СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок информатики по теме "Запись основных алгоритмических конструкций", 6 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока информатики в 6 классе по теме "Запись основных алгоритмических конструкций"

 

 

 

Цели обучения: закрепление представлений о понятиях «алгоритм», «исполнитель алгоритмов», «система команд исполнителя»; ознакомление с основными алгоритмическими конструкциями и способами записи алгоритмов; развитие алгоритмического мышления; содействие формированию навыков безопасного поведения на дороге, в школе, соблюдения режима дня школьника. 

Тип урока: комбинированный.

Учащиеся должны знать: основные алгоритмические конструкции и способы записи алгоритмов.

Учащиеся должны уметь: различать линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлением, алгоритмы с повторением.

Программное и методическое обеспечение урока: учебное пособие «Информатика», 6 класс (§19, п.19.1); ресурсы сети интернет (авторские дидактические игры интернет-проекта дистанционного обучения Umaigra); мультимедийная презентация «Алгоритмические конструкции и способы записи алгоритмов.ppt»; распечатки мини-конспектов по теме урока.

Оборудование: компьютерный класс с выходом в Интернет на рабочих местах учащихся; проектор.

Ход урока

  1. Организационно-мотивирующий этап

Здравствуйте, ребята. Очень рада видеть вас. Попрошу садиться. Начинаем наш урок. Просьба не лениться. Нам придётся совершить «Перелёт» в Бразилию По дороге повторить Всё, что изучили мы. Ждут в пути нас алгоритмы, Ждут нас исполнители, Ждёт «футбольная команда», Ждут победу зрители! Кто отправится в полёт? Руки поднимите. Все хотят? Ну что ж, вперёд Ждут вас там открытия.

  1. Актуализация знаний и закрепление умений предыдущих уроков.

На прошлом уроке, ребята, мы познакомились с понятиями «Алгоритм» и «Исполнитель алгоритмов». Попробовали составить простейшие словесные алгоритмы, определить их возможных исполнителей, и даже «сыграли в футбол» с командой «Алгоритм», выиграв со счётом 12:0. Надеюсь, что вы не забыли, что такое алгоритм, исполнитель алгоритмов и система команд исполнителя? Давайте вспомним (ответы учащихся).

Проигравшая вам на прошлом уроке команда «Алгоритм» хочет отыграться и предлагает вам сыграть ещё один матч. Принимаете предложение?

Команда «Алгоритм» разработала новую стратегию и тактику. Для этого она даже вылетела в столицу летних олимпийских игр 2016 года – Рио-Де-Жанейро, чтобы на олимпийском стадионе «потренироваться» и подготовиться к матчу с вами. А чем мы хуже? Мы тоже хотим тренироваться в Рио-Де-Жанейро, поэтому прямо сейчас вылетаем туда.

Попасть в Рио-де-Жанейро вы можете на виртуальном самолёте, который будет осуществлять авиаперелёт через знакомый уже вам «Мир алгоритмов и их исполнителей». Добравшись в пункт назначения вы получите новые знания из «Мира алгоритмических конструкций». Эти знания вам понадобятся во время футбольного матча, в котором, я уверенна, вы сможете одержать победу.

Итак, чтобы осуществить «авиаперелёт» в Рио-де Жанейро через «Мир алгоритмов и их исполнителей» вам необходимо вспомнить то, что мы изучили с вами на предыдущих уроках и выполнить алгоритм «Перелёт» (учащиеся получают карточки с алгоритмом):

  1. Открой текстовый документ «Адрес аэропорта.doc» (прил. 1), который находится в папке вашей подгруппы.
  2. Скопируй в Буфер обмена содержимое текстового документа (ссылку на сайт).
  3. Загрузи браузер Opera.
  4. Вставь в адресную строку содержимое Буфера обмена (ссылку на сайт).
  5. Нажми клавишу Enter.
  6. Подожди пока загрузится страница для «авиа-перелёта»
  7. Нажми кнопку «Старт» и следуй дальнейшим указаниям компьютера:
  • «получи в авиакассе билет на самолёт», определив верны ли утверждения;
  • «пройди регистрацию», выбирая сумки с наиболее правильными ответами на вопросы;
  • «пройди на посадку», оставив один пакет с наиболее правильным вариантом ответа, остальные – перетащи на тележку.
  • «соверши авиаперелёт», направляя самолёт сквозь облака с правильными ответами.
  • «получи багаж», забирая на тележку сумку с правильным вариантом ответа.
  1.  Покажи результат учителю.

(Учащиеся работают индивидуально, при необходимости обращаются за помощью к учителю. Время «перелёта» – 8 минут на полёт и 3 минуты на путь к аэропорту. Используется дидактическая игра-тест «Полёт на футбольный матч «Алгоритм-Шестиклассник», опубликованная учителем в сети Интернет  по адресу: http://www.umapalata.com/uschool/expo/hvch67/6000.html?LANG=RU. Учитель фиксирует для себя количество баллов, набранных в ходе игры каждым учащимся).

Примечание: выполнение алгоритма «Перелёт» можно организовать совместно на компьютере учителя, используя проектор и вызывая по очереди учащихся, которые выполняют последовательно друг за другом по 1-2 командам алгоритма.

Все благополучно «приземлились» в Рио-де-Жанейро (или: к сожалению, не всем удалось долететь до пункта назначения, кое-кто не захватил сегодня с собой необходимый багаж знаний, ….).

А теперь, после столь утомительного «перелёта», предлагаю провести небольшую разминку – выполнить алгоритм «Физкультминутка» (прим.: учитель озвучивает команды и демонстрирует упражнения).

