СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по геометрии в 8 классе «Декартовы координаты на плоскости»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по геометрии в 8 классе по теме "Декартовы координаты на плоскости". Представлен конспект урока с презентацией.

Просмотр содержимого документа
«Конспект»

Конспект урока

Урок геометрии в 8 классе

25 января 2012года

Тема «Декартовы координаты на плоскости»


УМК Геометрия 7-9.

Автор учебника: Погорелов А.В. Геометрия 7-9 класс.

По программе урок относится к теме «Декартовы координаты на плоскости».


Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, слайды, раздаточный дидактический материал.


Цель:

Ввести понятие «декартовых координат» с использованием исторического материала. Актуализировать, повторить и закрепить ЗУН по теме «координатная плоскость».


Задачи:

Образовательные:

Ввести определения: координатная плоскость, оси координат, начало координат, положительных и отрицательных полуосей, координатных четвертей, абсцисса и ордината точки. Повторить понятие геометрического места точек.

Развивающие:

Развивать навыки построения геометрических фигур.

Активизировать мыслительные способности подростков: умение сравнивать (находить общее и отличие), классифицировать, систематизировать.

Развивать творческие способности детей (связь абстрактных математических понятий с фрагментами из реальной жизни).

Развивать математическую речь и грамотность.

Воспитательная:

Воспитывать позитивное отношение к предмету, целеустремленность, внимательность.

Формировать навыки групповой, самостоятельной деятельности.

Тип урока – комбинированный.



План урока


Время

этапа

Этапы урока

1 мин.

Организационный момент. Мобилизующее начало урока.


3 мин

Подготовка к восприятию нового материала.


10 мин

Изучение нового материала.


4 мин

Первичное закрепление изученного.


10 мин

Практическая деятельность.


1 мин

Физкультминутка.


13 мин

Самостоятельная работа.


2 мин

Выводы по теме урока.


1 мин

Домашнее задание.

Рефлексия.


Конспект хода урока


этапа

слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика


Организационный момент.

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке, эмоциональный настрой на работу «У тебя всё получится», организация внимания.




Здравствуйте, дети! Здравствуйте, уважаемые гости!


Все сначала вроде просто - дважды два!

А потом гудит от формул голова.

Все открытия и новинки впереди,

Только в ногу с математикой иди.

(Д. Вольдбрехт, Н. Токарь[1, стр104])


Проявите активность, внимательность, любознательность. От каждого из нас будет зависеть успех и результат урока.

Ученики приветствуют учителя и гостей стоя.


Подготовка к восприятию нового материала.



1

Учитель задает вопросы.

- Ответьте на вопрос: Где мы сейчас находимся?

- Выберите, какое из описаний более подходящее.

-Не можем. Трудность.

- Опишите ваше местоположение в кабинете.

Посмотрите на экран(Слайд1), подумайте, и расскажите как бы вы определили место в театре, на карте.

- Как же задать точку на плоскости, чтобы все могли её отыскать?

Сколько характеристик для описания места потребовалось в каждом случае?

Это координаты.

Нам потребовались координаты.


Ученики отвечают на вопросы. Описывают свое местоположение. Город Кострома, Россия, микрорайон, школа, класс. Находят разногласие. Замечают разные способы описания. В кинотеатре - номер ряда и номер кресла в ряду. В классе номер ряда и номер места в ряду. На карте долгота и широта. Потребовалось два числа.



Сформулируйте тему урока.

Чтобы вам хотелось узнать по теме?

Продумайте цели к уроку.

Формулируют тему урока, цели урока.

- Цель: выяснить, что называют и как определить координаты точки.

- Тема: координаты точки.

2

Не одни мы столкнулись с этой проблемой. Идея задавать положение точки с помощью чисел зародилась в древности – прежде всего у астрономов и географов.


Задание 1

Вы уже знакомы с координатной прямой. Расположите точки на прямой. К(-1,5); А(1,5); Д(-3,5); Р(2); Е(-2); Т(3,5). Расшифруйте имя ученого, кто впервые применил «метод координат», позволил нам определить координаты точки на плоскости.


Выполняют задание1. Выходят по одному к доске, отмечают точки и сразу проверяют результат.

Ответ:ДЕКАРТ



Изучение нового материала.



3,4

Прослушайте информацию о Рене Декарте. Её подготовила Аделина Богомолова


Слушают сообщение.


Откройте тетради, запишите – 25.01.12. Классная работа. Тема урока «Декартовы координаты на плоскости».


Учащиеся открывают тетради, записывают дату, тему урока.

