СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по информатике для 2 класса по теме: "Алгоритм"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по программе "Школа России".Цель: сформировать представление о понятии "алгоритм".

Просмотр содержимого документа
«Урок по информатике для 2 класса по теме: "Алгоритм"»

Тема: «Алгоритм».

Цели урока: Формирование у учащихся представлений о понятии алгоритм.

Задачи:

  1. Образовательные:

  • ввести понятие алгоритм;

  • научить составлению и выполнению алгоритма;

  • научить поиску ошибок и исправлению алгоритма.

  • повторить и закрепить ранее изученный материал;

  • стимулировать интерес учащихся к данной теме и учебному процессу в целом.

  1. Развивающие:

  • развить алгоритмическое мышление;

  • развить устойчивый интерес к предмету;

  • развивать у школьников навыков самостоятельной работы.

  1. Воспитывающие:

  • воспитание добросовестного отношения к труду;

  • формирование у учащихся познавательной потребности за счет игровой формы работы.

Время проведения: 40 мин.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: смешанный.

Метод обучения: беседа и объяснительно – иллюстративный.

Приемы обучения: объяснительно-побуждающий.

Формы обучения: индивидуальная, коллективная.

Оборудование:

  • наглядность;

  • рабочая тетрадь «Информатика в играх и задачах», Часть 1, Класс 2, А.В. Горячев;

  • резиновый мяч;

  • раздаточный материал: листочки в клетку.





План урока:

Название этапа

Время

1. Организационный момент

1 мин.

2. Актуализация опорных знаний

5 мин.

3. Изложение нового материала

15 мин.

4. Физминутка

2 мин.

5. Закрепление пройденного материала

12 мин.

6. Задание на дом

1 мин.

7. Итог урока

4 мин.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент


2.Актуализация

опорных

знаний








































































































  1. Изложение нового материала



















































































































































































































4.Закрепление пройденного материала.



































5. Подведение итогов.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.



Перед изучением новой темы, давайте повторим материал с прошлого урока. Вашим дом. зад. был № 28 на стр.46 из рабочей тетради. Давайте откроем тетради и проверим, что у вас получилось.

- Вам необходимо было раскрасить, вырезать и наклеить круги в том порядке, как вы собираете пирамиду. И записать ваши действия.

- Давайте проверим, что у вас получилось, вы видите на доске точно такие же круги разного размера и цвета как в тетради, давайте вместе соберем пирамиду.

- Какой цвет вы выбрали основанием нашей пирамиды?

- Молодцы! (Просит ребенка прикрепить синий круг в центр доски магнитом (скотчем))

- Какой цвет идет вслед за синим?

- Какой цвет идет вслед за оранжевым?

- Какой цвет идет вслед за зеленым?

- Какой цвет идет в след за желтым?

Ответ: С О З Ж К.

- У всех так получилось???

- Молодцы!



- А теперь давайте немного поиграем, игра называется «Загадай число». Сейчас каждому из вас необходимо загадать число, я буду называть арифметические действия, а вы должны их проделывать с вашим числом.

- Итак, задумай число, прибавь к нему 5, прибавь ещё 2, вычти своё задуманное число, прибавь ещё 3, вычти 4.

- Я могу сразу сказать результат, который получился у каждого! Ваш результат 6.

- Молодцы, вы очень способные ребята!

- Теперь мы с вами поиграем в игру: «Следующее слово»

- Я вам говорю слово и кидаю мяч, тот, кто поймал мяч, в ответ, называет мне следующее по смыслу и порядку слово.

- На пример: январь – февраль, зима – весна, понедельник – вторник, лето – осень, март – апрель, почка – листок, …

- Молодцы! Вы справились с заданием хорошо.



- Обратите внимание на задание №29 в рабочей тетради. Вам необходимо помочь Буратино правильно закопать золотые червонцы на Поле чудес.

- У вас представлена табличка, в которой вы должны последовательно указать шаг за шагом, с чего вы начнете и чем закончите, используя ниже написанные фразы.

- На доске вы видите Буратино и ниже перечислены команды, давайте поможем ему.

- Какую команду мы должны выполнить сначала?