Быстро встали, улыбнулись, У всех спины разогнулись. Руки в боки, Не ленитесь. Влево, вправо повернитесь, Влево, вправо наклонитесь. Руки в стороны, согнули, Вверх подняли и махнули. Руки у груди поставим. Три рывка назад локтями. Руки в замок За спиною сожми, Вверх поднимай, Сильно спинку прогни. Руки вперёд, Головою покрути – В разные стороны ею верти. Руки опустим И сейчас упражнения для глаз: Глазки вправо, глазки влево, И по кругу проведем. Быстро – быстро поморгаем И немножечко потрем. Посмотри на кончик носа, И в «межбровье» посмотри. Круг, квадрат и треугольник По три раза повтори. Глазки закрываем, Медленно вдыхаем. А на выдохе опять Глазки заставляй моргать. Сели, встали, сели, встали, И по классу побежали.

Молодцы! Команды алгоритма вы выполнили правильно, а вот правила поведения в компьютерном классе нарушили. Какое правило нарушили?  Правильно. Бегать в компьютерном классе нельзя! (или: А почему вы не выполняете последнюю команду моего алгоритма? Правильно. Потому, что бегать в компьютерном классе нельзя!)

Человек, в отличие от компьютерного исполнителя, способен думать, рассуждать, анализировать полученные указания. Не забывайте об этом, выполняя чьи-то команды или указания.

  1. Изучение нового материала

А теперь нам надо подготовиться к предстоящему матчу – поближе узнать соперника, т.е. расширить своё представление об алгоритмах, познакомиться с основными алгоритмическими конструкциями и способами записи алгоритмов, а также повторить то, что мы уже знаем и умеем.

На доске (учитель открывает доску, на которой магнитами прикреплены напечатанные на бумаге команды) были составлены алгоритмы «Утро», «Дорога в школу» и «В школе». Но кто-то в этих алгоритмах все команды перепутал. Надо восстановить эти алгоритмы (к доске приглашаются 3 ученика, которые самостоятельно расставляют команды в правильном порядке, остальным учащимся предлагается совместно составить алгоритм перехода через дорогу по регулируемому светофором пешеходному переходу).

Примерные варианты алгоритмов:

Алгоритм «Утро»

Алгоритм «Дорога в школу»

Алгоритм  «В школе»

Алгоритм «Светофор»

  1. Подъем.
  2. Уборка постели.
  3. Утренняя зарядка.
  4. Водные процедуры.
  5. Завтрак.
  6. Сборы в школу.

 

  1. Идти по тротуару к пешеходному переходу.
  2. Посмотреть налево.
  3. Если машины не остановились, то остановиться и пропустить их.
  4. Идти по переходу до середины дороги.
  5. Посмотреть направо.
  6. Если машины не остановились, то  пропустить их.
  7. Идти по переходу до конца дороги.
  8. Продолжить путь в школу.
  1. Снять верхнюю одежду.
  2. Надеть сменную обувь.
  3. Пока не закончатся уроки повторять  следующие 2 команды:
  4. Работать на уроке.
  5. Отдыхать на перемене.
  6. Идти в гардероб.
  7. Сменить обувь.
  8. Одеть верхнюю одежду.
  9. Выйти из школы.
  1. Подойти к переходу.
  2. Подождать пока загорится зеленый свет.
  3. Посмотреть налево и убедиться, что машины остановились.
  4. Идти по переходу до середины дороги.
  5. Посмотреть направо  и убедиться, что машины остановились
  6. Идти по переходу до конца дороги.

На прошлом уроке мы говорили, что алгоритмы нам нужны, чтобы решать разнообразные задачи. Значит и алгоритмы бывают разнообразными. И сегодня мы с вами в этом убедимся.

Давайте посмотрим, как справились с заданием ребята у доски (Ученики у доски читают алгоритмы. Класс определяет, правильно ли они составлены и если есть ошибки, то исправляют. Учитель комментирует алгоритмы, обращая внимание учащихся на то, в каком порядке выполняются команды алгоритма и от чего зависит порядок выполнения команд в алгоритме, подводит к определению разных видов алгоритмов и алгоритмических конструкций).

Любой алгоритм имеет определенную структуру, которая представляет собой набор так называемых алгоритмических конструкций.

На доске мы видим алгоритмы, в которых использовались три вида алгоритмических конструкций: следование, ветвление, повторение (учитель внизу прикрепляет надписи «Следование» «Ветвление» «Повторение», допустив при этом ошибки). Как вы думаете, правильно я прикрепила надписи?  (дети исправляют ошибки и поясняют, почему неправильно).

Далее объяснение нового материала идёт с использованием проектора и интерактивной презентации «Алгоритмические конструкции и способы записи алгоритмов» (прил. 2)

Откройте тетради. Запишите на полях дату и тему сегодняшнего урока «Запись основных алгоритмических конструкций» (слайд 1) Итак, как называются основные алгоритмические конструкции? (Ответы детей: следование, ветвление, повторение) (слайд 2, анимация).

Что вы можете сказать про алгоритмическую конструкцию «Следование»? Как выполняются её команды?  («Следование» – это набор команд, которые выполняются последовательно одна за другой.)

Когда используют конструкцию «ветвление»? (Конструкцию «ветвление» используют, когда в алгоритме необходимо предусмотреть выбор тех или иных действий в случае выполнения (истинности) либо невыполнения (ложности) какого-либо условия.)

Что представляет собой алгоритмическая конструкция «повторение»?

(Когда в алгоритмах присутствует набор команд, который в процессе выполнения алгоритма повторяется определенное количество раз, либо до тех пор, пока выполняется указанное условие, то такая алгоритмическая конструкция называется «повторение».)

Сейчас я раздам вам небольшие распечатки-конспекты «Основные алгоритмические конструкции» (прил. 3), которые вы вклеите дома в свои тетради. Эти конструкции вы должны хорошо запомнить.

