СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это мой урок,который я провела со своими учениками на открытом мероприятиии. На уроке ученики работали в группах.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру»


Тема урока: Боги древних славян.

Цель: приобщение обучающихся к культурному наследию и традициям наших предков, раскрытие причин многобожия,  формировать интерес к истории России.


Планируемые результаты:


Личностные:

  • понимание  значения изучения истории своего народа;


Предметные:

Обучающиеся научатся:

  • сравнивать и различать древнерусских богов и духов, характеризовать их роль в жизни наших предков;

  • называть имена нескольких богов и духов.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать существенные и несущественные признаки богов и духов;

  • приводить примеры добрых и злых духов, описывать их характер;

  • рассказывать о жизни наших предков-славян, их верованиях.

Метапредметные:

Обучающиеся научатся:

  • понимать цель познавательной деятельности;

  • планировать свои действия при выполнении заданий;

  • осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;

  • доказывать то или иное свойство изучаемого объекта;

  • сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;

  • находить необходимую информацию в учебнике;

  • получать информацию, используя тексты, рисунки, схемы;

  • выполнять индивидуальные и групповые задания;

  • совместно изучать объекты, обсуждать результаты,  делать выводы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;

  • самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;

  • ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее;

  • распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий.

Оборудование:

  • интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация;

Тип урока:  комбинированный.

Форма  урока:  урок-поиск. 

Ход урока.

1.Организационный этап, 



2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

- Кого мы называем нашими предками? (Тех, кто жил перед нами, давно)

Вся жизнь наших предков была связана с природой – лесом, рекой, полем, землей. А природа таила в себе много непонятного . Славяне не могли объяснить почему грохочет гром во время бури, сверкают молнии, поражая людей и животных, почему день сменяется ночью, а зима - летом.

Бедствием для людей были засухи и наводнения, болезни. Все, что происходило в природе, в самом человеке, они приписывали таинственным силам.

- Что делает этот человек? (молится) Кому он молится? слайд 1



слайд 2. с идолами

- Что делают люди на этой картине?



- Чем отличаются эти картины?







Самоопределение к деятельности , формирование темы. Постановка учебных задач.

- Давайте попробуем догадаться о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке.

- о богах или о боге, - говорят дети.



Давайте проверим какова тема нашего урока . Откроем оглавление в учебнике .

Верования языческой Руси

« Боги древних славян» слайд3



Тема нового раздела, тема урока, страница 84. открываем ее.

- Как вы думаете у славян был один бог или несколько богов?

- Кто знает как называется вера в разных богов?

Обратимся к учебнику с.84,прочтем первый абзац текста.

До появления на Руси христианства наши предки были язычниками, то есть верили в существование богов, которые олицетворяли силы природы.

-Какое слово подчеркнуто?
Почему? Откроем толковый словарик на с. 156, прочтем объяснение этого слова.

Язычники – люди, которые верят в существование множества богов.

Слово на доску

- Почему славяне поклонялись нескольким богам?

- Славяне считали, что хороший урожай, здоровый скот, благополучие в доме, долгая жизнь человека – все это зависит от воли богов и духов. Их представляли в образе, близком к человеческому, изображая их в виде деревянных фигур (идолов)слайд 4

вывод:

Считая природные явления могущественными живыми существами, они обожествляли их и поклонялись им.

Построение проекта выхода из проблемной ситуации.

Славяне жили племенами вы разделены на 3 группы – племени. В каждом племени есть свой старейшина. У каждого племени будет своя задача сегодня.

Правила работы в группах слайд 5 и 6







Открытие нового знания.

1 группа

Славянские боги – это высшие существа, которые управляли стихиями и были покровителями различных ремесел. Первому племени предстоит познакомить нас с богом Перун,

второму племени с богом Даждьбог,

третьему племени о боге мать сыра земля.

Вы должны в учебнике на с.84 -85 найти материал: каждое племя о своем боге, ответить на вопросы , которые даны на столах, а старейшина познакомит нас с этим богом.

Работа в группах

- Чтение учащимися текста в учебнике .

Ответ первого старейшины

Вопросы:

Опиши бога Перун. (слайд)

- Какими силами природы он управляет?

- Как относится к человеку?

- Какой характер у этого бога?

- Рассмотрим этого бога . Каким он изображен?

- Почему здесь молнии?(молнии его меч и стрелы)

- Чем является радуга?( радуга его лук)

- Почему вокруг Перуна тучи?( тучи - это одежда)

- На картине чувствуется дует сильный ветер. Его волосы , бушуют волны в море , все говорит об этом. Это его дыхание

- Почему славяне ему молились?

