СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Формирование универсальных учебных действий на уроке окружающего мира по теме: «Смена времён года»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

Формирование универсальных учебных действий на уроке окружающего мира

по теме: «Смена времён года»

Тема: Смена времён года.

Цель: познакомить с обращением Земли вокруг Солнца как причиной смены времён года.

Задачи:

Образовательные:  расширять  представление обучающихся о вращении Земли вокруг Солнца; формировать представление о вращении Земли вокруг Солнца как причиной смены времён года.

Развивающие: развивать память, логическое мышление; формировать познавательный интерес средствами урока «окружающий мир».

Воспитательная: воспитывать интерес к окружающему миру.

Основные понятия, формируемые на уроке: смена времен года.

Оборудование: глобус, лампа, рисунки созвездий Большой и Малой Медведицы; плакат «Смена времён года» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса».

 

Ход урока:

  1. Этап урока
    1. Психологической мотивации

Цель: создание ситуации успеха.

Содержание

- отгадайте загадку

Гостьи к нам пришли: седая,

А за нею – молодая,

Третья ярко расцветает,

А четвертая рыдает.

(Зима, весна, лето, осень)

  1. Мотивационный  

Цель: формулирование целей урока

Деятельность учителя

Организация

Деятельность обучающихся

Обдумывание

Предметные результаты

-

Личностные результаты

Снятие фобий

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Мотивация учебной деятельности

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Коммуникативные УУД

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

 

 

  1. Этап урока
    1. Актуализации опорных знаний

Цель: выявить имеющиеся знания.

 Содержание

– Выберите тот вывод, к которому мы пришли на прошлом уроке.

1. Ночь наступает, т.к. на небе появляется Луна.

2. Планеты вращаются вокруг Солнца под воздействием закона всемирного тяготения.

3. День и ночь наступают из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси и по-разному освещается Солнцем.

– Все ли с этим согласны?

 

  1. Проблемный

Цель: выявление пробелов в знании.

Содержание:

Работа в группах.

 – Возьмите карточки с заданиями и приготовьтесь к ответам.

(В каждой группе одинаковое задание.)

1. Жёлтый лист покачнулся и медленно упал на землю. Почему?

2. Была солнечная погода. Лодка отплыла от берега и через некоторое время превратилась с маленькую точку. Почему?

3. И вот из-за леса появилось солнце. В утренних лучах снег казался нежно-розовым. Почему?

4. Земля облетела Солнце. А за моим окном по-прежнему на тополе появлялись первые листочки, а рядом с ним бурно цвела вишня. Почему?

 

– Разве мы не говорили о вращении Земли вокруг Солнца раньше?

– Как вы думаете, чему будет посвящён урок?

 

Деятельность учителя

Актуализация знаний

Деятельность обучающихся

Ответы на вопросы. Работа в группах. Рефлексия затруднений.

Предметные результаты

-

Личностные результаты

Готовность к саморазвитию;

Уважительное отношение к чужому мнению

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

Ставить новые учебные задачи совместно с учителем

Познавательные УУД

-

Коммуникативные УУД

Ставить вопросы, формулировать свои затруднения.

  1. Этап урока: физминутка

Цель: профилактика утомления, нарушения осанки и психоэмоциональная разрядка.

Содержание

Руки вверх поднимем - раз

Выше носа, выше глаз.

Прямо руки вверх держать

Не качаться. не дрожать.

Три - опустили руки вниз,

Стой на месте не вертись.

Вверх раз, два, три, четыре, вниз!

Повторяем, не ленись!

Будем делать повороты

Выполняйте все с охотой.

Раз - налево поворот,

Два - теперь наоборот.

Так, ничуть, не торопясь,

Повторяем 8 раз.

Руки на поясе, ноги шире!

  1. Работа с информацией

Цель: формированиеумений поиска нужной информации, нахождения нужных способов действий.

 

Содержание:

– Составим план урока.

План (примерный)

  1. Почему жизнь природы меняется по сезонам?
  2. Почему летом тепло, а зимой холодно?

 

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?

 

– Обозначим также лучи света, исходящие от лампы.

– Расскажите о том, как падают лучи на руку в первом, втором и третьем случае. (В первом случае лучи падают прямо на руку, а во втором и третьем случае лучи падают наискосок.)

– Так почему в первом положении руке было теплее?

– Давайте разберёмся с помощью плаката «Смена времён года» (из комплекта наглядных материалов для 2-го класса). Посмотрите на верхнюю часть плаката. Что несут солнечные лучи: свет, тепло или то и другое?