5,6,7

Рассмотрим, как задается координатная плоскость?

Проведем на плоскости через точку О две взаимно перпендикулярные прямые.

Кто знает их названия?

(часто называют - прямоугольная система координат, так как при пересечении прямых образуется прямой угол)

Укажем в тетради:

– ось абсцисс (х),

– ось ординат (у),

– стрелки осей указывают положительные направления,

– начало координат – начало отсчета.

на прямых от точки пересечения отмечают единичные отрезки, вводят обычные координаты.

Каждой точке на координатной плоскости мы сопоставим пару чисел пара чисел: абсцисса (х) и ордината (у). И наоборот, каждой паре чисел (х;у) соответствует единственная точка на плоскости.

Координаты точки записывают в скобках через точку с запятой, причем первой всегда записывается координата х, второй координата у.

Оси координат разбивают плоскость на четыре части. Координатные четверти нумеруются против часовой стрелки.


Учащиеся строят координатную плоскость.

Прямые называются осями координат.





Ось абсцисс- ось х,

ось ординат – ось у.

Начало координат- точка пересечения прямых.

8,9

Как находил координаты точки сам Декарт?


В настоящее время существуют и другие системы координат. Полярная система.


Слушают сообщение.


Первичное закрепление нового материала.



10

Как построить точку по заданным координатам?

Задание 2.

Отметьте в вашей декартовой системе координат точку В(-7;-4), М(3,4), К(-5;2), Р(5;-3)

Отмечают точки, сверяют на слайде.

11

Задание 3 Фронтальный опрос.

Определите координаты точек.

Самостоятельно.

Запишите в тетрадь точки с одной и той же абсциссой (1 вариант). Как расположены эти точки на плоскости?

Запишите в тетрадь точки с одной и той же ординатой (2 вариант)


Называют координаты точек, сравнивают абсциссы, ординаты.

Записывают в тетрадь.

Точки, имеющие одинаковые абсциссы лежат на одной прямой, параллельной оси ординат.

Точки, имеющие одинаковые ординаты лежат на одной прямой, параллельной оси абсцисс.



Определение геометрического места точек.

Геометрическим местом точек называется множество всех точек, объединенных определенным свойством.



12

Задание 4 Работа в парах. Выберите точки, координаты которых указаны, верно.


Совещаются, записывают последовательность точек, проверяют на слайде, исправляют ошибки.


Организация практической деятельности. Работа с учебником.



13

Задание 5 (учебник п71 №3)

На прямой, параллельной оси х взяты две точки. У одной из них ордината y= 2 . Чему равна ордината другой точки?


Ученики работают в парах. С последующей проверкой по слайду.


14

Задание 6 (учебник п71 №4)

На прямой, перпендикулярной оси х , взяты две точки. У одной из них абсцисса х = 3. Чему равна абсцисса другой точки.


15

Задание 7 (учебник п71 №7)

Найдите геометрическое место точек плоскости ху, для которых абсцисса х=3.


16

Задание 8 (учебник п71 №11)

Найдите расстояние от точки (-3;4) до:

1) оси х; 2) до оси у.


17

Физкультминутка.




Следите за экраном повторяйте, показывая руками.


Повторяют движения, развивают координацию движений.



Самостоятельная работа.



18

Запишите последовательность правильных ответов.

Тест (первичного усвоения знаний)

1. Определи координаты точки.

А) (3;-2); Б) (2; -3); В) (-3;2); Г) (-2;3)

2. Определи координатную четверть

А) I ; Б) II ; В) III ; Г) IV

3. Определи знаки координат

в пределах IV четверти

А) (+; - ) ; Б) (+; +); В) (- ; +); Г) (- ;-)

4. Как называется горизонтальная ось координат

А) координаты; Б) ось ординат;

В) ось абсцисс; Г) другое название

5. Укажи координаты красных точек

А) (-4; -3) ; Б) (3; -4); В) (-3 ; -4); Г) (-4 ;-3);

(3; 4) (4; -3) ( 3; 4) (4 ; 3)

6. Найдите расстояние от точки А до оси ординат

А) -3 ; Б) 3 ; В) 2; Г) -2

Верные ответы:

В Г А В Г Б

Выполняется коррекция знаний.


Выполняют тест. Обобщение и закрепление изученного материала.

Взаимопроверка.

Оценивание.

Допустившие ошибки. Повторяют записи в тетради.

Приступают к самостоятельной работе.


Самостоятельная работа с раздаточным дидактическим материалом. (Приложение 1)

Постройте точки на координатной плоскости, последовательно соединяя их.

