- Каждому человеку необходимо соблюдать не только правила личной гигиены, но и ПРАВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Послушайте рассказ и давайте создадим схему загрязнения окружающей среды. Как происходит загрязнение окружающей среды? Собрались на небе тучи , и пролился на сухую землю летний дождик. Как хорошо! Листья умоются, трава зазеленеет, земля напьётся, да и человеку угодить под прохладный дождичек – одно удовольствие. А что вымокнет – не беда: высохнет рубашка. Она и высохла. Глянул на неё хозяин – глазам не поверил: была новой и целой, а стала как решето – вся в мелких дырочках. Глядит на деревья – листья пожелтели, трава пожухла. Вот так дождик. Страшный дождик , опасный и ядовитый. А почему? Один завод дымит, два завода дымят, сто заводов дымят. Дымят оттого, что в топках горят уголь и нефть, а в них обязательно есть сера , которая попадает в воздух. Получается едкая серная кислота. Вот тебе и ядовитый дождик. Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют цепью загрязнения. Дети читают первый абзац. Цепь загрязнения - загрязнение атмосферы – кислотные дожди- загрязнение почвы - загрязнение растений- загрязнённые продукты питания- болезни человека Дети читают второй абзац и работают с иллюстрацией на стр. 31. - Каким образом это отразиться на человеке? (Влияет на здоровье. Ну, а если человеку грозит опасность, он вынужден защищаться.) - От чего? (От воздействия окружающей среды). А) Цепь загрязнения. - Да, природа переживает сегодня немалые потрясения. Все чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа. В природе все труднее бороться с десятками тысяч тонн вредных веществ. - А откуда поступают вредные вещества? (Заводы, сточные воды, химические удобрения на полях, выхлопные газы) - Куда же поступают вредные вещества? (В воду, воздух, почву) - А что же дальше? () (Ядовитый дым загрязняет воздух, выпадают кислотные дожди, почва впитывает влагу, растения и животные питаются загрязненной травой, кормами. И в результате вредные вещества попадают в продукты питания). - И не трудно догадаться, кто же пострадает? (Человек) Чтение детьми стр. 32. - Рассмотрим схему и восстановим её в рабочих листах. - Как же движутся загрязненные вещества в природе? (По цепочке) - Этот процесс мы будем называть цепью загрязнения. 6) Работа в учебнике. Б) Экологическая безопасность. - Мы должны научиться соблюдать экологическую безопасность. - Что означает этот термин? - Прочитайте определение в учебнике на с. 32. - Запишите в свой рабочий лист. Наше общество старается защититься, не загрязнять окружающую среду, но пока эту задачу полностью решить не удается. Поэтому мы с вами попытаемся разработать правила экологической безопасности для того, чтобы выполняя их , мы смогли сберечь свое здоровье(памятки вклеиваем в экологические листы) Чтение стр. 33. - Как происходит загрязнение воздуха? Обобщаем ответы : - Ежегодно в атмосферу Земли выбрасываются сотни тонн вредных веществ, которые никуда не исчезают. Потому мы ими дышим. Наибольшее количество вредных веществ выбрасывается в воздух с выхлопными газами автомобилей. К тому же много курящих людей, которые отравляют свой организм и организм рядом живущих людей. - Что нужно делать человеку, чтобы уберечь своё здоровье? 1. Выбирайте дорогу, где больше зелени. 2. Не останавливайся около машины с работающим двигателем. 3. Не играй около места, где много машин. 4. Проси, чтобы взрослые не курили в квартире. 5. Разводи цветы, сажай деревья. 6. Не оставайся в гараже, где работает двигатель машины. 7. Если в твоём селе есть предприятие с вредным производством, необходимо о нём знать, чтобы предвидеть аварии. (работа с интерактивной доской – подумайте и выберите из галереи представителей животного мира, кому нужен для жизни чистый воздух) 1. Не купаться в загрязненных водоемах или около промышленных стоков. 2. Не пить в водоемах воду. 3. Не пить воду из-под крана. 4. Очищайте воду при помощи фильтра, если их нет, отстаивай воду в открытой ёмкости в течение суток. 5.Более надёжное средство- вымораживание. Поставь кастрюльку с водой в морозильную камеру, когда вода начнёт замерзать, сними верхнюю корочку, слей оставшуюся воду. Когда лёд растает ,у тебя появится чистая и полезная вода. 7) Практическая работа. - Да, ребята, состояние питьевой воды в России ужасающе. Лишь 1 % вод из рек, озёр и родников можно употреблять в пищу. Остальные 99 % вод очень опасны для здоровья, и могут вызвать много заболеваний. Уже стали продавать в магазинах воду в бутылках, потому что из кранов в квартиры бежит не совсем чистая вода, некоторое количество вредных веществ в ней остаётся, и люди боятся её пить. - Кто из вас умеет очищать воду? (вызывает 1 ученика) Чтение стр. 35. Как же защититься от некачественных продуктов питания? 1. Не собирай грибы и ягоды около автомобильных дорог, свалок, заводов. 2. Всегда мой овощи и фрукты в кипячёной воде. 3. Не ешь рыбу , выловленную из загрязнённой реки. 4. Ешь экологически чистые продукты. 5.Не ешь продукты, у которых истёк срок хранения. Чтение – обсуждение. Стр 35-36. Игра «Живи, Земля» Я называю правило, а вы поднимаете светофоры. Подумайте к чему может привести моё утверждение и покажите своё отношение. Ломайте ветки деревьев . Убирайте за собой мусор в лесу. Берегите родную землю. Собирайте букеты из полевых цветов. Ловите птенчиков и детенышей зверей. Подкармливайте птиц. Не ловите лягушек, жаб, бабочек, стрекоз, не разрушайте муравейники. Сажайте деревья, цветы, делайте кормушки, скворечники. - Эти знания важны лично для каждого из вас. - Как вы думаете почему? (Все зависит от человека: и здоровье окружающей среды, и здоровье самого человека) - Давайте ответим на главный вопрос: что же такое экологическая безопасность? |