Методическая разработка урока информатики в 6 классе по теме "Запись основных алгоритмических конструкций"
Цели обучения: закрепление представлений о понятиях «алгоритм», «исполнитель алгоритмов», «система команд исполнителя»; ознакомление с основными алгоритмическими конструкциями и способами записи алгоритмов; развитие алгоритмического мышления; содействие формированию навыков безопасного поведения на дороге, в школе, соблюдения режима дня школьника.
Тип урока: комбинированный.
Учащиеся должны знать: основные алгоритмические конструкции и способы записи алгоритмов.
Учащиеся должны уметь: различать линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлением, алгоритмы с повторением.
Программное и методическое обеспечение урока: учебное пособие «Информатика», 6 класс (§19, п.19.1); ресурсы сети интернет (авторские дидактические игры интернет-проекта дистанционного обучения Umaigra); мультимедийная презентация «Алгоритмические конструкции и способы записи алгоритмов.ppt»; распечатки мини-конспектов по теме урока.
Оборудование: компьютерный класс с выходом в Интернет на рабочих местах учащихся; проектор.
Ход урока
- Организационно-мотивирующий этап
Здравствуйте, ребята. Очень рада видеть вас. Попрошу садиться. Начинаем наш урок. Просьба не лениться. Нам придётся совершить «Перелёт» в Бразилию По дороге повторить Всё, что изучили мы. Ждут в пути нас алгоритмы, Ждут нас исполнители, Ждёт «футбольная команда», Ждут победу зрители! Кто отправится в полёт? Руки поднимите. Все хотят? Ну что ж, вперёд Ждут вас там открытия.
- Актуализация знаний и закрепление умений предыдущих уроков.
На прошлом уроке, ребята, мы познакомились с понятиями «Алгоритм» и «Исполнитель алгоритмов». Попробовали составить простейшие словесные алгоритмы, определить их возможных исполнителей, и даже «сыграли в футбол» с командой «Алгоритм», выиграв со счётом 12:0. Надеюсь, что вы не забыли, что такое алгоритм, исполнитель алгоритмов и система команд исполнителя? Давайте вспомним (ответы учащихся).
Проигравшая вам на прошлом уроке команда «Алгоритм» хочет отыграться и предлагает вам сыграть ещё один матч. Принимаете предложение?
Команда «Алгоритм» разработала новую стратегию и тактику. Для этого она даже вылетела в столицу летних олимпийских игр 2016 года – Рио-Де-Жанейро, чтобы на олимпийском стадионе «потренироваться» и подготовиться к матчу с вами. А чем мы хуже? Мы тоже хотим тренироваться в Рио-Де-Жанейро, поэтому прямо сейчас вылетаем туда.
Попасть в Рио-де-Жанейро вы можете на виртуальном самолёте, который будет осуществлять авиаперелёт через знакомый уже вам «Мир алгоритмов и их исполнителей». Добравшись в пункт назначения вы получите новые знания из «Мира алгоритмических конструкций». Эти знания вам понадобятся во время футбольного матча, в котором, я уверенна, вы сможете одержать победу.
Итак, чтобы осуществить «авиаперелёт» в Рио-де Жанейро через «Мир алгоритмов и их исполнителей» вам необходимо вспомнить то, что мы изучили с вами на предыдущих уроках и выполнить алгоритм «Перелёт» (учащиеся получают карточки с алгоритмом):
- Открой текстовый документ «Адрес аэропорта.doc» (прил. 1), который находится в папке вашей подгруппы.
- Скопируй в Буфер обмена содержимое текстового документа (ссылку на сайт).
- Загрузи браузер Opera.
- Вставь в адресную строку содержимое Буфера обмена (ссылку на сайт).
- Нажми клавишу Enter.
- Подожди пока загрузится страница для «авиа-перелёта»
- Нажми кнопку «Старт» и следуй дальнейшим указаниям компьютера:
- «получи в авиакассе билет на самолёт», определив верны ли утверждения;
- «пройди регистрацию», выбирая сумки с наиболее правильными ответами на вопросы;
- «пройди на посадку», оставив один пакет с наиболее правильным вариантом ответа, остальные – перетащи на тележку.
- «соверши авиаперелёт», направляя самолёт сквозь облака с правильными ответами.
- «получи багаж», забирая на тележку сумку с правильным вариантом ответа.
- Покажи результат учителю.
(Учащиеся работают индивидуально, при необходимости обращаются за помощью к учителю. Время «перелёта» – 8 минут на полёт и 3 минуты на путь к аэропорту. Используется дидактическая игра-тест «Полёт на футбольный матч «Алгоритм-Шестиклассник», опубликованная учителем в сети Интернет по адресу: http://www.umapalata.com/uschool/expo/hvch67/6000.html?LANG=RU. Учитель фиксирует для себя количество баллов, набранных в ходе игры каждым учащимся).
