СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по русскому языку по теме «Местоимение как часть речи» в 6 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по русскому языку по теме «Местоимение как часть речи» в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку по теме «Местоимение как часть речи» в 6 классе»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Мотивация к деятельности

Цель этапа:включение учащихся в деятельность.


Проверка готовности рабочих мест к началу урока.

Приветственное слово: Ребята, я рада видеть вас сегодня на уроке. Мы вновь совершим с вами путешествие в завораживающую, увлекающую страну знаний. Сегодня, как и на предыдущих уроках, мы будем путешествовать по одному из королевств этой огромной страны – Морфологии.

А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы в открытии новых знаний!


Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе.


Личностные: настрой на позитивное начало урока






2.Актуализация знаний

Цель этапа: пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения.




Слово учителя: Сегодня мы откроем еще один уголок нашего королевства, то есть изучим еще одну часть речи. А для начала послушайте стихотворение:

Никто никому ничего не сказал,

Что Некто и с кем-то куда-то попал.

Никто ведь об этом ничто не узнал,

Что Некто зачем-то куда-то пропал.



А Некто с кого-то пример не берёт.

Он только худеет, не ест и не пьёт,

Не видит он даже, что некто идёт,

Он знает, что кто-то кого-то не ждёт.


В какой день недели, в котором часу

Тот Некто усвоит, что грусть не к лицу

Кому бы то ни было: этой, тому,

Нашему, вашему, даже ему?

Вернется когда-нибудь Некто к себе,

Не спросит он больше: "Доколе?" и "Где?",

В любой день недели он будет всегда

Повсюду, везде улыбаться тогда

Вопросы:

-Слова, какой части речи, чаще других встречаются в этом стихотворении? (местоимение)

- Какой теме будет посвящен наш урок?

Запись даты и темы урока «Местоимение как часть речи»


Слушают стихотворение. Формулируют тему урока, работают в тетрадях, записывают дату и тему урока «Местоимение как часть речи»




Регулятивные:определение темы урока.




3.Постановка учебной задачи

Цель этапа:постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации

Вопросы:

Какую цель мы сегодня поставим перед собой на уроке? (познакомиться с местоимением как частью речи)

Что ты должны для этого сделать? (определить роль местоимений в русском языке, повторить синтаксическую роль местоимений, узнать разряды местоимений и т.д.)

Совершенно верно. И теперь, когда у нас есть цель, когда мы определились с задачами, можем приступать к изучению данной темы.






Формулируют цель и задачи урока



.




Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные:обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, работать в коллективе, уважать мнение других участников образовательного процесса

4.Постановка проблемы.

Цель этапа:обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем)






Слово учителя: Изучать местоимение нам поможет таблица под названием «ЗУХ». Начертите таблицу в тетрадь.

Давайте поработаем с ней. Заполните пока только первую колонку, отметьте в ней то, что вы уже знаете о местоимении.

Знаю

Узнал

Хочу узнать






К остальным графам таблицы мы вернемся позже.

Расскажите, что же вы знаете о местоимениях?

Ответьте на вопросы:

Какова же роль местоимения в речи?

Назовите грамматические признаки местоимений?

Какими членами предложения могут быть местоимения?

(обучающиеся затрудняются с ответами).

Нам явно не хватаем имеющихся знаний, давайте попытаемся пополнить копилку сведений о местоимениях.







Заполняют таблицу



Отвечают на поставленные вопросы.



Сталкиваются с затруднением.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные:устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации





5. Этап изучения нового материала. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: построение проекта выхода из затруднения, получить новые знания о местоимении как части речи.



Слово учителя: Послушайте рассказ А.П Чехова «Моя «Она»

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё,- связь, стало быть, крепкая, прочная… Но не завидуйте, юная читательница!.. Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом… По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю… Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Детей у нас пока нет… Хотите знать её имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли…



Итак, о ком или о чем говорит автор?

(Моя «Она» - это лень.)



Словарная работа



Местоимение – вместо и имя, то есть вместо имени.



А вместо какого такого имени?



Для того чтобы ответить на этот вопрос, поработаем над предложениями. Запишем и сравним их.



