Урок русского языка. 2 класс
Тема: Наши проекты. Пишем письмо.
Цели:
-познакомить с понятием «письмо», правилами его написания;
- закрепление правописания имен собственных,
- развивать кругозор, мышление учащихся;
- обогащать словарный запас школьников;
Планируемые результаты:
учащиеся научатся письменно излагать свои мысли, писать письма. Принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Оценивать свои результаты.
Духовно-нравственные ценности, реализуемые на уроке:
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию.
Оборудование:
- конверт (общий с адресом Деда Мороза и ребят), конверты и листы у детей;
- ключевые слова для написания адреса на конверте и написания письма,
- презентация;
- рисунки для детей;
- елочка, подарок, снеговик, снегурочка;
- задания для работы в группе;
- оценочные листы;
- цветные карандаши, фломастеры.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент:
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты:
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2.Актуализация знаний.
(слайд 2)
Снегом все запорошило-
И деревья, и дома.
Это значит наступила
Белоснежная зима!
Все поют и веселятся,
Водят шумный хоровод,
Потому что нынче праздник.
Что за праздник Все вместе: Новый год!
- Новый год – самый веселый, всеми любимый праздник.
- Кто самый главный на новогоднем празднике? (Дед Мороз)
- Как вы себе представляете Деда Мороза внешне? Какой костюм он носит?
(красную, синюю шубу)
- Какой Дед Мороз по характеру? ( слайд 3)
(мудрый, веселый, сказочный, добродушный, честный, умный, волшебный, щедрый.)
3. Заочное путешествие на родину Деда Мороза.
- Кто знает, где живет зимний волшебник? (в городе Великий Устюг)
(слайд 4)
Ах, красив Великий Устюг!
В нем родился Дед Мороз.
Добрый Дедушка Мороз
Славу городу принес.
- Кто из вас был в этом старинном городе?
-А вы хотите там побывать?
(слайд 5)
В этом тереме живет зимний волшебник, творит дела добрые, да чудеса разные.
-Предположите, чем будем заниматься на уроке?
-Какие цели поставим перед собой?
4. Работа по теме урока.
- Сегодня на уроке мы будем писать письмо Дедушке Морозу.
- Что такое письмо?
(слайд 6)
В словаре С.И.Ожегова:
Письмо – это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
- Письма можно писать друзьям, близким, родственникам. Их пишут для того, чтобы сообщить что-нибудь, рассказать о себе. То есть письмо – послание одного человека другому, который находится на расстоянии друг от друга , а от нас до Великого Устюга 1815 км. Письма можно писать самому, а можно и коллективно. Сегодня вы напишите письмо и оформите его группой.
Деление детей на группы.
-Прочитайте на своих листочках :
-Что приходит в наши дома вместе с Дедом Морозом?
( подарки, елка).
- Кто приходит в наши дома вместе с Дедом Морозом? (Снегурочка, Снеговик).
1группа - за стол с подарком.
2 группа - за стол с елочкой.
3 группа - за стол со Снегурочкой.
4 группа - за стол со Снеговиком.
(рассаживаемся по местам)
а) Составление адреса. Работа с конвертом.
- Итак, где живет Дед Мороз?
-в г. Великий Устюг.
Это нам нужно знать, чтобы правильно написать адрес.
- Где пишут адрес? (на конверте)
Рассмотрим конверт на доске.(Конверт с закрытыми надписями)
В правом нижнем углу написано:
Кому: - кому мы напишем письмо ? (Дедушке Морозу)
(Учитель открывает слова адреса на конверте)
Далее написано:
Куда: - Как называется наша страна?
Россия
- Область?
-Вологодская область
- Город, где живет Дед Мороз?
-г.Великий Устюг
Далее пишется улица, дом. Но Деда Мороза в г. Великий Устюг знают все, поэтому напишем – дом Деда Мороза.
- Кому мы адресуем письмо? (Деду Морозу.)
Дед Мороз – это адресат.
Далее написан индекс места назначения. В г. Великий Устюг он такой -162 390. Индекс нужен для того, чтобы письмо правильно и быстрее дошло до адресата.
А теперь посмотрим в левый верхний угол. Там написано:
От кого: - Ученики 2 класса А.
Далее:
Откуда: -Страна?
-Россия
-Область?
- Калининградская
-Город, где мы живем?
- Черняховск.
Наш индекс: 238 158. Запишем адрес нашей школы: 2-й Дачный переулок дом 14б
Мы отправляем свои письма Деду Морозу и являемся - отправителями .
А теперь отдохнем.
Физкультминутка.
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки.
Хлоп, хлоп, хлоп.
Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели.
Да, да, да.
Ножки тоже мы погреем,
Мы попрыгаем скорее.
Прыг, прыг, прыг.
Мы с морозом подружились,
Как снежинки закружились.
Так, так, так.
б) Структура письма.
Приступаем к составлению письма.
- На чем будем писать письмо? (На белой бумаге.)
Ребята, писать письмо на обрывке бумаги или листочках, вырванных из тетради – это признак дурного тона. У каждого из вас лежит лист – заготовка для письма. На нем вы и будете писать письмо.
А теперь отгадайте загадку:
(слайд 6)
Куда мне угодно,
Туда полечу
Там и заговорю.
(письмо)
- В какой город полетит наше письмо?( г. Великий Устюг.)