Примечание: выполнение алгоритма «Перелёт» можно организовать совместно на компьютере учителя, используя проектор и вызывая по очереди учащихся, которые выполняют последовательно друг за другом по 1-2 командам алгоритма.
Все благополучно «приземлились» в Рио-де-Жанейро (или: к сожалению, не всем удалось долететь до пункта назначения, кое-кто не захватил сегодня с собой необходимый багаж знаний, ….).
А теперь, после столь утомительного «перелёта», предлагаю провести небольшую разминку – выполнить алгоритм «Физкультминутка» (прим.: учитель озвучивает команды и демонстрирует упражнения).
Быстро встали, улыбнулись, У всех спины разогнулись. Руки в боки, Не ленитесь. Влево, вправо повернитесь, Влево, вправо наклонитесь. Руки в стороны, согнули, Вверх подняли и махнули. Руки у груди поставим. Три рывка назад локтями. Руки в замок За спиною сожми, Вверх поднимай, Сильно спинку прогни. Руки вперёд, Головою покрути – В разные стороны ею верти. Руки опустим И сейчас упражнения для глаз: Глазки вправо, глазки влево, И по кругу проведем. Быстро – быстро поморгаем И немножечко потрем. Посмотри на кончик носа, И в «межбровье» посмотри. Круг, квадрат и треугольник По три раза повтори. Глазки закрываем, Медленно вдыхаем. А на выдохе опять Глазки заставляй моргать. Сели, встали, сели, встали, И по классу побежали.
Молодцы! Команды алгоритма вы выполнили правильно, а вот правила поведения в компьютерном классе нарушили. Какое правило нарушили? Правильно. Бегать в компьютерном классе нельзя! (или: А почему вы не выполняете последнюю команду моего алгоритма? Правильно. Потому, что бегать в компьютерном классе нельзя!)
Человек, в отличие от компьютерного исполнителя, способен думать, рассуждать, анализировать полученные указания. Не забывайте об этом, выполняя чьи-то команды или указания.
- Изучение нового материала
А теперь нам надо подготовиться к предстоящему матчу – поближе узнать соперника, т.е. расширить своё представление об алгоритмах, познакомиться с основными алгоритмическими конструкциями и способами записи алгоритмов, а также повторить то, что мы уже знаем и умеем.
На доске (учитель открывает доску, на которой магнитами прикреплены напечатанные на бумаге команды) были составлены алгоритмы «Утро», «Дорога в школу» и «В школе». Но кто-то в этих алгоритмах все команды перепутал. Надо восстановить эти алгоритмы (к доске приглашаются 3 ученика, которые самостоятельно расставляют команды в правильном порядке, остальным учащимся предлагается совместно составить алгоритм перехода через дорогу по регулируемому светофором пешеходному переходу).
Примерные варианты алгоритмов:
Алгоритм «Утро»
|
Алгоритм «Дорога в школу»
|
Алгоритм «В школе»
|
Алгоритм «Светофор»
|
- Подъем.
- Уборка постели.
- Утренняя зарядка.
- Водные процедуры.
- Завтрак.
- Сборы в школу.
|
- Идти по тротуару к пешеходному переходу.
- Посмотреть налево.
- Если машины не остановились, то остановиться и пропустить их.
- Идти по переходу до середины дороги.
- Посмотреть направо.
- Если машины не остановились, то пропустить их.
- Идти по переходу до конца дороги.
- Продолжить путь в школу.
|
- Снять верхнюю одежду.
- Надеть сменную обувь.
- Пока не закончатся уроки повторять следующие 2 команды:
- Работать на уроке.
- Отдыхать на перемене.
- Идти в гардероб.
- Сменить обувь.
- Одеть верхнюю одежду.
- Выйти из школы.
|
- Подойти к переходу.
- Подождать пока загорится зеленый свет.
- Посмотреть налево и убедиться, что машины остановились.
- Идти по переходу до середины дороги.
- Посмотреть направо и убедиться, что машины остановились
- Идти по переходу до конца дороги.
|
На прошлом уроке мы говорили, что алгоритмы нам нужны, чтобы решать разнообразные задачи. Значит и алгоритмы бывают разнообразными. И сегодня мы с вами в этом убедимся.
Давайте посмотрим, как справились с заданием ребята у доски (Ученики у доски читают алгоритмы. Класс определяет, правильно ли они составлены и если есть ошибки, то исправляют. Учитель комментирует алгоритмы, обращая внимание учащихся на то, в каком порядке выполняются команды алгоритма и от чего зависит порядок выполнения команд в алгоритме, подводит к определению разных видов алгоритмов и алгоритмических конструкций).
Любой алгоритм имеет определенную структуру, которая представляет собой набор так называемых алгоритмических конструкций.
