Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку для 6 класса. Презентация "Роль имён прилагательных в речи"»
Презентация к уроку «Роль имён прилагательных в речи»
Подготовила
Стороженко Л.П.,
учитель МОУ «ШКОЛА №18 ГОРОДА ТОРЕЗА»
Девиз урока
Пиши правильно!
Говори красиво!
А.С.Пушкин «Зимняя дорога»
- Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она.
- По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит.
Двадцать шестое ноября Классная работа
Роль имен прилагательных в речи
Текст Васи Синичкина
- Три друга пошли в косолапый лес за развесистыми шишками. У голубого Миши была неумытая корзинка, а у раннего Коли и продолговатого Вани незнакомые лукошки. Они собирали счастливые шишки и перекликались квадратными голосами. Вдруг первое небо потемнело, и пошёл вчерашний снег. Миша, Коля и Ваня спрятались под жизнерадостным деревом.
Задачи урока
Научиться
правильно использовать прилагательные в речи
Стремиться к
совершенство-
ванию своей речи
Построение проекта
Функции прилагательных
Выделительная Изобразительная Выразительная
Зимнее утро
- Лес еще спит. Зябко кутаются в свои снежные шубы величавые сосны. Дремлет старый пень. Но вот первые ласковые лучи коснулись земли, и от их нежного прикосновения вспыхнули и заискрились яркие огоньки. На развесистую ветку сосны взлетела птица, дерево недовольно тряхнуло рукавом, и в воздухе заплясали весёлые звездочки-снежинки.
«Первый снег» К.Паустовский
- Трудно было оставаться дома в первый зимний день. Мы ушли на лесные озера. В лесу было торжественно, светло и тихо. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Кое-где на белых полянах перелетали и жалобно попискивали птицы. Небо над головой было очень светлое, белое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец.
Константин Паустовский
- Русский советский писатель, классик русской литературы. Член Союза писателей СССР . Книги
- К. Паустовского неоднократно переводились на многие языки мира .
Явления природы
- Метель – это природное явление. С научной точки зрения, метелью называют перенос снежных масс над поверхностью земли посредством мощного и порывистого ветра.
- Пурга – это природное явление. Пурга – это сильная метель. Отличается от метели более интенсивным поднятием уже выпавшего снега с помощью холодного ветра.
- Буран –это природное явление. Буран – степная вьюга, возникающая при сильном северном ветре. Во время бурана переносится очень большое количество снега и практически «сбивает с ног».
Реализация проекта проекта
Функции прилагательных
Выделительная Изобразительная Выразительная
выделяют , описывают, придают красочность,
отличают изображают образность,
один предмет предмет выразительность
Г.Державин –русский поэт 18 века
- Идет седая чародейка, Косматым машет рукавом;
- И снег, и мраз, и иней сыплет И воды претворяет в льды.
С.Аксаков –русский писатель 19 века
- По своей величине, огромной силе, необычайной красоте и величавой осанке давно назван царём всей водяной или водоплавающей птицы.
- Белый, как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с чёрным носом и чёрными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен.
- У него было скверное настроение, вызванное метелью. Он должен был оставаться дома. Глаза стали тусклыми и грустными. Лицо выражало сильное недовольство
- Дружба их носила временный характер. Она то становилась навязчивой и приторной, то поверхностной и холодной.
Н.Гоголь –русский писатель 19 века
- Петрушка ходил в несколько широком коричневом сюртуке с барского плеча и имел по обычаю людей своего звания, крупный нос и губы. Характера он был больше молчаливого, чем разговорчивого.
Реализация проекта
Функции прилагательных
Выделительная Изобразительная Выразительная
выделяют , описывают, придают красочность,
отличают изображают образность,
один предмет предмет выразительность
- Природа, портреты, состояния, отношения, чувства, процессы, предметы
Метод-пресс
- Я считаю, что…
- Потому что…
- Например,…..
- Таким образом,…
Ю.М.Нагибин «Зимний дуб»
- Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны в …….., сверкающих одеждах стоял дуб, …….. и …….., как собор. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать ему развернуться во всей силе. Его ……..ветви раскинулись над поляной. Снег набился в …….. морщины коры, и …….., в три обхвата ствол казался на солнце прошитым ……….. нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела. Дуб до самой вершины был покрыт ……… ……….. листьями, присыпанными снегом.
Оригинал
- Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах стоял дуб, огромный и величественный, как собор. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать ему развернуться во всей силе. Его нижние ветви раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата ствол казался на солнце прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела. Дуб до самой вершины был покрыт сухими коричневыми листьями, присыпанными снегом.
Я - прилагательное……
- Сочинение-идентификация/ме-таморфоза – творческая работа в жанре превращения.
- Я – зеркало! Я очень люблю рассматривать людей, а они любят рассматривать себя во мне. Я всегда была очень наблюдательной и мечтала хотя бы денек побыть зеркалом и посмотреть, как люди себя ведут наедине.
- Я – прилагательное «добрый», самый необходимый признак любого предмета. Моими синонимами являются прилагательные « отзывчивый, заботливый, щедрый, внимательный». Мой враг – « злой». Со мной всегда рядом хороший человек, необходимый поступком, вежливое слово. Я мечтаю, чтобы все со мной дружили, тогда бы весь мир был добрым и счастливым.
Домашнее задание
- Повторить *31 (морфемика и словообразование), *55.
- Написать мини-сочинение-кеннинг: « Прилагательное – это палитра красок нашей речи»
Прилагательное – это палитра красок нашей речи
- Творческая работа, состоящая из нескольких кеннингов или включающая определённое количество кеннингов (кеннинг ( kenning ) – разновидность метафоры
- «Литература – учебник жизни, который…»,
- «Чтение – основа познания …»,
- «Читатель – рыцарь слова…»
Ищу слова.
Ищу слова певучие,
Народные, исконные,
Кипучие, горючие,
Бездонные, стозвонные.
Да чтобы в душу падали,
Как в полюшко бы зернышко.
Чтоб добрые да ладные,
Светили, словно солнышко.
Да грели бы лучистые,
Да звали бы пригожие
На помыслы бы чистые
Да на дела хорошие.
В.Выркин.