Записать алгоритм также можно различными способами. Самый простой из них вы видите на доске и на экране (слайд 3) – это словесное описание действий (запись на естественном языке).

Но часто, для большей наглядности, применяют графический способ представления алгоритма – в виде блок-схемы (слайд 4). Где вы встречались с блок-схемами? Правильно, выполняя задания на конкурсах «Инфомышка», «Бобёр», «Кенгуру», на уроках математики и т.д.

Давайте познакомимся с этим способом более подробно.

В блок-схемах используется несколько геометрических фигур, каждая из которых имеет свое назначение. Фигуры (блоки) соединяются линиями, которые указывают последовательность выполнения действий алгоритма.

Рассмотрим на примере блок-схемы (Слайд 5, анимация).

Итак, запоминаем элементы блок-схемы (слайд 6) и получаем распечатку ещё одного мини-конспекта (прил. 4, который дома вы вклеите в свою тетрадь.

Алгоритмические конструкции в виде блок-схем выглядят следующим образом: (слайды 7-10)

Получите ещё один мини-конспект «Алгоритмические конструкции в виде блок-схем» (прил. 5).

Начиная с сегодняшнего урока вы должны уметь различать основные алгоритмические конструкции и уметь работать не только со словесными алгоритмами, но и с алгоритмами в виде блок-схемы.

Кроме уже рассмотренных существует ещё один способ записи алгоритмов: в виде программы (слайд 11). Программы создаются с помощью специальных языков – языков программирования.  Исполняет программы компьютер. При их написании необходимо строго соблюдать ряд правил. На следующем уроке мы начнём знакомство с одним из языков программирования – Pascal АВС (слайд 12).

А сейчас давайте немного поучимся различать алгоритмические структуры и способы записи алгоритмов на конкретных примерах (используются слайды 13-21 презентации).

Молодцы, справились неплохо. Думаю, что вы уже готовы сразиться на футбольном поле с командой «Алгоритмы», но вначале давайте сделаем небольшую разминку для глаз (используется плакат-тренажёр для глаз)

  1. Закрепление нового материала

А теперь давайте воспользуемся полученными на уроке знаниями и попробуем одержать победу над футбольной командой «Алгоритмы», которая ждёт нас по адресу, сохраненному в файле «Матч 2.doc» (прил. 6) в папке вашей подгруппы (используется дидактическая игра-тест «Матч 2 «Алгоритм-Шестиклассник», опубликованная учителем в сети Интернет  по адресу: 

http://www.umapalata.com/uschool/expo/hvch67/10658.html?LANG=RU).

(Учащиеся работают за компьютером 8-10 минут. При необходимости обращаются за помощью к учителю. Учитель фиксирует результаты каждого)

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание

Наш урок подходит к концу. Давайте подведём общие итоги футбольного матча (учитель объявляет счёт матча в целом). Сегодня на уроке каждый из вас старался быть активным. Кто-то остался доволен своей работой и результатами, кто-то не очень. Кто-то понял всё, кому-то надо ещё поработать дополнительно.

Оцените свою работу по следующему алгоритму (слайд 22).

 (Учащиеся оценивают свою работу на уроке)

Я оценила бы вашу работу на уроке так …. (объявление отметок за работу на уроке: учитываются ответы на вопросы по домашнему заданию, работа у доски, количество баллов, набранных в дидактических играх «Авиаперелёт» и «Футбольный матч», работа во время изучения нового материала)

Если кто-то оценил себя лучше, и не согласен с отметкой выставленной мною, подойдите ко мне после урока и мы обсудим вместе. Возможно, я что-то упустила.

Дома повторите изученный на уроке материал по конспектам-распечаткам в тетрадях и выполните устно алгоритм из упражнения 1 на странице 99 учебного пособия. Если будет желание, то можете посетить сайт Umapalata и повторить перелет в мир алгоритмов и (или) сыграть в футбол с командой «Алгоритмы»

Урок закончен.  (Выставление отметок в дневник. Ответы на вопросы учащихся)

 

Используемая литература:

  1. Пупцев, А.Е. Информатика: учебное пособие для 6-го класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским яыками обучения с 11-летним сроком обучения / А.Е. Пупцев, Н.П.Макарова, А.И.Лапо. – Минск: Народная асвета, 2008. – 126 с.
  2. Макарова, Н. П. Информатика в 6 классе: учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения / Н. П. Макарова, А. Е. Пупцев, А. И. Лапо. – Минск : Издательский центр БГУ, 2010.

Интернет-ресурсы:

  1. Учебная программа по учебному предмету «Информатика» (VI класс): [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал. URL: http://www.adu.by/ru/uchitelyu/uchebno-metodicheskoe-obespechenie-doshkolnogo-obshchego-srednego-i-spetsialnogo-obrazovaniya.html
  2. Дополнительный материал по учебному предмету «Информатика» (VI класс): [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал. URL: http://www.adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess/uchebnye-predmety/ii-stupen-obshchego-srednego-obrazovaniya.html
  3. Хвисюк В.Ч. Дидактическая игра «Полёт на футбольный матч «Алгоритм – Шестиклассник»: [Электронный ресурс] URL: http://www.umapalata.com/uschool/expo/hvch67/6000.html?LANG=RU
  4. Хвисюк В.Ч. Дидактическая игра «Матч 2 «Алгоритм – Шестиклассник»: [Электронный ресурс] URL: http://www.umapalata.com

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока Запись основных алгоритмических конструкций»

Государственное учреждение образования «Шерешевская средняя школа»








Методическая разработка урока информатики

по теме «Запись основных алгоритмических конструкций»

6 класс





Хвисюк Ванда Чеславовна,
учитель информатики
первой квалификационной категории













2016/2017 учебный год

Тема: «Запись основных алгоритмических конструкций»


Цели обучения: закрепление представлений о понятиях «алгоритм», «исполнитель алгоритмов», «система команд исполнителя»; ознакомление с основными алгоритмическими конструкциями и способами записи алгоритмов; развитие алгоритмического мышления; содействие формированию навыков безопасного поведения на дороге, в школе, соблюдения режима дня школьника.