– Посмотрите на грядку с клубникой. Как падают солнечные лучи на поверхность земли зимой и летом? В какое время года на грядку попадает больше лучей?

– Да, летом солнечные лучи по уровню своего наклона более крутые, а зимой пологие.

– Где же на Земле будет теплее всего? А где она будет нагреваться не так интенсивно?

Итак, количество поступающей от Солнца энергии зависит от угла падения лучей, или – с точки зрения землянина – от высоты, на которую поднимается Солнце над горизонтом.

 

 

Опыт 1.

– Проверим наше предположение с помощью опыта, который я поставила в начале урока. Смотрите, я повесила два намоченных полотенца на спинку двух стульев. Один я поставила спинкой к батарее так, что тепло падает прямо на полотенце. Второй стул я поставила боком. На него тепло падает сбоку. Как вы думаете, какое полотенце успело высохнуть?

– А теперь давайте попробуем на опыте выяснить, как Земля обращается вокруг Солнца. Напомню, что ось Земли всегда должна быть направлена на Полярную звезду. Я повесила созвездия Большой и Малой Медведицы над окном. Когда вы будете передвигать глобус вокруг лампы (Землю вокруг Солнца), не забывайте соблюдать направление.

Опыт 2.

– Найдите место, где мы находимся, например Москва. Отметьте стикерсом. Попробуйте определить в четырёх положениях, отмеченных на парте, как падают лучи на место, где располагается наш город. Как влияет на эти процессы ось Земли?

– Что отметили для себя, наблюдая за осью Земли?

– Свяжите это наблюдение с местом нашего города. Первым будет положение, когда ось отклонена от Солнца. Далее идём против часовой стрелки.

– Скажите, в каком положении место, где располагается наш город, получает больше всего тепла от Солнца? Меньше всего тепла? Быстро ли Земля из одного положения перемещается в другое?

– Как вам кажется, когда в нашем городе на улице бывает очень тепло, а когда очень холодно?

– Вы можете увидеть эти положения Земли на иллюстрации на с. 58 учебника.

– А в какое время года солнце поднимается выше над горизонтом?

– Что можно сказать о продолжительности дня в разное время года?

– Давайте проверим ваш вывод по учебнику (с. 58).

– Вы делали предположение о вероятном времени обращения Земли вокруг Солнца.

– Просмотрите с. 59 и найдите ответ на вопрос: что происходит с продолжительностью дня в разные времена года? Что ещё интересного и нового вы для себя найдёте на этой странице?

 Максимум.

– Попробуйте ответить на вопрос на с. 58.

– При выполнении задания можно пользоваться и рисунком, и нашими моделями.

– Подумайте, а что в это время на Южном полюсе?

– Ответили мы на главный вопрос нашего урока?

Какие изменения происходят на Земле во время её вращения вокруг Солнца?

– Вернёмся к заданию, которое вызвало у вас затруднение, и выполним его.

 

– Земля облетела Солнце. А за моим окном по-прежнему на тополе появлялись первые листочки, рядом с ним бурно цвела вишня. Почему? (Мы считаем, что вишня опять цвела за окном, т.к. прошёл ровно год и наступила опять весна.)

 

 

Работа в группах.

– Выполните задания на с. 56. Первая группа наблюдает за растениями, вторая – за птицами, третья – за зверями (выполняет задание 3 в Рабочей тетради).

– Необходимо ответить на вопрос: почему растениям и животным приходится меняться?

– Какой вывод можно сделать?

– Почему летом тепло и дни длиннее ночи, а зимой холодно, дни короткие, а ночи длинные?

– Правильность своего ответа вы можете проверить на с. 59.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

 

Деятельность учителя

Учитель организует проведение опытов, консультирует группы

Деятельность обучающихся

Проводят опыты, отвечают на вопросы

Обдумывают варианты выхода из затруднительной ситуации.

 

Предметные результаты

объяснять значение обращения Земли вокруг Солнца

Личностные результаты

-

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

 

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

 

Коммуникативные УУД

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

 

  1. Этап урока: аналитический

Цель: формирование выводов и способов действий.

Содержание

 

– Что нового узнали?

– Как узнали, что помогло?

– Где пригодятся знания?

– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

 

Деятельность учителя

Задает вопросы

Деятельность обучающихся

Делают выводы

Предметные результаты

 

Личностные результаты

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД

-

Коммуникативные УУД

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

 

  1. Этап урока: первичное закрепление

 

Цель: закрепление полученных знаний.

