СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по математике в 1 классе «Сложение и вычитание вида  4»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема занятия – «Сложение и вычитание вида ± 4» Это   урок в разделе «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание». 

Цели

  • Ознакомить с вычислительным приёмом ± 4. Отрабатывать навыки сложения и вычитания. Закреплять решение задачи по алгоритму;
  • Развивать умение анализировать, рассуждать; развивать  математическую речь;
  • Воспитывать чувство товарищества, коллективизма.

Просмотр содержимого документа
«Урок по математике в 1 классе «Сложение и вычитание вида  4»»

Тема урока «Сложение и вычитание вида  4»

Цели: познакомить с приёмами прибавления и вычитания числа 4, формирование умения обучающихся складывать и вычитать число 4 разными способами умение решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Планируемые результаты

Предметные:

-В результате практических действий и наблюдений выполнять сложение и вычитание вида ...+4,...-4;

Метапредметные:

Познавательные:

-Искать разные пути решения примеров;

Регулятивные:

-Работать по заданному правилу;

-Оценивать себя.

Коммуникативные:

-Работать в паре

Личностные:

-Проявлять интерес к математике.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент Слайд

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас

Математика сейчас.

Пожелаем всем удачи –

За работу в добрый час!


Будьте все внимательны,
А еще старательны.
Будем сегодня задачи решать,
Будем складывать и вычитать.

  1. Актуализация знаний

Начинаем урок с устного счета.

1. Устный счёт

- Сегодня к нам пришли зверята из лесной школы и хотят, чтобы вы выполнили их задания. Слайд

Поможем белке собрать орешки. Ответы показываем на числовых веерах. Слайд

10 – 2 = 8 6 – 5 = 1

3 + 7 = 10 9 – 3 = 6

5 – 3 = 2 7 + 1 = 8

4 + 4 = 8 8 - 6 = 2

Молодцы! Оцените себя на этом этапе урока.


2. Весёлые задачи о зверятах

Раз к зайчонку на обед Слайд
Прискакал дружок сосед.
На пенек зайчата сели
И по две морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок:
Сколько съедено морковок? (4)

- А как вы узнали? (2 + 2 = 4)

- Давайте вспомним состав числа 4. (4 - это 2 и 2, 3 и 1, 1 и 3)

Шесть зайчиков шли из школы, Слайд
И вдруг на них напали пчелы.
Четыре зайчика спаслись едва,
А сколько не успело? (2) (6 - 4 = 2)

Вот три медвежонка по дорожке идут. Слайд
За ним вдогонку четверо бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопится в школу медвежата зимой? ( 3 + 4 = 7)

Оцените себя, как вы решили задачи про наших друзей.

- Наши друзья из лесной школы очень довольны, что вы решили задачи про них на отлично.

III. Самоопределение к деятельности

-Ребята, как вы думаете, почему мы вспомнили состав числа 4?Для чего он нам понадобится на уроке?

(решать примеры на сложение и вычитание 4.)

Работа в тетрадях. Пишем число и работаем над чистописанием.

Продолжи ряды:

2,4,…. (6,8,10) 0,3,…(6,9) 10,8,….(6,4,2) 9,6,…..(3,0)

-Хорошо, справились с заданием.

-Выполните вычисления разными способами, которые написаны на доске:

3+2= 4+3= 6+4=

-Вспомните, как мы с вами прибавили 3?(Прибавили сначала 1, потом ещё 1)- Как прибавили число 3? (Сначала прибавили 2, потом ещё 1, или сначала прибавили 1, потом ещё 2)

- А почему у вас не получилось 6+ 4? Чего ещё мы не знаем?

- А мы можем использовать эти способы прибавления и вычитания 3 в прибавлении и вычитании 4?

- Попробуем составить эталон прибавления и вычитания 4. Нам поможет эталон прибавления и вычитания 2 и 3?

+3 - 3 Слайд

+1+2 -1-2

+2+1 -2-1

- Составьте самостоятельно эталон. Слайд

+4 - 4

+1+3 -1-3

+3+1 -3-1

- Сделаем вывод, что нужно знать, чтобы научиться прибавлять и вычитать по 4? (Состав числа 4)

- Кто может сформулировать тему урока? (сложение и вычитание числа 4)

Практическая работа. (Регулятивные УУД: самостоятельное нахождение способов решения проблемы)

(Учитель выставляет две коробки.

