СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 3в классе по теме "Экологическая безопасность" Учитель - Алирзаева Земфира Курбановна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "Экологическая безопасность". Задания урока способствуют "добыванию" знагний детьми самостоятельно, благодаря умелому использованию современных педагогических технологий: метод проблемного обучения, кластер, моделирование, мозговой штурм, "Двойной дневник", групповая  работа...

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 3в классе по теме "Экологическая безопасность" Учитель - Алирзаева Земфира Курбановна»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

имени Н.Ш. Казиахмедова

городского округа «город Дербент» Республики Дагестан





Экологическая безопасность

Урок окружающего мира,

проведённый в 3в классе

Учитель:

Алирзаева Земфира Курбановна





Дербент, 2023г.



Тема: «Экологическая безопасность»

Методическая цель: Формирование естественно-научной грамотности на уроках окружающего мира

Цели: узнать, как человек влияет своей деятельностью на природу, какие существуют экологические проблемы, и как нужно выполнять правила личной экологической безопасности.

Задачи:

Образовательная: создать условия для обобщения, конкретизации, углубления и систематизации знаний о природе; установления взаимосвязи между природой и трудовой деятельностью человека; обучения анализу материала, формулировке выводов; ознакомления учащихся с терминами: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр».

Развивающая: способствовать развитию стремления глубже познавать окружающий мир и совершенствованию во всех видах экологической деятельности; расширению круга знаний о защите организма от поступления загрязняющих веществ; развитию речи, мышления; обогащению словарного запаса.

Воспитательная: содействовать воспитанию гуманной, творческой личности; бережного отношения к окружающей природе, к своему краю.

Планируемые результаты: учащиеся научатся соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни, обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать и объяснять употребление в пищу полезных продуктов питания,высказывать своё мнение, доказывать его.

Формируемые УУД

Личностные:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;

  • установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

  • умение формулировать свою позицию;

  • развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи;

  • сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

  • оценивание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • анализ объектов с целью выделения их признаков;

  • синтез;

  • решение учебных задач по аналогии;

  • подведение под понятие, выведение следствий.

Коммуникативные УУД:

  • умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • формирование умения слаженно работать в паре, в группе.

Используемые образовательные технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: бытовой фильтр, вата, песок, воронка, промокательная бумага, стакан с «грязной» водой, пустой стакан; карточки для индивидуальной работы, для работы в группах, презентация PowerPoint «Экологическая безопасность».

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности. (Слайд 1)

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас у нас урок окружающего мира. Настраиваемся все на плодотворную работу. На уроке понадобится ваше внимание, помощь и активная работа, т.к. предстоит многое сделать.

II Наблюдение за погодой (информация синоптика)

III.Актуализация знаний.

1)Я – природа. Я – великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебе за соучастие

Подарить – в моей всё это власти –

Гриб в лесу, ромашку на лугу.

Небо в час восхода и захода,

Иву над рекой… И наконец…

– Что может подарить нам природа ещё? (опасности.)

2)Проверка домашнего задания

– Сейчас проверим, как вы поняли домашнее задание.

Фронтальный опрос:

– Как уберечься от удара молнии?

– Как избежать отравления растениями и грибами?

– Как избежать укуса змеи? Что делать, если она всё-таки укусила?

– Какие правила безопасности нужно соблюдать при общении с собакой и кошкой?

1.1 Группа детей выполняет тест «Природа и наша безопасность» (взаимопроверка по ключам) Ключи к тесту

1.3 2.3 3.2 4.1 5.4 6.1 7.1,2,3,4

2.Проекты:

  • «Опасные растения и грибы» (Сейфудинов Шамиль, Курбанова Амина)

Дополнительная информация детей:

  • «Кислотные дожди» (Алимарданова Хадижа)

  • «Шаровая молния» (Шамхалаева Амина)

3. Итог:

- Вспомним формулу безопасности:

1.Предвидеть опасность.