 

Содержание

Работа в группах.

– Выполните задания на с. 56. Первая группа наблюдает за растениями, вторая – за птицами, третья – за зверями (выполняет задание 3 в Рабочей тетради).

– Необходимо ответить на вопрос: почему растениям и животным приходится меняться?

– Какой вывод можно сделать?

– Почему летом тепло и дни длиннее ночи, а зимой холодно, дни короткие, а ночи длинные?

– Правильность своего ответа вы можете проверить на с. 59.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

 

Деятельность учителя

Консультирует группы

Деятельность обучающихся

Работают в группах

Предметные результаты

Знать как меняются растения и животные в разные времена года

 Уметь объяснить почему летом тепло и дни длиннее ночи, а зимой холодно, дни короткие, а ночи длинные

Личностные результаты

-

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Познавательные УУД

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

Коммуникативные УУД

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

 

  1. Этап урока: рефлексивный

Цель: отследить границы знаний.

Содержание

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему учились?

– Какую  работу ты выполнял в группе?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

 

Деятельность учителя

Организатор

Деятельность обучающихся

Оценивают собственную деятельность. Соотносят  цели с конечным результатом.

 

Предметные результаты

-

Личностные результаты

-

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД

-

Коммуникативные УУД

-

Заключение

На данном уроке окружающего мира формируются:

Предметные результаты:

  1. объяснять значение обращения Земли вокруг Солнца
  2. знать как меняются растения и животные в разные времена года
  3. уметь объяснить почему летом тепло и дни длиннее ночи, а зимой холодно, дни короткие, а ночи длинные

Личностные результаты:

  1. снятие фобий;
  2. готовность к саморазвитию;
  3. уважительное отношение к чужому мнению;
  4. в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Метапредметные  результаты:

Регулятивные УУД:

  1. самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения
  2. мотивация учебной деятельности
  3. ставить новые учебные задачи совместно с учителем
  4. составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  5. работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  6. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Познавательные УУД:

  1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  2. отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  3. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  4. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные УУД:

  1. доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  2. ставить вопросы, формулировать свои затруднения
  3. договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  4. учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
  5. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

 

 

Список литературы

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пос. для учит./ под ред. А. Г. Асмолова.

Петрова И. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира [Текст] / И. В. Петрова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 113-116.

 

www.school2100.ru

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Формирование универсальных учебных действий на уроке окружающего мира по теме: «Смена времён года»»


Оглавление

Оглавление 2

Конспект урока окружающего мира по теме: «Смена времен года» 4

Заключение 10

Список литературы 11



Конспект урока окружающего мира по теме: «Смена времен года»


Тема: Смена времён года.

Цель: познакомить с обращением Земли вокруг Солнца как причиной смены времён года.

Задачи:

Образовательные: расширять представление обучающихся о вращении Земли вокруг Солнца; формировать представление о вращении Земли вокруг Солнца как причиной смены времён года.

Развивающие: развивать память, логическое мышление; формировать познавательный интерес средствами урока «окружающий мир».

Воспитательная: воспитывать интерес к окружающему миру.

Основные понятия, формируемые на уроке: смена времен года.

Оборудование: глобус, лампа, рисунки созвездий Большой и Малой Медведицы; плакат «Смена времён года» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса».


Ход урока:

  1. Этап урока

    1. Психологической мотивации

Цель: создание ситуации успеха.

Содержание

- отгадайте загадку

Гостьи к нам пришли: седая,

А за нею – молодая,

Третья ярко расцветает,

А четвертая рыдает.

(Зима, весна, лето, осень)

    1. Мотивационный

Цель: формулирование целей урока

Деятельность учителя

Организация

Деятельность обучающихся

Обдумывание

Предметные результаты

-

Личностные результаты

Снятие фобий

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Мотивация учебной деятельности

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Коммуникативные УУД

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.



  1. Этап урока

    1. Актуализации опорных знаний

Цель: выявить имеющиеся знания.

Содержание

– Выберите тот вывод, к которому мы пришли на прошлом уроке.

1. Ночь наступает, т.к. на небе появляется Луна.

2. Планеты вращаются вокруг Солнца под воздействием закона всемирного тяготения.

3. День и ночь наступают из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси и по-разному освещается Солнцем.

– Все ли с этим согласны?


    1. Проблемный

Цель: выявление пробелов в знании.

Содержание:

Работа в группах.

– Возьмите карточки с заданиями и приготовьтесь к ответам.

(В каждой группе одинаковое задание.)