- Как может письмо заговорить? (когда Дед Мороз его почитает.)
- А писем Деду Морозу приходит очень много.
(слайд 7)
На 1 ноября 2012г. уже пришло 2 263 225 письма.
Существует у Деда Мороза почта, (фото)где работают его помощники. Здание почты находится в самом городе Великий Устюг. Помощники разбирают письма, а привозит в дом Деда Мороза их олень Алешка в волшебном сундуке. (фото)Каждое письмо Дед Мороз читает, а лучшие, отмечает подарками и печатает в своих книгах – альманахах.
Это книги, которые Дед Мороз выпускает у себя на Вотчине. Вот эти книги. (показ книг) А письма в них добрые, душевные. Из них Дед Мороз узнает о том, как живут дети, чем интересуются.
Рассмотрим части письма.
(слайд 8)
1 часть - приветствие
2 часть – сообщение о себе
3 часть – добрые пожелания
4 часть – концовка
- Рассмотрим подробнее каждую часть письма.
1 часть.
- Что мы делаем, когда встречаемся рано утром? (Здороваемся).
Правильно, приветствуем друг друга, так и в письме
1 часть - Приветствие.
(слайд 9)
- Какими словами мы можем поприветствовать Деда Мороза?
Здравствуй
Добрый день
Уважаемый
Любимый
Дед Мороз
Дедушка Мороз
Поприветствовали Дедушку Мороза, далее нужно сообщить о себе.
2 часть – Сообщение о себе.
(слайд 10)
Представьтесь Деду Морозу, коротко расскажите о себе. Чем любите заниматься, где учитесь и чему вы уже научились в школе. Итак в 2 части можно написать о:
о себе
о городе
о семье
о друзьях
об увлечениях
3 часть – Добрые пожелания.
- Можно поздравить Деда Мороза с наступающим Новым годом и Рождеством.
- Что можно пожелать (слайд 11)Деду Морозу?
- Здесь же можно выразить свою благодарность, поблагодарить(слайд 14) Дедушку Мороза ,например:
Спасибо за внимание.....
Спасибо, что прислал.....
И попросить о чем-либо Деда Мороза, например:
Я прошу тебя ответить на мое письмо.
Прошу писать мне.
И наконец, 4 часть – Концовка (слайд 12), где мы прощаемся с Дедом Морозом . Закончим письмо словами прощания.
- Как можно попрощаться?
До свидания
До скорой встречи
С уважением
Здесь же можно передать через Деда Мороза привет его помощникам и внучке Снегурочке. А далее кто написал письмо:
Фамилия, Имя.
Дата и место написания.
5. Закрепление изученного материала.
- Сейчас приступаем к работе над письмом.
А) Работа в группах.
1 группа.
Составьте из предложений текст, запишите, оформите письмо.
До скорой встречи.
Город наш небольшой, но очень красивый.
Мы любим свой город.
Здравствуй, Дедушка Мороз!
Приезжай к нам в гости.
Мы живем в городе Черняховске.
Поздравляем тебя с наступающим Новым годом!
14 декабря 2012 год.
Ученики 2 класса А
2 группа
Вставьте пропущенные слова, запишите письмо и оформите его.
Здравствуй, уважаемый …… …. !
Пишут тебе ребята … … класса. Мы учимся …., получаем только … и … . На уроках слушаем учителя … . Хотим поздравить тебя с наступающим ….. …. и Рождеством! Желаем тебе … , …. .
До свидания! С уважением ученики …класса А.
14 декабря 2012 год.
3 группа.
Составьте письмо по опорным словам, запишите, оформите.
Добрый день
Любимый
Дедушка Мороз
Город Черняховск
Учимся
Друзья
Любим
Поздравляем
Рождество
Новый год
Привет Снегурочке
Желаем
До свидания
Ученики 2 класса А
14 декабря 2012 год.
4 группа.
Составьте письмо по плану, запишите, оформите.
План.
1.Приветствие.
2. Сообщение о себе.
3.Добрые пожелания, поздравления, благодарность.
4. Концовка.
5. Дата написания письма.
Б) Анализ работы в группах.
-Прочитайте, какие письма у вас получились.
Рефлексия.
- Оцените работу групп. Работа какой группы вам больше всего понравилась?
-Оцените работу каждого участника группы, нарисуйте смайлик.
Хлопните в ладоши над головой те ребята, которые согласны с утверждением:
(слайд 13)
Я узнал много нового о Дедушке Морозе.
Я понял, что Новый год – праздник добра.
Я узнал, что и как писать Деду Морозу.
Захотелось творить, рисовать, сочинять.
Урок мне запомнится надолго.
Урок оставил меня равнодушным.
- сейчас давайте украсим нашу елочку: каждый из вас повесит игрушку и загадает свое самое заветное желание. И, так как , Дедушка Мороз – волшебник, то ваше желание обязательно сбудется.
Подведение итогов урока.
- Чему учились на уроке?
- Зачем сейчас нужно учиться писать письма?
9. Домашнее задание. (слайд 15)
Напишите свое письмо Деду Морозу!
И пусть письмо, написанное вами в адрес сказочного героя или друга, станет доброй традицией вашего дома, вашей семьи.
Спасибо всем за работу. Пусть сказка, волшебство, чудеса наполняют вашу жизнь добротой, улыбкой, теплотой.