СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики по теме "Какая доля?"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Первичное знакомство с понятием "Доля". 3 класс.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики по теме "Какая доля?"»

Конспект урока по математике в 3 классе.



Тема урока: Какая доля?

Цель урока: Первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли.

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

познавательные: УУД - формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;

регулятивные: УУД - развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;

личностные УУД: развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.

коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины.

Оборудование урока:

      • компьютер, мультимедиапроектор

      • карточки, наглядность

      • м/ф «Апельсин», сборник «Карусель»

      • презентация к уроку

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Орг. момент.

Прозвенел уже звонок!
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?

Я вижу, вы улыбаетесь, значит у вас хорошее настроение, значит у нас всё получится. Давайте пожелаем друг другу удачи и про себя скажем «У нас сегодня все получится».

СЛАЙД

- Перед вами на парте лежат листы самооценки. На них вы будете оценивать свою работу. Если задание выполнили верно, вы на дольке апельсина поставите знак +, а если были ошибки, то знак вопроса. В конце урока вы подсчитаете знаки и выставите себе оценку.

2. Актуализация знаний.

- А начнём мы нашу работу с повторения таблицы умножения

- Вы должны записать только ответы в строчку, через запятую.



1) Первый множитель 8, второй множитель 9, запишите произведение (72).

2) Произведение 5 и 8 равно… (40).

3) На сколько надо умножить 8, чтобы получилось 48? (6).

4) Делимое 42, делитель 6, запишите частное (7).

5) Какое из чисел не делится на 8? 40; 35. (35).

6) Какое из данных чисел делится на 5? 20; 42. (20).

7) 9*9 будет .. ? (81).

8) Сколько раз по 4 содержится в числе 12? (3).


СЛАЙД

- Сверьте свои ответы с экраном.

- Оцените свою работу в листах самооценки.

- Посмотрите на экран. Каждому числу соответствует буква. Расположив числа в порядке возрастания, вы соберёте слово.

Назовите его.

СЛАЙД

- Апельсин – цитрусовый фрукт, очень ароматный, вкусный и полезный.



Готовятся к работе.

Проговаривание девиза

«У нас сегодня все получится».




































3. Самоопределение к деятельности.


- Ребята, а причём тут апельсин, когда у нас урок математики?

- Ответить на вопрос нам поможет мультфильм.


Анализ мультфильма:

- Что делали животные?

- Что получил каждый из животных?

- Произнеся слово «дольки» не так ласково, вы сформулируете тему урока.

(наглядность «ДОЛИ»)


- Исходя из темы урока, как вы думаете, на какие вопросы мы получим ответ, что мы узнаем?


(наглядность «ПЛАН»)


4. Работа по теме урока.

(определяем понятие ДОЛЯ)

Анализ мультфильма.

- Давайте проверим, насколько вы были внимательны? Ответьте на вопрос «Сколько долек было в целом апельсине?»


(наглядность «АПЕЛЬСИН»)


- По сколько долек досталось каждому животному?

- Сравните эти доли между собой.

- Значит, каждому досталось по одной равной части от целого апельсина.

- Как вы думаете, что такое доля?


Практическая работа. (с яблоком)

- Апельсин делить легко, т.к. он состоит из долей.

- А можно ли разделить яблоко? Как?

- Хорошо. (Разрезаю яблоко на неравные части.)

- Можно ли назвать эти части долями? Почему?

- А как правильно разрезать?

(Разрезаю новое яблоко пополам. Показываю.)

- Какие теперь получились части?

- Как мы можем назвать эти равные части?

- Это не только доли, но и половина яблока. Т.е. если любое целое разделить на две равные части, то каждая из них является половиной целого.


- Сколько у меня частей яблока? (показываю одну часть)

- Одна из скольких?

- Одна из двух частей. Такая доля называется одна вторая.

(Записываю и поясняю)

- А записывать доли математике принято с помощью специального знака – дробной черты. Доля одна вторая записывается так: ½ , где верхнее число показывает, сколько частей взяли, а нижнее, на сколько частей разделили целое. В будущем в школе вы будете много работать с подобными числами.