2.По возможности избегать опасность.

3.При необходимости действовать решительно и чётко.

4.Бороться до последнего, активно просить о помощи и самому её оказывать.

III. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи. (Слайд 2)

–Мы узнаем, над какой темой будем сегодня работать на уроке, разгадав ребус.

– Без чего невозможно жить на Земле? (Учащиеся приводят примеры. Воздух, вода, почва, зелёные растения, солнце)

– Воздух, вода, почва, зелёные растения, солнце как источник энергии являются основой существования человека на планете Земля. В повседневной жизни необходимо постоянно помнить об этом и беречь окружающую нас природу. Человек с каждым годом всё активнее влияет на природу. В результате его деятельности образуется много токсичных (ядовитых) веществ. Когда они попадают в почву, воду, воздух, происходит загрязнения.

Расшифруйте ребус: (Безопасность) (Слайд 3)

Ребус

5

А

Б

В

Г

Д

Е

4

Ж

З

И

Й

К

Л

3

М

Н

О

П

Р

С

2

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

1

Ш

Щ

Ь

Э

Ю

Я


1

2

3

4

5

6


2,5 6,5 2,4 3,3 4,3 1,5 6,3 2,3 3,3 6,3 1,2 3,1


- Ребята! А вы знаете, что такое «экология»?

( Ответы детей. Экология – наука, о связях между живыми существами и окружающей средой.)

- Что называют «окружающей средой»? (Всё, что нас окружает, и с чем мы связаны.)

Дословный перевод: «Экос» -дом, «логос» - наука.

Экология – наука о доме.

- Какой дом изучает экология? (Планету Земля)

- Образуйте от этого слова имя прилагательное, которое отвечает на вопрос «какая?» (экологическая)

- Сегодня у нас последний урок из раздела «Наша безопасность». О каком же виде безопасности пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Экологическом)

- Правильно, тема урока «экологическая безопасность». Как вы думаете, какую цель мы поставим перед собой?

IV. Построение проекта выхода из затруднения. (Слайд 4,5)

- Для достижения цели, необходим план работы на уроке.

Коллективно разрабатываем план, опираясь на цель урока. (ПАМЯТКА)

1. Узнаем новые термины.

2. Узнаем, как человек влияет своей деятельностью на природу, и как природа влияет на человека.

3. Обсудим экологические проблемы.

4. Найдём пути решения экологических проблем.

5. Разработаем правила поведения в природе

6. Подведём итог.

- Правильно. Кроме того, мы узнаем новые термины, что такое «цепь загрязнения», «экологическая безопасность», «бытовой фильтр» и в каком будущем вы хотите жить. Мы будем обсуждать с вами экологические проблемы, искать пути решения некоторых из них, поговорим о правилах поведения в природе.

4.1 Задание №1. Проблемная ситуация «Корзина идей» (Слайд 6)

1.Кит, выбросившийся на берег

2.Водоемы, покрытые нефтью

3.Выхлопные газы автомобилей

4.Уничтожение лесов

5.Мусор и бытовые отходы

6.Отдых на природе

7.Лесные пожары

- Какие ассоциации у вас связаны с этими высказываниями?

ОТВЕТ

Кит, выбросившийся на берег, – последствия загрязнения моря отходами химического производства.

Водоемы, покрытые нефтью, – последствия аварий на нефтепроводе.

Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым вы дышите.

Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни.

Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышите вы, люди.

Выезжая отдыхать на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха.

А лесные пожары? Ведь долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром.

- Как вы думаете, наш город Дербент является экологически чистым? (Связать с сосновым бором)

V. Реализация построенного проекта.

Решение учебной задачи. Усвоение новых знаний.

1. Работа с новыми терминами.

– Как вы понимаете слово «экология»?

- Давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова. (Наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания или окружающей среде.)

