Урок окружающего мира по теме "Какие бывают животные? Какие бывают растения?"
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма работы: фронтальная, групповая.
Цели: формировать представление детей о группах животных и растений, их отличительных признаках.
Задачи:
1. Рассмотреть зависимость строения животных от их образа жизни; виды растений.
2. Познакомить с интересными фактами из жизни животных и растений
3. Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Планируемые результаты (предметные): научатся классифицировать животных и растения по отличительным признакам, получат возможность научиться устанавливать связь между строением тела и образом жизни животного, извлекать нужную информацию из учебника.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников с отзывами о выполненной работе; уметь оценивать результат своей работы на уроке.
Коммуникативные: уметь донести свою позицию до других, уметь рассуждать и анализировать; работать в группе и оценивать своего товарища.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства (схемы), уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Личностные: проявлять познавательный интерес, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, совместно договариваться о правилах общения в группе.
Оборудование: презентация «Какие бывают животные и растения», компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник для 2 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова, рабочая тетрадь.
Ход урока
I. Организационный момент. (Класс разделён на 4 группы.)
Учитель.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
II. Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания.
Учитель. - Муравьишка Вопросик прислал вам письмо с загадками. Отгадайте загадки:
Две сестрицы летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет. (Красная и чёрная смородина)
Растёт зелёный кустик,
Дотронешься – укусит. (Крапива)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит. (Осина)
Очень густо он растёт,
Незаметно он цветёт.
А когда приходит лето,
Мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, детки, зубки! (Орешник)
Высока, стройна, душиста,
В небо тянется она.
Вся одежда золотиста,
Только шапка зелена. (Сосна)
То он Солнышко лучистое,
То он Облачко пушистое.
Лета ждать не захотел.
Ветер дунул - облетел! (Одуванчик)
На доске появляются карточки с угаданными растениями.
Учитель. - Ребята, как одним словом можно назвать все предметы, изображённые на рисунках?
Дети. - Растения.
Учитель. - На какие группы можно разделить все растения?
Дети. - Деревья, кустарники, травы.
Учитель. - Распределите карточки на группы. (3 ученика у доски делят карточки на группы. Класс проверяет).
Деревья | Кустарники | Травы |
осина | смородина | крапива |
сосна | орешник | одуванчик |
Учитель. – Приведите по три примера растений каждого вида.
Учитель. - Больше всего Муравьишка любит забираться на деревья, вот мы о них и поговорим подробнее. На какие группы можно разделить деревья?
Дети. - Лиственные и хвойные.
Учитель. - Приведите примеры лиственных деревьев.
- Приведите примеры хвойных деревьев.
Учитель. - Чем они отличаются лиственные и хвойные деревья?
Дети. - У хвойных деревьев имеются хвоинки - иголочки, у лиственных – листья.
III. Самоопределение к деятельности.
Учитель. – Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке?
IV. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний.
Учитель.- Сегодня на уроке мы будем говорить о животных. А о чём именно, прочитайте на стр.60 (Узнаем, на какие группы можно разделить животных, научимся выделять и сравнивать признаки этих групп, будем учиться находить новую информацию в рассказах о животных)
V. Работа по теме урока.
1.Работа в группах. 1, 2, 3, 4
Учитель. Возьмите большой конверт – в нём ваше первое задание.
В больших конвертах подготовлены рисунки животных:
1-я группа – окунь, ёрш, кузнечик, карась;
2-я группа – тигр, лиса, муха, волк;
3-я группа – ласточка, дятел, мышь, синица.
4-я группа – стрекоза, бабочка, ворона, жук.
– Рассмотрите картинки с изображением животных и найдите лишнее животное.
(В ходе работы на доске появляется таблица)
Название группы | Отличительные признаки |
Насекомые | 6 ног |
Рыбы | Тело покрыто чешуёй |
Птицы | 2 ноги Тело покрыто перьями, есть клюв |
Звери | 4 ноги Тело покрыто шерстью, кормят детёнышей молоком |
2.Продолжение работы по теме урока.
Учитель. – Познакомьтесь по учебнику с животными разных групп. Сделайте сообщение классу.
Каждая группа работает только с одной статьёй учебника.
а) чтение текстов по группам 1, 2, 3, 4.
б) заслушивание сообщений подготовленных учащихся;
Учитель. – Что нового о каждой группе животных вам удалось узнать из этих рассказов?
в) выводы и обобщения по теме урока сделанные уч-ся;
г) сравнение с формулировками учебника стр. 60, 62, 63.
V. Знакомство с земноводными и пресмыкающимися.
1.Создание проблемной ситуации.
Учитель. – Сегодня мы познакомимся с двумя новыми группами животных.
Учитель показывает фотографии лягушки и крокодила.
Учитель. - У меня в руках ещё два представителя мира животных. Узнали их?
Дети. - Это лягушка и крокодил.
Учитель. - Скажите, к какой группе животных вы их отнесёте. (Дети высказывают свои предположения.)
Дети. - Они не подходят ни к одной из перечисленных групп.
Учитель. - Сегодня мы с вами выясним, к каким группам животных относятся лягушка и крокодил.
Учитель. - Одна из двух новых групп животных, с которыми мы сегодня познакомимся называется земноводные.
Учитель. - Почему же земноводные получили такое название? Вслушайтесь в это слово, оно указывает, что животное обитает и на земле, и в воде. (Живут на земле и в воде.)
Учитель. - Внимательно посмотрите на земноводных и назовите их отличительные признаки. (Четыре ноги и гладкая кожа.)
Учитель. - Чем покрыто тело земноводных? Кожа у них тонкая и влажная, периодически её надо увлажнять, поэтому эти животные любят сырость. Какой отличительный признак мы выявили? Запишем его в таблицу.
Учитель. - Ещё одна группа животных, в которую входят: змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы, называется «Пресмыкающиеся».
Учитель. - Назовите отличительные признаки пресмыкающихся. (Четыре ноги или отсутствие ног и тело покрыто роговыми чешуйками).
Учитель. - Заполним до конца нашу таблицу.
2.Чтение текста на стр. 61.
3. Работа с таблицей о растениях.
-Итак, наша таблица готова помочь нам повторить все: выделенные нами виды растений и их отличительные признаки.
4.Чтение вывода на стр.63.
VI.Физминутка.
VII. Закрепление.
1.Выполнение задания учебника на стр. 61.
- Папа показал Серёже и Наде такой рисунок. Он уверял, что встретил это существо в лесу… Может быть, папа захотел подшутить над детьми? Объясните, части тела каких животных папа объединил на этом рисунке?
2.Работа в рабочей тетради.
Учитель. - Откройте тетради на стр. 42, выполните задания 1, 2, причём каждая группа находит представителей той группы животных, о которой делала сообщение.
- Выполните задания № 3, стр.43, 3 6, 7 стр.44
VIII. Подведение итогов урока и оценка знаний. Д/з.
5