Тип урока: комбинированный.

Учащиеся должны знать: основные алгоритмические конструкции и способы записи алгоритмов.

Учащиеся должны уметь: различать линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлением, алгоритмы с повторением.

Программное и методическое обеспечение урока: учебное пособие «Информатика», 6 класс (§19, п.19.1); ресурсы сети интернет (авторские дидактические игры интернет-проекта дистанционного обучения Umaigra); мультимедийная презентация «Алгоритмические конструкции и способы записи алгоритмов.ppt»; распечатки мини-конспектов по теме урока.

Оборудование: компьютерный класс с выходом в Интернет на рабочих местах учащихся; проектор.

Ход урока

  1. Организационно-мотивирующий этап

Здравствуйте, ребята.

Очень рада видеть вас.

Попрошу садиться.

Начинаем наш урок.

Просьба не лениться.

Нам придётся совершить

«Перелёт» в Бразилию

По дороге повторить

Всё, что изучили мы.

Ждут в пути нас алгоритмы,

Ждут нас исполнители,

Ждёт «футбольная команда»,

Ждут победу зрители!

Кто отправится в полёт?

Руки поднимите.

Все хотят?

Ну что ж, вперёд

Ждут вас там открытия.

  1. Актуализация знаний и закрепление умений предыдущих уроков.

На прошлом уроке, ребята, мы познакомились с понятиями «Алгоритм» и «Исполнитель алгоритмов». Попробовали составить простейшие словесные алгоритмы, определить их возможных исполнителей, и даже «сыграли в футбол» с командой «Алгоритм», выиграв со счётом 12:0. Надеюсь, что вы не забыли, что такое алгоритм, исполнитель алгоритмов и система команд исполнителя? Давайте вспомним (ответы учащихся).

Проигравшая вам на прошлом уроке команда «Алгоритм» хочет отыграться и предлагает вам сыграть ещё один матч. Принимаете предложение?

Команда «Алгоритм» разработала новую стратегию и тактику. Для этого она даже вылетела в столицу летних олимпийских игр 2016 года – Рио-Де-Жанейро, чтобы на олимпийском стадионе «потренироваться» и подготовиться к матчу с вами. А чем мы хуже? Мы тоже хотим тренироваться в Рио-Де-Жанейро, поэтому прямо сейчас вылетаем туда.

Попасть в Рио-де-Жанейро вы можете на виртуальном самолёте, который будет осуществлять авиаперелёт через знакомый уже вам «Мир алгоритмов и их исполнителей». Добравшись в пункт назначения вы получите новые знания из «Мира алгоритмических конструкций». Эти знания вам понадобятся во время футбольного матча, в котором, я уверенна, вы сможете одержать победу.

Итак, чтобы осуществить «авиаперелёт» в Рио-де Жанейро через «Мир алгоритмов и их исполнителей» вам необходимо вспомнить то, что мы изучили с вами на предыдущих уроках и выполнить алгоритм «Перелёт» (учащиеся получают карточки с алгоритмом):

  1. Открой текстовый документ «Адрес аэропорта.doc» (прил. 1), который находится в папке вашей подгруппы.

  2. Скопируй в Буфер обмена содержимое текстового документа (ссылку на сайт).

  3. Загрузи браузер Opera.

  4. Вставь в адресную строку содержимое Буфера обмена (ссылку на сайт).

  5. Нажми клавишу Enter.

  6. Подожди пока загрузится страница для «авиа-перелёта»

  7. Нажми кнопку «Старт» и следуй дальнейшим указаниям компьютера:

  • «получи в авиакассе билет на самолёт», определив верны ли утверждения;

  • «пройди регистрацию», выбирая сумки с наиболее правильными ответами на вопросы;

  • «пройди на посадку», оставив один пакет с наиболее правильным вариантом ответа, остальные – перетащи на тележку.

  • «соверши авиаперелёт», направляя самолёт сквозь облака с правильными ответами.

  • «получи багаж», забирая на тележку сумку с правильным вариантом ответа.

  1. Покажи результат учителю.

(Учащиеся работают индивидуально, при необходимости обращаются за помощью к учителю. Время «перелёта» – 8 минут на полёт и 3 минуты на путь к аэропорту. Используется дидактическая игра-тест «Полёт на футбольный матч «Алгоритм-Шестиклассник», опубликованная учителем в сети Интернет по адресу: http://www.umapalata.com/uschool/expo/hvch67/6000.html?LANG=RU. Учитель фиксирует для себя количество баллов, набранных в ходе игры каждым учащимся).

Примечание: выполнение алгоритма «Перелёт» можно организовать совместно на компьютере учителя, используя проектор и вызывая по очереди учащихся, которые выполняют последовательно друг за другом по 1-2 командам алгоритма.

Все благополучно «приземлились» в Рио-де-Жанейро (или: к сожалению, не всем удалось долететь до пункта назначения, кое-кто не захватил сегодня с собой необходимый багаж знаний, ….).

А теперь, после столь утомительного «перелёта», предлагаю провести небольшую разминку – выполнить алгоритм «Физкультминутка» (прим.: учитель озвучивает команды и демонстрирует упражнения).

Быстро встали, улыбнулись,

У всех спины разогнулись.

Руки в боки,

Не ленитесь.

Влево, вправо повернитесь,

Влево, вправо наклонитесь.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли и махнули.

Руки у груди поставим.