На доске мы видим алгоритмы, в которых использовались три вида алгоритмических конструкций: следование, ветвление, повторение (учитель внизу прикрепляет надписи «Следование» «Ветвление» «Повторение», допустив при этом ошибки). Как вы думаете, правильно я прикрепила надписи? (дети исправляют ошибки и поясняют, почему неправильно).
Далее объяснение нового материала идёт с использованием проектора и интерактивной презентации «Алгоритмические конструкции и способы записи алгоритмов» (прил. 2)
Откройте тетради. Запишите на полях дату и тему сегодняшнего урока «Запись основных алгоритмических конструкций» (слайд 1) Итак, как называются основные алгоритмические конструкции? (Ответы детей: следование, ветвление, повторение) (слайд 2, анимация).
Что вы можете сказать про алгоритмическую конструкцию «Следование»? Как выполняются её команды? («Следование» – это набор команд, которые выполняются последовательно одна за другой.)
Когда используют конструкцию «ветвление»? (Конструкцию «ветвление» используют, когда в алгоритме необходимо предусмотреть выбор тех или иных действий в случае выполнения (истинности) либо невыполнения (ложности) какого-либо условия.)
Что представляет собой алгоритмическая конструкция «повторение»?
(Когда в алгоритмах присутствует набор команд, который в процессе выполнения алгоритма повторяется определенное количество раз, либо до тех пор, пока выполняется указанное условие, то такая алгоритмическая конструкция называется «повторение».)
Сейчас я раздам вам небольшие распечатки-конспекты «Основные алгоритмические конструкции» (прил. 3), которые вы вклеите дома в свои тетради. Эти конструкции вы должны хорошо запомнить.
Записать алгоритм также можно различными способами. Самый простой из них вы видите на доске и на экране (слайд 3) – это словесное описание действий (запись на естественном языке).
Но часто, для большей наглядности, применяют графический способ представления алгоритма – в виде блок-схемы (слайд 4). Где вы встречались с блок-схемами? Правильно, выполняя задания на конкурсах «Инфомышка», «Бобёр», «Кенгуру», на уроках математики и т.д.
Давайте познакомимся с этим способом более подробно.
В блок-схемах используется несколько геометрических фигур, каждая из которых имеет свое назначение. Фигуры (блоки) соединяются линиями, которые указывают последовательность выполнения действий алгоритма.
Рассмотрим на примере блок-схемы (Слайд 5, анимация).
Итак, запоминаем элементы блок-схемы (слайд 6) и получаем распечатку ещё одного мини-конспекта (прил. 4, который дома вы вклеите в свою тетрадь.
Алгоритмические конструкции в виде блок-схем выглядят следующим образом: (слайды 7-10)
Получите ещё один мини-конспект «Алгоритмические конструкции в виде блок-схем» (прил. 5).
Начиная с сегодняшнего урока вы должны уметь различать основные алгоритмические конструкции и уметь работать не только со словесными алгоритмами, но и с алгоритмами в виде блок-схемы.
Кроме уже рассмотренных существует ещё один способ записи алгоритмов: в виде программы (слайд 11). Программы создаются с помощью специальных языков – языков программирования. Исполняет программы компьютер. При их написании необходимо строго соблюдать ряд правил. На следующем уроке мы начнём знакомство с одним из языков программирования – Pascal АВС (слайд 12).
А сейчас давайте немного поучимся различать алгоритмические структуры и способы записи алгоритмов на конкретных примерах (используются слайды 13-21 презентации).
Молодцы, справились неплохо. Думаю, что вы уже готовы сразиться на футбольном поле с командой «Алгоритмы», но вначале давайте сделаем небольшую разминку для глаз (используется плакат-тренажёр для глаз)
- Закрепление нового материала
А теперь давайте воспользуемся полученными на уроке знаниями и попробуем одержать победу над футбольной командой «Алгоритмы», которая ждёт нас по адресу, сохраненному в файле «Матч 2.doc» (прил. 6) в папке вашей подгруппы (используется дидактическая игра-тест «Матч 2 «Алгоритм-Шестиклассник», опубликованная учителем в сети Интернет по адресу:
http://www.umapalata.com/uschool/expo/hvch67/10658.html?LANG=RU).
(Учащиеся работают за компьютером 8-10 минут. При необходимости обращаются за помощью к учителю. Учитель фиксирует результаты каждого)
- Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание
Наш урок подходит к концу. Давайте подведём общие итоги футбольного матча (учитель объявляет счёт матча в целом). Сегодня на уроке каждый из вас старался быть активным. Кто-то остался доволен своей работой и результатами, кто-то не очень. Кто-то понял всё, кому-то надо ещё поработать дополнительно.
Оцените свою работу по следующему алгоритму (слайд 22).