Выполняют самостоятельную работу. Сдают тетради.


Выводы по теме урока.


Учащиеся называют элементы «декартовой системы координат», приводят примеры из жизненного опыта.

19

Домашнее задание.

Записывают домашнее задание


Рефлексия.




А сейчас я хочу узнать ваше настроение, оценку своего настроения, оценку вашей успешности.

-У вас на партах лежат знаки координат точек. Выберите соответствующие вашим результатам и впечатлениям от урока знаки.

- было интересно, справился с работой

- было трудно, но справился с работой

- было скучно, недостаточно понял материал

( Приложение2)

Работа над самооценкой, создание положительного эмоционального настроя. Учащиеся выбирают по итогам урока знаки координатных четвертей, сдают учителю.


Я вами довольна. Спасибо вам за активную работу. - Урок окончен! Спасибо!




Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка»

Пояснительная записка

Урок геометрии проведен в 8 классе.

Тема урока «Декартовы координаты на плоскости».

Характеристика класса: всего -22 человека из них 9 девочек и 13 мальчиков. Степень обученности по классу 46%. Процент качества знаний в 8,3%. Средний балл по математике 3,08. На „4” „5” учатся два человека. В целом класс характеризуется как нестабильный по учёбе и по поведению. Большинство учеников со средними и низкими способностями к обучению. Мотивация к учёбе низкая, по результатам мониторинга более 50% учеников класса посещает школу с целью общения. Есть дети, склонные к прогулам. Активность на уроках средняя.

Автор учебника: АВ Погорелов. Геометрия 7-9 класс. Количество часов в неделю – 2часа. В год – 68 часов. По программе урок относится к теме «Декартовы координаты на плоскости».

Цель и образовательные задачи урока определены учебной программой.

Цель: Ввести понятие «декартовых координат» с использованием исторического материала. Актуализировать, повторить и закрепить ЗУН по теме «координатная плоскость».

Исходя из целей, урок – комбинированный, с применением проблемного диалогического метода.

В урок вошли:

рганизационный момент. Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, эмоциональный настрой на работу «У тебя всё получится», организация внимания.

- Подготовка к восприятию нового материала. Цель: создание проблемной ситуации, постановка темы и целей урока.

- Изучение нового материала. Цель: совместный поиск решения проблемы, актуализация знаний, введение определений: координатная плоскость, оси координат, начало координат, положительных и отрицательных полуосей, координатных четвертей.

-Первичное закрепление нового материала. Цель: закрепить основные понятия темы урока. Работа в тетради и у доски.

-Организация практической деятельности. Цель: формировать практические умения применять полученные знания при решении задач. Работа с учебником. Групповая работа. Фронтальная работа.

-Физкультминутка. Цель: удовлетворение потребности в двигательной активности, расслаблении мышц глаз, рук, спины, развитие мелкой моторики.

-Итог. Выводы по уроку

Цель: выявить уровень усвоения учебного материала по теме урока.

-Проведена рефлексия с целью определения эмоционального состояния и уровня удовлетворённости учащихся своей работой на уроке, обучения самооценке, создания дальнейшего положительного настроя.

На протяжении всего урока использовалась наглядность, с помощью информационных компьютерных средств.

Ученики активно отвечали на вопросы, проявили интерес к истории открытия прямоугольной системы координат. Хорошо справились с тестом, самостоятельной работой. Оставили хорошие отзывы об уроке.


Ссылка на использованные источники

1.Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. 5-11 классы/авт.-сост. О.В.Панишева.-Волгоград: Учитель,2009

2.Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В.Погорелов.-М.:Просвещение,2010.

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Декарт,_Рене

4.http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82,_%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D0%B5

5.При создании презентации использовались интернет ресурсы.

Просмотр содержимого документа
«Приложение1»

Приложение 1

1 Вариант

1. Постройте точки в декартовой системе координат по их координатам

(-1;2), (3;4), (5;0), (1;-2)

2. Через точку М (-5;3) проведена прямая параллельная оси абсцисс.

Что общего в координатах точек принадлежащих этой прямой?


2 Вариант

1. Постройте точки в декартовой системе координат по их координатам

(2;6), (6;-2), (-6;-2), (-4;6)

2. Каким координатным четвертям принадлежат точки с отрицательными абсциссами.

Постройте две такие точки, укажите их координаты.


3 Вариант

1. Постройте точки в декартовой системе координат по их координатам

(-2;1), (5;1), (5;-3), (-2;-3)

2. Найдите геометрическое место точек плоскости, для которых ордината равна 5. Выполни построение.