Петр подошел к незнакомому дому через два часа.

Он подошел к какому-то дому через несколько часов.



Таким образом, какие части речи может заменять местоимение? (имя существительное, имя прилагательное и имя числительное)

На что указывают местоимения? (на предмет, признак, количество, но не называют их)

Попробуйте дать определение местоимению. (Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их)



Следующим заданием будет работа над синтаксической ролью местоимений.

Запишем текст:

Весна на пороге. Вскоре она вступить в свои права. А сейчас еще морозно. Такая погода продержится недолго. Через несколько дней засияет яркое весеннее солнце и начнется настоящая весна.



Назовем все местоимения и определим их синтаксическую роль.



Сделаем вывод: в предложении местоимении обычно бывает? (подлежащим, дополнением, определением)

Обратим внимание на морфологические признаки местоимений. Опираясь на записанный нами текст, определите морфологические признаки местоимений. (Изменяются по падежам, некоторые местоимения изменяются по родам и числам)



Давайте обобщим все сказанное нами о местоимении.

Заполните, пожалуйста, вторую графу нашей таблицы, что вы узнали на данном этапе урока о местоимениях







Слушают рассказ. Отвечают на вопросы. Проводят словарную работу. Определяют грамматические признаки и синтаксическую роль местоимений. Заполняют таблицу. Учатся давать определения.

Регулятивные: понимание цели этого этапа работы.

Коммуникативные :умение сотрудничать,

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.



Познавательные: умение понимать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, умение анализировать информацию.

Личностные: умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других, оценивать себя и своих одноклассников.









6. Физкультминутка.

Цель: снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.



Зарядка под припев песни «Родина моя» («Я, ты, он, она…»)





7.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи



Слово учителя: А сейчас мы разделимся на группы. Первый вариант будет группой №1, второй вариант – группой №2.

1 группа выполняет упражнение учебника 433 и отвечает на вопросы: какие же части речи может заменять местоимения, какие местоимения могут изменяться по падежам (с примерами из текста)

2 группа выполняет упражнение 434 и отвечает на вопрос: какова синтаксическая роль местоимений.



Слово учителя: Я вам предлагаю еще немного расширить свои знания о местоимении. Послушайте лингвистическую сказку.

В тридевятом царстве в тридесятом государстве была большая страна. А страну эту называли Страна Местоимений. И были в этой стране и большие и малые города. И названия этим городам были – Личный, Возвратный, Притяжательный, Указательный, Вопросительный, Относительный, Отрицательный, Определительный и Неопределённый. И жило в этой сказочной стране великое множество местоимений. И селились они по городам по своим интересам и характерам. Так в городе Личный жили личные местоимения. Гордые и независимые жители Я живут на улице Яколки. Когда они женятся, то меняют свою фамилию на – МЫ. На улице Тыколки живут воспитанные взрослые – ВЫ и их озорные детки – ТЫ. На Дружной улице живут брат ОН, сестра ОНА и их фантастическое животное ОНО. Их видят всегда вместе и зовут просто – ОНИ. 
Самый маленький город в стране - Возвратный. В нём живёт только одна семья – себялюбки, так их называют в других городах. Потому что они только и делают, что говорят о себе и любят только СЕБЯ. 
Третий город – Притяжательный. В этом городе живут очень дружные жители – местоимения - МОЙ, ТВОЙ, ЕГО, ЕЁ, НАШ, ВАШ, ИХ, СВОЙ. Они всегда готовы помочь не только жителям своего города, но и жителям всей страны. В городе Указательный живут самые невоспитанные местоимения. Они только и делают, что показывают друг на друга пальцем и говорят: ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ. Самые любознательные жители страны собрались в одном городе. Они постоянно задают друг другу и всем, кто к ним приезжает вопросы: КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКОВ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? Поэтому своему городу они дали самое правильное название – Вопросительный. 
А вот в городе Относительный вопросов нету. Там живут очень спокойные жители, хотя внешне слова, которые они произносят и похожи на слова их соседей: КТО, ЧТО, КАКОЙ, КАКОВ, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, СКОЛЬКО. Только говорят они их спокойно. Например, вот так мама может сказать своему непослушному ребёнку: “Ах, в который раз ты не слушаешься меня...” 
В городе Определительный живут всякие разные местоимения. У них очень разные интересы, но все они очень добрые и работящие жители: ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, САМ, САМЫЙ, ИНОЙ, ЛЮБОЙ, ДРУГОЙ. 
Самые упрямые местоимения живут в городе Отрицательный. Они ни с кем никогда не соглашаются и всегда всё отрицают: НИКТО, НИЧТО, НИЧЕЙ, НИКАКОЙ, НЕКОГО, НЕЧЕГО. Они часто говорят: “Никого, ничего никто не видел. Ничего никто не брал. И вообще я ничего не знаю.” 
Самый последний город в Стране Местоимений – это город Неопределённый. У жителей этого города есть одна любимая сказка. Которая начинается словами: “В НЕКОТОРОМ царстве, в НЕКОТОРОМ государстве жили-были НЕСКОЛЬКО НЕКТО и НЕЧТО. НЕКОТОРЫЙ КТО-ТО ЧТО-ТО ГДЕ-ТО видел красивое, но нам с вами об этом не расскажет…”

