СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по физике 7 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока по физике.Опорный конспект 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок по физике 7 класс»

ТЕМА УРОКА: ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ПРОВОДНИКОВ. ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ.


Цель урока: познакомить учащихся с новым понятием сопротивление проводников, выяснить причину сопротивления, ввести единицу измерения сопротивления.

Образовательные задачи: на основе эксперимента ввести понятие сопротивления проводника с помощью наблюдений выяснить причину возникновения сопротивления, уметь оформлять эксперимент в виде таблиц и записей.

Воспитательные задачи: сформировать первоначальные представления о материальности электрического поля на основе рассмотрения действия поля на заряды, продолжить формирование представления о строении вещества, о частицах, входящих в состав молекул и атомов.

Развивающие задачи: научить использовать полученные знания в решении задач систематизировать знания формул и определений в данной теме.


(Определить настроение на перемене)



ПЛАН УРОКА.



Организационный момент. Цель и задачи урока


«Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть! У нас на уроке сегодня присутствуют гости. На перемене вы оценили своё настроение, с которым пришли на урок.(на доске)теперь я знаю какое настроение у вас,я думаю к концу урока оно станет хорошим у всех. . Успеха нам на уроке. слайд

Учитель: По словам русского поэта ХIХ века Якова Петровича Полонского,

Царство науки не знает предела –
Всюду следы ее вечных побед,
Разума слово и дело,
Сила и свет.

Эти слова по праву можно отнести  к теме, которую мы сейчас изучаем - электрические явления.  Они подарили нам много открытий, осветивших нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько еще непознанного вокруг!

Электрическая энергия необходима в быту. Без нее не работали бы электрические лампочки, электрочайники, утюги, фены, холодильники, пылесосы, микроволновые и электрические печи, компьютеры, телевизоры. На улицах вечером было бы темно Не печатались бы газеты и журналы, не работали бы заводы и фабрики.

Вспомним, что изучая тему «Электрические явления», вы узнали основные величины, характеризующие электрические цепи.


  1. Устный опрос (фронтальный):на экране

дайте небольшую характеристику каждой из этих величин, по следующему плану:



Величина

Что характеризует



формула

Ед.измерения



Прибор для измерения

Сила тока

– характеризует электрический ток в проводнике.

, где q-заряд, проходящий через поперечное сечение проводника, t-время прохождения заряда.

ампер.

амперметром.

напряжение

величина, которая характеризует электрическое поле.

– формула для нахождения напряжения, где А- работа по переносу заряда через поперечное сечение проводника, q-заряд.

вольт

вольтметром.

????

(сопротивление)





Ученики: Единицы измерения физических величин силы тока и напряжения, названы в честь ученых Ампера и Вольта

От чего зависит сила тока ?(от напряжения).


А будет ли сила тока зависить от других свойств?


Изложение нового материала: Слайд 3_14


Эксперимент проводит Андреев Коля (дома провел опыт)

Обратимся к опыту. Соберем цепь состоящую из источника тока, вольтметра, амперметра, набора проводников из различного материала, ключа.

В цепь по очереди включаем проводники, изготовленные из различных материалов. Напряжение на концах проводника во время опыта поддерживается  постоянным. Силу тока в цепи измеряем амперметром.

Учитель:Одинакова ли сила тока ? нет, почему?


проводник

I,А

материал

1

3

железо

2

0,45

никель

3

1

медь

Видим, что I - различна. Значит, сила тока в цепи зависит не только от напряжения, но и от свойств проводника.

Вывод: сила тока зависит не только от напряжения, но и от свойств проводников.

Это означает, что разные проводники оказывают разное противодействие току, т.е. оказывают сопротивление 

(2 человека оказывают ладошками сопротивление друг другу)

Тема урока: Электрическое сопротивление.

(проводим физкульт минутку. Движение электронов и ионов.все встают и начинают двигаться)


Выясним: что же является причиной, ограничивающей силу тока в проводнике?

Рассмотрим модельные представления электрического тока в металле. Металлы в твердом состоянии имеют кристаллическое строение.

В узлах кристаллической решётки металлов расположены положительные ионы, а в пространстве между ними движутся электроны. Электроны не связаны с ядрами своих атомов и движутся беспорядочно, поэтому их называют свободными.