- Добрый он или злой?

Вопросы к 1 группе







Ответ второго старейшины

Вопросы:

- Опиши бога Даждьбог . (слайд)

- Какими силами природы он управляет?

- Как относится к человеку?

- Рассмотрим этого бога. Что изображено на картине вместе с этим богом?

- Как вы думаете добрый он или злой для людей?

Вопросы ко 2 группе







3 группа

Словарная работа.

- У вас была пословица ,в которой Вам встретилось незнакомое слово сторицей. Как вы его поняли?

Обратимся к толковому словарю.

Сторицей – во много раз больше.

слово на доску.

Ответ третьего старейшины. на столе кроме вопросов лежит иллюстрация.

Вопросы:

- Какую пользу людям приносила богиня Мать сыра земля?

- Почему ее называли матушкой и кланялись до самой земли?

- -Какой характер у этого бога?

- Рассмотрим эту богиню. Что изображено вокруг нее ? Почему?



- Может быть кто- то из вас еще знает богов, которым поклонялись славяне?

слайды боги древних славян.



Систематизация материала.

Составление кластера

 Каждый Бог – это олицетворение определенной природной стихии или отражение социальных отношений, которые свойственны тому периоду. Они составляли группу так называемых высших Богов, или богов-повелителей природных явлений.

Верования языческой Руси

Боги

Перун Даждьбог Мать сыра земля

грозный добрый добрая



Какой бог добрый? Какой злой?



Физминутка



Кроме богов славяне верили в духов – низших существ, наделенных сверхестественными способностями. Со многими из них вы уже знакомы по сказкам.

- Как вы думаете кто это?

- Это русалка, водяной, домовой, леший.

- Можно ли их назвать богами?



подготовил нам сообщение о Домовом .

Все слушают внимательно .



Домовой – дух, который живет в каждом доме, в каждом семействе. Не делает зла, в только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяев. Если в доме беда какая – воет, иногда даже показывается кому – нибудь. Стучит, хлопает дверями, предупреждая о несчастье. По общему поверью, живет он по зимам около печки или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается около лошадей. Если домовой полюбил домочадцев, то он караулит дом и двор. В противном случае – бьет и колотит посуду, кричит , топает, мешает спать. Обычно представляли его в образе маленького старичка, обросшего шерстью, с большими ушами. (слайд)



Вопросы:



-Добрый дух домовой или злой?

- Как он выглядит?

- Где живет?

- Чем он занят?

- Чем отличаются духи от богов?

В отличие от духов, воплощавших множественность объектов природы (деревьев, источников и т. п.) и социальных связей (предки и т. п.), Боги отождествляли важнейшие стихии ( моря — воды, земли, неба, огня, громовержец и т. д.) и соответствующие природные явления или важные жизненные функции

- Прочитаем текст с карандашом в руках и выделим ответ на вопрос.



Заканчиваем кластер

Духи

-А мы сейчас по - прежнему поклоняемся разным богам?

- Значит мы не язычники?

Оценивание

Информирование о домашнем задании. Инструктаж по выполнению.

- Прочитать материал учебника с. 84-85, подготовить рассказ о славянских богах.

Индивидуально найти информацию о языческих праздниках дошедших до наших времен.



Рефлексия.

- Выбери начало фразы и продолжи ее .







язычники

_____________

язычество

_____________

сторицей

Боги

_______________________________________________________________

верования

__________________________________________________________________

языческой

___________________________________________________________________

Руси

___________________________________________________________________

Перун

Даждьбог

_______________________________________________________________

Мать сыра земля

_________________________________________________________________



добрый

_______________________________________________________________

добрая

___________________________________________________________________



грозный

Духи

___________________________________________________________________

домовой

леший

______________________________________________________________

водяной

_____________________________________________________________

кикимора

_____________________________________________________________













Опиши бога Перун:

- Какими силами природы он управляет?

Опиши бога Перун:

- Какими силами природы он управляет?

- Рассмотрите этого бога . Каким он изображен?

- Почему здесь молнии?

- Чем является радуга?

- Почему вокруг Перуна тучи?

- Почему славяне ему молились?

__________________________________________________________

- Опиши бога Даждьбог:

- Какими силами природы он управляет?

- Как он относится к людям??

- Рассмотрим этого бога. Что изображено на картине вместе с этим богом?

_________________________________________________________





Опишите богиню мать сыра земля:

- Какую пользу людям приносила богиня Мать сыра земля?

- Почему ее называли матушкой и кланялись до самой земли?

- Рассмотрим эту богиню. Что изображено вокруг нее ? Что это значит?





12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!