Слово учителя: Как вы уже догадались, местоимения делятся по значению на разряды. У вас на партах лежат таблицы (см. Приложение 1) Более подробно мы поговорим о разрядах местоимений на последующих уроках, а сегодня только познакомимся с названиями разрядов и местоимениями, которые входят в эти разряды.

Задание

Выписать из текста все местоимения, с помощью таблицы определить их разряд. (см. Приложение2)

1. Я добрался, наконец, до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мной, а за ними виднелось пустынное поле. 2. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней 3. Небольшая ночная птица почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. 4. Какой-то зверек слабо и жалобно пискнул между камней. 5. Казалось, отроду не бывал я в таких пустых местах: нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука. 6. Кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом.

И. Тургенев

(проверка)

Я думаю, вам есть, что еще записать в таблицу «ЗУХ»

Работают в группах, готовят небольшие сообщения по заданным вопросам, отвечают.







Слушают сказку, знакомятся с таблицей разрядов местоимений по значению, выполняют задание.































































































































Продолжают заполнение таблицы.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать

в творческом, созидательном процессе.

Познавательные:выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативныеформулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения



8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: развитие умения решать учебно- познавательные задачи

Тест по теме "Местоимение" ( на листах у каждого см. Приложение3)

1. Укажите, каким членом предложения является местоимение в предложении: В нашем доме живет известный человек.

А) дополнение;

Б) определение;

В) обстоятельство.



2. Укажите местоимение, которое изменяется по родам:

А) весь;

Б) некто;

В) ты.



3. В каком ряду все слова являются местоимениями?

А) я, кто, любой, второй;

Б) себя, своего, по-моему, прежний;

В) никого, что-либо, их, по-нашему;

Г) ее, всякий, самый, каждый.



4. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной: Ее дом находился за городом.

А) определительное местоимение;

Б) личное местоимение;

В) притяжательное местоимение;



5. Какое из местоимений соотносится с существительным?

А) твой;

Б) туда;

В) кто-то.

Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполненной работы и оцените своего товарища.

Ответы тестов (1 –б, 2 –а, 3 –г, 4 – в, 5 – в)

Работают с тестами.

Оценивают свою работу.

Ответы проверяют по ключу.

Сравнивают свою оценку.

Личностные:осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные:самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:формулируют собственные мыс-

ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

9. Итог урока. Домашнее задание

Вопросы: Вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока, достигли ли мы ее?

Домашнее задание: выполнить упражнение 435, заполнить третью графу таблицы «ЗУХ», знать теоретический материал, представленный на с. 64 вашего учебника.



Ведут диалог, повторяют основные определения и правила, записывают домашнее задание

Регулятивные: анализ работы на уроке

Коммуникативные:формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации



10. Этап рефлексии учебной деятельности.

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

Вопросы: Довольны ли вы уроком, своей работой на уроке?

Нарисуйте смайлик на полях, который отражает ваше настроение.



