СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 5 классе по теме: «Решение задач на проценты».

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Решение задач на проценты».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Цель урока:                                                                                                                                                                                                                                 - повторить определение процента, перевод процентов в десятичную дробь и обратно;                                                                                                                                                                                     - совершенствование практических навыков задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач.                                                                                 

Задачи:

Образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; уметь систиматезировать и обобщать изученный материал.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  умение слушать и дополнять; внимательно и аккуратно выполнять вычисления; воспитывать чувство взаимопомощи; культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и к своей работе.                                                                                

Развивающие(формирование регулятивных УУД): повысить познавательный интерес к предмету; развивать навыки и способности критического мышления(навыки сопоставления, увидеть и применитьалгоритм решения задач, умений анализировать способы решения задач); развивать логическое мышление и способности рассуждать.                                                                                     

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 5 классе по теме: «Решение задач на проценты».»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17 р.п. Юрты

















Сценарный план урока

математики в 5 классе по теме: «Решение задач на проценты».





ФИО автора методической разработки: Пузик Ирина Николаевна,

учитель математики,

первая квалификационная категория.









23.04.2019 г.






Сценарный план урока математики в 5 классе.

Учитель: Пузик Ирина Николаевна

Предмет: математика. Класс: 5 Тема урока: «Решение задач на проценты». Цель урока: - повторить определение процента, перевод процентов в десятичную дробь и обратно; - совершенствование практических навыков задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач.

Задачи:

Образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; уметь систиматезировать и обобщать изученный материал.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и дополнять; внимательно и аккуратно выполнять вычисления; воспитывать чувство взаимопомощи; культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и к своей работе.

Развивающие(формирование регулятивных УУД): повысить познавательный интерес к предмету; развивать навыки и способности критического мышления(навыки сопоставления, увидеть и применитьалгоритм решения задач, умений анализировать способы решения задач); развивать логическое мышление и способности рассуждать.

Планируемые результаты: 1. Предметные: умение в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умение решать основные типы задач на проценты.

2. Метапредметные: умение воспроизводить смысл понятия проценты; уметь обрабатывать информацию; выбирать способы решения задач в зависимости от вида; владеть основами контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. 3. Личностные: слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Образовательная технология: информационно-коммуникативная технология. Оборудование: - персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; - презентация к уроку. - Тип урока: урок систематизации знаний и умений.

Ход урока



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный этап (2 минуты)

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

« У каждого из вас на столах лежат карточки само оценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей».

Включаются в деловой ритм урока.


Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания.


Личностные: - формирование навыков самоорганизации.

2

Актуализация опорных знаний и способов действий ( 6 минут)

Организация повторения перевода процентов в десятичную дробь.

Слайд 4-7

1.Задание: а) замените десятичные дроби процентами:

0,17 0,02 6,2 1,38

0,183

б) проценты замените десятичными дробями:

4% 18% 140% 7,7% 112% 100%

Слайд 8

Давайте вспомним основные задачи на проценты:

а) как найти процент от числа;

Найдите: 24% от 200

б) как найти по проценту целую величину;

Найдите: число, 8% которого равны 16.

в) как найти процентное соотношение одного числа от другого.

Сколько процентов составляет 150 от 600?


Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.


Записывают ответы в тетрадях в столбик. Затем выполняют самопроверку. (+ -)









Учащиеся предлагают свои решения

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: оценивание усваиваемого материала.

3

Этап определения цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности (4минуты)

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Рассмотрим следующую задачу:

Учитель подводит итоги успеваемости за четверть. В 5а 9 учеников учатся на отлично и хорошо, а в 5б -11, но в 5а- 16 учеников, а в 5б -20 учеников. Как выяснить какой класс лучше учится?

- Ответить на этот вопрос помогут проценты. Если мы выразим количество учащихся в процентах, ответ будет ясен.

- Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием?

Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ.

Сегодня вы будете работать в роли продавцов, высчитывающих скидку покупателю; в роли классного руководителя и завуча школы; в роли бухгалтера, начисляющего заработную плату сотруднику.

Тема нашего урока: Решение задач на проценты.

Слайд 1

Наша цель на уроке:

- обобщить знания по теме "Проценты";

-уметь применить их при решении реальных жизненных задач;

Совершенствовать вычислительные навыки;

- помогать друг другу в работе.

Слайд 2

Девиз урока:»Прежде чем решать задачу –прочитай её». Жак Адамар

Слайд 3

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.












Учащиеся предлагают свои решения.


