СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Экологическая безопасность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Экологическая безопасность"»


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)









Технологическая карта

Урока окружающего мира







Выполнила:

Попова Анастасия Дмитриевна





Волгодонск 2021



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг момент

Проверьте свою готовность к уроку

Проверяют готовность

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем

2.Актуализация знаний

Проверка дз.

Выполнение тестов.

Выполняют тесты.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем

3.Сообщение темы и цели урока.


- Тема нашего урока звучит так: «Экологическая безопасность»

- Запишите в свои рабочие листы.

- А кто знает что такое «экология»?

(Наука о нашем общем доме, об окружающей среде)

- А что мы называем «окружающей средой»?

(То, что нас окружает: вода, почва, воздух)

- Сегодня на уроке мы будем не простыми учениками, а учеными-экологами. В конце урока у вас появится документ, который сообщит, как вы работали на уроке.

- Кто из вас знает, а чем занимается эколог?

- Да, это очень важная современная профессия. Эколог пытается помочь людям разобраться в том, как понимать друг друга природе и людям, как научиться жить в сотрудничестве.

- Мы узнаем,  что такое «цепь загрязнения»,  «экологическая безопасность», «бытовой фильтр» и  в каком будущем вы хотите жить.


Коммуникативные:

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.


4. Открытие новых знаний.

 Наша планета добра к нам . Она помогает нам жить. А как мы , люди, относимся к ней? Бережём ли мы её? Давайте посмотрим на фотографии Шарика, которые он сделал фоторужьём (5 слайд).

 Назовите номера тех фотографий, на которых человек наносит непоправимый вред природе, здоровью людей.

2)Индивидуальная работа.(Личностные УУД-нравственно этическое оценивание усваиваемого материала).

4)Работа в парах.

- Промышленные предприятия, которые выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных веществ, сбрасывают в реки вредные отходы, транспорт, наши дома, где каждый день появляется много мусора, несознательные люди бросают его куда попало. Человек вынужден дышать загрязнённым воздухом, пить загрязнённую воду, использовать продукты питания, в которых содержатся вредные вещества. Человек  может своими поступками как сберечь природу, так и погубить её .   К сожалению, людям для развития науки, техники все больше требуется угля, нефти, древесины. Для выпуска качественной новой продукции новые - фабрики и заводы.

Для улучшения жизни – зоны отдыха, санатории.

      Можно ли при этом оставаться здоровым? Что поможет сохранить здоровье?

Дети высказывают своё мнение.


Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные:

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Регулятивные: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.


5.Работа по теме урока

 -  Каждому человеку необходимо соблюдать не только правила личной гигиены, но и ПРАВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.  Послушайте рассказ и давайте создадим схему загрязнения окружающей среды.

Как происходит загрязнение окружающей среды?

   Собрались на небе тучи , и пролился на сухую землю летний дождик. Как хорошо! Листья умоются, трава зазеленеет, земля напьётся, да и человеку угодить под прохладный дождичек – одно удовольствие. А что вымокнет – не беда: высохнет рубашка.

Она и высохла. Глянул на неё хозяин – глазам не поверил: была новой и целой, а стала как решето – вся в мелких дырочках. Глядит на деревья – листья пожелтели, трава пожухла. Вот так дождик. Страшный дождик , опасный и ядовитый. А почему? Один завод дымит, два завода дымят, сто заводов дымят. Дымят оттого, что в топках горят уголь и нефть, а в них обязательно есть сера , которая попадает  в воздух. Получается едкая серная кислота. Вот тебе и ядовитый дождик.

Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют цепью загрязнения.

Дети читают первый абзац.

Цепь загрязнения -  загрязнение атмосферы – кислотные дожди- загрязнение почвы - загрязнение растений-  загрязнённые продукты питания- болезни человека

Дети читают второй абзац и работают с иллюстрацией на стр. 31.

- Каким образом это отразиться на человеке? (Влияет на здоровье. Ну,  а если человеку грозит опасность, он вынужден защищаться.)

-  От чего? (От воздействия окружающей среды).

    А) Цепь загрязнения.

- Да, природа переживает сегодня немалые потрясения. Все чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа. В природе все труднее бороться с десятками тысяч тонн вредных веществ.

- А откуда поступают вредные вещества? (Заводы, сточные воды, химические удобрения на полях, выхлопные газы)

- Куда же поступают вредные вещества? (В воду, воздух, почву)

- А что же дальше? ()

(Ядовитый дым загрязняет воздух, выпадают кислотные дожди, почва впитывает влагу, растения и животные питаются загрязненной травой, кормами. И в результате вредные вещества попадают в продукты питания).

- И не трудно догадаться, кто же пострадает? (Человек)

Чтение детьми стр. 32.

- Рассмотрим схему и восстановим её в рабочих листах.

- Как же движутся загрязненные вещества в природе? (По цепочке)

- Этот процесс мы будем называть цепью загрязнения.