Электрический ток в металлах – это упорядоченное движение свободных электронов

Если бы электроны в проводнике не испытывали никаких помех в своём движении, то они, будучи приведены в упорядоченное движение, двигались бы по инерции неограниченно долго. В действительности электроны взаимодействуют с ионами кристаллической решётки металла. При этом замедляется упорядоченное движение электронов и сквозь поперечное сечение проводника проходит за 1 с меньше их число. Соответственно и переносимый электронами за 1 с заряд, т.е. уменьшается сила тока. Таким образом, каждый проводник как бы противодействует электрическому току, оказывает ему сопротивление.

Вывод: причина сопротивления – взаимодействие движущихся электронов с ионами кристаллической решётки.

Таким образом, сопротивление проводников зависит от рода вещества, из которого он изготовлен.


Работа в группах Опыт 8_149

(У вас на столах есть компьютеры,перед вами интерактивная практическая работа.)

В ходе работы вы должны проследить зависимость сопротивления от длины проводника, толщины и материала из которого он изготовлен , зафиксировать данные и сделать выводы)


На схеме :4 ПРОВОДНИКА- АЛЮМИНИЕВЫЙ И МЕДНЫЙ. НО РАЗНОЙ ТОЛЩИНЫ.


ЭПИЗОД 1- ЗАВИСИМОСТЬ СОПРОТИВЛЕНИЯ ОТ ДЛИНЫ ПРОВОДНИКА.

ЭПИЗОД 2-ОТ ТОЛЩИНЫ,Т.Е ОТ ПОПЕРЕЧНОГО СЕЧЕНИЯ ПРОВОДНИКА.

ЭПИЗОД 3- ОТ МАТЕРИАЛА ,ИЗ КОТОРОГО ИЗГОТОВЛЕНПРОВОДНИК.


Групповая работа по карточкам, отчёты групп, систематизация выводов в таблице на доске и в рабочих тетрадях.

1. Включим в цепь проволоки из одинакового материала и одинаковой площадью поперечного сечения, но разной длины. Запишем показания приборов.

Вывод: сопротивление проводника зависит от его длины; чем длиннее проводник, тем больше сопротивление.

2. Включим в цепь проволоки из одинакового материала и одинаковой длины, но с разной площадью поперечного сечения. Запишем показания приборов.

Вывод: сопротивление проводника зависит от площади поперечного сечения; чем больше площадь поперечного сечения, тем меньше сопротивление.

3. Включим в цепь проволоки одинаковой длины, одинаковой площадью поперечного сечения, но разного материала .Запишем показания приборов.

Вывод: сопротивление проводника зависит от рода вещества



ВЫВОД:






-Пробуем самостоятельно дать определение сопротивления

(разрезные карточки со словами )

Электрическое сопротивление- Физическая величина, характеризующая свойства проводника препятствовать протеканию электрического тока в этом проводнике . Определение в учебнике стр.98

Сопротивление обозначается буквой R. (В тетр записать)
Юля: За единицу сопротивления принимают Ом (1 Ом) в честь немецкого ученого Георга Ома, который впервые ввел это понятие.(портрет в кабинете,слайд)
1 Ом – это сопротивление такого проводника, в котором при напряжении на концах, равном 1В сила тока равна 1А.
Зависимость силы тока от свойств проводника объясняется тем, что разные проводники обладают различным электрическим сопротивлением.

[R] – Ом


или



1 мОм=0,001 Ом;

1 кОм=1000 Ом;

1 Мом= 1 000 000 Ом.


Давайте с вами подведем итог.Так в чем же причина сопротивления?

Вывод №1: Причиной сопротивления является взаимодействие движущихся электронов с ионами кристаллической решетки.

Вывод №2: Разные проводники обладают различным сопротивлением из-за различия в строении их кристаллической решетки, из-за разной длины и площади поперечного сечения проводника.


  1. Для закрепления изложенного материала предлагается решение задач

КАРТОЧКИ (в группах)


Итоги урока:
- Что нового узнали на уроке? Что показывает сопротивление? От каких факторов оно зависит?(КАРТОЧКИ,ДОПИШИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ)


Рефлексия. (сегодня на уроке я….)


- Какое задание вызвало затруднения?

- Что у вас получилось на уроке?

- Что у вас не получилось?


Я надеюсь, что сегодня на уроке вы прошли всеми путями к своим знаниям и получили именно тот результат, который ожидали. Спасибо вам за урок и плодотворную работу. Вы – молодцы!!!

Настроение (кружочки цветные)

 


Д/з: § 43, упр. 18 (3). 

Спасибо ,ребята вам за урок






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!