- Кто догадался, какая команда будет следующей?

- Обратите внимание, у нас получился алгоритм, теперь Буратино точно закопает свои червонцы без ошибок!



- Сравните алгоритм на доске и алгоритм в тетради:

1. Выкопай ямку,

2. Положи в яму деньги,

3.Засыпь ямку землей,

4. Полей водой,

5. Скажи: «Крекс. Фекс. Пекс».

- Итак, у нашего Буратино было задание – закопать червонцы. Но чтобы его выполнить, он произвел много действий, кото­рые шли в строгом порядке, т е. по определенному плану. Такой поря­док действий (или план) называют словом «алго­ритм». Каждый алгоритм имеет название, которое объясняет его цель и задачу.



- Ребята скажете, как называется алгоритм Буратино?

- Молодцы!

- И, кроме того, в конце алгоритма нужно поставить команду «стоп», ко­торая скажет, что алгоритм закончился.

Задание «Построй сообщение по алгоритму».

- На доске вы видите алгоритм действий, этот алгоритм предложил Цицерон (записать его на доске);

кто - что - где - чем - зачем - как - когда

- Также на доске вы видите отдельные слова, из предложенных слов вам необходимо составить предложения, при этом слова в предложении должны идти точно по алгоритму! Некоторые пункты можно пропустить.

- Получившиеся предложения мы будем прикреплять под алгоритмом.

1)

2)

3)

- Молодцы!!!



- Давайте сыграем в интересную игру по названию: «Выполни действия».

- Я на время стану роботом!

- Робот - это машина, он во всем слушается человека и выполняет только то, что ему говорят. Давайте зададим ему задание, а он его выполнит. Но команды нужно давать правильные и в правильном порядке иначе робот запутается. Давайте попросим робота съесть конфету, которая лежит на учительском столе.

- Что сначала он должен сделать?

(учитель с юмором реагирует на их неправильные команды. На­пример, первая команда будет, скорее всего, «возьми конфету» затем, возможно, «съешь ее». Учитель должен возразить, что обертка, навер­ное, очень невкусная, значит, сначала нужно «развернуть конфету», а потом «съесть». Возражать учитель может только словами: «НЕ ПОНЯЛ», «НЕЛЬЗЯ», «ЗАПРЕЩЕНО». А затем учитель в растерянности стоит с фантиком и говорит, что не знает, что с ним делать. Тогда дети должны посоветовать «выбросить фантик», а учитель должен возразить, что на пол бросать нехорошо. Тогда команда должна быть: «выброси фантик в мусорное ведро».)

(учитель записывает команды на доску)

- Итак, давайте посмотрим на доску, какая же у нас получилась последовательность команд?

Как называется наш алгоритм?











- Давайте представим, что мне необходимо нарисовать солнышко на доске. Что я должна сделать, чтобы осуществить алгоритм

«Нарисуй на доске солнышко»?

1. подойди к доске (если эта команда пропущена, то учитель гово­рит, что не дотянется до доски);

2. возьми мел (если команда пропущена, то учитель пытается паль­цем рисовать солнышко);

3. нарисуй солнышко;

4. положи мел на место (если команда пропущена, то учитель «недоумевает», что делать с мелом; а если не было уточнения, куда положить мел, то учитель должен спросить: «А мел класть в карман?».

- Ребята кто из вас хотел бы стать на время роботом? (Вызывает одного из учеников к доске и просит его на время стать роботом).

Алгоритм «Сотри с доски»:

  1. Встань с места;

  2. Подойди к доске;

  3. Возьми тряпку;

  4. Сотри солнышко;

  5. Положи тряпку на место;

  6. Дойди до своей парты;

  7. Сядь на место.

- Молодец ты был послушным роботом и справился с заданием.

- Теперь мы переходим к заданию №30, оно отмечено звездочкой трудности, вы это задание выполняете самостоятельно. Приступайте к выполнению задания.

Необходимо соста­вить алгоритм:

«Съешь яблоко»:

  1. Возьми яблоко;

  2. Помой его;

  3. Съешь яблоко;

  4. Выбрось огрызок в мусорное ведро;

  5. Стоп.

