СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по математике на тему "Деление с остатком"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с приемом деления с остатком. Это урок открытия новых знаний. 

Просмотр содержимого документа
«Урок по математике на тему "Деление с остатком"»

Конспект открытого урока

Дата проведения .0.2017 г.

Предмет: математика, УМК «Школа России», 3 класс

Учитель: Кузнецова Н. В.

Тема: Деление с остатком.

Тип урока: формирование первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.

Цель: познакомить учащихся с приёмом деления с остатком.

Планируемые результаты обучения, формирование УУД:

Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению математики через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.

Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

Ресурсы для учителя:

- М.М. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова учебник «Математика», часть 2, М.2Просвещение», 2015г. – с.26

Ресурсы для учащихся:

- М.М. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова учебник «Математика», часть 2, М.2Просвещение», 2015г. – с.26

- наглядный материал для исследовательской работы в парах., карточки для самостоятельной работы.

1.Самоопределение к деятельности (орг.момент)

Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.


- Ребята, на каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания. Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои математические знания.

Мы должны провести исследовательскую работу, в математике для нас ещё много неизвестного.

На уроке нам помогут знания, смекалка и хорошее настроение. Начнём с настроения: покажите своё настроение с помощью смайликов – сигналов.

- Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение, надеюсь, что к концу урока оно будет у всех отличным.

А работать будем под девизом: (хором) «Ученье нас объединяет»

-Продолжите закономерность: 3, 7, 11, 15, 19, 23.

2.Актуализация знаний.

Цель: актуализировать

учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, актуализировать мыслительные операции, зафиксировать необходимость введения нового правила.

- Давайте вспомним, над чем мы работали на предыдущих уроках. (карточки на доску)

(25 + 15) : 5; 69: 3; 66:22; 15 : х = 3

Математический диктант:

  • Делимое 54, делитель 6. Чему равно частное?

  • Разделите 42 на 7.

  • Найдите частное чисел 28 и 4;

  • Уменьшите 18 в 3 раза;

  • Найдите делимое, если делитель равен 8, а частное равно 9?

  • Сумму чисел 34 и 30 разделите на 8.

  • Разность чисел 60 и 24 разделите на 6.

- Отгадайте зашифрованное слово, используя ключ:



л

е

н

д

и

7

6

72

9

8







3.Постановка учебной задачи.

Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила деление с остатком

Сегодня мы продолжим работать со случаями деления.

Продолжим работу, которую начали на уроке технологии. Мы с вами изготовили шаблоны сарафанов. Осталось приклеить пуговицы и карманы.

Вот этим вы сейчас и займётесь. На парте у вас лежат шаблоны двух сарафанов, пуговицы и карманы.

- Посчитайте количество пуговиц. (13)

- Разделите поровну 13 пуговиц на 2 сарафана и приклейте.

- Что заметили? (поровну разделить не удалось).

- разделите 5 карманов поровну на 2 сарафана и приклейте.

- какое действие вы выполняли? (деление). Что заметили? (поровну разделить не удалось)

- как вы думаете. Что такое 1 сарафан и 1 карман? (остаток).

-Какую тему будем изучать на уроке?

(Слайд Деление с остатком)

- Предположите цель урока? (научиться делить числа с остатком)

Давайте определим, на какой ступени по знаниям данной темы мы можем с вами находиться и отметьте себя, пожалуйста, на лесенке.

4. Построение проекта выхода из затруднения. Решение проблемной ситуации.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействии для выведения алгоритма деления с остатком.

- Вы выполняли сейчас практическую работу. Как записать ваши действия математическим выражением?

Как рассуждали?

Рассмотрите, как правильно записывать примеры с остатком:

13 : 2 = 6 (ост.1) проговорить, вспомнить компоненты.

Работа в тетради. Откройте тетради и запишите самостоятельно математическое выражение ваших действий с карманами. Два человека у доски.

Проверка с места. Проговорить.

ФИЗМИНУТКА

Мы исследователи, а значит должны как можно больше рассмотреть вариантов деления.

Работа по учебнику: стр. 26 № 1,2.

- Прочитайте на с. 26, как разделить 17 на 3.

- Как называются компоненты деления в таких примерах?

- Прочитайте равенство на математическом языке.

- Правильные ли выводы мы сделали?

1 стр. 26 (устно)

2 стр. 26

- Рассмотрите первый пример.

- Какое самое большое число до 7 делится на 3 без остатка? (6)

- Сколько получится, если 6 разделить на 3 ? (2)

- Сколько останется? (1)

- Сделайте рисунок к примеру.



- Прочитайте пример на математическом языке.

(Остальные примеры учащиеся изображают с помощью схематических рисунков, решают и комментируют у доски)

7 : 3 10 : 4 10 : 6 11 : 4 12 : 3

Каждый раз наблюдаем над тем, какое число разделилось, почему получился такой остаток.

- А можно ли решать примеры на деление с остатком, не выполняя рисунки каждый раз?

- Как вы думаете, что нам поможет? (Поможет нам правило, алгоритм)

Работа в группах:

Перед вами карточки – помощники, нужно подумать, посовещаться и расположить их в нужном порядке.

(на доску каждая группа)

Составление алгоритма

Алгоритм деления с остатком.

  1. Находим наибольшее число, которое меньше делимого и делится на делитель без остатка.

  2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.