6) Работа в учебнике.

     Б) Экологическая безопасность.

- Мы  должны научиться соблюдать экологическую безопасность.

- Что означает этот термин?

- Прочитайте определение в учебнике на с. 32.

- Запишите в свой рабочий лист.

Наше общество старается защититься, не загрязнять окружающую среду, но пока эту задачу полностью решить не удается.

Поэтому мы с вами попытаемся разработать правила экологической безопасности для того, чтобы выполняя их , мы смогли сберечь свое здоровье(памятки вклеиваем в экологические листы) 

Чтение стр. 33.

- Как происходит загрязнение воздуха?

Обобщаем ответы :

- Ежегодно в атмосферу Земли выбрасываются сотни тонн вредных веществ, которые никуда не исчезают. Потому  мы ими дышим. Наибольшее количество вредных веществ выбрасывается в воздух с выхлопными газами автомобилей. К тому же много курящих людей, которые отравляют свой организм и организм рядом живущих людей.

 - Что нужно делать человеку, чтобы уберечь своё здоровье?

  •  Как же защититься от грязного воздуха?

1.  Выбирайте дорогу, где больше зелени.

2.  Не останавливайся около машины с работающим двигателем.

3. Не играй около места, где много машин.

4. Проси, чтобы взрослые не курили в квартире.

5. Разводи цветы, сажай деревья.

6. Не оставайся в гараже, где работает двигатель машины.

7. Если в твоём селе есть предприятие с вредным производством, необходимо о нём знать, чтобы предвидеть аварии.

(работа с интерактивной доской – подумайте и выберите из галереи представителей животного мира, кому нужен для жизни чистый воздух)

  • Как же защититься от загрязненной воды?

1. Не купаться в загрязненных водоемах или около промышленных стоков.

2. Не пить в водоемах воду.

3. Не пить воду из-под крана.

4. Очищайте воду при помощи фильтра, если их нет, отстаивай воду в открытой ёмкости в течение суток.

5.Более надёжное средство- вымораживание. Поставь кастрюльку с водой в морозильную камеру, когда вода начнёт замерзать, сними верхнюю корочку, слей оставшуюся воду. Когда лёд растает ,у тебя появится чистая и полезная вода.

7) Практическая работа. 

 - Да, ребята, состояние питьевой воды в России ужасающе. Лишь 1 % вод из рек, озёр и родников можно употреблять в пищу. Остальные 99 % вод очень опасны для здоровья, и могут вызвать много заболеваний. 

       Уже стали продавать в магазинах воду в бутылках, потому что из кранов в квартиры бежит не совсем чистая вода, некоторое количество вредных веществ в ней остаётся, и люди боятся её пить.


- Кто из вас умеет очищать  воду? (вызывает 1 ученика)

Чтение стр. 35. Как же защититься от некачественных продуктов питания?

1. Не собирай грибы и ягоды около автомобильных дорог, свалок, заводов.

2. Всегда мой овощи и фрукты в кипячёной воде.

3. Не ешь рыбу , выловленную из загрязнённой реки.

4. Ешь экологически чистые продукты.

5.Не ешь продукты, у которых истёк срок хранения.


Чтение – обсуждение. Стр 35-36.

Игра «Живи, Земля»

Я называю правило, а вы поднимаете светофоры. Подумайте к чему может привести моё утверждение и покажите своё отношение.

  • Ломайте ветки деревьев .

  • Убирайте за собой мусор в лесу.

  • Берегите родную землю.

  • Собирайте  букеты из полевых цветов.

  • Ловите птенчиков и детенышей зверей.

  • Подкармливайте  птиц.

  • Не ловите лягушек, жаб, бабочек, стрекоз, не разрушайте муравейники.

  • Сажайте деревья, цветы, делайте  кормушки, скворечники.

- Эти знания важны лично для каждого из вас.

- Как вы думаете  почему?

(Все зависит от человека: и здоровье окружающей среды, и здоровье самого человека)

- Давайте ответим на главный вопрос: что же такое экологическая безопасность?


Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя.


Читают информацию в учебнике.



























Коммуникативные:

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Регулятивные: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, планировать и осуществлять работу на основе представленных слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов.

Коммуникативные: формирование умения работать с информацией.

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.


6. Итог урока

- Мы сегодня говорили о личной экологической безопасности. Кто виноват в том, что мы часто заболеваем от грязной воды, дышим грязным воздухом, отравляемся продуктами питания? По вине человека вырубаются леса, загрязняются водоёмы.

- Для того, чтобы меньше на Земле случалось вот таких экологических катастроф мы должны знать и соблюдать  правила поведения в природе.

-Что в уроке для вас было самым интересным?

Слушают учителя.

Отвечают на вопрос учителя.

Коммуникативные: формирование умения работать с информацией.

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.


7. Домашнее задание

1) Рабочая тетрадь с.17-19.

2)Учебник с.31-36


Записывают домашнее задание.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!