– Экология изучает растения и животных, включая людей, которые живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду. Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос», что значит «дом», и «логос» - наука. Поэтому можно сказать, что экология – это наука о доме. Для человечества домом является вся наша планета Земля.

- Сегодня на уроке мы будем не простыми учениками, а учеными-экологами.

- Кто из вас знает, а чем занимается эколог

- Да, это очень важная современная профессия. Эколог пытается помочь людям разобраться в том, как понимать друг друга природе и людям, как научиться жить в сотрудничестве. (Связь с конкурсом экологических рисунков)

- У нас работать будут три группы экологов. Но прежде, чем начать работать вспомним правила сотрудничества. (Вместе мы думаем, выбираем, обсуждаем, решаем.)

VI. Физкультминутка (Слайд 7)

– А сейчас немного отдохнём на берегу реки.

А теперь мы проведём подвижную игру «Экологический светофор». Попрошу всех выполнять действия по команде.

- Если ты не рвёшь больших букетов, то хлопни в ладоши над головой 3 раза.

- Если ты никогда не оставляешь мусор в лесу, то топни правой ногой 2 раза.

- Если ты сажаешь цветы, деревья, то щёлкни 5 раз.

- Если ты не ломаешь веток, то попрыгай 3 раза.

- Если тебе нравятся цветы, то улыбнись соседу.

- Если в твою комнату залетел шмель, ты выпускаешь его на волю, то помаши ему вслед рукой.

- Если ты считаешь, что каждый человек должен заботиться о природе – протяни своим соседям руки.

Вот такими дружными мы должны быть, чтобы сберечь природу.

VII.Продолжение решения учебной задачи. Работа по учебнику (Слайд 8)

– Ребята, мы с вами ответили на основные вопросы урока: «Как человек влияет на природу: воздух, воду, почву?». (Да)

– А как влияет природа на жизнь человека?

1. Работа по учебнику (с. 25)

– Рассмотрите иллюстрацию на странице 25. Расскажите, что произошло?

– Как называется передача отравляющих средств из организма в организм? (цепь.)

– Почему её назвали цепь? (последовательно передаётся от одного к другому.)

– Прочитайте текст на стр. 25

– Каким образом в организм человека попадают вредные вещества?

Демонстрирует схему поступления вредных веществ в организм человека. (Слайд 9)

Приведите свои примеры цепи загрязнения.

(Дорога – грибы – человек - больница.

Завод – овощи - человек – больница).

– Получается, что человек обречён на медленное отравление.

– Подумайте, что можно сделать, чтобы спасти положение. (мнения учащихся.)

- Необходимо выработать экологическую безопасность. А как бы вы ответили на вопрос, что такое экологическая безопасность? (Ответы учащихся).

- Экологическая безопасность - это защита человека от вредного воздействия окружающей среды.

Составление модели «Пути поступления загрязняющих веществ в организм человека».

2. Моделирование (Слайд 10)

Заполняем модель (метод составления листов опорных знаний), отвечая на вопросы, пользуясь карточками.

1. Что является источником загрязнения окружающей среды? (Фабрики, транспорт, дома) Прикрепляем на нижний ряд.

2. Куда попадают вредные вещества? (Воздух, вода, почва) Прикрепляем на второй ряд.

3. Что вместе образуют воздух, вода и почва? (Окружающую среду) Прикрепляем на средний ряд.

4. Куда попадают вредные вещества из окружающей среды? (Из воздуха, воды и почвы – в растения, организмы животных, затем в продукты питания, которыми питается человек). Прикрепляем на верхний ряд.

Вывод: Загрязнённые вещества движутся по цепочке. Это «Цепи загрязнения».

(Слайд 11,12)

3. Составление в группе правил экологической безопасности (Слайд 13,15,16)

- Наше общество старается защититься, не загрязнять окружающую среду, но пока эту задачу полностью решить не удается. Поэтому мы с вами попытаемся разработать правила экологической безопасности для того, чтобы, выполняя их, мы смогли сберечь свое здоровье. Работать будем в группах. Прочитав учебник по выбранной теме на стр.25-28, выведите правила экологической безопасности.

