Конспект урока математики во 2 классе.
УМК «Школа России».
(Математика. Учебник для 2 класса. 1 часть. Авторы: М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова.)
Тема: Устные приёмы вычитания вида 35-7.
Цель: познакомить с приемом вычислений вида 35 – 7
Задачи:
Образовательные: совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;
Развивающие: развивать умения рассуждать и делать выводы, опираясь на ранее полученные знания; развивать математическую речь, внимание, логическое мышление, память.
Воспитательные: воспитывать активность, интерес к предмету; уважительное и доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Личностные:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные:
уметь применять правила сложения и вычитания при устных вычислениях;
Метапредметные:
Регулятивные
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; выбирать способы действий; высказывать своё предположение.
Коммуникативные
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; способность договариваться, способность помочь товарищу и оценить его действия.
Познавательные
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Оборудование: компьютер, наглядные пособия: счетные палочки, изображения грибов, корзинки ЭОР «Электронное приложение к учебнику М. И. Моро»;
УМК «Школа России» Математика в 2-х частях, Москва «Просвещение» 2012г. Под редакцией М.И. Моро.
Ход урока
Организационное начало.
Цель : содействовать установлению нормального рабочего настроя у учащихся и готовности к сотрудничеству.
Учитель: Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны,
А еще старательны.
Будем сегодня задачи решать,
Будем складывать и вычитать.
- Сегодня мы откроем с вами еще одну математическую тайну. Для того, чтобы открывать математические тайны, давайте возьмём с собой смекалку, внимание и удачу.
Хотите провести математическую разминку, считаем устно.
Согласны? Но сначала запишем число, классная работа.
Актуализация знаний
Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъектного опыта учащихся ( опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).
1. Логическая разминка.
- Очень хорошо, что вы всегда готовы к решению различных трудных заданий.
Решите задачу:
- В одном ряду лежат 8 камешков на расстоянии 2 см один от другого. В другом ряду лежат 15 камешков на расстоянии 1 см один от другого. Какой ряд длиннее?
- Сколько дней проходит от воскресения до воскресения? От среды до среды?
- Запишите числа 1, 2, 3, 4, 5. Зачеркните два числа так, чтобы сумма оставшихся была равна 8.
- Молодцы. Продолжим работу.
2. Устный счет.
а) ( На доске записаны ряды чисел.)
- Сравните четыре ряда чисел и найдите лишний ряд.
Какую закономерность заметили?
6, 10, 14, 18.
5, 9, 18. 17.
3, 5, 7. 9.
7, 11, 15, 19.
- Молодцы! Умейте видеть математические тайны!
б) На доске примеры 27 + 3 и 26 + 3.
- Чем похожи выражения?
- Разным будет ответ или одинаковым?
- В каком выражении ответ будет больше?
- Как проверить?
- Посчитайте.
- Прочитай примеры по-разному: используя и новые слова. («плюс», «слагаемое», «увеличить»).
Физкультминутка для глаз по тренажеру, релаксация с закрытыми глазами под звуки пения птиц.
Работа по теме урока.
Цель: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.
Постановка проблемы
- Чтобы открыть тайну, нужен ключ, так вот с помощью этого задания вы мне постарайтесь сформулировать тему нашего урока и мы узнаем о какой тайне пойдет сегодня на уроке речь.
( На доске записаны примеры.)
45 – 20 65 – 4 35 - 7
60 – 37 50 – 3
- Чем похожи примеры?
- Решите примеры с подробным объяснением. ( учащиеся по очереди выходят к доске, решают примеры и подробно объясняют решение. Последний пример вызывает затруднение.)
- Сформулируйте тему урока.
- Правильно, молодцы. Вот мы и подошли к открытию тайны.
Усвоение новых знаний и способов действий
- Может кто-нибудь из вас догадается, как решить этот пример.
Давайте попробуем вместе.
- Попробуем с помощью палочек решить этот трудный пример
- Выложите с помощью палочек число 35.
(Учащиеся выкладывают 3 пучка палочек по 10 штук в каждом и еще 5 палочек)
- Сейчас уберем 7. Сколько мы сможем убрать? (5)
- Что будем делать? (Развяжем пучок)
- Сколько еще палочек надо убрать? (2)
- Почему?
- Что осталось? (28)
- Давайте сделаем запись.
