Доскажи словечко
учиться
Мы пришли сюда …
Не лениться, а … .
Только тот, кто много …
В жизни что-то ….
трудиться
знает
достигает
Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту всё возьмёт?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждёт?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же - живая!
Света Пасхина, 14 лет
Охрана растений
Проверка домашнего задания
Повторим!
1. Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают?
2. Как происходит опыление растений?
3. Что образуется на месте цветов после опыления?
4. Назовите насекомых-опылителей.
Стадии развития растения из семени
семя
проросток с корешком
проросток с несколькими листьями
взрослое растение с цветками
взрослое растение
с плодами
Способы распространения растений
саморазбрасывание
Экологическая сказка
На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.
Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет.
Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был “добрым” мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.
В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал …
Значение растений для животных
энергия
кислород
крахмал
сахар
растения
лекарство
пища
убежище
Значение растений для человека
кислород
энергия
крахмал
сахар
лекарство
растения
пища
материалы для хозяйства
красота
жилище
Жизнь человека и животных полностью зависит от растений
Красная книга
– это одна из форм охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений.
Информирует
о том, какие виды находятся в опасности
Предупреждает
Призывает
об их исчезновении
изучать эти виды
Советует
как сохранить редкие виды
Заповедник — это определённая территория (может быть лес, поле или смешанная местность), охраняемая законом, на которой запрещены любые виды человеческой деятельности, из-за обитания на ней редко встречающихся или вымирающих видов животных и растений.
Национальным парком называется особо охраняемая территория или акватория. На ней с целью защиты природы ограничена, но не запрещена деятельность человека. Режим доступа на такую территорию позволяет проводить там научные исследования, сохранять хозяйственную деятельность в ограниченных масштабах и организовывать туристические маршруты.
Хохлатка
Сон-трава
Физминутка
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок».
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.
Да головкой покачай,
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
Наконец, готовы все
День встречать во всей красе!
Волчье лыко
Купальница
Кувшинка
Работа в группах
- Прочитайте «Правила охраны растений» в памятке.
2. Пользуясь образцом на с. 84 учебника, изготовьте свой знак-правило.
3. Расскажите ваше правило классу.
Главное: работайте дружно, слушайте товарища, соблюдайте порядок!
Правила охраны растений
Экологический светофор
Красный свет – природе вред!
Жёлтый – осторожно!
Свет зелёный – так красиво! –
Лес сказал тебе “Спасибо!”
1ситуация .
Таня хотела научиться плести венки так же, как это делала её подружка Марина. Девочки нашли полянку с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести. Марина показала, как укладывать и перевязывать цветы, но у Тани ничего не получилось. Пришлось собрать ещё букет, потом – ещё. Одуванчики быстро вяли и становились некрасивыми. Когда, наконец, Таня закрепила концы венка и можно было одеть его на голову, девочек позвали домой. Они бросили цветы и пошли обедать.
2ситуация .
Олегу и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчики решили покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что асфальтированные дорожки очень узкие, а вдоль них высокая трава, цветы. “Как же быть? - задумались они, - можно ли здесь кататься?”
3ситуация .
Каждую осень Галя и Маша собирали семена цветов: календулы, бархоток… Весной девочки проращивали рассаду на подоконниках, а когда наступали тёплые дни, высаживали растения у себя во дворе и вместе с учителем на школьных клумбах. Каждый год девочки узнавали о цветах все больше и больше. Даже взрослые стали обращаться к ним за советом.
4ситуация .
Катя и Света вышли на улицу, чтобы начать выполнять летнее задание по составлению гербария. Девочки знали, что в нём могут быть и травы, и цветы, и листья. Они взяли с собой большой полиэтиленовый пакет и картонную папку, чтобы складывать сорванные растения. Какие именно – они ещё не решили. “Посмотрим по дороге – что понравится, то и будем срывать для гербария” - договорились между собой Катя и Света.
5ситуация .
Валера встал поздно, кое-как, чтобы не опаздывать в школу, побросал книжки в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его пролегал по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. Но сегодня он решил сократить путь – побежал через сад. Оказалось, что за школьным забором вчера вскопали широкую полоску земли и высадили цветочную рассаду. Бежать вокруг было некогда, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс – раздался звонок. “Не опоздал!” - радостно подумал Валера.
6ситуация .
Оля с родителями поехали в лес. Отец вел машину. Остались позади шумные городские улицы, проехали дачные участки. Далее вдоль дороги стеной вставали деревья. Проехав какое-то расстояние, отец спросил: “Где остановимся?” Можно было свернуть с дороги и проехать между деревьями вглубь леса. Кто-то уже поступал таким образом – следы от машин оставались надолго. Они были узнаваемы по бедной растительности. Олины родители решили в лес не въезжать, тем более, что возле дороги была небольшая асфальтированная стоянка для машин. В лес отправились пешком, аккуратно и тихо, уважая законы чужого дома, как и положено гостям.
Подумай!
- Раньше крестьяне соблюдали время начала сенокоса, но в последнее время эта традиция нарушилась. Скашивать травы на лугах и лесных опушках стали намного раньше.
Как ты думаешь, к чему это привело?
Подумай!
- В одном из городов решили вырубить природную дубраву и построили жилой микрорайон. Какое влияние это могло оказать на людей и природу?
Выполни задание в тетради
Берегите растения!
Вывод
Каждый человек должен бережно относиться к растениям. Следует знать и соблюдать экологические правила.
“ Охранять природу –
значит охранять Родину”. М.М.Пришвин
Сегодня на уроке я узнал…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Я понял, что…
Я попробую…
Домашнее задание:
с. 82 – 85 пересказ
Берегите растения!