(Учащиеся оценивают свою работу на уроке)
Я оценила бы вашу работу на уроке так …. (объявление отметок за работу на уроке: учитываются ответы на вопросы по домашнему заданию, работа у доски, количество баллов, набранных в дидактических играх «Авиаперелёт» и «Футбольный матч», работа во время изучения нового материала)
Если кто-то оценил себя лучше, и не согласен с отметкой выставленной мною, подойдите ко мне после урока и мы обсудим вместе. Возможно, я что-то упустила.
Дома повторите изученный на уроке материал по конспектам-распечаткам в тетрадях и выполните устно алгоритм из упражнения 1 на странице 99 учебного пособия. Если будет желание, то можете посетить сайт Umapalata и повторить перелет в мир алгоритмов и (или) сыграть в футбол с командой «Алгоритмы»
Урок закончен. (Выставление отметок в дневник. Ответы на вопросы учащихся)
Используемая литература:
- Пупцев, А.Е. Информатика: учебное пособие для 6-го класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским яыками обучения с 11-летним сроком обучения / А.Е. Пупцев, Н.П.Макарова, А.И.Лапо. – Минск: Народная асвета, 2008. – 126 с.
- Макарова, Н. П. Информатика в 6 классе: учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения / Н. П. Макарова, А. Е. Пупцев, А. И. Лапо. – Минск : Издательский центр БГУ, 2010.
Интернет-ресурсы:
- Учебная программа по учебному предмету «Информатика» (VI класс): [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал. URL: http://www.adu.by/ru/uchitelyu/uchebno-metodicheskoe-obespechenie-doshkolnogo-obshchego-srednego-i-spetsialnogo-obrazovaniya.html
- Дополнительный материал по учебному предмету «Информатика» (VI класс): [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал. URL: http://www.adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess/uchebnye-predmety/ii-stupen-obshchego-srednego-obrazovaniya.html
- Хвисюк В.Ч. Дидактическая игра «Полёт на футбольный матч «Алгоритм – Шестиклассник»: [Электронный ресурс] URL: http://www.umapalata.com/uschool/expo/hvch67/6000.html?LANG=RU
- Хвисюк В.Ч. Дидактическая игра «Матч 2 «Алгоритм – Шестиклассник»: [Электронный ресурс] URL: http://www.umapalata.com
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока Запись основных алгоритмических конструкций»
Государственное учреждение образования «Шерешевская средняя школа»
Методическая разработка урока информатики
по теме «Запись основных алгоритмических конструкций»
6 класс
Хвисюк Ванда Чеславовна,
учитель информатики
первой квалификационной категории
2016/2017 учебный год
Тема: «Запись основных алгоритмических конструкций»
Цели обучения: закрепление представлений о понятиях «алгоритм», «исполнитель алгоритмов», «система команд исполнителя»; ознакомление с основными алгоритмическими конструкциями и способами записи алгоритмов; развитие алгоритмического мышления; содействие формированию навыков безопасного поведения на дороге, в школе, соблюдения режима дня школьника.
Тип урока: комбинированный.
Учащиеся должны знать: основные алгоритмические конструкции и способы записи алгоритмов.
Учащиеся должны уметь: различать линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлением, алгоритмы с повторением.
Программное и методическое обеспечение урока: учебное пособие «Информатика», 6 класс (§19, п.19.1); ресурсы сети интернет (авторские дидактические игры интернет-проекта дистанционного обучения Umaigra); мультимедийная презентация «Алгоритмические конструкции и способы записи алгоритмов.ppt»; распечатки мини-конспектов по теме урока.
Оборудование: компьютерный класс с выходом в Интернет на рабочих местах учащихся; проектор.
Ход урока
Организационно-мотивирующий этап
Здравствуйте, ребята.
Очень рада видеть вас.
Попрошу садиться.
Начинаем наш урок.
Просьба не лениться.
Нам придётся совершить
«Перелёт» в Бразилию
По дороге повторить
Всё, что изучили мы.
Ждут в пути нас алгоритмы,
Ждут нас исполнители,
Ждёт «футбольная команда»,
Ждут победу зрители!
Кто отправится в полёт?
Руки поднимите.
Все хотят?
Ну что ж, вперёд
Ждут вас там открытия.
Актуализация знаний и закрепление умений предыдущих уроков.
На прошлом уроке, ребята, мы познакомились с понятиями «Алгоритм» и «Исполнитель алгоритмов». Попробовали составить простейшие словесные алгоритмы, определить их возможных исполнителей, и даже «сыграли в футбол» с командой «Алгоритм», выиграв со счётом 12:0. Надеюсь, что вы не забыли, что такое алгоритм, исполнитель алгоритмов и система команд исполнителя? Давайте вспомним (ответы учащихся).
Проигравшая вам на прошлом уроке команда «Алгоритм» хочет отыграться и предлагает вам сыграть ещё один матч. Принимаете предложение?
