СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 5 классе по теме : "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

При решении задач на движение, учащиеся должны :

Понимать формулировку задачи. Уметь находить расстояние, скорость, время. Понимать термины «скорость сближения», «скорость удаления». Уметь решать простейшие задачи на движение в одном направлении и разных направлениях.

Уметь составить схему по тексту задачи.

Ожидаемый результат:

Каждый ученик должен проводить классификацию задач по виду движения (в одном направлении, в разных направлениях)

Уметь выбирать наиболее рациональный способ решения задачи.

Использовать изученный материал для решения задач в других темах курса.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 5 классе по теме : "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ"»

  РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ  НА ДВИЖЕНИЕ

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ

    Цели урока:   Образовательная. Обучить учащихся, используя графическое построение аналитическому решению задач на встречное движение и движение в одну сторону. Обеспечить условия для усвоения всеми учащимися понятий скорости сближения и скорости удаления. Определить уровень восприятия, осмысления и запоминания материала, провести коррекцию уровня сформированности умений и навыков в ходе урока. Развивающая: Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать. Развивать творчество учащихся. Воспитательная : Воспитывать у учащихся чувство уверенности в своих силах. На примерах задач учить разрешать жизненные вопросы и проблемы.

Цели урока:

  • Образовательная. Обучить учащихся, используя графическое построение аналитическому решению задач на встречное движение и движение в одну сторону. Обеспечить условия для усвоения всеми учащимися понятий скорости сближения и скорости удаления. Определить уровень восприятия, осмысления и запоминания материала, провести коррекцию уровня сформированности умений и навыков в ходе урока.
  • Развивающая: Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать. Развивать творчество учащихся.
  • Воспитательная : Воспитывать у учащихся чувство уверенности в своих силах. На примерах задач учить разрешать жизненные вопросы и проблемы.
Цели для учащихся:   Понимать формулировку задачи. Уметь находить расстояние, скорость, время. Понимать термины «скорость сближения», «скорость удаления». Уметь решать простейшие задачи на движение в одном направлении и разных направлениях. Уметь составить схему по тексту задачи. Ожидаемый результат: Каждый ученик должен проводить классификацию задач по виду движения (в одном направлении, в разных направлениях) Уметь выбирать наиболее рациональный способ решения задачи. Использовать изученный материал для решения задач в других темах курса.

Цели для учащихся:

  • Понимать формулировку задачи. Уметь находить расстояние, скорость, время. Понимать термины «скорость сближения», «скорость удаления». Уметь решать простейшие задачи на движение в одном направлении и разных направлениях.
  • Уметь составить схему по тексту задачи.
  • Ожидаемый результат:
  • Каждый ученик должен проводить классификацию задач по виду движения (в одном направлении, в разных направлениях)
  • Уметь выбирать наиболее рациональный способ решения задачи.
  • Использовать изученный материал для решения задач в других темах курса.
   В задачах на движение рассматриваются три взаимосвязанные величины:   S - расстояние (пройденный путь), t - время движения V - скорость – расстояние, пройденное за единицу времени. Расстояние – это произведение скорости на время движения; S = V • t Скорость – это расстояние, которое тело проходит за единицу времени; Скорость - это частное от деления расстояния на время движения; V = S : t Время – это частное от деления расстояния на скорость движения t = S : V

В задачах на движение рассматриваются три взаимосвязанные величины:

S - расстояние (пройденный путь),

t - время движения

V - скорость – расстояние, пройденное за единицу времени.

Расстояние – это произведение скорости на время движения;

S = V • t

Скорость – это расстояние, которое тело проходит за единицу времени;

Скорость - это частное от деления расстояния на время движения;

V = S : t

Время – это частное от деления расстояния на скорость движения

t = S : V

Виды задач по сюжету: По «суше»:  - Движение одного объекта: по прямой;  - Движение двух объектов: 1) навстречу; 2) в противоположных направлениях; 3) в одном направлении; По реке:  - Движение одного объекта;  - Движение двух объектов;  Комбинированные задачи на движение:  - Движение по окружности;  - Движение протяженных тел;  - Нахождение средней скорости на всем пути.

Виды задач по сюжету:

  • По «суше»:

- Движение одного объекта: по прямой;

- Движение двух объектов:

1) навстречу;

2) в противоположных направлениях;

3) в одном направлении;

  • По реке:

- Движение одного объекта;

- Движение двух объектов;

  • Комбинированные задачи на движение:

- Движение по окружности;

- Движение протяженных тел;

- Нахождение средней скорости на всем пути.

ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ Встречное движение Два объекта движение начинают одновременно навстречу друг другу. При решении задач на встречное движение скорость сближения находятся сложением скоростей движущихся объектов.

ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ

  • Встречное движение

Два объекта движение начинают одновременно навстречу друг другу.

При решении задач на встречное движение скорость сближения находятся сложением скоростей движущихся объектов.

ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ Движение в противоположных направлениях из одного пункта Два объекта движение начинают одновременно в противоположных направлениях. При решении задач на движение в противоположных направлениях скорость скорость удаления находятся сложением скоростей движущихся объектов.

ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ

Движение в противоположных направлениях из одного пункта

Два объекта движение начинают одновременно в противоположных направлениях.

При решении задач на движение в противоположных направлениях скорость скорость удаления находятся сложением скоростей движущихся объектов.

ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ Движение в одном направлении Два объекта движение начинают одновременно в одном направлении. При решении этих задач надо использовать понятия «скорость сближения» и « скорость удаления». При решении задач на движение в одном направлении скорость сближения и скорость удаления находятся вычитанием скоростей движущихся объектов.

ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ

Движение в одном направлении

  • Два объекта движение начинают одновременно в одном направлении.
  • При решении этих задач надо использовать понятия «скорость сближения» и « скорость удаления».

При решении задач на движение в одном направлении скорость сближения и скорость удаления находятся вычитанием скоростей движущихся объектов.

Этапы решения задач: Анализ текста задачи; Перевод текста на язык математики; Установление отношений между данными и вопросом; Составление плана решений задач; Осуществление плана решения; Проверка и оценка решения задачи.

Этапы решения задач:

  • Анализ текста задачи;
  • Перевод текста на язык математики;
  • Установление отношений между данными и вопросом;
  • Составление плана решений задач;
  • Осуществление плана решения;
  • Проверка и оценка решения задачи.
Задача № 1 От станции до поселка вышел пешеход, расстояние до поселка 24 км, пешеход со скоростью 4 км/ч, а через 2 час после выхода пешехода выехал велосипедист на встречу пешеходу со скоростью 12 км/ч. Вопрос: через сколько часов они встретятся? Решение:  1) 4·2=8(км) пройдет пешеход за 2ч. 2) 24 - 8 = 16(км) оставшийся путь 3) 12 + 4 = 16 (км/ч) скорость навстречу друг другу 4) 16 : 16 = 1(ч) после выезда мотоциклиста они встретятся.

Задача № 1

  • От станции до поселка вышел пешеход, расстояние до поселка 24 км, пешеход со скоростью 4 км/ч, а через 2 час после выхода пешехода выехал велосипедист на встречу пешеходу со скоростью 12 км/ч. Вопрос: через сколько часов они встретятся?
  • Решение:
  • 1) 4·2=8(км) пройдет пешеход за 2ч.
  • 2) 24 - 8 = 16(км) оставшийся путь
  • 3) 12 + 4 = 16 (км/ч) скорость навстречу друг другу
  • 4) 16 : 16 = 1(ч) после выезда мотоциклиста они встретятся.
Задача № 2 Расстояние 966 м один спортсмен преодолевает за 10 мин., а другой - за 12 мин. С какой скоростью они будут сближаться, если будут идти навстречу друг другу? Решение:  Надо найти скорость каждого объекта 966 : 10 = 96,6 (м/мин) скорость I 966 :12 = 80,5 (м/мин) скорость II 96,6 + 80,5 = 177,1 (м/ мин) - скорость сближения.

Задача № 2

  • Расстояние 966 м один спортсмен преодолевает за 10 мин., а другой - за 12 мин. С какой скоростью они будут сближаться, если будут идти навстречу друг другу?
  • Решение:
  • Надо найти скорость каждого объекта
  • 966 : 10 = 96,6 (м/мин) скорость I
  • 966 :12 = 80,5 (м/мин) скорость II
  • 96,6 + 80,5 = 177,1 (м/ мин) - скорость сближения.
Задача № 3 Из пункта А вышла грузовая машина со скоростью 56 км/ч, а через 1,5 часа вслед за ней выехала легковая машина со скоростью 77 км/ч. На каком расстоянии автомобили будут от пункта А в тот момент, когда легковая машина догонит грузовую? Решение. 1) 1,5 · 56 = 84 (км) проехала грузовая машина за 1,5 ч (это расстояние между машинами на тот момент когда выехала легковая машина). 2) 77 - 56 = 21 (км/ч) скорость вдогонку. 3) 84 : 21 = 4 (ч) время встречи (момент встречи условно показан флажком). 4) 77 * 4 = 308 (км) проехал до места встречи легковой автомобиль - это и есть расстояние от А до места встречи

Задача № 3

  • Из пункта А вышла грузовая машина со скоростью 56 км/ч, а через 1,5 часа вслед за ней выехала легковая машина со скоростью 77 км/ч. На каком расстоянии автомобили будут от пункта А в тот момент, когда легковая машина догонит грузовую?
  • Решение.
  • 1) 1,5 · 56 = 84 (км) проехала грузовая машина за 1,5 ч (это расстояние между машинами на тот момент когда выехала легковая машина).
  • 2) 77 - 56 = 21 (км/ч) скорость вдогонку.
  • 3) 84 : 21 = 4 (ч) время встречи (момент встречи условно показан флажком).
  • 4) 77 * 4 = 308 (км) проехал до места встречи легковой автомобиль - это и есть расстояние от А до места встречи
Задача № 4 Из двух пунктов, расстояние между которыми равно 111км, в одном направлении одновременно выехали мотоциклист и всадник. Мотоциклист ехал со скоростью 82 км/ч и догнал всадника через 1,5 часа после начала движения. Найдите скорость всадника.

