Урок 35
Обобщение знаний по теме
«Второстепенные члены предложения»
Цели: обобщить знания учащихся о второстепенных членах предложения, совершенствовать навык различения второстепенных членов и их видов (согласованные/несогласованные определения, приложения, виды обстоятельств); закрепить навык постановки дефиса при приложениях и запятых при некоторых видах обстоятельств.
Оборудование: сигнальные карточки с цифрами.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
II. Обобщение изученного материала.
1. Опрос-соревнование.
– Вы закончили изучение темы «Второстепенные члены предложения». Дома каждый из вас приготовил по три вопроса по этой теме. В течение трех минут просмотрите в учебнике «Теория» параграфы, относящиеся к этой теме, напомните себе все, что изучали.
Предлагаю провести соревнование между рядами на лучшую команду знатоков темы «Второстепенные члены предложения». Вы будете задавать друг другу вопросы: I-й ряд II-му и III-му рядам, II-й ряд I-му и III-му рядам, III-й ряд I-му и II-му рядам. За каждый правильный ответ ряд получает 1 балл. В конце соревнования количество баллов, полученное каждым рядом, будет подсчитано, определен ряд-победитель.
2. Работа с карточками-цифрами от 1 до 8.
– У каждого из вас набор карточек с цифрами от 1 до 8. На доске записано восемь предложений. Я назову определенное языковое явление, а вы должны поднять номер или номера тех предложений, в которых оно встречается.
Д. | 1) Каждая мелочь этого дня врезалась в память. (К. Паустовский.) 2) Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей. (М. Лермонтов.) 3) На другой день Пьер приехал проститься. (Л. Толстой.) 4) Гости просили спеть Татьяну ее любимую песню о море. 5) Константин вернулся домой к обеду, несмотря на бушующую с утра метель. 6) Ее преследовала тайная мечта уйти в партизанское подполье. (А. Фадеев.) 7) Милый лес, где я мальчонкой плел из веток шалаши, где однажды я теленка, сбившись с ног, искал в глуши. (А. Твардовский.) 8) Я раза три уже принимался пить чай, несколько раз напрасно пытался заснуть, прочел все надписи на окнах и на стенах: скука меня томила страшная. (И. С. Тургенев.) |
В этом предложении есть несогласованное определение. (1, 4, 6.)
В этом предложении есть обстоятельство уступки. (5.)
В этом предложении есть приложение. (2.) Расскажите об употреблении дефиса при приложениях.
В этом предложении есть обстоятельство меры и степени и образа действия. (2, 7, 8.)
В этом предложении есть обстоятельство времени. (3, 5.)
В этом предложении дополнение выражено инфинитивом. (4.)
3. Работа с учебником.
I вариант – выполнение упражнения 175 устно в учебнике «Практика» на с. 78;
II вариант – выполнение упражнения 176 устно в учебнике «Практика» на с. 78.
– Запишите предложения из обоих упражнений, подчеркните, каким членом предложения является инфинитив и словоформа с умом.
4. Цифровой диктант.
1 – согласованное определение.
2 – несогласованное определение.
3 – приложение.
Методику проведения см. в уроке 1.
Газета «Комсомольская правда»; солдат-пехотинец; разбитая ваза; изумленный взгляд; Москва-река; платье в горошек; город Волгоград; яйца всмятку; врач-стоматолог; носки из шерсти; карие глаза.
Код: 3, 3, 1, 1, 3, 2, 3, 2, 3, 2, 1.
5. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости.
– Прочитайте внимательно записанные на доске предложения. Не допущены ли в них ошибки?
Д. | 1) Деревня – Емельяновка лежала в стороне от проезжих дорог, верстах в трех от Петербурга. 2) Ни чем не примечательная Емельяновка: домов в ней не много, жители мирные. 3) Руки человека подчиняясь его разуму и воле превратили дикие земли в богатые поля, заставили яблоню дикарку приносить сладкие плоды. 4) Не смотря на поздний час в доме никто не спал. 5) Колосья ржи, как волны колыхались от свежего ветра. |
Все ошибки, исправленные учащимися, учитель отмечает на доске красным мелом.
– Запишите правильно эти предложения, подчеркните все дополнения и обстоятельства, укажите, какими частями речи они выражены.
III. Подведение итогов урока.
– Что вы успели повторить за сегодняшний урок?
Домашнее задание: повторить §175–179, упражнения 177, 179(устно).