  3. Находим остаток. Для этого вычитаем из делимого найденное число.

  4. Проверяем, остаток должен быть



Сравнить алгоритм .

Что заметили? (4пункт)

Завтра мы дополним шаг алгоритма.

Для этого вы дома понаблюдаете за делителем и остатком



Давайте решим пример 32 : 5 по алгоритму с проговариванием.

5.Первичное закрепление.

Цель: закрепить знания, полученные на уроке.

Пользуясь алгоритмом, решаем с проговариванием.

10: 6;

11 : 4;

17 : 4



6 Рефлексия деятельности.

Цель: оценить результаты учебной деятельности

Какую цель мы ставили ?

Какое открытие вы сегодня сделали на уроке?

Помогло вам открытие достичь цели?

7. Самостоятельная работа.

Цель: проверить навык усвоения новых знаний.



























Рефлексия.











Итог урока.









Я вам по новой теме приготовила задания. Сейчас вы будете работать самостоятельно.

Карточки

Выпишите и решите только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.

15 : 6 23 : 3

12 : 6 40 : 5

10 : 3 8 : 4



- Проверьте по эталону. Как вы выполнили задание. Оцените свою работу.

Решите задачу.

В гости к бабушке пришли 4 внука. Бабушка решила угостить внуков конфетами. В вазочке было 23 конфеты. Сколько конфет достанется каждому внуку, если бабушка предложит поделить конфеты поровну?

Отметьте на лестнице успеха, своё настроение и достижения

Покажите своё настроения с помощью смайликов.

Спасибо ребята, за работу на уроке.

- А сейчас поднимите руки, кто согласен с утверждением:

  1. Новая тема мне понятна

  2. Я хорошо понял(а) алгоритм

  3. Я знаю, как пользоваться алгоритмом

  4. Я сумею найти частное и остаток

  5. В самостоятельной работе у меня всё получилось

  6. Я понял алгоритм деления с остатком, но в самостоятельной работе допустил ошибки

  7. Я доволен своей работой на уроке

  8. Мне было трудно.

- Оцените свою работу на уроке.

- Какое задание понравилось?

Домашнее задание:

Учебник стр.26 № 4


Найдите и решите только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.



15 : 6

23 : 3

12 : 6

40 : 5

10 : 3

8 : 4



4 х 2 24 : 8

6 х 3 36 : 6

8 х 5 45 : 9

9 х 4 28 : 7

7 х 8 16 : 2









24 + 12 27 + (54 – 26)

36 – 14 (18 + 25) - 32

28 + 37 (45 х 1) : 5

89 - 45 28 + (2 х 3)

63 + 15 64 : 8 + 2

97 - 53 4 х 3 – 3 х2

 Молодцы, значит, вы легко найдете значения этих частных:17:2     10:4   9:5

  (Нет)

- Почему?

(Нет такого числа, при умножении которого на делитель можно  получить делимое)

ОПРЕДЕЛИМ ЦЕЛЬ:

Научится выполнять действие деление с ………….

ВОПРОСЫ:

Как разделить число с …………….?   (Найти ближайшее меньшее число, 

                                                                 которое разделится)

Как найти ………….? ( Из числа вычесть разделившееся )

Каким должен быть ……………?  (меньше делителя)

IV ПЕРВИЧНОЕ УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

-А если все же попытаться разделить, опираясь на  предметные действия.

1.     -Предлагаю такую ситуацию – мы с вами решили завести новые тетради  по математике. У меня лежит стопка из 17 тетрадей, я её отдаю Вите и предлагаю раздавать ученикам по 2 тетради. Можно ли узнать сколько учеников получат тетради?

- Попробуем.

-  Разделили?

- Делаем вывод.

(Решение в тетради 17:2 = 8 (ост.1)                                            

   - Назовем её ОСТАТКОМ.           



- Значит разделить 17 на 2 возможно. Но 1 тетрадь осталась. 4.. Выполните деление сделав самостоятельно  рисунки    

(САМОСТ. РАБОТА)

5.             14 : 4 = 2 (ост. 6)           14 : 4 = 3 (ост.2)                              14 : 4 = 4

-Какой рисунок и какая запись, по-вашему, верны? Почему?

 -  В чем ошибочность первой записи? 3 записи?.

-Сколько всего разделили? Сколько осталось? Почему остаток не может быть больше делителя?

Итак: Остаток всегда меньше       делителя.

 -  А как можно решать примеры на деление с остатком, не выполняя рисунки каждый раз?

-Для этого мы воспользуемся алгоритмом:

(карточки с алгоритмом розданы детям)

Памятка

Как разделить число с остатком.

  1. Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка.

  2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.

  3. Вычитаем разделившееся число из делителя – это остаток.

  4. Проверяем, остаток должен быть меньше делителя.            



Алгоритм деления с остатком


  1. Находим наибольшее число до делимого, которое можно разделить на делитель без остатка.

  2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.

  3. Находим остаток. Для этого вычитаем из делимого найденное число.

  4. Проверяем, остаток должен быть







1. Новая тема мне понятна

2. Я хорошо понял алгоритм

  1. Я знаю, как пользоваться алгоритмом

  2. Я сумею найти частное и остаток

  3. В самостоятельной работе у меня всё получилось

  4. Я понял алгоритм деления с остатком, но в самостоятельной работе допустил ошибки

  5. Я доволен своей работой на уроке

  6. Мне было трудно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!