- Сколько мячей вы видите на столе? (4)

- А коробок? (2)

- Как вы думаете, а что вы сейчас будете делать? (Раскладывать мячи по коробкам)

- Какие способы вы можете предложить? (2 и 2, 3 и 1, 1 и 3)

(Учащиеся выходят по одному и раскладывают мячи по предложенному способу)

(Учащиеся в ходе коллективной работы предлагают свои способы решения.

Учитель открывает запись на доске: 4 = 2 + 2, 4 = 1 + 3, 4 = 3 + 1.)

- Ещё раз повторяем состав числа 4. (хором)

- Как вы думаете, для чего вам нужно знать состав числа 4? (Чтобы уметь прибавлять и вычитать число 4)

- Кто может сформулировать тему урока? (Сложение и вычитание числа 4) Слайд


Физминутка.

На опушке два зайчонка

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Влево, вправо наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет,

Всем друзьям физкульт-привет!

- А теперь продолжаем урок.



IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

- Откройте учебник на стр. 8 по закладке. Сегодня мы будем работать на этой стр. Найдите верх страницы.

- Какие фигуры вы видите на схеме?

- Сколько кругов на схеме к задаче? (4)

- По каким признакам можно разделить фигуры на две группы? (По цвету: синие и красные. По размеру: большие и маленькие.)

- Сколько синих кругов? (1)

- Сколько красных кругов? (3)

- Что можно сказать о составе числа 4? (4 – это 3 и 1)

- Сколько больших фигур? (2)

- Сколько маленьких фигур? (2)

- Что можно сказать о составе числа 4 (4 – это 2 и 2)

- Какой состав числа 4 это показывает ? (4 –это 2 и 2)

- Давайте по рисунку составим задачу. Из чего состоит задача? (условие , вопрос, решение , ответ).

- Что здесь изображено?

- Давайте составим условие задачи.

- Мама готовила котлеты. 6 она уже положила на сковороду, а 4 лежат на разделочной доске.

- Какой вопрос вы можете задать? (Сколько котлет приготовила мама?)

- А теперь решение задачи. (6 + 4 = 10)

Используя схемы и записи под рисунком, объясните, как мама может к 6 котлетам прибавить ещё 4. (6 + 2 + 2 = 10, 6 + 3 + 1 = 10, 6 + 1 + 3 = 10.)

- Но ведь, ребята, мы учимся не только прибавлять число 4 , но и вычитать.

- Мы узнали, сколько всего котлет приготовила мама. (10)

- Сколько съели - 4 котлеты. Как вы считаете, что мы будем делать с котлетами? (вычитать)

- По записям расскажите, как можно съесть 4 котлеты.

- Наши друзья из Лесной школы наверняка тоже вам улыбнулись, радуясь вашим успехам.

2.Выполнение задании

- Ну, а теперь задача от наших друзей. Как вы считаете, справитесь?

- Используя способы прибавления и вычитания 4, выполните задания. Слайд

- Молодцы, наши друзья довольны!


VI . Закрепление изученного материала. Работа в парах.

Карточка 1


+ 4

3

5

2

6

4

1

0








Карточка 2


- 4

4

6

9

5

8

7

10









- А сейчас вы поработаете по карточкам.

- Каждый положите перед собой карточку. В пустых клеточках запишите ответы.

- А теперь поменяйтесь карточками. Каждый из вас сейчас временно побудет учителем. Проверьте карточку своего соседа.

(Ответы записаны на доске Карточка №1 – 7,9,6,10,8,5,4. Карточка №2 – 0,2,5,1,4,3,6. Открыть.)

- Сверьте проверенную вами карточку с ответами на доске.

- Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки.


Карточка 1

- Сколько вы прибавили к каждому числу в первой строке? (4)

- Каким способом можно прибавить число 4?

- На сколько увеличилось число во второй строке? (на 4)

- Что значит увеличить? (прибавить)

Карточка 2

- Сколько вы вычли из каждого числа в первой строке? (4)

- Каким способом можно вычесть число 4?

