Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Урок математики во 2 классе
по теме
«Решение арифметических задач разными способами»
Урок математики во 2 классе по «УМК 21 век»
Тема урока: Решение арифметических задач разными способами.
Тип урока: Закрепление пройденного материала.
Авторы УМК: Н.Ф.Виноградова
Цели урока: Формирование и систематизирование знаний учащихся.
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):
Личностные: осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности; ориентировать на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Вызывать учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Способствовать формированию самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.
Познавательные: уметь ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера. Уметь искать и выделять необходимую информацию; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Уметь анализировать объекты с целью выделения признаков; строить логическую цепь рассуждений и доказательство.
Регулятивные: формировать познавательный интерес, мотивацию к обучению через разнообразие используемых приёмов;
уметь принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
уметь планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия;
уметь действовать согласно плану;
уметь оценивать результаты решения поставленной задачи.
Коммуникативные: уметь вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками;
осуществлять совместную деятельность в группах;
уметь вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Предметные: формировать умение решать арифметические задачи разными способами; развивать творческие способности, логическое мышление. Воспитывать любовь к предмету; навыков учебного труда.
Оборудование:
-интерактивная доска;
-компьютер;
-проектор
I. Оргмомент.
Учитель: Мы урок начнём с разминки.
Выпрямляем свои спинки,
Вправо, влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
- Если вы хотите быть здоровыми, то надо делать зарядку, заниматься спортом.
- Если вы хотите чему – то научиться, то надо приложить старание.
«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если вы хотите научиться решать задачи, то решайте их.»
(Д. Пойа)
II. Разминка.
Учитель:-Устно решите задачи разными способами.
1) Двое шустрых поросят
Так замёрзли, аж дрожат.
Посчитайте и скажите:
Сколько валенок купить им?
∙ 4 = 8в.) (2+2+2+2 = 8в.)
2) На одном диване 4 подушки. Сколько подушек на 3 таких же диванах?
4 ∙ 3 = 12 (п.) 4+4+4=12(п.)
3)Во дворе гуляли куры и собаки. Мальчик посчитал их лапы. Получилось десять. Сколько могло быть кур и сколько собак? (Две собаки и одна курица. 4 ∙ 2+2=10); (Одна собака и три курицы. 4+2 ∙ 3= 10)
III. Сообщение темы и определение цели урока.
- Для чего мы использовали два способа решения задачи? (Для удобства)
- Зачем нам это надо?
(Чтобы уметь применять на практике)
-Чем будем заниматься на уроке?
(Будем отрабатывать навыки решения задач разными способами)
IV. Гимнастика для глаз.
Дети, закрыв глаза, мысленно представляют муху в центре паутины, состоящей из 9 клеток. По очереди они передвигают муху на одну клетку в разных направлениях. Когда учитель говорит « стоп игра», дети должны определить, где находится муха.
V. Работа по теме урока (Приём «Снежный ком»)
Послушайте задачу: Для уроков труда купили 4 катушки белых ниток по 8 рублей за катушку и 6 катушек чёрных ниток по такой же цене. Сколько денег уплатили за эти нитки?
(Анализ задачи):
-Прочитайте условие задачи.
- Прочитайте вопрос задачи.
- Что известно про белые нитки?
- Что известно про чёрные нитки?
1) Перед вами краткая запись в виде таблицы – заполним её.
| Цена | Кол - во | Стоимость |
чёрные нитки | | | |
белые нитки | | | |
(Дети по одному у доски объясняют заполнение таблицы )
- Что можно сказать про цену? (Она одинаковая)
2) А теперь будем решать задачу по действиям, разными способами.
Обсудите в паре алгоритм решения задачи. Сделайте наброски на черновике.
VI. Физминутка за минутку.
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться
(кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться
(потянуться)
Обязательно зевнуть
(зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть
(прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть
(легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый
(руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы
(ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе
(переступание а ноги на ногу)
Долго топчется на месте
(раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало -
Начинает все сначала!
(развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)
3) Объединяемся в группу по 4 человека.
Задание: обсудите оба решения, а в тетрадь запишите одно удобное для вас.
4) Дополнительное задание: чья группа справится с заданием, подумайте: «Какой способ решения задачи к какому выражению подойдёт.»
8 □ +8 □ 8 ( □ + □ )
-Расскажите по действиям.
-Почему число 8 – на первом месте?
-Почему выбрали данное решение?
-Для чего ищем удобный способ?
VII. Рефлексия учебной деятельности.
-Вспомните тему урока.
-Помогла ли работа в группе решить данную задачу?
VIII. Домашнее задание.
-Придумайте задачу, которая подходила бы к выражению:
(а+в) ∙ 2 –для сильных учеников;
(6+4) ∙ 2 – для остальных учеников.
-Урок закончен. Спасибо за урок!
Литература
В.Волина «Праздник числа». М.Знание, 1993 г .
Д.Пойа «Цитаты».
А.В.Шевкин. Текстовые задачи в школьном курсе математики.-М. Педуниверситет «Первое сентября», 2006г.
Журналы «Начальная школа», 2015 год