 

- Прочитайте, какая дробь записана?


(Перехожу к ¼ доле яблока)


- Беру две половины яблока, разрезаю пополам.

- На сколько частей разделила яблоко? (4)

- Сколько частей у меня в руке? (1)

- Одна из скольких? (Из четырёх)

- Назовите получившуюся долю.

- Запишу на доске дробь ¼.

- Что значит верхнее число? Нижнее число?

В первых учебниках математики (в XVII веке) доли  назывались - «ломаные числа».   Долгое время доли считались  самым трудным разделом математики.   Даже сложилась поговорка “попасть в доли”, что означает “попасть в трудное положение”.     Давайте постараемся не попасть в трудное положение.


(наглядность «1/2 1/4 с кругами»)


Практическая работа с кругами (по вариантам в парах ).


- На партах лежат круги.

- 1-й вариант берёт жёлтый круг. Способом перегибания делит его пополам и закрашивает ½ долю круга.

- 2-й вариант берёт зелёный круг. Способом перегибания делит его на 4 части и закрашивает 4 долю круга.

- Сверьте с образцом.

(наглядность «жёлтые и зелёные круги»)

- Оцените свою работу за это задание в листах самооценки.


5. Физминутка. (СЛАЙД)


(наглядность ½ и ¼ яблок)

6. Продолжение работы по теме урока.


Сравнение долей.

(Беру ½ и ¼ доли яблока)

- Как называется эта доля яблока? (1/2)

- Как называется эта доля яблока? (1/4)

- Сравните их.

- Какой вывод можем сделать? (Чем меньше частей, тем доля больше. Чем больше частей, тем доля меньше.)


- Запишем дробь 1/2, через клетку - дробь ¼. Поставьте знак сравнения.


7. Закрепление изученного материала.

* Работа с учебником.

С. 107 №292 – устно.

- Прочитайте задание самостоятельно.

- Мы будем выполнять это задание по частям.

- Начинаем читать вслух. - Достаточно. … - Продолжаем.

- Оцените свою работу в листах самооценки.


*Работа по карточке.

В школьный буфет привезли 2 ящика яблок по 9 кг в каждом и 14 кг груш. Детям 3 «В» отдали четвёртую часть этих фруктов. Сколько килограммов фруктов получил 3 «В» класс?

- Оцените свою работу за это задание в листах самооценки.


* Работа в РТ с. 48 №1 (1) - самостоятельная работа.

- Проверка фронтальная.

- Оцените свою работу за это задание в листах самооценки.


8. Итог урока.


- Ну что же, ребята, помог нам ключ открыть дверь к новым знаниям?

- С каким понятием познакомились сегодня?

- Как называется эта доля? (1/5, 1/3)

- Какая из этих долей больше?

- Молодцы. Надеюсь, что вы и дальше будете совершать открытия в стране Знаний. Я дарю вам этот ключик в коллекцию вашего класса и желаю, чтобы эта коллекция ежедневно пополнялась.


9. Домашнее задание. СЛАЙД


- Д\З разного уровня сложности. Цифре 1 соответствует низкий уровень сложности, цифре 2 – средний, цифре 3 – высокий.

- Карточки с д/з вы получите на переменке. А памятка поможет вам его выполнить.


10. Рефлексия. СЛАЙД


- Возьмите листки рефлексии. Заштрихуйте одну из частей круга: если вам было легко и интересно – эту часть, … ..

- Возьмите листки самооценки. Сосчитайте знаки и поставьте себе оценку за урок сами.


- Ребята, вы на уроке были внимательными, активными, дружными. Мне хочется вас наградить не просто одной долькой, как в мультике, а целым мандарином. Не забудьте его разделить на доли и поделиться с друзьями.








Делили апельсин.

Дольку апельсин.

















Пять долек.







Вывод: Доля – это одна или несколько равных частей целого.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!