СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме: «Местоимение как часть речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале представлен план-конспект урока русского языка для 2 класса на тему: "Местоимение как часть речи".

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме: «Местоимение как часть речи»»

План-конспект открытого урока

по русскому языку,

проведенного во 2 д классе

МОУ СШ № 3

в рамках регионального семинара

«Опыт разработки и реализации АООП

для обучающихся с задержкой психического развития»




Тема урока: «Местоимение как часть речи»


Цель урока: создать условия для формирования представления о части речи «местоимение», его значением и употреблением в речи.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Предполагаемые результаты:

Предметные результаты:

формирование умения распознавать личные местоимения среди  других слов в предложении; различать местоимения и имена существительные.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:
– формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Регулятивные результаты:
– формирование умения самостоятельно определять учебную задачу; планировать свою деятельность по решению учебной задачи; адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:
– формирование умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осознавать ценности своего языка.

Коммуникативные результаты:
– формирование умения применять правила делового сотрудничества; участвовать в продуктивном  диалоге; правильно строить общение.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с текстами, карточки-помощницы.

Дата проведения: 10.04.2019г.

Проводила: учитель начальных классов Галаева Марина Анатольевна









ХОД УРОКА:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Орг. момент. Этап мотивации.

Громко прозвенел звонок —

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Сегодня на уроке у нас гости. Поздоровайтесь с ними. Пожелаем себе успеха на уроке. Садимся, открываем тетради и записываем.









II. Актуализация знаний

1. Минутка чистописания

- Начнем с минутки чистописания. Сегодня мы отработаем чистописание сочетания –оро–. Прописываем со мной – я на доске, а вы в воздухе.

- А теперь работаем с образцами: обводим образец слова город (мороз, сторож). Пишем также в тетради.

- Оцените написание этих слов смайликом на полях.

- А какие еще слова с сочетанием –оро– вы знаете?




Дети прописывают строку сочетания –оро–. Обводят на образце слова и пишут в тетради.


Оценивают свою работу.

Называют слова с сочетаниями –оро–.

2. Повторение частей речи, возникновение проблемы.

- А что мы уже узнали за учебный год?

- Расскажите мне о этих частях речи. Что такое существительное?
– Что такое прилагательное?
– Что такое глагол?

- Поработаем с однокоренными словами тех слов, которые мы брали на минутку чистописания. На доске слова, которые вам нужно распределить на три группы по частям речи.

(Слова: морозить, городской, она, сторожка, сторожить, я, городок, морозный).

- Приступим к работе.

- Все ли слова распределили? Почему?

Дети составляют свои варианты ответов: «Я теперь знаю…» (о частях речи, о тексте-повествовании, описании)

Дети говорят определения частей речи.







Дети по очереди у доски распределяют слова по частям речи и записывают в столбики в тетрадях.

- Нет. Эти слова не являются такими частями речи.

III. Постановка учебной задачи

- Мы употребляем эти слова в речи?

- Значит это тоже часть речи. Но какая?

- Мы этого не знаем, а значит, какая цель нашего урока?

- Да.

- Мы этого незнаем пока.


- Познакомиться с новой частью речи.

IV. «Открытие» нового знания

- Прочитайте текст на экране.

Сова – хищная птица. Сова охотится на мелких зверей и птиц.

- Какой это текст?

- О ком говорится в этом тексте?

- Какая речевая ошибка допущена в тексте?

- Как можно её исправить?


- Каким словом можно заменить слово «сова»?

- Запишем исправленный текст.

- Подчеркните слово, которым мы заменили слово «сова». Место какой части речи заняло это слово?

- Подобные слова употребляются или занимают место имен предмета, но не называют этот предмет, а лишь указывают на него. Их объединили в самостоятельную часть речи, которую так и назвали – место имени я.




- Это текст-описание.

- О сове.

- Повторяется слово в обоих предложениях.

- Заменить слово «сова» во втором предложении другим словом.

- Она.

Дети пишут текст на доске и в тетрадях.


- Место имени существительного.



Физ.минутка «Пальчики»

V. Первичное закрепление.

– Открываем учебники на стр. 100, что мы должны узнать сегодня на уроке?
– Прочитаем текст из упр. 171. 