Три рывка назад локтями.

Руки в замок

За спиною сожми,

Вверх поднимай,

Сильно спинку прогни.

Руки вперёд,

Головою покрути –

В разные стороны ею верти.

Руки опустим

И сейчас упражнения для глаз:

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа,

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

Сели, встали, сели, встали,

И по классу побежали.

Молодцы! Команды алгоритма вы выполнили правильно, а вот правила поведения в компьютерном классе нарушили. Какое правило нарушили? Правильно. Бегать в компьютерном классе нельзя! (или: А почему вы не выполняете последнюю команду моего алгоритма? Правильно. Потому, что бегать в компьютерном классе нельзя!)

Человек, в отличие от компьютерного исполнителя, способен думать, рассуждать, анализировать полученные указания. Не забывайте об этом, выполняя чьи-то команды или указания.

  1. Изучение нового материала

А теперь нам надо подготовиться к предстоящему матчу – поближе узнать соперника, т.е. расширить своё представление об алгоритмах, познакомиться с основными алгоритмическими конструкциями и способами записи алгоритмов, а также повторить то, что мы уже знаем и умеем.

На доске (учитель открывает доску, на которой магнитами прикреплены напечатанные на бумаге команды) были составлены алгоритмы «Утро», «Дорога в школу» и «В школе». Но кто-то в этих алгоритмах все команды перепутал. Надо восстановить эти алгоритмы (к доске приглашаются 3 ученика, которые самостоятельно расставляют команды в правильном порядке, остальным учащимся предлагается совместно составить алгоритм перехода через дорогу по регулируемому светофором пешеходному переходу).

Примерные варианты алгоритмов:

Алгоритм «Утро»

Алгоритм
«Дорога в школу»

Алгоритм
«В школе»

Алгоритм «Светофор»

  1. Подъем.

  2. Уборка постели.

  3. Утренняя зарядка.

  4. Водные процедуры.

  5. Завтрак.

  6. Сборы в школу.


  1. Идти по тротуару к пешеходному переходу.

  2. Посмотреть налево.

  3. Если машины не остановились, то остановиться и пропустить их.

  4. Идти по переходу до середины дороги.

  5. Посмотреть направо.

  6. Если машины не остановились, то пропустить их.

  7. Идти по переходу до конца дороги.

  8. Продолжить путь в школу.

  1. Снять верхнюю одежду.

  2. Надеть сменную обувь.

  3. Пока не закончатся уроки повторять следующие 2 команды:

  4. Работать на уроке.

  5. Отдыхать на перемене.

  6. Идти в гардероб.

  7. Сменить обувь.

  8. Одеть верхнюю одежду.

  9. Выйти из школы.

  1. Подойти к переходу.

  2. Подождать пока загорится зеленый свет.

  3. Посмотреть налево и убедиться, что машины остановились.

  4. Идти по переходу до середины дороги.

  5. Посмотреть направо и убедиться, что машины остановились

  6. Идти по переходу до конца дороги.

На прошлом уроке мы говорили, что алгоритмы нам нужны, чтобы решать разнообразные задачи. Значит и алгоритмы бывают разнообразными. И сегодня мы с вами в этом убедимся.

Давайте посмотрим, как справились с заданием ребята у доски (Ученики у доски читают алгоритмы. Класс определяет, правильно ли они составлены и если есть ошибки, то исправляют. Учитель комментирует алгоритмы, обращая внимание учащихся на то, в каком порядке выполняются команды алгоритма и от чего зависит порядок выполнения команд в алгоритме, подводит к определению разных видов алгоритмов и алгоритмических конструкций).

Любой алгоритм имеет определенную структуру, которая представляет собой набор так называемых алгоритмических конструкций.

На доске мы видим алгоритмы, в которых использовались три вида алгоритмических конструкций: следование, ветвление, повторение (учитель внизу прикрепляет надписи «Следование» «Ветвление» «Повторение», допустив при этом ошибки). Как вы думаете, правильно я прикрепила надписи? (дети исправляют ошибки и поясняют, почему неправильно).

Далее объяснение нового материала идёт с использованием проектора и интерактивной презентации «Алгоритмические конструкции и способы записи алгоритмов» (прил. 2)

Откройте тетради. Запишите на полях дату и тему сегодняшнего урока «Запись основных алгоритмических конструкций» (слайд 1).

Итак, как называются основные алгоритмические конструкции? (Ответы детей: следование, ветвление, повторение) (слайд 2, анимация).

Что вы можете сказать про алгоритмическую конструкцию «Следование»? Как выполняются её команды? («Следование» – это набор команд, которые выполняются последовательно одна за другой.)

Когда используют конструкцию «ветвление»? (Конструкцию «ветвление» используют, когда в алгоритме необходимо предусмотреть выбор тех или иных действий в случае выполнения (истинности) либо невыполнения (ложности) какого-либо условия.)

Что представляет собой алгоритмическая конструкция «повторение»?

(Когда в алгоритмах присутствует набор команд, который в процессе выполнения алгоритма повторяется определенное количество раз, либо до тех пор, пока выполняется указанное условие, то такая алгоритмическая конструкция называется «повторение».)

Сейчас я раздам вам небольшие распечатки-конспекты «Основные алгоритмические конструкции» (прил. 3), которые вы вклеите дома в свои тетради. Эти конструкции вы должны хорошо запомнить.

Записать алгоритм также можно различными способами. Самый простой из них вы видите на доске и на экране (слайд 3) – это словесное описание действий (запись на естественном языке).

Но часто, для большей наглядности, применяют графический способ представления алгоритма – в виде блок-схемы (слайд 4). Где вы встречались с блок-схемами? Правильно, выполняя задания на конкурсах «Инфомышка», «Бобёр», «Кенгуру», на уроках математики и т.д.