Команда «Алгоритм» разработала новую стратегию и тактику. Для этого она даже вылетела в столицу летних олимпийских игр 2016 года – Рио-Де-Жанейро, чтобы на олимпийском стадионе «потренироваться» и подготовиться к матчу с вами. А чем мы хуже? Мы тоже хотим тренироваться в Рио-Де-Жанейро, поэтому прямо сейчас вылетаем туда.
Попасть в Рио-де-Жанейро вы можете на виртуальном самолёте, который будет осуществлять авиаперелёт через знакомый уже вам «Мир алгоритмов и их исполнителей». Добравшись в пункт назначения вы получите новые знания из «Мира алгоритмических конструкций». Эти знания вам понадобятся во время футбольного матча, в котором, я уверенна, вы сможете одержать победу.
Итак, чтобы осуществить «авиаперелёт» в Рио-де Жанейро через «Мир алгоритмов и их исполнителей» вам необходимо вспомнить то, что мы изучили с вами на предыдущих уроках и выполнить алгоритм «Перелёт» (учащиеся получают карточки с алгоритмом):
Открой текстовый документ «Адрес аэропорта.doc» (прил. 1), который находится в папке вашей подгруппы.
Скопируй в Буфер обмена содержимое текстового документа (ссылку на сайт).
Загрузи браузер Opera.
Вставь в адресную строку содержимое Буфера обмена (ссылку на сайт).
Нажми клавишу Enter.
Подожди пока загрузится страница для «авиа-перелёта»
Нажми кнопку «Старт» и следуй дальнейшим указаниям компьютера:
«получи в авиакассе билет на самолёт», определив верны ли утверждения;
«пройди регистрацию», выбирая сумки с наиболее правильными ответами на вопросы;
«пройди на посадку», оставив один пакет с наиболее правильным вариантом ответа, остальные – перетащи на тележку.
«соверши авиаперелёт», направляя самолёт сквозь облака с правильными ответами.
«получи багаж», забирая на тележку сумку с правильным вариантом ответа.
Покажи результат учителю.
(Учащиеся работают индивидуально, при необходимости обращаются за помощью к учителю. Время «перелёта» – 8 минут на полёт и 3 минуты на путь к аэропорту. Используется дидактическая игра-тест «Полёт на футбольный матч «Алгоритм-Шестиклассник», опубликованная учителем в сети Интернет по адресу: http://www.umapalata.com/uschool/expo/hvch67/6000.html?LANG=RU. Учитель фиксирует для себя количество баллов, набранных в ходе игры каждым учащимся).
Примечание: выполнение алгоритма «Перелёт» можно организовать совместно на компьютере учителя, используя проектор и вызывая по очереди учащихся, которые выполняют последовательно друг за другом по 1-2 командам алгоритма.
Все благополучно «приземлились» в Рио-де-Жанейро (или: к сожалению, не всем удалось долететь до пункта назначения, кое-кто не захватил сегодня с собой необходимый багаж знаний, ….).
А теперь, после столь утомительного «перелёта», предлагаю провести небольшую разминку – выполнить алгоритм «Физкультминутка» (прим.: учитель озвучивает команды и демонстрирует упражнения).
Быстро встали, улыбнулись,
У всех спины разогнулись.
Руки в боки,
Не ленитесь.
Влево, вправо повернитесь,
Влево, вправо наклонитесь.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли и махнули.
Руки у груди поставим.
Три рывка назад локтями.
Руки в замок
За спиною сожми,
Вверх поднимай,
Сильно спинку прогни.
Руки вперёд,
Головою покрути –
В разные стороны ею верти.
Руки опустим
И сейчас упражнения для глаз:
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа,
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
Сели, встали, сели, встали,
И по классу побежали.
Молодцы! Команды алгоритма вы выполнили правильно, а вот правила поведения в компьютерном классе нарушили. Какое правило нарушили? Правильно. Бегать в компьютерном классе нельзя! (или: А почему вы не выполняете последнюю команду моего алгоритма? Правильно. Потому, что бегать в компьютерном классе нельзя!)
Человек, в отличие от компьютерного исполнителя, способен думать, рассуждать, анализировать полученные указания. Не забывайте об этом, выполняя чьи-то команды или указания.
Изучение нового материала
А теперь нам надо подготовиться к предстоящему матчу – поближе узнать соперника, т.е. расширить своё представление об алгоритмах, познакомиться с основными алгоритмическими конструкциями и способами записи алгоритмов, а также повторить то, что мы уже знаем и умеем.
На доске (учитель открывает доску, на которой магнитами прикреплены напечатанные на бумаге команды) были составлены алгоритмы «Утро», «Дорога в школу» и «В школе». Но кто-то в этих алгоритмах все команды перепутал. Надо восстановить эти алгоритмы (к доске приглашаются 3 ученика, которые самостоятельно расставляют команды в правильном порядке, остальным учащимся предлагается совместно составить алгоритм перехода через дорогу по регулируемому светофором пешеходному переходу).