Как вы оцениваете свою работу на уроке и работу одноклассников?

Оцени работу всего класса.

Оценивают свою работу на уроке.

Оценивают работу класса

Личностные:формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности





Приложение 1



Приложение 2

1. Я добрался, наконец, до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мной, а за ними виднелось пустынное поле. 2. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней 3. Небольшая ночная птица почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. 4. Какой-то зверек слабо и жалобно пискнул между камней. 5. Казалось, отроду не бывал я в таких пустых местах: нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука. 6. Кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом. 7. Два-три мальчика быстро поднялись с земли. Я откликнулся на их вопросительные крики. Они подбежали ко мне, отозвали собак, которых особенно поразило появление моей Дианки, и я подошел к ним. И. Тургенев



Приложение 3

Тест по теме "Местоимение"

1. Укажите, каким членом предложения является местоимение в предложении: В нашем доме живет известный человек.

А) дополнение;

Б) определение;

В) обстоятельство.



2. Укажите местоимение, которое изменяется по родам:

А) весь;

Б) некто;

В) ты.



3. В каком ряду все слова являются местоимениями?

А) я, кто, любой, второй;

Б) себя, своего, по-моему, прежний;

В) никого, что-либо, их, по-нашему;

Г) ее, всякий, самый, каждый.



4. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной: Ее дом находился за городом.

А) определительное местоимение;

Б) личное местоимение;

В) притяжательное местоимение;



5. Какое из местоимений соотносится с существительным?

А) твой;

Б) туда;

В) кто-то.





Конспект открытого урока по русскому языку по теме «Местоимение как часть речи» в 6 классе.

Цели:

- дать понятие о местоимении как части речи;

- научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять их роль в тексте;

- способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса;

- развивать логическое мышление, память, внимание.

Оборудование:

- компьютер, проектор и экран;

- учебник;

- раздаточный материал (тексты для редактирования).

Ход урока.

- Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку.

- Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Сегодня мы с вами продолжим путешествовать по одной очень интересной стране, название которой вы мне назовете, правильно решив несложные математические примеры. Но будьте внимательны: примеры коварны.  (слайд 1 и 2)

- Верно.  А кто вспомнит, что изучает морфология(раздел лингвистики, изучающий слово как часть речи).

- Сегодня, ребята, когда Я собиралась в школу, очень переживала за урок, за ВАС, как ВЫ будете отвечать на уроке, но сейчас ВЫ МЕНЯ успокоили, и Я надеюсь, что сегодня на уроке ВЫ будете активны и сообразительны. Кто-то обратил внимание на моё произношение? Какие слова я выделила голосом?  Назовите их.  (Я, ВАС, ВЫ, МЕНЯ)

- А вы знаете, какой частью речи являются данные слова? (местоимения)

- Верно. А поскольку мы путешествуем по стране Морфология, то сегодня посетим еще один город этой страны – Местоимение.

- Откроем тетради, запишем число и тему нашего урока – «Местоимение как часть речи».  (слайд 3)

- А вот и цели урока.  (слайд 4)

- дать понятие местоимения как части речи, познакомить с морфологическими признаками;

- научить находить местоимения, правильно употреблять их, определить роль в тексте.

- Как всегда, новую часть речи мы будем изучать по плану. Вспомните план, по которому мы изучали имя существительное, имя прилагательное, имя числительное.  (слайд 5)

- Местоимение – важная часть речи, и о себе оно говорит так :  (слайд 6)

Я заменить могу другие части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится словам другие замещать,

На их значение всегда мне надо указать.

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена.

- Как вы понимаете это стихотворение? Каково же значение этой части речи? (заменяет другие части речи и указывает на их значение)

- Давайте, ребята, поработаем со следующим предложением (слайд 7).

Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.

- Понятен ли вам смысл этого предложения?

- А что именно непонятно? (Кто он? От кого узнал? Какая погода? Через сколько дней она установится?)

- А если мы внесем изменения в предложение, сможем ли ответить на вопросы?