4 Вариант

1. Постройте точки в декартовой системе координат по их координатам

(3;4), (-5;4), (-7;-2), (1;-2)

2. Пересекает ли отрезок АВ оси координат, если А(6;2), В (-2;-5)? (При необходимости построй точки А и В)

Просмотр содержимого документа
«Рене Декарт»

Рене Декарт

Рене Декарт, René Descartes (фр.), Renatus Cartesius (латинизированная форма, по-русски латинское имя Декарта пишется "Картезий") (родился 31 марта 1596 в Лаэ, ныне городок Декарт1, регион Центр, Франция; умер 11 февраля 1650 в Стокгольме, Швеция) - французский математик, философ, физиолог.


Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода и был младшим (третьим) сыном в семье. Он родился 31 марта 1596 года в городе Лаэ (La Haye en Touraine), ныне Декарт (Descartes), департамент Эндр и Луара, Франция. Его мать умерла, когда ему был 1 год. Отец Декарта был судьёй в городе Ренн и в Лаэ появлялся редко; воспитанием мальчика занималась бабушка по матери. В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью.


Рене Декарт получил образование в школе иезуитов; затем был военным - наемником в Голландии и инспектором артиллериии в армии Ришелье, осаждавшей Ла-Рошель (1627)2. Затем прожил 20 лет в Голландии, где изучал науки и написал свои основные философские труды. Голландский суд (по инициативе Утрехтского университета) признал его философские сочинения еретическими и только вмешательство главы государства, Вильгельма Оранского, спасло их автора. В 1649 году Декарт по приглашению королевы Христины переехал в Швецию, где некоторое время был учителем королевы. Умер от простуды.


В математике Декарт первым ввел понятие переменной и функции, предложил систему координат и способ записи математических формул, который используется до сих пор. В физике первым высказал идею эфира (посредника между удаленными телами), объяснил явление радуги - как простой, так и двойной. В физиологии первым высказал мысль о существовании рефлекса; изучал болевые каналы и свойства глаза. Огромное влияние оказала философия Декарта: он разработал метод решения научных задач, основанный на интуиции и дедукции.


В «Началах философии» сформулированы главные тезисы Декарта:

Бог сотворил мир и законы природы, а далее Вселенная действует как самостоятельный механизм.

В мире нет ничего, кроме движущейся материи различных видов. Материя состоит из элементарных частиц, локальное взаимодействие которых и производит все природные явления.

Математика — мощный и универсальный метод познания природы, образец для других наук.



В 1649 году Декарт, измученный многолетней травлей за вольнодумство, поддался уговорам шведской королевы Кристины (с которой много лет активно переписывался) и переехал в Стокгольм. Почти сразу после переезда он серьёзно простудился и вскоре умер. Предположительной причиной смерти явилась пневмония. Существует также гипотеза об его отравлении, поскольку симптомы болезни Декарта сходны с симптомами при остром отравлении мышьяком. Поводом для отравления, по этой версии, послужило опасение католических агентов, что вольнодумство Декарта может помешать их усилиям по обращению королевы Кристины в католичество (это обращение действительно произошло в 1654 году).



Имя Декарта носят его родной город и кратер на Луне.


Просмотр содержимого презентации
«Презентация 2 »

«Я мыслю- следовательно, я существую»  Рене Декарт

«Я мыслю- следовательно, я существую»

Рене Декарт

Y Y I II  x  = 2 АА x   ОХ 6 5 4 3 2 1  -1 -2 -3 -4 -5 -6 -7 -8 А A y (0;3) у = 3 АА y  ||  ОУ А x (2;0) О Х -10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  А(2;3) Абсцисса точки А III Ордината точки А IV

Y

Y

I

II

x = 2

АА x ОХ

6

5

4

3

2

1

-1

-2

-3

-4

-5

-6

-7

-8

А

A y (0;3)

у = 3

АА y || ОУ

А x (2;0)

О

Х

-10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

А(2;3)

Абсцисса точки А

III

Ордината точки А

IV

Найдите координаты точек А(-4;5) y 10 В(5;7) N С(4;3) 7 В D (0;4) 5 А Е(9;0) D M (5;-4) С N (-2;8) 1 9 -6 3 -3 -1 1 5 K (-5; -3 ) х Е -1 P (-2; - 3) K P -3 M -6

Найдите координаты точек

А(-4;5)

y

10

В(5;7)

N

С(4;3)

7

В

D (0;4)

5

А

Е(9;0)