Задача № 4

  • Из двух пунктов, расстояние между которыми равно 111км, в одном направлении одновременно выехали мотоциклист и всадник. Мотоциклист ехал со скоростью 82 км/ч и догнал всадника через 1,5 часа после начала движения. Найдите скорость всадника.
Задача № 4 - решение 1) 111: 1,5 = 74 ( км/ч)- скорость сближения. 2)82 – 74 = 8 ( км/ч) – скорость всадника.

Задача № 4 - решение

  • 1) 111: 1,5 = 74 ( км/ч)- скорость сближения.
  • 2)82 – 74 = 8 ( км/ч) – скорость всадника.
Задача № 5 Из одного пункта в противоположных направлениях одновременно вышли два пешехода. Скорость одного пешехода равна 4,2 км/ч, что составляет 7/6 скорости второго. Через сколько часов после начала движения расстояние между пешеходами будет 19,5 км? Решение: 1) 4,2 : 7 · 6 = 3,6 (км/ч)- скорость второго пешехода. 2) 4,2 + 3,6 = 7,8 (км/ч) – общая скорость. 3) 19,5 : 7,8 = 2,5 ( ч).  Ответ: через 2,5 часа.

Задача № 5

  • Из одного пункта в противоположных направлениях одновременно вышли два пешехода. Скорость одного пешехода равна 4,2 км/ч, что составляет 7/6 скорости второго. Через сколько часов после начала движения расстояние между пешеходами будет 19,5 км?
  • Решение:
  • 1) 4,2 : 7 · 6 = 3,6 (км/ч)- скорость второго пешехода.
  • 2) 4,2 + 3,6 = 7,8 (км/ч) – общая скорость.
  • 3) 19,5 : 7,8 = 2,5 ( ч).
  • Ответ: через 2,5 часа.
Задача № 6 От двух станций навстречу друг другу одновременно отправились два поезда. Один поезд проходит 14,7 км за каждые ¼ ч, а второй – 22,4 км за 1/3 ч. Через сколько часов после начала движения расстояние между поездами будет 37,8 км, если расстояние между станциями равно 138.6 км?

Задача № 6

  • От двух станций навстречу друг другу одновременно отправились два поезда. Один поезд проходит 14,7 км за каждые ¼ ч, а второй – 22,4 км за 1/3 ч. Через сколько часов после начала движения расстояние между поездами будет 37,8 км, если расстояние между станциями равно 138.6 км?
Задача № 6 – решение 1) 14,7 · 4 = 58,8 (км/ч) – скорость 1 поезда. 2) 22,4 · 3 = 67,2 (км/ч) – скорость 2 поезда. 3) 58,8 + 67,2 = 126 (км/ч)- общая скорость 4) 138,6 – 37,8 = 100,8 (км)- расстояние, пройденное поездами. 5) 100,8 : 126 = 0,8 (ч)- до встречи 6) (138,6 + 37,8 ) : 126 = 1,4 (ч)- после встречи

Задача № 6 – решение

  • 1) 14,7 · 4 = 58,8 (км/ч) – скорость 1 поезда.
  • 2) 22,4 · 3 = 67,2 (км/ч) – скорость 2 поезда.
  • 3) 58,8 + 67,2 = 126 (км/ч)- общая скорость
  • 4) 138,6 – 37,8 = 100,8 (км)- расстояние, пройденное поездами.
  • 5) 100,8 : 126 = 0,8 (ч)- до встречи
  • 6) (138,6 + 37,8 ) : 126 = 1,4 (ч)- после встречи
Задача № 7 Из одного пункта в противоположных направлениях одновременно выехали автомобиль и автобус. Скорость автомобиля равна 72 км/ч, а скорость автобуса- в 1,2 раза меньше скорости автомобиля. Каким будет расстояние между автомобилем и автобусом через 3 ч 15 мин после начала движения?

Задача № 7

  • Из одного пункта в противоположных направлениях одновременно выехали автомобиль и автобус. Скорость автомобиля равна 72 км/ч, а скорость автобуса- в 1,2 раза меньше скорости автомобиля. Каким будет расстояние между автомобилем и автобусом через 3 ч 15 мин после начала движения?
Задача № 7 – решение  3ч. 15 мин. = 3,25 часа 1) 72 : 1,2 = 60 (км/ч) – скорость автобуса. 2) 72 + 60 = 132 (км/ч) – общая скорость. 3) 132 · 3,25 = 429 ( км)

Задача № 7 – решение

  • 3ч. 15 мин. = 3,25 часа
  • 1) 72 : 1,2 = 60 (км/ч) – скорость автобуса.
  • 2) 72 + 60 = 132 (км/ч) – общая скорость.
  • 3) 132 · 3,25 = 429 ( км)
РЕФЛЕКСИЯ активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется

РЕФЛЕКСИЯ

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

интересен / скучен

легким / трудным

интересно / не интересно

  • 1.На уроке я работал
  • 2.Своей работой на уроке я
  • 3.Урок для меня показался
  • 4.За урок я
  • 5.Мое настроение
  • 6.Материал урока мне был
  • 7.Домашнее задание мне кажется


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!