Создает проблемную ситуацию Слайд 2 Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней. Вопросы: - Понятен смысл этого предложения? Нет . - Можем ли мы сказать : Кто он ? От кого узнал? Какая именно погода? Через сколько дней она установится? Изменим предложение. слайд 3 Вова узнал от синоптиков, что солнечная погода установится через семь дней. - Можем ли мы теперь ответить на вопросы: - Кто он? (Вова) - От кого узнал? (От синоптиков) - Какая погода установится? (Солнечная) - Через сколько дней? (Через семь дней) - Слова какой части речи мы употребили вместо имени существительного, вместо имени прилагательного, вместо имени числительного? (местоимения) Правильно, в предложении Слайд 4 Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней. Слова он, (от) них, такая, несколько являются местоимениями. - Как вы думаете, какова тема нашего урока? (местоимение как часть речи) - Запишите тему урока в тетради (слайд 5 местоимение как часть речи) - Посмотрим, каково происхождение данного слова. - К какому словарю нужно обратиться? (этимологическому) - Изучая данную тему, чтобы вы хотели узнать? (- что такое местоимение, - какова роль местоимений в русском языке. - какими членами предложения могут быть местоимения). - Чему хотели бы научиться? (правильно употреблять в речи) Морфемный разбор - Посмотрим, из каких частей оно состоит. Запиши слово в тетради и проведи морфемный разбор. Обрати внимание на написание этого слова. Соединительная гласная о - запомнить МЕСТ – О - ИМ - ЕН – И - Е - Проверим, что у тебя получилось. Фонетическая разминка - местоимение. - Сколько в слове слогов? (6) - Сколько гласных? (6) - Сколько в слове букв? (11) - Сколько звуков обозначает конечная буква формулируют определение местоимения как части речи. е? Почему? - Вернемся к нашему первому предложению. (Слайд 6) Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней. - Почему же мы не смогли понять его? (Вместо имен имен существительных, вместо прилагательного и числительного употреблены местоимения) - Что делают местоимения? (Местоимения не называют, а указывают на предмет). - Какой можем сделать вывод? ВЫВОД:. Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их. - Проверим, правильно ли мы сделали вывод. Для этого открой учебник на стр. 64 и прочти правило. Первичное закрепление во внешней речи. Работа по учебнику. А) Чтобы закрепить теоретический материал, выполним упр. 433 (1 и 3 пр. письм., 2 - устно). Познакомимся с заданием. Что нужно сделать? Вставить подходящие по смыслу местоимения, подчеркнуть их и слова, вместо которых употреблены местоимения, обозначить падеж выделенных и вставленных местоимений. - Вместо какой части речи в данных предложениях употребляются местоимения? (им. существительного) - Что можно сказать о местоимениях (к) тебе, (к) ней) ( В дат. падеже). - Как изменяются местоимения? ( по падежам) - Местоимения изменяются только по падежам или могут еще как-то изменяться? (по родам и числам ) – примеры самост. - Какой можем сделать вывод? ВЫВОД:. Местоимения изменяются по родам, числам и падежам. Обратимся еще раз к правилу и посмотрим, правильно ли мы сделали вывод. С. 64 |