- А какие изменения, по-вашему, нужно внести? (заменить местоимения подходящими по смыслу словами)

- Я внесла некоторые изменения в предложение. Запишите его в тетрадь.  (слайд 8). 

Максим узнал от синоптиков, что солнечная погода установится через пять дней.

- Ответим на те же самые вопросы: кто он? От кого узнал? Какая погода?  Через сколько дней она установится?

- Посмотрите, ребята, вместо каких слов были употреблены местоимения ОН, НИХ, ТАКАЯ, НЕСКОЛЬКО (местоимения подписать над словами в предложении)? Какими частями речи они являются и что обозначают? (слайд 9) («Максим» и «синоптики» – имена существительные, обозначают предмет; «солнечная» – имя прилагательное, обозначает признак предмета; «пять» – имя числительное, обозначает количество)

- Вспомните, каким одним словом в морфологии называют существительное, прилагательное, числительное? (имена)

- Наши местоимения употреблены вместо имени (слайд 10).  Обратите внимание на это сочетание – «вместо имени» - в нем скрыты этимологические корни слова МЕСТОИМЕНИЕ.

- Но почему же нам не был ясен смысл предложения в его первом варианте? (в отличие от существительных, прилагательных и числительных местоимение не называет предмет, признак или количество) – слайд 11

- На какие же вопросы будет отвечать местоимение, если оно употребляется вместо имен? (Кто? Что? Какой? Чей? Сколько?)

- А сейчас выполним нехитрые задания и посмотрим, а как могут изменяться местоимения.

- Задание 1. Просклоняйте местоимение ОН  – у доски и в тетрадях. (слайд 12)

- Задание 2. Определите род и число местоимения в словосочетании ТАКАЯ погода, ТАКОЙ берег, ТАКОЕ озеро, ТАКИЕ дни (словосочетания записать).  (слайд 12)

- Какой же вывод можно сделать? (местоимения могут изменяться по родам, числам и падежам)(слайд 12)

- О каких морфологических признаках мы сейчас вели речь? (о непостоянных признаках)

- Переходим к знакомству с постоянными признаками местоимения – его разрядами.

 

- Ребята, на что указывают местоимения Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ? (на лицо)

- Значит это личные местоимения (слайд 13). Составьте и запишите простое предложение с любым личным местоимением.

- К следующему разряду относится только одно местоимение СЕБЯ. Это возвратное местоимение. (слайд 13) 

                                                                                                                х

- Задание. Составьте и запишите 2 словосочетания по схеме «глагол + возвр. мест.»  

- 3 разряд местоимений – вопросительные – КТО? ЧТО? КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? (слайд 13)

- Задание. Составьте простое вопросительное предложение, опираясь на записанное вами предложение (про Максима).

- 4 разряд – это относительные местоимения: КТО, ЧТО, КАКОЙ, ЧЕЙ, СКОЛЬКО. (слайд 13)

- Задание. Вставьте на места пропусков относительные местоимения в пословицы (записать на доске).

… посеешь, то и пожнёшь. (Что…)

…голов - …умов. (Сколько…, столько…)

- В чем смысл этих пословиц?

- 5  разряд – это неопределенные местоимения – НЕЧТО, НЕКТО, НЕКОТОРЫЙ, НЕСКОЛЬКО, КОЕ-ЧТО, КОЕ-КТО, КТО-ТО, КТО-НИБУДЬ, ЧТО-НИБУДЬ и другие. (слайд 13)

- Задание. От относительных местоимений образуйте и запишите  несколько неопределенных с помощью приставки кое- и суффиксов –то, -либо, -нибудь.

- С каким правилом столкнулись при написании этих местоимений? Кто помнит зарифмованное правило? («Кое-, -то, -либо, -нибудь надо черточкой стянуть»)

- 6 разряд – отрицательные местоимения: НИКТО, НИЧТО, НИКАКОЙ, НИЧЕЙ, НЕКОГО, НЕЧЕГО. (слайд 13)

- Задание. Записать простое предложение с одним из отрицательных местоимений.

- 7 разряд – притяжательные местоимения: МОЙ, ТВОЙ, НАШ, ВАШ. (слайд 13)

                                                                                                                                                                                                        х

- Задание. Составьте и запишите 2 словосочетания по схеме «притяж. мест. + сущ.»

