Тема урока: Боги древних славян.
Цель: приобщение обучающихся к культурному наследию и традициям наших предков, раскрытие причин многобожия, формировать интерес к истории России.
Планируемые результаты:
Личностные:
Предметные:
Обучающиеся научатся:
сравнивать и различать древнерусских богов и духов, характеризовать их роль в жизни наших предков;
называть имена нескольких богов и духов.
Учащиеся получат возможность научиться:
различать существенные и несущественные признаки богов и духов;
приводить примеры добрых и злых духов, описывать их характер;
рассказывать о жизни наших предков-славян, их верованиях.
Метапредметные:
Обучающиеся научатся:
планировать свои действия при выполнении заданий;
осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
доказывать то или иное свойство изучаемого объекта;
сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
находить необходимую информацию в учебнике;
получать информацию, используя тексты, рисунки, схемы;
выполнять индивидуальные и групповые задания;
совместно изучать объекты, обсуждать результаты, делать выводы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее;
распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий.
Оборудование:
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-поиск.
Ход урока.
1.Организационный этап,
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.
- Кого мы называем нашими предками? (Тех, кто жил перед нами, давно)
Вся жизнь наших предков была связана с природой – лесом, рекой, полем, землей. А природа таила в себе много непонятного . Славяне не могли объяснить почему грохочет гром во время бури, сверкают молнии, поражая людей и животных, почему день сменяется ночью, а зима - летом.
Бедствием для людей были засухи и наводнения, болезни. Все, что происходило в природе, в самом человеке, они приписывали таинственным силам.
- Что делает этот человек? (молится) Кому он молится? слайд 1
слайд 2. с идолами
- Что делают люди на этой картине?
- Чем отличаются эти картины?
Самоопределение к деятельности , формирование темы. Постановка учебных задач.
- Давайте попробуем догадаться о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке.
- о богах или о боге, - говорят дети.
Давайте проверим какова тема нашего урока . Откроем оглавление в учебнике .
Верования языческой Руси
« Боги древних славян» слайд3
Тема нового раздела, тема урока, страница 84. открываем ее.
- Как вы думаете у славян был один бог или несколько богов?
- Кто знает как называется вера в разных богов?
Обратимся к учебнику с.84,прочтем первый абзац текста.
До появления на Руси христианства наши предки были язычниками, то есть верили в существование богов, которые олицетворяли силы природы.
-Какое слово подчеркнуто?
Почему? Откроем толковый словарик на с. 156, прочтем объяснение этого слова.
Язычники – люди, которые верят в существование множества богов.
Слово на доску
- Почему славяне поклонялись нескольким богам?
- Славяне считали, что хороший урожай, здоровый скот, благополучие в доме, долгая жизнь человека – все это зависит от воли богов и духов. Их представляли в образе, близком к человеческому, изображая их в виде деревянных фигур (идолов)слайд 4
вывод:
Считая природные явления могущественными живыми существами, они обожествляли их и поклонялись им.
Построение проекта выхода из проблемной ситуации.
Славяне жили племенами вы разделены на 3 группы – племени. В каждом племени есть свой старейшина. У каждого племени будет своя задача сегодня.
Правила работы в группах слайд 5 и 6
Открытие нового знания.
1 группа
Славянские боги – это высшие существа, которые управляли стихиями и были покровителями различных ремесел. Первому племени предстоит познакомить нас с богом Перун,
второму племени с богом Даждьбог,
третьему племени о боге мать сыра земля.
Вы должны в учебнике на с.84 -85 найти материал: каждое племя о своем боге, ответить на вопросы , которые даны на столах, а старейшина познакомит нас с этим богом.
Работа в группах
- Чтение учащимися текста в учебнике .
Ответ первого старейшины
Вопросы:
Опиши бога Перун. (слайд)
- Какими силами природы он управляет?
- Как относится к человеку?
- Какой характер у этого бога?
- Рассмотрим этого бога . Каким он изображен?
- Почему здесь молнии?(молнии его меч и стрелы)
- Чем является радуга?( радуга его лук)
- Почему вокруг Перуна тучи?( тучи - это одежда)
- На картине чувствуется дует сильный ветер. Его волосы , бушуют волны в море , все говорит об этом. Это его дыхание
- Почему славяне ему молились?
- Добрый он или злой?
Вопросы к 1 группе
Ответ второго старейшины
Вопросы:
- Опиши бога Даждьбог . (слайд)
- Какими силами природы он управляет?