D

M (5;-4)

С

N (-2;8)

1

9

-6

3

-3

-1

1

5

K (-5; -3 )

х

Е

-1

P (-2; - 3)

K

P

-3

M

-6

А В

А

В

Н айдите координаты середины отрезка 1 ряд 3 ряд 2 ряд М(1; 4), Р(3; 2) А(1; 2), В(5; 4) К(-3; -2), Т(7; 6) М D В (2+4):2 Т С Р (2+4):2 А N (-2+6):2 (3+1):2 (-3+7):2 К (5+1):2

Н айдите координаты середины отрезка

1 ряд

3 ряд

2 ряд

М(1; 4), Р(3; 2)

А(1; 2), В(5; 4)

К(-3; -2), Т(7; 6)

М

D

В

(2+4):2

Т

С

Р

(2+4):2

А

N

(-2+6):2

(3+1):2

(-3+7):2

К

(5+1):2

Координаты середины отрезка y А Дано: С Найти: ( х; у ) В х

Координаты середины отрезка

y

А

Дано:

С

Найти: ( х; у )

В

х

Координаты середины отрезка y А С В х

Координаты середины отрезка

y

А

С

В

х

1.Формулы для координат середины отрезка y Х 1 +Х 2 У 1 +У 2 Х = У =  2 2 2.Координаты точек А и В  А А(0; 3) В(4; 1) 3 С 2 3.Координаты середины отрезка АВ С(2; 2) 1 В 0 x 3 2 1

1.Формулы для координат середины отрезка

y

Х 1 +Х 2

У 1 +У 2

Х =

У =

2

2

2.Координаты точек А и В

А

А(0; 3)

В(4; 1)

3

С

2

3.Координаты середины отрезка АВ

С(2; 2)

1

В

0

x

3

2

1

Найдите координаты точки А, если В(-4;3), С(1;-2) – середина отрезка АВ Решение: В 2х=х 1 +х 2 ;  х 1 =2х - х 2   х 1 =2*1 -(-4)  х 1 = 6  2у=у 1 +у 2  у 1 =2у – у 2  у 1 =2*(-2)-3  у 1 =-7 С А(6; -7) А

Найдите координаты точки А,

если В(-4;3), С(1;-2) – середина отрезка АВ

Решение:

В

2х=х 1 2 ;

х 1 =2х - х 2

х 1 =2*1 -(-4)

х 1 = 6

2у=у 1 2

у 1 =2у – у 2

у 1 =2*(-2)-3

у 1 =-7

С

А(6; -7)

А

1 . Пользуясь формулой координат середины отрезка, найдите координаты середины отрезка, соединяющего точки а) (6;0) и (10;2);  б) (5;7) и (11;17); в) (-5;6) и (6;-5) 2 . Отрезок имеет серединой точку М(3;5) и одним из своих концов точку А(2;4) . Какие координаты имеет другой его конец В ? 3 . Четырехугольник АВС D имеет вершины А(0;0), В(5;1), С(7;4), D (2;3) . Покажите, что его диагонали имеют общую середину. Является ли он параллелограммом?

1 . Пользуясь формулой координат середины отрезка,

найдите координаты середины отрезка, соединяющего точки

а) (6;0) и (10;2);

б) (5;7) и (11;17);

в) (-5;6) и (6;-5)

2 . Отрезок имеет серединой точку М(3;5) и одним из своих концов точку А(2;4) .

Какие координаты имеет другой его конец В ?

3 . Четырехугольник АВС D имеет вершины А(0;0), В(5;1), С(7;4), D (2;3) . Покажите, что его диагонали имеют общую середину. Является ли он параллелограммом?

  • 3 . Четырехугольник АВС D имеет вершины А(0;0), В(5;1), С(7;4), D (2;3) . Покажите, что его диагонали имеют общую середину. Является ли он параллелограммом?
Оценка урока - хорошо Здорово Важная тема Свой вариант Спасибо Декарту Есть вопросы Было скучно Урок понравился Ничего особенного Доволен оценкой Я молодец! Мне было интересно Узнал(а) много нового Легкая тема Ничего не понятно Оценка урока - отлично

Оценка урока - хорошо

Здорово

Важная тема

Свой вариант

Спасибо Декарту

Есть вопросы

Было скучно

Урок понравился

Ничего особенного

Доволен оценкой

Я молодец!