Примерные варианты алгоритмов:
Алгоритм «Утро» | Алгоритм «Дорога в школу» | Алгоритм «В школе» | Алгоритм «Светофор» |
Подъем. Уборка постели. Утренняя зарядка. Водные процедуры. Завтрак. Сборы в школу. | Идти по тротуару к пешеходному переходу. Посмотреть налево. Если машины не остановились, то остановиться и пропустить их. Идти по переходу до середины дороги. Посмотреть направо. Если машины не остановились, то пропустить их. Идти по переходу до конца дороги. Продолжить путь в школу. | Снять верхнюю одежду. Надеть сменную обувь. Пока не закончатся уроки повторять следующие 2 команды: Работать на уроке. Отдыхать на перемене. Идти в гардероб. Сменить обувь. Одеть верхнюю одежду. Выйти из школы. | Подойти к переходу. Подождать пока загорится зеленый свет. Посмотреть налево и убедиться, что машины остановились. Идти по переходу до середины дороги. Посмотреть направо и убедиться, что машины остановились Идти по переходу до конца дороги. |
На прошлом уроке мы говорили, что алгоритмы нам нужны, чтобы решать разнообразные задачи. Значит и алгоритмы бывают разнообразными. И сегодня мы с вами в этом убедимся.
Давайте посмотрим, как справились с заданием ребята у доски (Ученики у доски читают алгоритмы. Класс определяет, правильно ли они составлены и если есть ошибки, то исправляют. Учитель комментирует алгоритмы, обращая внимание учащихся на то, в каком порядке выполняются команды алгоритма и от чего зависит порядок выполнения команд в алгоритме, подводит к определению разных видов алгоритмов и алгоритмических конструкций).
Любой алгоритм имеет определенную структуру, которая представляет собой набор так называемых алгоритмических конструкций.
На доске мы видим алгоритмы, в которых использовались три вида алгоритмических конструкций: следование, ветвление, повторение (учитель внизу прикрепляет надписи «Следование» «Ветвление» «Повторение», допустив при этом ошибки). Как вы думаете, правильно я прикрепила надписи? (дети исправляют ошибки и поясняют, почему неправильно).
Далее объяснение нового материала идёт с использованием проектора и интерактивной презентации «Алгоритмические конструкции и способы записи алгоритмов» (прил. 2)
Откройте тетради. Запишите на полях дату и тему сегодняшнего урока «Запись основных алгоритмических конструкций» (слайд 1).
Итак, как называются основные алгоритмические конструкции? (Ответы детей: следование, ветвление, повторение) (слайд 2, анимация).
Что вы можете сказать про алгоритмическую конструкцию «Следование»? Как выполняются её команды? («Следование» – это набор команд, которые выполняются последовательно одна за другой.)
Когда используют конструкцию «ветвление»? (Конструкцию «ветвление» используют, когда в алгоритме необходимо предусмотреть выбор тех или иных действий в случае выполнения (истинности) либо невыполнения (ложности) какого-либо условия.)
Что представляет собой алгоритмическая конструкция «повторение»?
(Когда в алгоритмах присутствует набор команд, который в процессе выполнения алгоритма повторяется определенное количество раз, либо до тех пор, пока выполняется указанное условие, то такая алгоритмическая конструкция называется «повторение».)
Сейчас я раздам вам небольшие распечатки-конспекты «Основные алгоритмические конструкции» (прил. 3), которые вы вклеите дома в свои тетради. Эти конструкции вы должны хорошо запомнить.
Записать алгоритм также можно различными способами. Самый простой из них вы видите на доске и на экране (слайд 3) – это словесное описание действий (запись на естественном языке).
Но часто, для большей наглядности, применяют графический способ представления алгоритма – в виде блок-схемы (слайд 4). Где вы встречались с блок-схемами? Правильно, выполняя задания на конкурсах «Инфомышка», «Бобёр», «Кенгуру», на уроках математики и т.д.
Давайте познакомимся с этим способом более подробно.
В блок-схемах используется несколько геометрических фигур, каждая из которых имеет свое назначение. Фигуры (блоки) соединяются линиями, которые указывают последовательность выполнения действий алгоритма.
Рассмотрим на примере блок-схемы (Слайд 5, анимация).
Итак, запоминаем элементы блок-схемы (слайд 6) и получаем распечатку ещё одного мини-конспекта (прил. 4, который дома вы вклеите в свою тетрадь.
Алгоритмические конструкции в виде блок-схем выглядят следующим образом: (слайды 7-10)
Получите ещё один мини-конспект «Алгоритмические конструкции в виде блок-схем» (прил. 5).
Начиная с сегодняшнего урока вы должны уметь различать основные алгоритмические конструкции и уметь работать не только со словесными алгоритмами, но и с алгоритмами в виде блок-схемы.
