формирование умения распознавать личные местоимения среди других слов в предложении; различать местоимения и имена существительные.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Орг. момент. Этап мотивации. |
Громко прозвенел звонок — Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. - Сегодня на уроке у нас гости. Поздоровайтесь с ними. Пожелаем себе успеха на уроке. Садимся, открываем тетради и записываем. | |
II. Актуализация знаний |
1. Минутка чистописания |
- Начнем с минутки чистописания. Сегодня мы отработаем чистописание сочетания –оро–. Прописываем со мной – я на доске, а вы в воздухе. - А теперь работаем с образцами: обводим образец слова город (мороз, сторож). Пишем также в тетради. - Оцените написание этих слов смайликом на полях. - А какие еще слова с сочетанием –оро– вы знаете? | Дети прописывают строку сочетания –оро–. Обводят на образце слова и пишут в тетради. Оценивают свою работу. Называют слова с сочетаниями –оро–. |
2. Повторение частей речи, возникновение проблемы. |
- А что мы уже узнали за учебный год? - Расскажите мне о этих частях речи. Что такое существительное? – Что такое прилагательное? – Что такое глагол? - Поработаем с однокоренными словами тех слов, которые мы брали на минутку чистописания. На доске слова, которые вам нужно распределить на три группы по частям речи. (Слова: морозить, городской, она, сторожка, сторожить, я, городок, морозный). - Приступим к работе. - Все ли слова распределили? Почему? | Дети составляют свои варианты ответов: «Я теперь знаю…» (о частях речи, о тексте-повествовании, описании) Дети говорят определения частей речи. Дети по очереди у доски распределяют слова по частям речи и записывают в столбики в тетрадях. - Нет. Эти слова не являются такими частями речи. |
III. Постановка учебной задачи |
- Мы употребляем эти слова в речи? - Значит это тоже часть речи. Но какая? - Мы этого не знаем, а значит, какая цель нашего урока? | - Да. - Мы этого незнаем пока. - Познакомиться с новой частью речи. |
IV. «Открытие» нового знания |
- Прочитайте текст на экране. Сова – хищная птица. Сова охотится на мелких зверей и птиц. - Какой это текст? - О ком говорится в этом тексте? - Какая речевая ошибка допущена в тексте? - Как можно её исправить? - Каким словом можно заменить слово «сова»? - Запишем исправленный текст. - Подчеркните слово, которым мы заменили слово «сова». Место какой части речи заняло это слово? - Подобные слова употребляются или занимают место имен предмета, но не называют этот предмет, а лишь указывают на него. Их объединили в самостоятельную часть речи, которую так и назвали – место имени я. | - Это текст-описание. - О сове. - Повторяется слово в обоих предложениях. - Заменить слово «сова» во втором предложении другим словом. - Она. Дети пишут текст на доске и в тетрадях. - Место имени существительного. |
Физ.минутка «Пальчики» |
V. Первичное закрепление. |
– Открываем учебники на стр. 100, что мы должны узнать сегодня на уроке? – Прочитаем текст из упр. 171. - Прочитайте выделенные слова. С какой целью их употребляет? - Называют ли они конкретное лицо или предмет? – Место каких существительных занимают? - Послушайте этот текст, как он будет звучать, если все существительные заменить местоимениями. - Что получилось? - Сделаем небольшой вывод: местоимение называет предмет или только указывает на него? - Что же такое местоимение? - Давайте прочитаем определение местоимения в учебники на стр. 101. - Итак, какие слова являются местоимениями? - Постарайтесь их запомнить. | - Что такое местоимение. - Нет. Только указывают на них. - Он–дом, я–мышка, я–лягушка, ты–лягушка, они–мышка и лягушка. - Нам не понятно, кто разговаривает. - Только указывает на предмет. - Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него. - Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
- Прочитайте стихотворение в упр. 173 стр. 101. Какова основная мысль этого стихотворения? - Какой частью речи являются выделенные слова? - Для чего их использует автор? - Выпишите в строчку через запятую выделенные местоимения. - Все ли местоимения использовал автор? - Самостоятельно допишите в строчку через запятую недостающие местоимения. Маша, Лера, Егор, Артем, Тимофей, Лиза и Миша сделаю это по памяти и могут уже приступать к выполнению. А для Жени, Вадима, Максима, Саши, Насти и Стаса у меня есть карточки-помощницы. Подчеркните сначала недостающие местоимения на карточке, а потом выпишите их. - Проверьте, верно ли вы справились с заданием. (На экране выводятся недостающие местоимения) - Ребята, а вы можете мне сказать, как правильно в жизни употребляются местоимения «ты» и «вы». | - Нужно беречь природу. - Местоимения. - Чтобы указать на того, кто совершает действие. - Нет. Дети дифференцировано выполняют задание. Дети проверяют правильность выполнения. - Местоимение «ты» мы употребляем в разговоре с другом, ровесником, родителями. Местоимение «вы» употребляем при общении со взрослым человеком, с незнакомым. |
Физ.минутка на внимание. | |
VII. Включение нового знания в систему знаний. |
- Поработаем в парах. На карточках даны тексты-описания. Ваша задача в паре исправить речевую ошибку в тексте, заменив повторяющиеся существительные местоимениями. Это задание для всех, можете приступать. А вот для пар Маша с Егором, Лера с Вадимом, Артем с Тимофеем, я усложню задание. Вам нужно будет составить второе предложение из предложенных слов. Наклейте слова по порядку, чтоб получилось второе предложение. Кому не понятно, я могу подойти и помочь. (Тексты: 1. Очень хороши эти маленькие цветочки. Цветочки распускаются весной в степи. 2. Один молодой лебедь летел позади всех. Лебедь тяжело опустился на воду. У лебедя ослабли крылья. - Проверим. Прочитайте, что у вас получилось. - Мы все справились с заданием. | Дети работают в парах. Дети читают в парах тексты. |
VIII. Итог урока. Рефлексия. |
- Подведем итог урока. На какой вопрос мы должны были ответить на уроке? - Мы справились с этим? - Сформулируйте определение, что же такое местоимение. - Вместо какой части речи употребляется местоимение? - Каждый для себя сделайте вывод о своих знаниях и умениях. - Посмотрите на свою работу в тетрадях и оцените аккуратность работы в тетради смайликом на полях. - А теперь выберите для себя букву алфавита, которую считаете самой часто употребляемой в речи. Попробуйте подобрать слово на эту букву, чтобы охарактеризовать, каким был для вас урок. | - Что такое местоимение. - Да. Дети дают определение. - Вместо имени существительного. Дети рассуждают: «Теперь я знаю…, теперь я умею…» Дети оценивают работу в тетради. Дети предлагают свои варианты |
IX. Оценивание работы учителем. |
X. Домашнее задание. |
- В ТПО вы выполните упр. 106 на стр. 49. Вам нужно будет вставить в каждое предложение подходящее по смыслу местоимение, используя слова для справок. Здесь есть дополнительное задание: вам нужно распространить любое из предложений второстепенными членами и записать его. Для некоторых ребят я дам вспомогательные карточки, на которых в помощь вам дана схема предложения. Дополнив её, вы легко справитесь с заданием. | |