Мне было интересно

Узнал(а) много нового

Легкая тема

Ничего не понятно

Оценка урока - отлично

Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

Задание 1 Расположите точки на числовой прямой К (-1,5) Д (-3,5) А ( 1,5) Е (-2) Р ( 2 ) Т (3,5) Р Т Д А Е К -3 -4 4 -1 -2 3 2 1 О х Слайд 2

Задание 1

Расположите точки на числовой прямой

К (-1,5)

Д (-3,5)

А ( 1,5)

Е (-2)

Р ( 2 )

Т (3,5)

Р

Т

Д

А

Е

К

-3

-4

4

-1

-2

3

2

1

О

х

Слайд 2

В 1637 году вышел в свет главный математический труд Декарта, «Рассуждение о методе» (полное название: «Рассуждение о методе, позволяющем направлять свой разум и отыскивать истину в науках»). В этой книге излагалась аналитическая геометрия, а в приложениях — многочисленные результаты в алгебре, геометрии, оптике (в том числе — правильная формулировка закона преломления света) и многое другое. Декарт переработал математическую символику Виета. Символическую алгебру он называл «Всеобщей математикой», и писал, что она должна объяснить «всё относящееся к порядку в мере». Физические исследования Декарта относятся главным образом к механике, оптике и общему строению Вселенной . Слайд3 Не одни мы столкнулись с этой проблемой. Прежде всего у астрономов и географов. Рене Декарт – французский философ, математик, физик и физиолог .  (1596-1650).

В 1637 году вышел в свет главный математический труд Декарта, «Рассуждение о методе» (полное название: «Рассуждение о методе, позволяющем направлять свой разум и отыскивать истину в науках»).

В этой книге излагалась аналитическая геометрия, а в приложениях — многочисленные результаты в алгебре, геометрии, оптике (в том числе — правильная формулировка закона преломления света) и многое другое. Декарт переработал математическую символику Виета. Символическую алгебру он называл «Всеобщей математикой», и писал, что она должна объяснить «всё относящееся к порядку в мере». Физические исследования Декарта относятся главным образом к механике, оптике и общему строению Вселенной .

Слайд3 Не одни мы столкнулись с этой проблемой. Прежде всего у астрономов и географов.

Рене Декарт

французский философ,

математик, физик и физиолог .

(1596-1650).

В своё время Рене Декарт сказал: “… потомки будут благодарны мне не только за то, что я сказал ,  но и за то, что я не сказал и тем самым дал им возможность и удовольствие додуматься до этого самостоятельно ”.

В своё время Рене Декарт сказал:

“… потомки будут благодарны мне не только за то, что я сказал ,

но и за то, что я не сказал и тем самым дал им возможность и удовольствие додуматься до этого самостоятельно ”.

Прямоугольная система координат у Ось ординат 6 5 4 3 2 1  -1 -2 -3 -4 -5 -6 -7 -8 Начало координат х О -10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ось абсцисс

Прямоугольная система координат

у

Ось ординат

6

5

4

3

2

1

-1

-2

-3

-4

-5

-6

-7

-8

Начало координат

х

О

-10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Ось абсцисс

Определение координат точек на плоскости у А – произвольна я точка F N 6 5 4 3 2 1  -1 -2 -3 -4 -5 -6 -7 -8 АА y   ОУ АА x   ОХ у = -3  x  = 5 А x D О х  А(5;- 3 ) -10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 A y Абсцисса точки А А Ордината точки А N (-3 ; 5)

Определение координат точек на плоскости

у

А – произвольна я точка

F

N

6

5

4

3

2

1

-1

-2

-3

-4

-5

-6

-7

-8

АА y ОУ

АА x ОХ

у = -3

x = 5

А x

D

О

х

А(5;- 3 )

-10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

A y

Абсцисса точки А

А

Ордината точки А

N (-3 ; 5)

Четверти системы координат у 6 5 4 3 2 1  -1 -2 -3 -4 -5 -6 -7 -8 I (+; +) II (- ; +) х О -10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 III (- ; -) IV (+; -)

Четверти системы координат

у

6

5

4

3

2

1

-1

-2

-3

-4

-5

-6

-7

-8

I (+; +)

II (- ; +)

х

О

-10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

III (- ; -)

IV (+; -)

Рене Декарт. в своем труде «Геометрия» так описывал положение точки:  «Вообразим город ( план города ), спланированный на американский манер, в котором проспекты идут на юг и на север, а улицы на восток и запад. Если выбрать некоторый проспект и некоторую улицу в качестве начальных, а их пересечение в качестве начала отсчета , от которого последовательно отсчитываются номера проспектов и улиц . Эти номера дают адрес, по которому представляем соответствующее место. » Таким образом, такую систему назвали Декартовой, а координаты Декартовыми .