Кроме уже рассмотренных существует ещё один способ записи алгоритмов: в виде программы (слайд 11). Программы создаются с помощью специальных языков – языков программирования. Исполняет программы компьютер. При их написании необходимо строго соблюдать ряд правил. На следующем уроке мы начнём знакомство с одним из языков программирования – Pascal АВС (слайд 12).
А сейчас давайте немного поучимся различать алгоритмические структуры и способы записи алгоритмов на конкретных примерах (используются слайды 13-21 презентации).
…
Молодцы, справились неплохо. Думаю, что вы уже готовы сразиться на футбольном поле с командой «Алгоритмы», но вначале давайте сделаем небольшую разминку для глаз (используется плакат-тренажёр для глаз)
Закрепление нового материала
А теперь давайте воспользуемся полученными на уроке знаниями и попробуем одержать победу над футбольной командой «Алгоритмы», которая ждёт нас по адресу, сохраненному в файле «Матч 2.doc» (прил. 6) в папке вашей подгруппы (используется дидактическая игра-тест «Матч 2 «Алгоритм-Шестиклассник», опубликованная учителем в сети Интернет по адресу:
http://www.umapalata.com/uschool/expo/hvch67/10658.html?LANG=RU).
(Учащиеся работают за компьютером 8-10 минут. При необходимости обращаются за помощью к учителю. Учитель фиксирует результаты каждого)
Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание
Наш урок подходит к концу. Давайте подведём общие итоги футбольного матча (учитель объявляет счёт матча в целом). Сегодня на уроке каждый из вас старался быть активным. Кто-то остался доволен своей работой и результатами, кто-то не очень. Кто-то понял всё, кому-то надо ещё поработать дополнительно.
Оцените свою работу по следующему алгоритму (слайд 22).
(Учащиеся оценивают свою работу на уроке)
Я оценила бы вашу работу на уроке так …. (объявление отметок за работу на уроке: учитываются ответы на вопросы по домашнему заданию, работа у доски, количество баллов, набранных в дидактических играх «Авиаперелёт» и «Футбольный матч», работа во время изучения нового материала)
Если кто-то оценил себя лучше, и не согласен с отметкой выставленной мною, подойдите ко мне после урока и мы обсудим вместе. Возможно, я что-то упустила.
Дома повторите изученный на уроке материал по конспектам-распечаткам в тетрадях и выполните устно алгоритм из упражнения 1 на странице 99 учебного пособия. Если будет желание, то можете посетить сайт Umapalata и повторить перелет в мир алгоритмов и (или) сыграть в футбол с командой «Алгоритмы»
Урок закончен. (Выставление отметок в дневник. Ответы на вопросы учащихся)
Используемая литература:
Пупцев, А.Е. Информатика: учебное пособие для 6-го класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским яыками обучения с 11-летним сроком обучения / А.Е. Пупцев, Н.П.Макарова, А.И.Лапо. – Минск: Народная асвета, 2008. – 126 с.
Макарова, Н. П. Информатика в 6 классе: учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения / Н. П. Макарова, А. Е. Пупцев, А. И. Лапо. – Минск : Издательский центр БГУ, 2010.
Интернет-ресурсы:
Учебная программа по учебному предмету «Информатика» (VI класс): [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал. URL: http://www.adu.by/ru/uchitelyu/uchebno-metodicheskoe-obespechenie-doshkolnogo-obshchego-srednego-i-spetsialnogo-obrazovaniya.html
Дополнительный материал по учебному предмету «Информатика» (VI класс): [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал. URL: http://www.adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess/uchebnye-predmety/ii-stupen-obshchego-srednego-obrazovaniya.html
Хвисюк В.Ч. Дидактическая игра «Полёт на футбольный матч «Алгоритм – Шестиклассник»: [Электронный ресурс] URL: http://www.umapalata.com/uschool/expo/hvch67/6000.html?LANG=RU
Хвисюк В.Ч. Дидактическая игра «Матч 2 «Алгоритм – Шестиклассник»: [Электронный ресурс] URL: http://www.umapalata.com/uschool/expo/hvch67/10658.html?LANG=RU
10
Просмотр содержимого презентации
«Алгоритмические конструкции и способы записи алгоритмов (прил 2)»
Запись основных алгоритмических конструкций
Презентацию подготовила учитель информатики ГУО «Шерешевская СШ» Хвисюк Ванда Чеславовна
Алгоритмические конструкции
Следование
Ветвление
Повторение
«Следование» – это набор команд, которые выполняются последовательно одна за другой.
Конструкцию «повторение» используют тогда, когда присутствует набор команд, который в процессе выполнения алгоритма повторяется определенное число раз, или до тех пор, пока выполняется указанное условие.
Конструкцию «ветвление» исполь-зуют тогда, когда в алгоритме необходимо предусмотреть выбор тех или иных действий, в зависимости от выполнения или невыполнения какого-либо условия.