Давайте познакомимся с этим способом более подробно.

В блок-схемах используется несколько геометрических фигур, каждая из которых имеет свое назначение. Фигуры (блоки) соединяются линиями, которые указывают последовательность выполнения действий алгоритма.

Рассмотрим на примере блок-схемы (Слайд 5, анимация).

Итак, запоминаем элементы блок-схемы (слайд 6) и получаем распечатку ещё одного мини-конспекта (прил. 4, который дома вы вклеите в свою тетрадь.

Алгоритмические конструкции в виде блок-схем выглядят следующим образом: (слайды 7-10)

Получите ещё один мини-конспект «Алгоритмические конструкции в виде блок-схем» (прил. 5).

Начиная с сегодняшнего урока вы должны уметь различать основные алгоритмические конструкции и уметь работать не только со словесными алгоритмами, но и с алгоритмами в виде блок-схемы.

Кроме уже рассмотренных существует ещё один способ записи алгоритмов: в виде программы (слайд 11). Программы создаются с помощью специальных языков – языков программирования. Исполняет программы компьютер. При их написании необходимо строго соблюдать ряд правил. На следующем уроке мы начнём знакомство с одним из языков программирования – Pascal АВС (слайд 12).

А сейчас давайте немного поучимся различать алгоритмические структуры и способы записи алгоритмов на конкретных примерах (используются слайды 13-21 презентации).






Молодцы, справились неплохо. Думаю, что вы уже готовы сразиться на футбольном поле с командой «Алгоритмы», но вначале давайте сделаем небольшую разминку для глаз (используется плакат-тренажёр для глаз)

  1. Закрепление нового материала

А теперь давайте воспользуемся полученными на уроке знаниями и попробуем одержать победу над футбольной командой «Алгоритмы», которая ждёт нас по адресу, сохраненному в файле «Матч 2.doc» (прил. 6) в папке вашей подгруппы (используется дидактическая игра-тест «Матч 2 «Алгоритм-Шестиклассник», опубликованная учителем в сети Интернет по адресу:

http://www.umapalata.com/uschool/expo/hvch67/10658.html?LANG=RU).

(Учащиеся работают за компьютером 8-10 минут. При необходимости обращаются за помощью к учителю. Учитель фиксирует результаты каждого)

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание

Наш урок подходит к концу. Давайте подведём общие итоги футбольного матча (учитель объявляет счёт матча в целом). Сегодня на уроке каждый из вас старался быть активным. Кто-то остался доволен своей работой и результатами, кто-то не очень. Кто-то понял всё, кому-то надо ещё поработать дополнительно.

Оцените свою работу по следующему алгоритму (слайд 22).

(Учащиеся оценивают свою работу на уроке)

Я оценила бы вашу работу на уроке так …. (объявление отметок за работу на уроке: учитываются ответы на вопросы по домашнему заданию, работа у доски, количество баллов, набранных в дидактических играх «Авиаперелёт» и «Футбольный матч», работа во время изучения нового материала)

Если кто-то оценил себя лучше, и не согласен с отметкой выставленной мною, подойдите ко мне после урока и мы обсудим вместе. Возможно, я что-то упустила.

Дома повторите изученный на уроке материал по конспектам-распечаткам в тетрадях и выполните устно алгоритм из упражнения 1 на странице 99 учебного пособия. Если будет желание, то можете посетить сайт Umapalata и повторить перелет в мир алгоритмов и (или) сыграть в футбол с командой «Алгоритмы»

Урок закончен. (Выставление отметок в дневник. Ответы на вопросы учащихся)





Используемая литература:

  1. Пупцев, А.Е. Информатика: учебное пособие для 6-го класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским яыками обучения с 11-летним сроком обучения / А.Е. Пупцев, Н.П.Макарова, А.И.Лапо. – Минск: Народная асвета, 2008. – 126 с.

  2. Макарова, Н. П. Информатика в 6 классе: учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения / Н. П. Макарова, А. Е. Пупцев, А. И. Лапо. – Минск : Издательский центр БГУ, 2010.

Интернет-ресурсы:

  1. Учебная программа по учебному предмету «Информатика» (VI класс): [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал. URL: http://www.adu.by/ru/uchitelyu/uchebno-metodicheskoe-obespechenie-doshkolnogo-obshchego-srednego-i-spetsialnogo-obrazovaniya.html

  2. Дополнительный материал по учебному предмету «Информатика» (VI класс): [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал. URL: http://www.adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess/uchebnye-predmety/ii-stupen-obshchego-srednego-obrazovaniya.html

  3. Хвисюк В.Ч. Дидактическая игра «Полёт на футбольный матч «Алгоритм – Шестиклассник»: [Электронный ресурс] URL: http://www.umapalata.com/uschool/expo/hvch67/6000.html?LANG=RU

  4. Хвисюк В.Ч. Дидактическая игра «Матч 2 «Алгоритм – Шестиклассник»: [Электронный ресурс] URL: http://www.umapalata.com/uschool/expo/hvch67/10658.html?LANG=RU

10



Просмотр содержимого документа
«Приложение 4»

Группа 248Элементы блок-схемы:











Элементы блок-схемы:

Группа 249








Группа 262Элементы блок-схемы:











Элементы блок-схемы:

Группа 275








Группа 288Элементы блок-схемы:









Элементы блок-схемы:

Группа 301











Просмотр содержимого документа
«Приложение 5»

Группа 63





















Группа 64

Просмотр содержимого документа
«Список приложений»

Приложения


Приложение 1

Файл-заготовка «Адрес аэропорта.doc», который содержит ссылку: http://www.umapalata.com/uschool/expo/hvch67/6000.html?LANG=RU