35 – 7 = 35 – 5 – 2 = 30 – 2 = 28
- Сколько сначала убрали палочек?
- Что делали потом?
- Почему 2?
- 35-5 сколько получится?
- Что делаем дальше?
- Сколько получилось?
- Какой делаем вывод? (Чтобы из числа 35 вычесть 7, надо сначала из 35 вычесть 5, получить круглое число, а 7 - это 5 и 2, остается из 30 вычесть 2.)
- Молодцы. Вот мы и открыли еще одну математическую тайну. Теперь мы знаем несколько приемов устных вычислений в пределах 100. Эти знания мы будем использовать при решении различных заданий. А теперь отдохнем.
Закрепление изученного материала.
Первичная проверка понимания
Цель: установить правильность и осознанность изученного материала; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащимися изученного материала.
- Сейчас проверим как вы усвоили новый прием вычислений.
1. Выполнение с устным объяснением по очереди примеров №1 стр. 57
2. На доске примеры: 26 + 4, 40 – 8, 65 – 20, 74 – 6, 5 + 33
- Выберите, спишите и решите пример, который относится к сегодняшней теме.
Первичное закрепление новых знаний
Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу; обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
Самостоятельное выполнение задания по ЭОРу «Электронное приложение к учебнику М. И. Моро»
- Вы молодцы. Теперь попробуем закрепить материал с помощью заданий компьютера.
Приёмы вычислений для случаев вида: 26 + 7, 35 – 7. Задание 1
- Отметьте только верные равенства.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться , подтянуться,
Два! Согнуться, разогнуться,
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть
Работа над пройденным материалом.
Цель: обеспечить усвоение учащимися ранее изученных и новых знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. Обеспечить формирование у уч-ся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.
1) Работа над задачей № 4 с. 67
- Прочитайте условие. О чем говорится в задаче?
- Какие это машины?
- Сколько их было?
- Какую работу выполняли машины?
- Сколько машин отправили перевозить удобрения?
- Сколько машин отправили перевозить овощи?
- Запишите условие кратко (1 ученик у доски)
Было - 20 м.
Отправили - 10 м. и 7 м.
Осталось - ?
- Какой бы вы поставили вопрос задачи?
- Как решим задачу?
Решение: 20-10-7= 3 (м)
- Каков 2 способ решения задачи?
20-(10+7)=3 (м)
- Запишите ответ задачи.
- Какой способ вам больше понравился?
2) Игра «Наполни корзину грибами»
- Молодцы! Вы очень хорошо работаете. А сейчас предлагаю поиграть в игру «Наполни корзинки ». Перед вами корзинки. Вокруг грибы. На каждом грибке написан пример на изученные приемы сложения и вычитания. Вы решаете примеры самостоятельно, на каждом грибочке пишете ответ и кладете в свою корзинку. У кого больше получится грибов в корзинке?
78+9 0+50 7+18 43-4
36+5 24-6 92+0 9+33
36-8 45+6 58-9 86-86
- Теперь посчитаем у кого больше грибов, у кого больше правильных ответов.
- А вы ходили когда-нибудь за грибами с родителями? Поделитесь своими впечатлениями. Как нужно вести себя в природе? Какие съедобные и несъедобные грибы знаете? Знакомы ли с грибами, изображенными на картинках?
3)Самостоятельное решение примеров №2 стр. 67 (первые 2 столбика)
- Решите самостоятельно примеры.
Взаимопроверка.
4) Решение № 6 стр 67
- Вспомним геометрический материал. Прочитайте задание №6.
- Какие фигуры перед вами?
- Что с ними надо сделать?
Выполните задание. Карина с первой фигурой, Маша со второй.
( После выполнения - взаимопроверка. В случае затруднения – помощь учителя)
Рефлексия учебной деятельности.
Цель: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния; мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
- Какая тема урока была?
- Какую цель ставили?
- Что было интересным на уроке?
- Что вызвало у вас затруднения?
- Проверим себя, выполнив задание внизу на стр. 67
Итог урока
Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
- Все работали хорошо на уроке. Молодцы!
- Какой новый прием вычитания мы изучили?
- Что повторяли?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- А вот как оценивает вас учитель…
Домашнее задание
Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
- Дома предстоит выполнить примеры на изученные правила и решить задачу.
Для этого выполнить задание с.67 № 2 и 3.