Словесная форма записи алгоритмов
Алгоритм нахождения площади прямоугольника:
Алгоритм написания в приставке буквы «з» или «с»:
- измерить ширину прямоугольника;
- измерить длину прямоугольника;
- умножить длину на ширину;
- записать ответ.
1) выделить в слове корень;
2) найти первую букву в корне слова;
3) если это звонкая согласная, то написать в приставке последней буквой «з», иначе написать «с».
Запись алгоритм на естественном языке
Графический способ представления алгоритма
(блок-схема)
Начало
Начало
Выделить в слове корень
Измерить ширину прямоугольника
Найти первую букву в корне
Измерить длину прямоугольника
Нет
Да
Буква звонкая?
умножить длину на ширину
Написать в приставке последней буквой «с»
Написать в приставке последней буквой «з»
З Записать ответ
Конец
Конец
23? У=Х-14 У=Х+14 Блок действий У Блок проверки условия Конец" width="640"
Начало
Блок начала и конца алгоритма
З Х
Да
Нет
Блок ввода данных и вывода результата
Х23?
У=Х-14
У=Х+14
Блок действий
У
Блок проверки условия
Конец
Элементы блок-схемы:
– блок начала и конца алгоритма
– блок ввода данных и вывода результата
– блок действий
– блок проверки условия
Следование
Действие 1
Действие 2
Действие 3
Ветвление
Условие
Да
Нет
Условие
Нет
Да
Действие 1
Действие 2
Действие 1
Полная форма
Сокращённая форма
Повторение
Условие
Нет
Да
Действие
Алгоритмические конструкции в виде блок-схем
Нет
Да
Условие
Нет
Условие
Действие 1
Действие 1
Действие 2
Да
Действие 2
Действие
Да
Нет
Условие
Действие 3
Действие 1
Запись алгоритмов в виде программы
=0 do begin sum:=sum+a; write ('введите следующее число '); readln(a); end; writeln ('sum=',sum); end." width="640"
Запись алгоритмов в виде программы
Program Sum_do_otr;
var sum,a:integer;
begin
sum:=0; write (’введите первое число ’); readln (a);
while a=0 do
begin
sum:=sum+a; write ('введите следующее число ');
readln(a); end;
writeln ('sum=',sum);
end.
Определите вид алгоритмической конструкции
Алгоритм «Погода»:
- посмотреть на термометр;
- определить температуру воздуха;
- если температура ниже 0, то надеть шубу, иначе надеть куртку.
ветвление
Определите вид алгоритмической конструкции
Алгоритм «Волк, коза и капуста»:
- перевезти козу;
- плыть обратно;
- перевезти волка;
- забрать козу и плыть обратно;
- высадить козу;
- погрузить капусту;
- перевезти капусту;
- плыть обратно;
- перевезти козу;
следование
Определите вид алгоритмической конструкции
Алгоритм «Дежурный по классу»
- открыть окно на проветривание;
- вытереть доску;
- вымыть тряпку;
следование
Определите вид алгоритмической конструкции
Алгоритм «Дежурный по классу»
- Пока не закончатся уроки повторять команды 2-6;
- дождаться перемены;
- открыть окно на проветривание;
- вытереть доску;
- вымыть тряпку;
повторение
Определите способ записи алгоритма
Алгоритм «Дежурный по классу»
- Пока не закончатся уроки повторять команды 2-6;
- дождаться перемены;
- открыть окно на проветривание;
- вытереть доску;
- вымыть тряпку;
словесный
Определите способ записи алгоритма
Начало
Выделить в слове корень
Найти первую букву в корне
Да
Буква звонкая?
Нет
Написать в приставке последней буквой «с»
Написать в приставке последней буквой «з»
Блок-схема
Конец
Определите способ записи алгоритма
Program E3;
Var t: real;
Begin
writeln(‘t=’);
readln(t);
if t
End.
Программа
Определите способ записи алгоритма
Начало
Измерить ширину прямоугольника
Измерить длину прямоугольника
умножить длину на ширину
З Записать ответ
Блок-схема
Конец
Определите способ записи алгоритма
Алгоритм «Волк, коза и капуста»:
- перевезти козу;
- плыть обратно;
- перевезти волка;
- забрать козу и плыть обратно;
- высадить козу;
- погрузить капусту;
- перевезти капусту;
- плыть обратно;
- перевезти козу;
Словесный
Начало
Оцени от 0 до 2 свою работу в начале урока (свои устные ответы, работу у доски или за партой при устном опросе по теме «Алгоритм. Исполнитель алгоритмов»)
Оцени свой «авиа-перелёт» по четырёхбальной системе (от 0 до 4)
Оцени свою активность и успехи во время изучения нового материала с использованием презентации (от 0 до 2)
Оцени свою игру в футбол с командой «Алгоритмы» (от 0 до 2)
Сложи выставленные тобою оценки
Конец