Рене Декарт. в своем труде «Геометрия» так описывал положение точки:

«Вообразим город ( план города ), спланированный на американский манер, в котором проспекты идут на юг и на север, а улицы на восток и запад. Если выбрать некоторый проспект и некоторую улицу в качестве начальных, а их пересечение в качестве начала отсчета , от которого последовательно отсчитываются номера проспектов и улиц . Эти номера дают адрес, по которому представляем соответствующее место. »

Таким образом, такую систему назвали Декартовой, а координаты Декартовыми .

О Константин Симонов «Сын артиллериста» - отрывок: ...Третий сигнал по радио, «Немцы вокруг меня, Бейте четыре – десять, Не жалейте огня!» Майор побледнел, услышав, Четыре – десять – как раз То место, где его Лёнька Должен сидеть сейчас...» А Чтобы построить полярную систему координат, необходимо отметить на плоскости некоторую точку О - полюс (отсюда и название полярная система). Чтобы определить координаты точки, нужно соединить ее с точкой О, определить длину отрезка и величину угла между этим отрезком и полярной осью. Направление полярной оси можно выбрать произвольно . Так географы за направление полярной оси выбирают направление на север , а полярный угол называют азимутом. Артиллеристы же отсчитывают азимут от направления на юг .

О

Константин Симонов «Сын артиллериста» - отрывок:

...Третий сигнал по радио,

«Немцы вокруг меня,

Бейте четыре – десять,

Не жалейте огня!»

Майор побледнел, услышав,

Четыре – десять – как раз

То место, где его Лёнька

Должен сидеть сейчас...»

А

Чтобы построить полярную систему координат, необходимо отметить на плоскости некоторую точку О - полюс (отсюда и название полярная система). Чтобы определить координаты точки, нужно соединить ее с точкой О, определить длину отрезка и величину угла между этим отрезком и полярной осью. Направление полярной оси можно выбрать произвольно . Так географы за направление полярной оси выбирают направление на север , а полярный угол называют азимутом. Артиллеристы же отсчитывают азимут от направления на юг .

Задание 2 Построение точки по заданным координатам у 6 5 4 3 2 1  -1 -2 -3 -4 -5 -6 -7 -8 В( - 6; -5) М Р -6 х -10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 М(3;4) К(-5;2) Р(5;-3) К В -5

Задание 2

Построение точки по заданным координатам

у

6

5

4

3

2

1

-1

-2

-3

-4

-5

-6

-7

-8

В( - 6; -5)

М

Р

-6

х

-10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

М(3;4)

К(-5;2)

Р(5;-3)

К

В

-5

Задание 3 Определите координаты точек у 6 5 4 3 2 1  -1 -2 -3 -4 -5 -6 -7 -8 M ( 0 ; 3 ) B ( 6 ;3) А (-8;3) L ( -7 ; 0 ) N (3; 0 ) х О -10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 D (3;-1) P ( - 7;- 3 ) K (3;-3) T C ( 3 ; -6 ) ( -7 ; -6 )

Задание 3

Определите координаты точек

у

6

5

4

3

2

1

-1

-2

-3

-4

-5

-6

-7

-8

M

( 0 ; 3 )

B

( 6 ;3)

А

(-8;3)

L

( -7 ; 0 )

N

(3; 0 )

х

О

-10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

D

(3;-1)

P

( - 7;- 3 )

K

(3;-3)

T

C

( 3 ; -6 )

( -7 ; -6 )

Задание 4 Координаты каких точек указаны верно? у 6 5 4 3 2 1  -1 -2 -3 -4 -5 -6 -7 -8  B (7;4) С( - 7;3) F (-2;3) A ( 4 ;3) K ( -5 ; 0 ) О  -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 х E (2;4) D ( -4; 7) R (-5;-6) S ( 0 ; -4 )

Задание 4

Координаты каких точек указаны верно?

у

6

5

4

3

2

1

-1

-2

-3

-4

-5

-6

-7

-8

B (7;4)

С( - 7;3)

F (-2;3)

A ( 4 ;3)

K ( -5 ; 0 )

О

-9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 1 2 3 4 5 6 7 8 9

х

E (2;4)

D ( -4; 7)

R (-5;-6)

S ( 0 ; -4 )

Задание 5 (учебник п.71 №3) На прямой параллельной оси х взяты две точки. У одной из них ордината у=2.  Чему равна ордината другой точки Y 6 5 4 3 2 1  -1 -2 -3 -4 -5 -6 -7 -8 В А Х О -10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Задание 5 (учебник п.71 №3)

На прямой параллельной оси х взяты две точки.