- На сколько уменьшилось число во второй строке? (на 4)

- Что значит уменьшить? (вычесть)

(похвалить от имени лесных друзей)

VII. Рефлексия

- Поднимите руку, кто понял новую тему?

- Кто сомневается в своих силах?

- С каким вычислительным приёмом мы познакомились сегодня на уроке? (сложение и вычитание числа 4)

- Вспомним, какими способами можно прибавить и вычесть число 4.

- Какие из заданий наших друзей вам понравилось выполнять?

- А вы бы хотели, чтобы они ещё присылали вам задания?

- У вас на парте лежат 2 смайлика: один весёлый, другой грустный. Весёлому на уроке было интересно, а грустному скучно. Кому было интересно на уроке, берите весёлый смайлик, кому скучно – грустный, и и покажите нашим гостям.

- Ребята, посмотрите какой пышный букет получился из улыбок. От улыбки становится светлее не только в классе, но и на душе у человека и я хочу, чтобы вы всегда улыбались и были самым дружным классом.

- Большое спасибо, что сегодняшний урок вам понравился.



































Самоанализ урока математики в 1 классе

Тема занятия – «Сложение и вычитание вида ± 4» Это урок в разделе «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание».

Этот класс со средним уровнем обучаемости, с невысокой степенью активности. Поэтому использовала разнообразные формы организации познавательной деятельности, сочетая фронтальную работы, работу в парах.

Дети – первоклассники ещё учатся получать знания, я выбрала тип урока – первичное предъявление новых знаний. Учитывая возрастные особенности младших школьников, урок проходил в игровой форме. Дети выполняли задания друзей из лесной школы. Считаю, что данная структура урока рациональна для достижения поставленных целей:

  • Ознакомить с вычислительным приёмом ± 4. Отрабатывать навыки сложения и вычитания. Закреплять решение задачи по алгоритму;

  • Развивать умение анализировать, рассуждать; развивать математическую речь;

  • Воспитывать чувство товарищества, коллективизма.

Чтобы полнее раскрыть потенциал учащихся, мною использованы различные

методы и формы обучения. Так, при проведении устного счёта применялась групповая форма деятельности: соревнование между группами, где была распределена работа и оценивался вклад каждого ученика в результат общей деятельности. Также на уроке был использован  частично-поисковый метод, когда при объяснении нового материала перед учениками ставился проблемный вопрос («Для чего нужно знать состав числа 4?»). Детям необходимо было доказать свой ответ. Идёт опора на полученные ранее знания. Дети учились рассуждать, доказывать, что способствовало развитию ума, внимания, умения отстаивать свою точку зрения (Регулятивные УУД - целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно). Использован метод практической деятельности (практическая работа, где дети раскладывают мячи по коробкам, самостоятельно предлагая различные способы (логические УУД - самостоятельное создание способов решения проблемы), после чего самостоятельно сформулировали тему и цели урока ).

Большая часть нового материала изучалась с помощью объяснительно-иллюстративного метода.

В ходе всего урока присутствовал наглядный метод: карточки, иллюстрации, демонстративный материал. Также пыталась применить индуктивный метод: при изучении нового вычислительного приёма выстраивали логическую цепочку, чтобы сделать вывод – как можно выполнить сложение и вычитание числа 4.

Фрагментом самостоятельной работы является момент работы по карточкам. Здесь же был использован метод парной работы, учащиеся учились проверять и оценивать работу своего товарища по парте. Работа в парах, группах помогает детям овладеть коммуникативной компетенцией.

Для формирования самооценки у детей мной использован такой приём. В конце занятия учащиеся с помощью смайликов определили степень своей активности и заинтересованности. Большая часть детей подняли схемы, которые обозначают удовлетворение своей работой, заинтересованность в получении новых знаний. (Личностные УУД - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор)

В течение занятия старалась создать атмосферу доброжелательности и общей заинтересованности в успехах каждого ученика. Через словесную оценку поощряла каждого, кто принимал участие. Стремилась к сотрудничеству. Наиболее удачными, на мой взгляд, были фрагменты урока, когда дети сами обосновывали свою точку зрения.

Необычная форма проведения урока способствовала повышению активности класса, сплочению детского коллектива.

Поставленные перед уроком цели реализованы полностью.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!