Урок математики по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"
в 5-м классе
Разделы: Математика
Цели урока:
закрепить знания и умения записывать неправильные дроби в виде смешанных чисел и обратно;
повторить знание правил выполнения действий сложения и вычитания смешанных чисел;
отработать умения и навыки выполнения действий сложения и вычитания смешанных чисел;
отработать умения решать уравнения и задачи по изучаемой теме;
формировать у учащихся умения применять знания в нестандартной ситуации;
развивать память, воображение, мышление, сформировать правильную математическую речь;
формировать у учащихся интерес к предмету.
Оборудование: доска, карточки-задания, карточки “Торопись, да не ошибись”, карточки с проверочной работой, карточки с “Магическими квадратами”, плакат с “Магическими квадратами”, кодоскоп, карточки с домашним заданием.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие и проверка готовности класса к уроку;
Сообщение темы и цели урока (мотивация к обучению, ориентировка на работу).
2. Повторение материала.
Повторим ранее изученный материал.
1 задание. Перед вами на доске написана цепочка дробных чисел.
1. Определите, какое из данных чисел лишнее? Почему? (Учащиеся отвечают на вопрос и обосновывают свой ответ).
1
2. На какие две группы чисел можно разделить обыкновенные дроби?
3. Какие дроби называются правильными?
4. Какие дроби называются неправильными?
5. Выберите, из данных дробей - правильные дроби.
6. Выберите, из данных дробей – неправильные дроби.
7. Из каких дробей, можно выделить целую часть?
8. Как из неправильной дроби выделить целую часть?
2 задание. Вспомним на примере, как сложить смешанные числа?
Сложите 1 и 3 .
1 + 3 = 4 = 5.
(Записываю под диктовку учеников).
Что надо сделать, если при сложении дробных частей получилась неправильная дробь?
(Повторяется алгоритм сложения смешанных чисел)
В случае неправильных ответов, прошу учеников исправить или дополнить ответы учащихся.
3 задание. Как выполнить вычитание смешанных чисел? Вспомним на следующем примере. Выполните вычитание:
3 - 1 = 2 - 1 =1 .
(Записываю под диктовку учеников).
Что надо сделать, если дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого?
(Повторяется алгоритм вычитания смешанных чисел)
В случае неправильных ответов, прошу учеников исправить или дополнить ответы учащихся.
3. Обобщение и систематизация.
3.1. Устная работа.
Вспомним частные случаи сложения и вычитания смешанных чисел.
У вас на столах лежат листы с заданиями. (Приложение 1. №1)
Выполним первое задание устно.
№ 1. Вычислите. - устно
1) 5 + ; 4) 15
2) 1 - ; 5) 21
3) 8 6) 75 .
3.3. Решение уравнений – задание с секретом.
Следующее задание №2 с секретом. (Приложение 1. Приложение №2)
Надо не только решить уравнения, но и необходимо расшифровать слово, используя ключ.
№2. Решите уравнения. (работаем в паре)
Ключ.
1) а - 2 = 3 ;
2) 6 - x = 4 ;
3) 3 + 1 + m = 6 ;
4) 4 z - 1
Учащиеся решают уравнения и расшифровывают слово с помощью ключа.
В результате получится слово “пять”.
У первых 3-5 учеников проверяю решения уравнений и ставлю оценки, предлагаю решить дополнительно уравнения
Когда большая часть класса справиться с заданием, то решение уравнений проверить с помощью кодоскопа.
Итак, получили слово “пять”. Это самая желанная оценка, которую вы хотели бы иметь.
И сегодня за решение уравнений получают оценку “5” те, кто решил уравнения и расшифровал слово, раньше других.
3.3. Решение задач.
Решим задачу №3 письменно. Приглашаю одного ученика к доске. (Приложение 1. №3.)
№3. Задача. – у доски
В первый день турист прошёл 8 км, а во второй день – на 2 км меньше. Сколько километров прошёл турист за два дня?
РЕЗЕРВ!!!!Дополнительно.
№4.Задача. – Самостоятельно
Ширина прямоугольника 7 дм, длина на 1 дм больше ширины. Найдите периметр прямоугольника.
4. Проверка знаний. – Самостоятельная работа
Вы отлично поработали сегодня на уроке и, наконец, настало время проверить на сколько хорошо вы усвоили данную тему.
Выполняют проверочную работу . Работа разноуровневая (уровень А и Б). Уровень А – основной, максимальная оценка за выполнение заданий этого уровня – “4”, чтобы получить оценку “5” необходимо решить задания уровня Б. Уровень выбирайте себе по силам.
Желаю вам успехов!
Время на выполнение проверочной работы (10 мин.) закончилось, прошу закрыть тетради и положить на середину стола.
6. Рефлексия
Словесный метод. Прием: «одноминутное эссе» | Подведение итогов урока. Я научился--- Было трудно--- Сегодня я узнал--- У меня получилось--- Теперь я могу--- |
5. Домашнее задание.
Домашнее задание для всех лежит у каждого на столе. Оно поможет вам лучше закрепить полученные знания и умения.
Для желающих предлагаю дополнительное задание. Составить кроссворд по теме
“Обыкновенные дроби”.
6. Подведение итогов и выставление оценок.