- 8 разряд – указательные местоимения: ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО. (слайд 13)

- Задания. Определите род местоимений в следующих словосочетаниях:

Этот праздник, такое доверие, та дверь.

- 9 разряд – определительные местоимения: ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, САМ, САМЫЙ, ЛЮБОЙ, ИНОЙ, ДРУГОЙ. (слайд 13)

- Задание. Придумайте и запишите SMS с определительным местоимением о сегодняшнем уроке.

- Вот мы и познакомились с разрядами местоимений. Сколько их?

- А теперь еще раз обратимся к предложению, которое мы анализировали в начале урока, запишем его и выполним его синтаксический разбор, подчеркивая местоимения как члены предложения.(слайд 14) – работа у доски

- Какой же вывод можно сделать? Какова синтаксическая роль местоимений в предложении?

- А теперь давайте проверим в учебнике, может быть мы с вами что-то неверно назвали, что-то забыли – стр. 143 – 145.

- Сегодня на уроке мы много говорим о местоимении, но для чего они нам нужны? (ответы ребят)

- А сейчас поработаем в группах по 4 человека. У вас на столе есть распечатанный текст. Ваша задача заключается в следующем: отредактировать данный текст, вставив, где нужно, подходящиеместоимения !!! (работа в течение 3-4 минут)

- Прошу по одному представителю от группы выйти к доске с вашими отредактированными текстами и прочитать, что же у вас получилось.

Тексты (первоначальные) проектируются на экран.

Группа № 1. (слайд 15)

В субботу бабушка и внук отправились по грибы. Рано утром бабушка и внук пришли в лес. Лес был освещен лучами восходящего солнца. Солнце светило ярко, и была чудесная погода. В чудесную погоду не хочется сидеть дома. За день бабушка нашла 9 белых грибов. 9 белых грибов нашел и внук.

Группа № 2. (слайд 16)

Я выхожу на поляну. За поляной – густой старый ельник. В старом ельнике все деревья обвешаны большими шишками. Больших шишек так много, что под их тяжестью склонились концы ветвей. Концы ветвей почти касаются земли, так что за ветвями легко спрятаться.

Группа № 3. (слайд 17)

Дворец Трёх Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружён глубокими каналами. Над глубокими каналами висели чёрные железные мосты. Чёрные железные мосты охранялись дворцовой стражей – гвардейцами. Гвардейцы были в чёрных клеёнчатых шляпах с жёлтыми перьями.

Группа № 4. (слайд 18)

Саша и Маша любят ходить в походы. Однажды Саша и Маша решили обследовать пещеру. В пещере было озеро. Вода в озере была необыкновенно чистая и совершенно неподвижная. А на стенах пещеры были изображения мамонтов и лошадей. Мамонтов и лошадей изобразили древние охотники. Может быть, древние охотники жили здесь.

Группа № 5. (слайд 19)

Филипп с папой пошли в кафе. В кафе Филипп с папой заказали мороженое. Официант поставил мороженое на стол. После этого официант ушел. Тут Филипп увидел аквариум. В аквариуме плавали рыбки. У рыбок были золотисто-красные плавники и чёрные хвосты.

Группа № 6. (слайд 20)

У Мамина-Сибиряка много сказок  для детей. Мамину-Сибиряку хотелось научить детей видеть и понимать красоту природы. Сказки, которые писатель когда-то рассказывал дочке, писатель издал отдельной книгой и назвал книгу «Алёнушкины сказки». Животные в сказках Мамина-Сибиряка похожи на нас с вами. Животные в сказках писателя и думают, и разговаривают между собой, как люди.

 

- Какой же вывод можно сделать? Зачем нам нужны местоимения? (местоимения нашу речь делают красивее и богаче, помогают избегать повторов)

- Откройте дневники и запишите домашнее задание: стр. 143 – 145, упр. 810

- Сегодня на уроке вы много отвечали, творили, дополняли друг друга.  Теперь подошло время подвести итог нашему уроку. А проведем мы его в форме теста: на каждый вопрос вам нужно дать только один вариант ответа. Внимание на экран.