- Как относится к человеку?
- Рассмотрим этого бога. Что изображено на картине вместе с этим богом?
- Как вы думаете добрый он или злой для людей?
Вопросы ко 2 группе
3 группа
Словарная работа.
- У вас была пословица ,в которой Вам встретилось незнакомое слово сторицей. Как вы его поняли?
Обратимся к толковому словарю.
Сторицей – во много раз больше.
слово на доску.
Ответ третьего старейшины. на столе кроме вопросов лежит иллюстрация.
Вопросы:
- Какую пользу людям приносила богиня Мать сыра земля?
- Почему ее называли матушкой и кланялись до самой земли?
- -Какой характер у этого бога?
- Рассмотрим эту богиню. Что изображено вокруг нее ? Почему?
- Может быть кто- то из вас еще знает богов, которым поклонялись славяне?
слайды боги древних славян.
Систематизация материала.
Составление кластера
Каждый Бог – это олицетворение определенной природной стихии или отражение социальных отношений, которые свойственны тому периоду. Они составляли группу так называемых высших Богов, или богов-повелителей природных явлений.
Верования языческой Руси
Боги
Перун Даждьбог Мать сыра земля
грозный добрый добрая
Какой бог добрый? Какой злой?
Физминутка
Кроме богов славяне верили в духов – низших существ, наделенных сверхестественными способностями. Со многими из них вы уже знакомы по сказкам.
- Как вы думаете кто это?
- Это русалка, водяной, домовой, леший.
- Можно ли их назвать богами?
подготовил нам сообщение о Домовом .
Все слушают внимательно .
Домовой – дух, который живет в каждом доме, в каждом семействе. Не делает зла, в только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяев. Если в доме беда какая – воет, иногда даже показывается кому – нибудь. Стучит, хлопает дверями, предупреждая о несчастье. По общему поверью, живет он по зимам около печки или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается около лошадей. Если домовой полюбил домочадцев, то он караулит дом и двор. В противном случае – бьет и колотит посуду, кричит , топает, мешает спать. Обычно представляли его в образе маленького старичка, обросшего шерстью, с большими ушами. (слайд)
Вопросы:
-Добрый дух домовой или злой?
- Как он выглядит?
- Где живет?
- Чем он занят?
- Чем отличаются духи от богов?
В отличие от духов, воплощавших множественность объектов природы (деревьев, источников и т. п.) и социальных связей (предки и т. п.), Боги отождествляли важнейшие стихии ( моря — воды, земли, неба, огня, громовержец и т. д.) и соответствующие природные явления или важные жизненные функции
- Прочитаем текст с карандашом в руках и выделим ответ на вопрос.
Заканчиваем кластер
Духи
-А мы сейчас по - прежнему поклоняемся разным богам?
- Значит мы не язычники?
Оценивание
Информирование о домашнем задании. Инструктаж по выполнению.
- Прочитать материал учебника с. 84-85, подготовить рассказ о славянских богах.
Индивидуально найти информацию о языческих праздниках дошедших до наших времен.
Рефлексия.
- Выбери начало фразы и продолжи ее .
язычники
_____________
язычество
_____________
сторицей
Боги
_______________________________________________________________
верования
__________________________________________________________________
языческой
___________________________________________________________________
Руси
___________________________________________________________________
Перун
Даждьбог
_______________________________________________________________
Мать сыра земля
_________________________________________________________________
добрый
_______________________________________________________________
добрая
___________________________________________________________________
грозный
Духи
___________________________________________________________________
домовой
леший
______________________________________________________________
водяной
_____________________________________________________________
кикимора
_____________________________________________________________
Опиши бога Перун:
- Какими силами природы он управляет?
Опиши бога Перун:
- Какими силами природы он управляет?
- Рассмотрите этого бога . Каким он изображен?
- Почему здесь молнии?
- Чем является радуга?
- Почему вокруг Перуна тучи?
- Почему славяне ему молились?
__________________________________________________________
- Опиши бога Даждьбог:
- Какими силами природы он управляет?
- Как он относится к людям??
- Рассмотрим этого бога. Что изображено на картине вместе с этим богом?
_________________________________________________________
Опишите богиню мать сыра земля:
- Какую пользу людям приносила богиня Мать сыра земля?
- Почему ее называли матушкой и кланялись до самой земли?
- Рассмотрим эту богиню. Что изображено вокруг нее ? Что это значит?
12