Первая группа (отдел по охране воздуха) отвечает на первый вопрос и составляетправила «Как защититься от загрязнённого воздуха?»

Вторая группа (отдел по охране воды) отвечает на второй вопрос и составляет правила «Как защититься от загрязнённой воды?»

Третья группа (отдел по защите продуктов питания) отвечает на третий вопрос и составляет правила «Как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания?»

Четвертая группа (экологическая служба) познакомит нас с устройством бытового фильтра для очистки воды.

- Пожалуйста, сейчас распределите, кто в вашей группе будет командир, кто будет писать, и кто представлять составленные правила.

- А теперь послушайте инструкцию по работе:

У вас на столах учебники. Каждый берёт учебник, открывает по закладке. Находите текст, соответствующий вашему вопросу. Читаете. Далее обсуждаете и составляете правила экологической безопасности. На работу вам 5 минут. Затем 1 ученик от каждой группы представляет правила экологической безопасности по своей теме.

Прием «Двойной дневник» (Слайд 14)

Алгоритм выполнения задания

1.Выбери фразу из текста, которые произвели на тебя наибольшее впечатление и запиши в левый столбик.

2. В правый столбик запиши своё отношение к выбранной фразе из твоих жизненных наблюдений, ответив на один из вопросов:

  • Что заставило меня сомневаться? Почему?

  • Какие мысли и ассоциации у меня возникли?

Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание)

Комментарий. Что заставило меня сомневаться? Почему? Какие мысли и ассоциации у меня возникли?


3. Практическая работа. 

 - Ребята, состояние питьевой воды в России ужасающе. Лишь 1 % вод из рек, озёр и родников можно употреблять в пищу. Остальные 99 % вод очень опасны для здоровья, и могут вызвать много заболеваний. В наши дома поступает, конечно, очищенная вода, но совсем чистой ее не назовешь. На станциях очистки ее обрабатывают специальным веществом – хлором, для того, чтобы уничтожить опасные бактерии. Но хлор вреден и для человека. Поэтому нам надо научиться очищать воду с помощью бытового фильтра.

- В крупных городах уже стали продавать в магазинах воду в бутылках, потому что из кранов в квартиры бежит не совсем чистая вода, некоторое количество вредных веществ в ней остаётся, и люди боятся её пить. Но стоит такая вода дорого. Не каждый может её покупать каждый день. У нас в городе установили аппараты с фильтрованной водой, которая проходит несколько этапов фильтрации.

– Как можно очистить загрязнённую воду? (предположения учащихся)

– А сейчас мы проведём опыт по очистке воды.

Практическая работа: Экологическая лаборатория

Учимся пользоваться бытовым фильтром

Тема: Изготовление фильтра для очистки грязной воды

Цель: научиться изготавливать фильтр для очистки грязной воды

Материал: 2 стакана, воронка, песок, камешки, вата, активированный уголь и салфетка.

Инструкция по изготовлению фильтра:

1.Возьмите стакан. Установите в нее воронку.

2.В горловую часть положите слой ваты и плотно прижмите.

3.Сверху на вату выложите активированный уголь и все все камешки.

4.На камешки насыпьте весь песок

5.Накройте всё кружком из салфетки.

6.У вас получился фильтр для очистки воды.

Проведение опыта:

1.Расположите и держите фильтр над пустым стаканом.

2.Возьмите стакан с грязной водой.

3.Медленно вылейте половину воды из стакана в фильтр.

4.Подождите: вода должна пройти через фильтр.

5.Уберите использованный фильтр в лоток.

6.Сравните воду.