- Прочитайте выделенные слова. С какой целью их употребляет?

- Называют ли они конкретное лицо или предмет?
– Место каких существительных занимают?


- Послушайте этот текст, как он будет звучать, если все существительные заменить местоимениями.

- Что получилось?

- Сделаем небольшой вывод: местоимение называет предмет или только указывает на него?

- Что же такое местоимение?


- Давайте прочитаем определение местоимения в учебники на стр. 101.

- Итак, какие слова являются местоимениями?

- Постарайтесь их запомнить.


- Что такое местоимение.




- Нет. Только указывают на них.

- Он–дом, я–мышка, я–лягушка, ты–лягушка, они–мышка и лягушка.



- Нам не понятно, кто разговаривает.


- Только указывает на предмет.

- Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него.



- Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Прочитайте стихотворение в упр. 173 стр. 101.

Какова основная мысль этого стихотворения?

- Какой частью речи являются выделенные слова?

- Для чего их использует автор?

- Выпишите в строчку через запятую выделенные местоимения.

- Все ли местоимения использовал автор?

- Самостоятельно допишите в строчку через запятую недостающие местоимения. Маша, Лера, Егор, Артем, Тимофей, Лиза и Миша сделаю это по памяти и могут уже приступать к выполнению. А для Жени, Вадима, Максима, Саши, Насти и Стаса у меня есть карточки-помощницы. Подчеркните сначала недостающие местоимения на карточке, а потом выпишите их.

- Проверьте, верно ли вы справились с заданием.

(На экране выводятся недостающие местоимения)

- Ребята, а вы можете мне сказать, как правильно в жизни употребляются местоимения «ты» и «вы».




- Нужно беречь природу.

- Местоимения.

- Чтобы указать на того, кто совершает действие.



- Нет.




Дети дифференцировано выполняют задание.






Дети проверяют правильность выполнения.


- Местоимение «ты» мы употребляем в разговоре с другом, ровесником, родителями. Местоимение «вы» употребляем при общении со взрослым человеком, с незнакомым.

Физ.минутка на внимание.


VII. Включение нового знания в систему знаний.

- Поработаем в парах. На карточках даны тексты-описания. Ваша задача в паре исправить речевую ошибку в тексте, заменив повторяющиеся существительные местоимениями. Это задание для всех, можете приступать. А вот для пар Маша с Егором, Лера с Вадимом, Артем с Тимофеем, я усложню задание. Вам нужно будет составить второе предложение из предложенных слов. Наклейте слова по порядку, чтоб получилось второе предложение. Кому не понятно, я могу подойти и помочь.

(Тексты:

1. Очень хороши эти маленькие цветочки. Цветочки распускаются весной в степи.

2. Один молодой лебедь летел позади всех. Лебедь тяжело опустился на воду. У лебедя ослабли крылья.

- Проверим. Прочитайте, что у вас получилось.

- Мы все справились с заданием.









Дети работают в парах.



Дети читают в парах тексты.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

- Подведем итог урока. На какой вопрос мы должны были ответить на уроке?

- Мы справились с этим?

- Сформулируйте определение, что же такое местоимение.

- Вместо какой части речи употребляется местоимение?

- Каждый для себя сделайте вывод о своих знаниях и умениях.

- Посмотрите на свою работу в тетрадях и оцените аккуратность работы в тетради смайликом на полях.

- А теперь выберите для себя букву алфавита, которую считаете самой часто употребляемой в речи. Попробуйте подобрать слово на эту букву, чтобы охарактеризовать, каким был для вас урок.

- Что такое местоимение.


- Да.

Дети дают определение.


- Вместо имени существительного.


Дети рассуждают: «Теперь я знаю…, теперь я умею…»


Дети оценивают работу в тетради.



Дети предлагают свои варианты

IX. Оценивание работы учителем.

X. Домашнее задание.

- В ТПО вы выполните упр. 106 на стр. 49. Вам нужно будет вставить в каждое предложение подходящее по смыслу местоимение, используя слова для справок. Здесь есть дополнительное задание: вам нужно распространить любое из предложений второстепенными членами и записать его. Для некоторых ребят я дам вспомогательные карточки, на которых в помощь вам дана схема предложения. Дополнив её, вы легко справитесь с заданием.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!