1. Жёлтый лист покачнулся и медленно упал на землю. Почему?

2. Была солнечная погода. Лодка отплыла от берега и через некоторое время превратилась с маленькую точку. Почему?

3. И вот из-за леса появилось солнце. В утренних лучах снег казался нежно-розовым. Почему?

4. Земля облетела Солнце. А за моим окном по-прежнему на тополе появлялись первые листочки, а рядом с ним бурно цвела вишня. Почему?


– Разве мы не говорили о вращении Земли вокруг Солнца раньше?

– Как вы думаете, чему будет посвящён урок?


Деятельность учителя

Актуализация знаний

Деятельность обучающихся

Ответы на вопросы. Работа в группах. Рефлексия затруднений.

Предметные результаты

-

Личностные результаты

Готовность к саморазвитию;

Уважительное отношение к чужому мнению

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

Ставить новые учебные задачи совместно с учителем

Познавательные УУД

-

Коммуникативные УУД

Ставить вопросы, формулировать свои затруднения.

  1. Этап урока: физминутка

Цель: профилактика утомления, нарушения осанки и психоэмоциональная разрядка.

Содержание

Руки вверх поднимем - раз

Выше носа, выше глаз.

Прямо руки вверх держать

Не качаться. не дрожать.

Три - опустили руки вниз,

Стой на месте не вертись.

Вверх раз, два, три, четыре, вниз!

Повторяем, не ленись!

Будем делать повороты

Выполняйте все с охотой.

Раз - налево поворот,

Два - теперь наоборот.

Так, ничуть, не торопясь,

Повторяем 8 раз.

Руки на поясе, ноги шире!

    1. Работа с информацией

Цель: формирование умений поиска нужной информации, нахождения нужных способов действий.


Содержание:

– Составим план урока.

План (примерный)

  1. Почему жизнь природы меняется по сезонам?

  2. Почему летом тепло, а зимой холодно?


– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?


– Обозначим также лучи света, исходящие от лампы.

– Расскажите о том, как падают лучи на руку в первом, втором и третьем случае. (В первом случае лучи падают прямо на руку, а во втором и третьем случае лучи падают наискосок.)

– Так почему в первом положении руке было теплее?

– Давайте разберёмся с помощью плаката «Смена времён года» (из комплекта наглядных материалов для 2-го класса). Посмотрите на верхнюю часть плаката. Что несут солнечные лучи: свет, тепло или то и другое?

– Посмотрите на грядку с клубникой. Как падают солнечные лучи на поверхность земли зимой и летом? В какое время года на грядку попадает больше лучей?

– Да, летом солнечные лучи по уровню своего наклона более крутые, а зимой пологие.

– Где же на Земле будет теплее всего? А где она будет нагреваться не так интенсивно?

Итак, количество поступающей от Солнца энергии зависит от угла падения лучей, или – с точки зрения землянина – от высоты, на которую поднимается Солнце над горизонтом.



Опыт 1.

– Проверим наше предположение с помощью опыта, который я поставила в начале урока. Смотрите, я повесила два намоченных полотенца на спинку двух стульев. Один я поставила спинкой к батарее так, что тепло падает прямо на полотенце. Второй стул я поставила боком. На него тепло падает сбоку. Как вы думаете, какое полотенце успело высохнуть?

– А теперь давайте попробуем на опыте выяснить, как Земля обращается вокруг Солнца. Напомню, что ось Земли всегда должна быть направлена на Полярную звезду. Я повесила созвездия Большой и Малой Медведицы над окном. Когда вы будете передвигать глобус вокруг лампы (Землю вокруг Солнца), не забывайте соблюдать направление.

Опыт 2.

– Найдите место, где мы находимся, например Москва. Отметьте стикерсом. Попробуйте определить в четырёх положениях, отмеченных на парте, как падают лучи на место, где располагается наш город. Как влияет на эти процессы ось Земли?

– Что отметили для себя, наблюдая за осью Земли?

– Свяжите это наблюдение с местом нашего города. Первым будет положение, когда ось отклонена от Солнца. Далее идём против часовой стрелки.

– Скажите, в каком положении место, где располагается наш город, получает больше всего тепла от Солнца? Меньше всего тепла? Быстро ли Земля из одного положения перемещается в другое?

– Как вам кажется, когда в нашем городе на улице бывает очень тепло, а когда очень холодно?

– Вы можете увидеть эти положения Земли на иллюстрации на с. 58 учебника.

– А в какое время года солнце поднимается выше над горизонтом?

– Что можно сказать о продолжительности дня в разное время года?

