3. Самоопределение к деятельности. - Ребята, а причём тут апельсин, когда у нас урок математики? - Ответить на вопрос нам поможет мультфильм. Анализ мультфильма: - Что делали животные? - Что получил каждый из животных? - Произнеся слово «дольки» не так ласково, вы сформулируете тему урока. (наглядность «ДОЛИ») - Исходя из темы урока, как вы думаете, на какие вопросы мы получим ответ, что мы узнаем? (наглядность «ПЛАН») 4. Работа по теме урока. (определяем понятие ДОЛЯ) Анализ мультфильма. - Давайте проверим, насколько вы были внимательны? Ответьте на вопрос «Сколько долек было в целом апельсине?» (наглядность «АПЕЛЬСИН») - По сколько долек досталось каждому животному? - Сравните эти доли между собой. - Значит, каждому досталось по одной равной части от целого апельсина. - Как вы думаете, что такое доля? Практическая работа. (с яблоком) - Апельсин делить легко, т.к. он состоит из долей. - А можно ли разделить яблоко? Как? - Хорошо. (Разрезаю яблоко на неравные части.) - Можно ли назвать эти части долями? Почему? - А как правильно разрезать? (Разрезаю новое яблоко пополам. Показываю.) - Какие теперь получились части? - Как мы можем назвать эти равные части? - Это не только доли, но и половина яблока. Т.е. если любое целое разделить на две равные части, то каждая из них является половиной целого. - Сколько у меня частей яблока? (показываю одну часть) - Одна из скольких? - Одна из двух частей. Такая доля называется одна вторая. (Записываю и поясняю) - А записывать доли математике принято с помощью специального знака – дробной черты. Доля одна вторая записывается так: ½ , где верхнее число показывает, сколько частей взяли, а нижнее, на сколько частей разделили целое. В будущем в школе вы будете много работать с подобными числами. - Прочитайте, какая дробь записана? (Перехожу к ¼ доле яблока) - Беру две половины яблока, разрезаю пополам. - На сколько частей разделила яблоко? (4) - Сколько частей у меня в руке? (1) - Одна из скольких? (Из четырёх) - Назовите получившуюся долю. - Запишу на доске дробь ¼. - Что значит верхнее число? Нижнее число? В первых учебниках математики (в XVII веке) доли назывались - «ломаные числа». Долгое время доли считались самым трудным разделом математики. Даже сложилась поговорка “попасть в доли”, что означает “попасть в трудное положение”. Давайте постараемся не попасть в трудное положение. (наглядность «1/2 1/4 с кругами») Практическая работа с кругами (по вариантам в парах ). - На партах лежат круги. - 1-й вариант берёт жёлтый круг. Способом перегибания делит его пополам и закрашивает ½ долю круга. - 2-й вариант берёт зелёный круг. Способом перегибания делит его на 4 части и закрашивает 4 долю круга. - Сверьте с образцом. (наглядность «жёлтые и зелёные круги») - Оцените свою работу за это задание в листах самооценки. 5. Физминутка. (СЛАЙД) (наглядность ½ и ¼ яблок) 6. Продолжение работы по теме урока. Сравнение долей. (Беру ½ и ¼ доли яблока) - Как называется эта доля яблока? (1/2) - Как называется эта доля яблока? (1/4) - Сравните их. - Какой вывод можем сделать? (Чем меньше частей, тем доля больше. Чем больше частей, тем доля меньше.) - Запишем дробь 1/2, через клетку - дробь ¼. Поставьте знак сравнения. 7. Закрепление изученного материала. * Работа с учебником. С. 107 №292 – устно. - Прочитайте задание самостоятельно. - Мы будем выполнять это задание по частям. - Начинаем читать вслух. - Достаточно. … - Продолжаем. - Оцените свою работу в листах самооценки. *Работа по карточке. В школьный буфет привезли 2 ящика яблок по 9 кг в каждом и 14 кг груш. Детям 3 «В» отдали четвёртую часть этих фруктов. Сколько килограммов фруктов получил 3 «В» класс? - Оцените свою работу за это задание в листах самооценки. * Работа в РТ с. 48 №1 (1) - самостоятельная работа. - Проверка фронтальная. - Оцените свою работу за это задание в листах самооценки. 8. Итог урока. - Ну что же, ребята, помог нам ключ открыть дверь к новым знаниям? - С каким понятием познакомились сегодня? - Как называется эта доля? (1/5, 1/3) - Какая из этих долей больше? - Молодцы. Надеюсь, что вы и дальше будете совершать открытия в стране Знаний. Я дарю вам этот ключик в коллекцию вашего класса и желаю, чтобы эта коллекция ежедневно пополнялась. 9. Домашнее задание. СЛАЙД - Д\З разного уровня сложности. Цифре 1 соответствует низкий уровень сложности, цифре 2 – средний, цифре 3 – высокий. - Карточки с д/з вы получите на переменке. А памятка поможет вам его выполнить. 10. Рефлексия. СЛАЙД - Возьмите листки рефлексии. Заштрихуйте одну из частей круга: если вам было легко и интересно – эту часть, … .. - Возьмите листки самооценки. Сосчитайте знаки и поставьте себе оценку за урок сами. - Ребята, вы на уроке были внимательными, активными, дружными. Мне хочется вас наградить не просто одной долькой, как в мультике, а целым мандарином. Не забудьте его разделить на доли и поделиться с друзьями. |