Тест. (слайды 21 – 26)

Вопрос 1. Каково общее грамматическое значение местоимений?

А) обозначают предмет и его признак;

Б) указывают на предметы, признаки или количества, но не называют их;

В) обозначают количества и порядок при счете.

Вопрос 2. На какие вопросы отвечают местоимения?

А) Кто? Что?

Б) Какой? Чей?

В) Сколько?

Г) на все перечисленные

Вопрос 3. Как могут изменяться местоимения?

А) по числам и родам;

Б) по числам и падежам;

В) по числам, родам и падежам.

Вопрос 4. Каким членом предложения может быть местоимение?

А) только подлежащим и дополнением;

Б) только подлежащим;

В) подлежащим, дополнением, определением, обстоятельство

Вопрос 5. На сколько разрядов делятся все местоимения?

А) 8

Б) 9

В) 10

Правильные ответы: 1б; 2г; 3в; 4в; 5б.

Раздаточный  материал

Группа № 1

В субботу бабушка и внук отправились по грибы. Рано утром бабушка и внук пришли в лес. Лес был освещен лучами восходящего солнца. Солнце светило ярко, и была чудесная погода. В чудесную погоду не хочется сидеть дома. За день бабушка нашла 9 белых грибов. 9 белых грибов нашел и внук.

Группа № 2

Я выхожу на поляну. За поляной – густой старый ельник. В старом ельнике все деревья обвешаны большими шишками. Больших шишек так много, что под их тяжестью склонились концы ветвей. Концы ветвей почти касаются земли, так что за ветвями легко спрятаться.

Группа № 3.

Дворец Трёх Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружён глубокими каналами. Над глубокими каналами висели чёрные железные мосты. Чёрные железные мосты охранялись дворцовой стражей – гвардейцами. Гвардейцы были в чёрных клеёнчатых шляпах с жёлтыми перьями.

Группа № 4.

Саша и Маша любят ходить в походы. Однажды Саша и Маша решили обследовать пещеру. В пещере было озеро. Вода в озере была необыкновенно чистая и совершенно неподвижная. А на стенах пещеры были изображения мамонтов и лошадей. Мамонтов и лошадей изобразили древние охотники. Может быть, древние охотники жили здесь.

Группа № 5.

Филипп с папой пошли в кафе. В кафе Филипп с папой заказали мороженое. Официант поставил мороженое на стол. После этого официант ушел. Тут Филипп увидел аквариум. В аквариуме плавали рыбки. У рыбок были золотисто-красные плавники и чёрные хвосты.

Группа № 6.

У Мамина-Сибиряка много сказок  для детей. Мамину-Сибиряку хотелось научить детей видеть и понимать красоту природы. Сказки, которые писатель когда-то рассказывал дочке, писатель издал отдельной книгой и назвал книгу «Алёнушкины сказки». Животные в сказках Мамина-Сибиряка похожи на нас с вами. Животные в сказках писателя и думают, и разговаривают между собой, как люди.





3. Закрепление.

- Местоимение обычно заменяет ближайшее к нему существительное.

- Выполнение упражнения № 366.

- Давайте обратимся к упражнению № 369 и исправим недочёты в употреблении местоимений (устно).

- Но не надо забывать, что местоимения употреблять без существительных, прилагательных и числительных, которые они заменяют, нельзя, иначе ваша речь будет не понятна другим.

На днях, не знаю сам зачем, 
Зашёл я в незнакомый дом.
Мне захотелось кое с кем 
Потолковать о том о сём.
Я рассказал им, что, когда
И почему, и отчего, 
Сказал, откуда и куда,
И как, и где, и для чего;
Что было раньше, что потом,
И кто кого, и что к чему,
И что подумали о том, 
И если нет, то почему!
Когда мне не хватало слов, 
Я добавлял то “ах”, то “эх”,
И “так сказать”, и “будь здоров”,
И “ну и ну”, и “просто смех”!
Когда ж закончил я рассказ,
То кое-кто спросил: “И всё?
Ты говорил тут целый час,
А рассказал ни то ни сё!”




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!