– Давайте проверим ваш вывод по учебнику (с. 58).

– Вы делали предположение о вероятном времени обращения Земли вокруг Солнца.

– Просмотрите с. 59 и найдите ответ на вопрос: что происходит с продолжительностью дня в разные времена года? Что ещё интересного и нового вы для себя найдёте на этой странице?

Максимум.

– Попробуйте ответить на вопрос на с. 58.

– При выполнении задания можно пользоваться и рисунком, и нашими моделями.

– Подумайте, а что в это время на Южном полюсе?

– Ответили мы на главный вопрос нашего урока?

Какие изменения происходят на Земле во время её вращения вокруг Солнца?

– Вернёмся к заданию, которое вызвало у вас затруднение, и выполним его.


– Земля облетела Солнце. А за моим окном по-прежнему на тополе появлялись первые листочки, рядом с ним бурно цвела вишня. Почему? (Мы считаем, что вишня опять цвела за окном, т.к. прошёл ровно год и наступила опять весна.)



Работа в группах.

– Выполните задания на с. 56. Первая группа наблюдает за растениями, вторая – за птицами, третья – за зверями (выполняет задание 3 в Рабочей тетради).

– Необходимо ответить на вопрос: почему растениям и животным приходится меняться?

– Какой вывод можно сделать?

– Почему летом тепло и дни длиннее ночи, а зимой холодно, дни короткие, а ночи длинные?

– Правильность своего ответа вы можете проверить на с. 59.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?


Деятельность учителя

Учитель организует проведение опытов, консультирует группы

Деятельность обучающихся

Проводят опыты, отвечают на вопросы

Обдумывают варианты выхода из затруднительной ситуации.


Предметные результаты

объяснять значение обращения Земли вокруг Солнца

Личностные результаты

-

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.


Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.


Коммуникативные УУД

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


  1. Этап урока: аналитический

Цель: формирование выводов и способов действий.

Содержание


– Что нового узнали?

– Как узнали, что помогло?

– Где пригодятся знания?

– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?


Деятельность учителя

Задает вопросы

Деятельность обучающихся

Делают выводы

Предметные результаты


Личностные результаты

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД

-

Коммуникативные УУД

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


  1. Этап урока: первичное закрепление


Цель: закрепление полученных знаний.


Содержание

Работа в группах.

– Выполните задания на с. 56. Первая группа наблюдает за растениями, вторая – за птицами, третья – за зверями (выполняет задание 3 в Рабочей тетради).

– Необходимо ответить на вопрос: почему растениям и животным приходится меняться?

– Какой вывод можно сделать?

– Почему летом тепло и дни длиннее ночи, а зимой холодно, дни короткие, а ночи длинные?

– Правильность своего ответа вы можете проверить на с. 59.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?


Деятельность учителя

Консультирует группы

Деятельность обучающихся

Работают в группах

Предметные результаты

Знать как меняются растения и животные в разные времена года

Уметь объяснить почему летом тепло и дни длиннее ночи, а зимой холодно, дни короткие, а ночи длинные

Личностные результаты

-

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Познавательные УУД

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

Коммуникативные УУД

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


  1. Этап урока: рефлексивный

Цель: отследить границы знаний.

Содержание

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему учились?

– Какую работу ты выполнял в группе?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?


Деятельность учителя

Организатор

Деятельность обучающихся

Оценивают собственную деятельность. Соотносят цели с конечным результатом.


Предметные результаты

-

Личностные результаты

-

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД

-

Коммуникативные УУД

-

Заключение

На данном уроке окружающего мира формируются:

Предметные результаты:

  1. объяснять значение обращения Земли вокруг Солнца

  2. знать как меняются растения и животные в разные времена года

  3. уметь объяснить почему летом тепло и дни длиннее ночи, а зимой холодно, дни короткие, а ночи длинные

Личностные результаты:

  1. снятие фобий;

  2. готовность к саморазвитию;

  3. уважительное отношение к чужому мнению;

  4. в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  1. самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

  2. мотивация учебной деятельности

  3. ставить новые учебные задачи совместно с учителем

  4. составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  5. работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  6. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Познавательные УУД:

  1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  2. отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  3. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  4. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные УУД:

  1. доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  2. ставить вопросы, формулировать свои затруднения

  3. договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  4. учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

  5. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


Список литературы

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пос. для учит./ под ред. А. Г. Асмолова.

Петрова И. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира [Текст] / И. В. Петрова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 113-116.


www.school2100.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!