(оценить 2-3 работы)

- Теперь мы с вами научились составлять алгоритмы, а сей­час потренируемся в их выполнении, как это делает робот или компь­ютер. А они, как известно, выполняют только то, что им говорят, или пишут.



- Задание №32 очень похоже на 31, только теперь я вам буду говорить, что вам необходимо сделать.

- Здесь точка означает начало диктанта, а стрелка - направление первоначального движения.

Под диктовку:

  • шаг вправо,

  • 3 шага вверх,

  • 3 шага влево,

  • 3 шага вниз,

  • шаг вправо,

  • шаг вниз,

  • 3 шага влево,

  • шаг вниз,

  • 2 шага вправо,

  • 3 шага вниз,

  • шаг влево,

  • шаг вниз,

  • 2 шага вправо,

  • 2 шага вверх,

  • шаг вправо,

  • 2 шага вниз,

  • 2 шага вправо,

  • шаг вверх,

  • шаг влево,

  • 3 шага вверх,

  • 2 шага вправо,

  • шаг вверх,

  • 3 шага влево,

  • шаг вверх.



- Ребята скажите, что у вас получилось!



-Молодцы!

- Я знаю одну такую интересную игру, в которой я могу узнать о вас кое-что интересное! Давайте сыграем в игру под названием «И мы!» (народная игра).

- Правила игры: «Я буду рассказывать вам, что со мной приключилось. Когда я сделаю паузу во время рассказа, вы дол­жны сказать: «И мы» там, где это надо».

Итак:

  • Пошла я однажды в лес... (и мы!)

  • Увидела на ёлке белку ... (и мы!)

  • Сидит она на ветке и шишку грызет ..

(Это правда?

Вы на ветках сидите?

А я и не знала!)

  • Я хлопнула в ладоши ... (и мы!)

  • Белка перепрыгнула на другое дерево...

( Вы точно так умеете?

А я и не знала!)

  • А я дальше пошла... (и мы!)

  • Смотрю на сосне дятел головой об нее стучит ..

(А вам не больно?)

  • как свистну .. (и мы!)

  • Дятел испугался и улетел...

(Вы свиста боитесь?

А я и не знала!)

  • А я дальше пошла... (и мы!)

  • Вдруг вижу по земле уж ползет ..

( Честно-честно по земле?

А я и не знала!)

  • Испугалась и остановилась... (и мы !)

  • А уж поднял голову да как зашипит ..

(Да вы ещё и шипеть умеете?

А я и не знала!)

  • со страху убежала... (и мы!) и тп.



- Да, много же я узнала о вас, поиграв совсем немного!

- Я вижу, вы находчивые ребята, а сможете ли вы найти, какое же действие пропущено в задании ЗЗ в тетради?

- Кто обнаружил ошибку? И в чем она заключается?

( пропущено действие «нарисовать воздушный шарик»)

Правильный алгоритм:

  • Возьми синий карандаш,

  • Нарисуй воздушный шарик,

  • Раскрась воздушный шарик,

  • Убери карандаш на место.

- Сейчас мы с вами увидели, что мало написать какой-то алгоритм. Нужно обязательно его проверить, так как в нем могут быть ошибки. Для этого нужно выполнить алгоритм или хотя бы представить, как ты его выполняешь в жизни.

- Давайте выполним задание 34 в тетради.

- Для каждого действия ищется соответствующая картинка:

«Возьми вазу» (на первой картинке мы видим, что Красная Шапочка взяла вазу);

«Налей воды» (такой картинки нет);

«Поставь цветы» (это дей­ствие Красная Шапочка выполнила).

- Какое же действие пропущено, почему завяли цветы у Красной Шапочки?

- Итак, пропущено действие «На­лей воды» (его и нужно подчеркнуть), вот почему цветы в вазе завяли.

Ответ: Красная Шапочка забыла налить в вазу воды (ее нужно под­черкнуть).

Следующее задание З5 в тетради.

- Правильно ли Карлсон ест конфеты? Посмотрите внимательно на алгоритм, вы нашли допущенную ошибку?

- Молодцы!

- Сразу видно, что вы любите кушать конфеты. В алгоритме есть лишнее действие, и вы правильно сказали - «Вымой кон­фету» (его нужно вычеркнуть).