Приложение 2

Мультимедийная презентация «Алгоритмические конструкции и способы записи алгоритмов.ppt»


Приложение 3

Конспект «Основные алгоритмические конструкции»


Группа 77



















Приложение 4

Конспект «Элементы блок-схемы»


Группа 248










Приложение 5

Конспект «Алгоритмические конструкции в виде блок-схем»

Группа 1

























Приложение 6

Файл-заготовка «Матч 2.doc», который содержит ссылку: http://www.umapalata.com/uschool/expo/hvch67/10658.html?LANG=RU










12



Просмотр содержимого документа
«для оформления доски»

Алгоритм «Утро»

Подъем

Утренняя зарядка

Водные процедуры

Уборка постели

Завтрак

Сборы в школу

Алгоритм

«Дорога в школу»

Идти к пешеходному переходу

Посмотреть налево


Если машины не остановились, то пропустить их

Идти по переходу до середины дороги


Идти по переходу до конца дороги

Если машины не остановились, то пропустить их

Алгоритм

«В школе»

Снять верхнюю одежду

Работать на уроке

Надеть сменную обувь

Пока не закончатся уроки повторять две команды:

Отдыхать на перемене

Идти в гардероб

Сменить обувь

Выйти из школы

Одеть верхнюю одежду

Повторение

Просмотр содержимого презентации
«Алгоритмические конструкции и способы записи алгоритмов (прил 2)»

Запись основных алгоритмических конструкций Презентацию подготовила  учитель информатики  ГУО «Шерешевская СШ»  Хвисюк Ванда Чеславовна

Запись основных алгоритмических конструкций

Презентацию подготовила учитель информатики ГУО «Шерешевская СШ» Хвисюк Ванда Чеславовна

Алгоритмические конструкции Следование Ветвление Повторение «Следование» – это набор команд, которые выполняются последовательно одна за другой. Конструкцию «повторение» используют тогда, когда присутствует набор команд, который в процессе выполнения алгоритма повторяется определенное число раз, или до тех пор, пока выполняется указанное условие. Конструкцию «ветвление» исполь-зуют тогда, когда в алгоритме необходимо предусмотреть выбор тех или иных действий, в зависимости от выполнения или невыполнения какого-либо условия.

Алгоритмические конструкции

Следование

Ветвление

Повторение

«Следование» – это набор команд, которые выполняются последовательно одна за другой.

Конструкцию «повторение» используют тогда, когда присутствует набор команд, который в процессе выполнения алгоритма повторяется определенное число раз, или до тех пор, пока выполняется указанное условие.

Конструкцию «ветвление» исполь-зуют тогда, когда в алгоритме необходимо предусмотреть выбор тех или иных действий, в зависимости от выполнения или невыполнения какого-либо условия.

Словесная форма записи алгоритмов Алгоритм нахождения площади прямоугольника: Алгоритм написания в приставке буквы «з» или «с»: измерить ширину прямоугольника; измерить длину прямоугольника; умножить длину на ширину; записать ответ. 1) выделить в слове корень; 2) найти первую букву в корне слова; 3) если это звонкая согласная, то написать в приставке последней буквой «з», иначе написать «с». Запись алгоритм на естественном языке

Словесная форма записи алгоритмов

Алгоритм нахождения площади прямоугольника:

Алгоритм написания в приставке буквы «з» или «с»:

  • измерить ширину прямоугольника;
  • измерить длину прямоугольника;
  • умножить длину на ширину;
  • записать ответ.

1) выделить в слове корень;

2) найти первую букву в корне слова;

3) если это звонкая согласная, то написать в приставке последней буквой «з», иначе написать «с».

Запись алгоритм на естественном языке

Графический способ представления алгоритма (блок-схема) Начало Начало Выделить в слове корень Измерить ширину прямоугольника Найти первую букву в корне Измерить длину прямоугольника Нет Да Буква звонкая? умножить длину  на ширину Написать в приставке последней буквой «с» Написать в приставке последней буквой «з» З  Записать ответ Конец Конец

Графический способ представления алгоритма

(блок-схема)

Начало

Начало

Выделить в слове корень

Измерить ширину прямоугольника

Найти первую букву в корне

Измерить длину прямоугольника

Нет

Да

Буква звонкая?

умножить длину на ширину

Написать в приставке последней буквой «с»

Написать в приставке последней буквой «з»

З Записать ответ

Конец

Конец

23? У=Х-14 У=Х+14 Блок действий У Блок проверки условия Конец" width="640"

Начало

Блок начала и конца алгоритма

З Х

Да

Нет

Блок ввода данных и вывода результата

Х23?

У=Х-14

У=Х+14

Блок действий

У

Блок проверки условия

Конец

Элементы блок-схемы: – блок начала и конца алгоритма – блок ввода данных и вывода результата – блок действий – блок проверки условия

Элементы блок-схемы:

– блок начала и конца алгоритма

– блок ввода данных и вывода результата

– блок действий

– блок проверки условия

Следование Действие 1 Действие 2 Действие 3

Следование

Действие 1

Действие 2

Действие 3

Ветвление Условие Да Нет Условие Нет Да Действие 1 Действие 2 Действие 1 Полная форма Сокращённая форма

Ветвление

Условие

Да

Нет

Условие

Нет

Да

Действие 1

Действие 2

Действие 1

Полная форма

Сокращённая форма

Повторение Условие Нет Да Действие

Повторение

Условие

Нет

Да

Действие

Алгоритмические конструкции в виде блок-схем Нет Да Условие Нет Условие Действие 1 Действие 1 Действие 2 Да Действие 2 Действие Да Нет Условие Действие 3 Действие 1

Алгоритмические конструкции в виде блок-схем

Нет

Да

Условие

Нет

Условие

Действие 1

Действие 1

Действие 2

Да

Действие 2

Действие

Да

Нет

Условие

Действие 3

Действие 1

Запись алгоритмов в виде программы

Запись алгоритмов в виде программы

=0 do begin sum:=sum+a; write ('введите следующее число '); readln(a); end; writeln ('sum=',sum); end." width="640"

Запись алгоритмов в виде программы

Program Sum_do_otr;

var sum,a:integer;

begin

sum:=0; write (’введите первое число ’); readln (a);

while a=0 do

begin

sum:=sum+a; write ('введите следующее число ');

readln(a); end;

writeln ('sum=',sum);

end.

