят нашу речь.


Работают с деформированным текстом, внося необходимые коррективы


7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: развитие умения решать учебно- познавательные задачи

Тест по теме "Местоимение"

1. Укажи, каким членом предложения является местоимение в предложении: В нашем доме живет известный человек.

А) дополнение;

Б) определение;

В) обстоятельство.

2.Укажите, какое определение местоимения как части речи является более точным.

Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая:

А) обозначает предмет, лицо, признак, количество;

Б) обозначает лицо;

В) указывает на предмет, признаки;

Г) обозначает лицо, а также указывает на предметы, признаки, количества, не называя их конкретно.

3. Какую часть речи не может заменить местоимение?

А) имя существительное

Б) имя прилагательное

В) глагол

Г) имя числительное

4. У какого местоимения можно определить род?

А) ты

Б) вы

В) я

Г) она

5. Какое из местоимений соотносится с существительным?

А) твой;

Б) туда;

В) кто-то.

(Слайд 8)

Ответы теста (1 –б, 2- г, 3- в, 4- г, 5 – в)


Работают с тестами и сверяют с ключом

Личностные: осуществляет нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные: самостоятельно выделяет и формулирует цель; осуществляет поиск необходимой информации. Регулятивные: самостоятельно планирует необходимые действия, операции.

Коммуникативные: формулирует собственные мыс-

ли, высказывает и обосновывает свою точку зрения

8.

Итог урока



Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.


- Ребята, видите, какая необычная и интересная часть речи есть в русском языке.

Предлагаю обобщить нашу работу, составив синквейн по теме урока.



(Слайд 9)


1строка – 1 существительное, тема.

2 строка – 2 прилагательных, раскрывающих тему синквейна

3 строка – 3 глагола, описывающих действия по теме синквейна.

4 строка - фраза из трех- четырёх слов, показывающая отношение к теме

5 строка- заключительная, ее задача одним словом подвести итог всего произведения.


Составляют синквейн, несколько уч-ся зачитывают

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации Познавательные: моделирование, анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных),
построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

9.

Домашнее задание, инструктаж по его выполнению


Цель:

формирование умения применять полученные знания на практике самостоятельно.

Объясняет домашнее задание:

1.Выучть правило на странице 64.

  1. - Выполнить упражнение 436 .

Записывают домашнее задание

Личностные: самопределение

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль


10.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.


Цель: зафиксировать новое содержание, осознание учащимися своей УД, самооценка результатов своей деятельности

  1. Оцените свою работу.


  1. Урок подошёл к концу. Мне очень понравилось с вами работать.


  1. Урок окончен. Спасибо за внимание.

Оценивают свою деятельность на уроке.


Личностные: формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Регулятивные: анализ работы на уроке















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!