- Вы справились с заданием!

Переходим к заданию со звездочкой, это задание 36 в тетради.

Представьте, что вы провожаете гостя. Правильно ли составлен алгоритм? Исправьте ошибки, если они есть.

- Какой у вас получился ответ?

- И на этот раз вы были правы. Молодцы!





Теперь задание 37 в тетради.

- Представьте мысленно себе процесс приготовления яични­цы и говорите по очереди действия. На доске есть действия, сейчас мы с вами будем выстраивать их правильный порядок.

- Какое действие будет первым? И т.д.

- Учитель реагирует на них, анало­гично игре в «робота». После чего складывается правиль­ный алгоритм:

  1. Включи плиту

  2. Поставь сковородку на плиту

  3. Достань яйцо и масло.

  4. Возьми нож.

  5. Растопи на сковородке масло.

  6. Разбей ножом яйцо над сковородкой.

  7. Выбрось скорлупу в мусорное ведро.

  8. Поджарь яичницу 5 минут

  9. Выключи плиту

  10. Стоп.

- Мы сегодня хорошо поработали, настало время и поиграть!

Игра «Чепуха».

- У вас на столах лежат листочки в клеточку дети пишут ответ на вопрос:«Какой?» (Например, голубой, умный, страшный и тп.), затем этот ответ загибаете так, чтобы он не был виден и пере­даете соседу (а сосед передает свой такой же листок). Далее вы от­вечают на вопрос: «Кто?»(например, слон, робот и тп.) и опять заги­бают свой ответ и обмениваются листами с соседом. Таким образом, дети еще отвечают на вопросы: «С кем?», «Где?», «Когда?», «Что делали?» и «Чем все это закончилось?».

- Давайте развернем листочки с получившимися рассказами и заслушаем несколько таких рассказов.

- Молодцы! Истории были оригинальными!

- Теперь открываем дневники и записываем домашнее задание.





- У нас осталось немного времени. Я хочу задать вам пару вопросов по уроку:

- Возникли ли у кого-то трудности в выполнении заданий?

- Вам понравился урок? А чем именно он вам понравился?

- Спасибо Вам за интересный урок и за вашу активность на уроке! Мне было приятно с вами работать!

- Урок окончен. До свидания!




Ребята приветствуют учителя и садятся на свои места.














Каждый из учеников называет свой выбранный цвет.


- Оранжевый.

- Зеленый.

- Желтый.

- Красный.










Ребята загадывают числа и выполняют с ними операции, которые проговаривает учитель.




Ребята ловят мяч и продолжают последовательность слов, потом кидают мяч обратно.








































- «Закопай червонцы».











Тот, кто первый ответил, выходит к доске и вешает табличку с командой. Выстраивается алгоритм, одновременно дети отмечают его у себя в тетрадях.
















Ребята отвечают на вопрос.





















«Съешь конфету»:

  1. возьми конфету;

  2. разверни конфету;

  3. съешь конфету;

  4. выбрось фантик в мусорное ведро.

Ребята составляют предложения из предложенных слов, и вывешивают слова строго под алгоритмом.












Остальные в это время задают разные команды. Ученик выполняет их по алгоритму.









Ребята выполняют задание самостоятельно в тетрадях.















Ребята выполняют действия, которые говорит учитель и отмечают их в тетради на странице 48 в задании 32.



























Ребята отвечают: «Робот»!











Ребята говорят: «И мы», там, где считают нужным.





























Ребята открывают страницу 48, задание 33.

Ребята отвечают на вопрос.



























Ребята открывают задание 34, страница 49.

Ребята отвечают на вопросы.
























Ребята исправляют ошибки в задании 36, на странице 49

Ребята отвечают на вопрос.

- Команда «Открой дверь» следует после команды «Попрощайся с гостем».













Ребята отвечают на вопрос.




Дети должны составить следующий порядок действий (поставить около команд числа):

6; 2; 9; 8; 5; 1; 7; 4; 3; 10.























Ребята отвечают на вопросы и передают листок соседу.





























Ребята зачитывают свои истории.

Ребята отвечают на вопросы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!