Определите вид алгоритмической конструкции   Алгоритм «Погода»:  посмотреть на термометр; определить температуру воздуха; если температура ниже 0, то надеть шубу, иначе надеть куртку. ветвление

Определите вид алгоритмической конструкции

Алгоритм «Погода»:

  • посмотреть на термометр;
  • определить температуру воздуха;
  • если температура ниже 0, то надеть шубу, иначе надеть куртку.

ветвление

Определите вид алгоритмической конструкции   Алгоритм «Волк, коза и капуста»: перевезти козу; плыть обратно; перевезти волка; забрать козу и плыть обратно; высадить козу; погрузить капусту; перевезти капусту; плыть обратно; перевезти козу; следование

Определите вид алгоритмической конструкции

Алгоритм «Волк, коза и капуста»:

  • перевезти козу;
  • плыть обратно;
  • перевезти волка;
  • забрать козу и плыть обратно;
  • высадить козу;
  • погрузить капусту;
  • перевезти капусту;
  • плыть обратно;
  • перевезти козу;

следование

Определите вид алгоритмической конструкции   Алгоритм «Дежурный по классу» открыть окно на проветривание; вытереть доску; вымыть тряпку; закрыть окно. следование

Определите вид алгоритмической конструкции

Алгоритм «Дежурный по классу»

  • открыть окно на проветривание;
  • вытереть доску;
  • вымыть тряпку;
  • закрыть окно.

следование

Определите вид алгоритмической конструкции   Алгоритм «Дежурный по классу» Пока не закончатся уроки повторять команды 2-6; дождаться перемены; открыть окно на проветривание; вытереть доску; вымыть тряпку; закрыть окно. повторение

Определите вид алгоритмической конструкции

Алгоритм «Дежурный по классу»

  • Пока не закончатся уроки повторять команды 2-6;
  • дождаться перемены;
  • открыть окно на проветривание;
  • вытереть доску;
  • вымыть тряпку;
  • закрыть окно.

повторение

Определите способ записи алгоритма Алгоритм «Дежурный по классу» Пока не закончатся уроки повторять команды 2-6; дождаться перемены; открыть окно на проветривание; вытереть доску; вымыть тряпку; закрыть окно. словесный

Определите способ записи алгоритма

Алгоритм «Дежурный по классу»

  • Пока не закончатся уроки повторять команды 2-6;
  • дождаться перемены;
  • открыть окно на проветривание;
  • вытереть доску;
  • вымыть тряпку;
  • закрыть окно.

словесный

Определите способ записи алгоритма Начало Выделить в слове корень Найти первую букву в корне Да Буква звонкая? Нет Написать в приставке последней буквой «с» Написать в приставке последней буквой «з» Блок-схема Конец

Определите способ записи алгоритма

Начало

Выделить в слове корень

Найти первую букву в корне

Да

Буква звонкая?

Нет

Написать в приставке последней буквой «с»

Написать в приставке последней буквой «з»

Блок-схема

Конец

Определите способ записи алгоритма Program E3; Var t: real; Begin  writeln(‘t=’);  readln(t);  if t End. Программа

Определите способ записи алгоритма

Program E3;

Var t: real;

Begin

writeln(‘t=’);

readln(t);

if t

End.

Программа

Определите способ записи алгоритма Начало Измерить ширину прямоугольника Измерить длину прямоугольника умножить длину  на ширину З  Записать ответ Блок-схема Конец

Определите способ записи алгоритма

Начало

Измерить ширину прямоугольника

Измерить длину прямоугольника

умножить длину на ширину

З Записать ответ

Блок-схема

Конец

Определите способ записи алгоритма Алгоритм «Волк, коза и капуста»: перевезти козу; плыть обратно; перевезти волка; забрать козу и плыть обратно; высадить козу; погрузить капусту; перевезти капусту; плыть обратно; перевезти козу; Словесный

Определите способ записи алгоритма

Алгоритм «Волк, коза и капуста»:

  • перевезти козу;
  • плыть обратно;
  • перевезти волка;
  • забрать козу и плыть обратно;
  • высадить козу;
  • погрузить капусту;
  • перевезти капусту;
  • плыть обратно;
  • перевезти козу;

Словесный

Начало Оцени от 0 до 2 свою работу в начале урока (свои устные ответы, работу у доски или за партой при устном опросе по теме «Алгоритм. Исполнитель алгоритмов») Оцени свой «авиа-перелёт» по четырёхбальной системе (от 0 до 4) Оцени свою активность и успехи во время изучения нового материала с использованием презентации (от 0 до 2) Оцени свою игру в футбол с командой «Алгоритмы» (от 0 до 2) Сложи выставленные тобою оценки Конец

Начало

Оцени от 0 до 2 свою работу в начале урока (свои устные ответы, работу у доски или за партой при устном опросе по теме «Алгоритм. Исполнитель алгоритмов»)

Оцени свой «авиа-перелёт» по четырёхбальной системе (от 0 до 4)

Оцени свою активность и успехи во время изучения нового материала с использованием презентации (от 0 до 2)

Оцени свою игру в футбол с командой «Алгоритмы» (от 0 до 2)

Сложи выставленные тобою оценки

Конец


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!