Отвечают на поставленный вопрос (В магазине, и в банке, и в аптеке, и в газетах, и в журналах, и по телевизору и в школе)



Формулируют тему и цель урока, задачи.

Записывают в тетради дату и тему урока.



Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4

Этап применения знаний и умений в новой ситуации.(18 минут)


























Организация и контроль за процессом решения задач.

- Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни. Слайд 10-11




1.Бухгалтер – сотрудник фирмы.

Ставка сотрудника – 13 500 рублей.

Доплата за совмещение обязанностей – 60 %.

Доплата на транспорт 10%.

1) Какова заработная плата сотрудника?

Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% - налоги. 2)Какую сумму получит сотрудник?






Динамическая пауза

Проводит физминутку.

(Ученики повторяют движения за учителем)

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – успокоиться и сесть.

2.Классный руководитель-завуч.

1) В классе 28 учеников, 19 из них учатся на “4” и “5”.

Какой процент учащихся закончили четверть на“4” и “5”? Ответ округлить до десятых процента.

2) 12 учеников посещают спортивные секции,

16 учеников посещают различные кружки.

Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки?


Работают в парах , по окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.


Ответ к задаче: Заработная плата сотрудника 22 950 рублей,

Премия 10 327,5 рублей,

Общая сумма 33 277,5 рублей,

Налог 4 326,08 рублей,

Сумма, которую получит сотрудник 28951,42 рубля


Выполняют физминутку для снятия усталости.










Ответ к задаче:

  1. 67,9% учащихся закончили четверть на“4” и “5”




  1. 42,9% учеников посещают спортивные секции,

57,1% учеников посещают различные кружки.


Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.





Личностные: забота о здоровье.

5

Этап подведения итогов работы. Оценивание (5 минуты)

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.


Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

6

Этап объяснения домашнего задания (2 минуты)

Дает комментарий к домашнему заданию

Домашнее задание:

Ф.И.

Март месяц

Заработная плата мамы

руб.

Заработная плата мамы

руб.

Общая сумма

руб.

Статья расхода

Процент от заработанной суммы

В рублях

Оплата ЖКХ

8%


Плата за детский сад за 1 ребенка

6%


Покупка продуктов

25%


Непредвиденные расходы (покупка одежды, обуви, приобретение или ремонт электроприборов ,если есть необходимость и т.д.)

23%


В копилку на летний отдых

?


Задания:

1.Расчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода исходя из зарплаты родителей.

2.сможет ли ваша семья отдохнуть через 6 месяцев по путевкена юг, потратив наэто деньги из копилки. Цена путевки на трех человек, (вкючая дорогу)- 75000 рублей.

Учащиеся записывают в дневники задание,

получают карточки с домашним заданием, читают, задают вопросы.

Личностные: формирование навыков самоорганизации; формирование навыков решения практических задач.

7

Этап рефлексии (3 минуты)

Подводит итоги работы групп и класса в целом.

Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.

Собираются карточки само оценивания и выставляются оценки за работу на уроке.



Учащиеся сдают карточки само оценивания.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; проводят самоанализ причин возможных неудач. Коммуникативные: взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы;

аргументируют собственную точку зрения.

Личностные: уважительное отношение на уроке к одноклассникам.



Материал, сопровождающий урок, на партах.





























Приложение

Оценочный лист.


Ф. И. _______________________________________________


Система оценивания:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей.


№ задания

Задание

Оценка

1

Устный счет


2

Бухгалтер – сотрудник фирмы. 1)

2)



3

Классный руководитель-завуч. 1)

2)



4

Итого: ваша оценка за урок


Если у вас: 5- 4,5 «+» - ставим оценку «5»;

4- 3,5 «+» - «4»;

3- 2,5 «+» - «3».









Карточки для домашнего задания.


Ф.И.

Март месяц

Заработная плата мамы

руб.

Заработная плата мамы

руб.

Общая сумма

руб.

Статья расхода

Процент от заработанной суммы

В рублях

Оплата ЖКХ

8%


Плата за детский сад за 1 ребенка

6%


Покупка продуктов

25%


Непредвиденные расходы (покупка одежды, обуви, приобретение или ремонт электроприборов ,если есть необходимость и т.д.)

23%


В копилку на летний отдых

?


Задания:

1.Расчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода исходя из зарплаты родителей.

2.сможет ли ваша семья отдохнуть через 6 месяцев по путевке на юг, потратив на это деньги из копилки. Цена путевки на трех человек, (вкючая дорогу)- 75000 рублей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!