Запишите вывод


Вода до очистки

Вода после очистки

цвет



запах



Ответ


Вода до очистки:

Вода после очистки:

цвет

желтоватый

Более прозрачная

запах

Лёгкий запах хлора

Запах хлора пропал полностью

вкус

Немного металлический привкус

Металлический привкус уменьшился


Вывод (достигнута ли цель): вода, пропущенная через бытовой фильтр стала заметнее чище

VIII. Физкультминутка

- Мы много трудились, пора и отдохнуть.

(Физкультминутка для шейного отдела позвоночника: Поднять голову, прописать в воздухе носом слово «Безопасность»).

IX. Работа в парах по карточкам. Прием «Концептуальная таблица». (Слайд 17)

- Итак, уважаемые экологи, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно.

– Соедините начало фраз и их окончание, чтобы получились правила бережного отношения к природе:

• Сортируя мусор,

• Починив подтекающий кран,

• Покупая товары со знаком вторичной переработки упаковки,

• Изучая природу,

• Охраняя растения,

…бережёшь чистую воду.

…узнаёшь, как ее сберечь.

…даёшь возможность снова сделать
полезные вещи.

…бережёшь чистый воздух.

… сохраняешь леса.

Запиши свой ответ в таблицу:

1

2

3

4

5






Проверка:

Сортируя мусор, даешь возможность снова сделать полезные вещи.

Починив подтекающий кран, бережёшь чистую воду.

Покупая товары со знаком вторичной упаковки, сохраняешь леса.

Изучая природу, узнаёшь, как её сберечь.

Охраняя растения, бережёшь чистый воздух

X. Итог урока.

– Назовите тему сегодняшнего урока. (Экологическая безопасность)

– Что такое экологическая безопасность?

– Какие цели ставили перед собой?

– Что нового открыли для себя на уроке?

– Что такое цепь загрязнения?

– А какие экологические проблемы возникают на Земле?

– Чему мы научились сегодня на уроке?

– Какой вывод мы сделаем для себя после того, как мы выполнили огромную работу по изучению таких важных тем, как «Природа», «Человек и природа», «Экологическая безопасность»? (Нужно беречь природу, соблюдать правила личной экологической безопасности, предвидеть опасность и т. д.)

XI. Рефлексия учебной деятельности. Рефлексионный экран (Слайд 18,19)

– Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи. В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности, президент России, В.В. Путин издал указ «О проведении в Российской Федерации Года экологии» в 2017 году. Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас. Если ты взял что-то от Земли – отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц, – только тогда Земля останется такой прекрасной, как сейчас. Давайте же стараться жить так, чтобы Земля оставалась щедрой, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.

Мы должны всегда помнить слова М. Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину». И слова Расула Гамзатова: Дагестан – это республика, у которой есть три сокровища. Первое сокровище – земля, горы, равнины. Второе сокровище – вода: реки, родники, озёра, моря. Третье сокровище – люди, их мастерство и свершения.»

- Каждая группа должна составить пословицы о природе. Какие пословицы у вас получились?

Ответ:

1. Солнце, воздух и вода – наши верные друзья.

2. Судьба природы – наша судьба»

3. Кто земле дает, тому земля втройне отдает.

4. Срубленное дерево вновь не вырастет.

Исполнение песни «Давайте сохраним»

XII. Домашнее задание: (Слайд 20)

1.Пересказ по учебнику стр. 25-27

2.Составить и записать в тетрадь 2-3 примера цепи загрязнения

3* Информация «Экологические проблемы родного края» (Риана, Хошкадем, Рашид)

4* Составить кроссворд по разделу «Наша безопасность»

– Благодарю всех экологов за плодотворную работу на уроке!

XIII.Рефлексия

1.Сегодня на уроке я узнал…

2.Я удивился, что…

3.Теперь я могу…

4.Мне было трудно…

5.Мне захотелось…

6.Я поблагодарю …, потому что он (она) …

7.Я считаю, что дома мне надо …

8. Мне было интересно, потому что…




14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!