У одной из них ордината у=2.

Чему равна ордината другой точки

Y

6

5

4

3

2

1

-1

-2

-3

-4

-5

-6

-7

-8

В

А

Х

О

-10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Задание 6 работа в парах (учебник п.71 №4) На прямой, перпендикулярной оси х, взяты две точки. У одной из них абсцисса х =3.  Чему равна абсцисса другой точки Y 6 5 4 3 2 1  -1 -2 -3 -4 -5 -6 -7 -8 А Х О -10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 В

Задание 6 работа в парах (учебник п.71 №4)

На прямой, перпендикулярной оси х, взяты две точки.

У одной из них абсцисса х =3.

Чему равна абсцисса другой точки

Y

6

5

4

3

2

1

-1

-2

-3

-4

-5

-6

-7

-8

А

Х

О

-10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В

Задание 7 (учебник п.71 №7) Найдите геометрическое место точек плоскости ху , для которых абсцисса равна 3. Y 6 5 4 3 2 1  -1 -2 -3 -4 -5 -6 -7 -8 х =3 Х О -10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Задание 7 (учебник п.71 №7)

Найдите геометрическое место точек плоскости ху , для которых абсцисса равна 3.

Y

6

5

4

3

2

1

-1

-2

-3

-4

-5

-6

-7

-8

х =3

Х

О

-10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Задание 8 (учебник п.71 №11) Найдите расстояние от точки (-3; 4) до оси х ; оси у Y 6 5 4 3 2 1  -1 -2 -3 -4 -5 -6 -7 -8 А Х О -10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Задание 8 (учебник п.71 №11)

Найдите расстояние от точки (-3; 4) до

  • оси х ;
  • оси у

Y

6

5

4

3

2

1

-1

-2

-3

-4

-5

-6

-7

-8

А

Х

О

-10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

☺ II I III IV

II

I

III

IV

1 . Определи координаты точки . у А)  (3;-2) ; Б) (2; -3); В) (-3;2); Г)  (-2;3) ☺ 2. Определи координатную четверть А 3 А) I ; Б) II ; В) III ; Г) IV 2 1 3. Определи знаки координат  в пределах IV четверти О х -4 2 -3 4 -1 1 -2 3 -1 А)  (+; - ) ; Б) (+; +); В) (- ; +); Г)  (- ;-) ☺ -2 4. Как называется горизонтальная ось координат -3- А) координаты; Б) ось ординат; В) ось абсцисс; Г)  другое название 5. Укажи координаты красных точек Верные ответы:  В Г А В Г Б А)  (-4; -3) ; Б) (3; -4); В) (-3 ; -4); Г)  (-4 ;-3);  (3; 4) (4; -3) ( 3; 4) (4 ; 3) 6. Найдите расстояние от точки А до оси ординат А)  -3 ; Б) 3 ; В) 2; Г)  -2

1 . Определи координаты точки .

у

А) (3;-2) ; Б) (2; -3); В) (-3;2); Г) (-2;3)

2. Определи координатную четверть

А

3

А) I ; Б) II ; В) III ; Г) IV

2

1

3. Определи знаки координат

в пределах IV четверти

О

х

-4

2

-3

4

-1

1

-2

3

-1

А) (+; - ) ; Б) (+; +); В) (- ; +); Г) (- ;-)

-2

4. Как называется горизонтальная ось координат

-3-

А) координаты; Б) ось ординат;

В) ось абсцисс; Г) другое название

5. Укажи координаты красных точек

Верные ответы:

В Г А В Г Б

А) (-4; -3) ; Б) (3; -4); В) (-3 ; -4); Г) (-4 ;-3);

(3; 4) (4; -3) ( 3; 4) (4 ; 3)

6. Найдите расстояние от точки А до оси ординат

А) -3 ; Б) 3 ; В) 2; Г) -2

Домашнее задание Геометрия 7-9 кл, А.В.Погорелов      § 8, п.71 стр. 100, 101 прочитать,   определения выучить наизусть;  стр. 110 вопросы № 1; 2; 3;  стр. 111 задачи № 1; 2; 5; 6; 8.

Домашнее задание

Геометрия 7-9 кл, А.В.Погорелов § 8, п.71 стр. 100, 101 прочитать, определения выучить наизусть;

стр. 110 вопросы № 1; 2; 3;

стр. 111 задачи № 1; 2; 5; 6; 8.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!