мотивационный | Стратегия самостоятельный выход на тему урока и постановка целей урока, использование опыта ученика, использование «подмостков». - вспомните, о какой части человеческой жизни мы говорили с вами на прошлом уроке? (детство). как его описывал Толстой (как самую счастливую пору) - а что такое отрочество? с каким возрастом оно связано? - Сегодня мы продолжим разговор об автобиографическом пр-ии Толстого. Пользуясь имеющимся у вас опытом работы с текстом, определите цели своей деятельности на уроке. | Ученики записывают дату, классная работа, работают с ответами на вопросы Записывают с тетрадях характеристику Толстого каждого этапа жизни Детство до 11 – пора бездумно-любящая (каждый любит всех и все любят каждого). Отрочество 12-14 – пробуждение самосознания и рефлексии, вера в то, что в мире царит любовь и справедливость. Юность 15-20– возникновение избирательного чувства дружбы и любви, мечты об идеальных планах собственной жизни. афиширование целей урока, работа с речевыми шаблонами. | тетради речевой шаблон |
операционный | 1.прием «метод ассоциаций». актуализация имеющихся знаний: каким мы видели главного героя в первой части трилогии? подберите три ассоциации, лучше всего описывающие этот образ 2.контроль знания текста «Ошибочное суждение» 1.семья Николеньки переезжает в Москву 2. по приезду в этот город семья будет жить в собственном доме (у бабушки) 3. Володя старше главного героя на три года (на год и несколько месяцев) 4.бабушка увольняет Карла Ивановича из-за того, что дети играли с порохом 5.вместо КИ с детьми занимается француз Поль (Сен-Жермен) 6. в отрочестве умирает бабушка главного героя 7. в повести нет главы с одноименным названием 8.Дмитрий Нехлюдов – друг Николеньки 3. Стратегия «Действовать систематично». Фокусируем внимание на правилах работы в группе. Задание: выполнить задание на карточках в группах, заполнив таблицу (15 мин). Наблюдение за выполнением задания; создание коллаборативной среды. Слежу за работой в группе, при необходимости оказываю консультирование. Для «менее успешных» предлагаю воспользоваться карточками-поддержками. | ученики работают с ассоциациями, обмениваются информацией в парах и четверках, афиширование совпавших ассоциаций работают с приемом «Ошибочное суждение», самопроверка по ключу, работа с оценочным листом ключ: +, -, -, +, -, +, -, + работают в группах, анализируя образ главного героя пр-ия в сопоставлении с повестью «Детство» 1 группа Сравнительная работа: проанализировать названия в двух повестях, в чем различие? (во второй повести больше глав, называющих чувства героев, что свидетельствует об усложнении внутреннего мира главного героя) 2 группа: глава ХХI сопоставьте Любочку и Катю - как усложнилась внутренняя жизнь героя (презрение, отчаяние, стыд, ненависть, злоба, меньше слез, их практически нет, очень много размышлений, меньше событий, начинает ценить ум и испытывать необходимость в друге, с которым можно поделиться) 3 группа: Анализ главы «Отрочество» ХIХ - чем интересна событийная динамика этой главы (рассуждения об уме человека) - чем отличается это глава от одноименной в повести 4 группа: глава XXII «Папа» - сопоставьте чувства главного героя по отношению к отцу в дух повестях. что меняется в главном герое с возрастом? отец показан как живой человек, любящий детей, чувствительный. Я люблю отца, но ум человека живет независимо от сердца и часто вмещает в себя мысли, оскорбляющие чувство, непонятные и жестокие для него. И такие мысли, несмотря на то, что я стараюсь удалить их, приходят мне... (отношение к горничной Маше) 5 группа: Анализ главы «Я» XXIV - зачем нужна это глава в повести? какое место она занимает в ней (самоанализ, характеристика) - что нового видит в себе главный герой (ум, учеба, способность, сочувствие другим людям, избавляется от недостатков) - могла ли такая глава появиться в предыдущей повести? почему? | Учебниктетради карточки тетради текст таблица карточки |
рефлексивно-оценочный | 1.Стратегия «Синквейн» на тему «детство». Инструктаж по выполнению стратегии. Наблюдение за выполнением задания; создание коллаборативной среды. 2.стратегия «Свободное письмо» Какие изменения произошли в главном герое?
3.Стратегия «Одноминутное эссе». Провожу инструктаж по стратегии. Наблюдаю за выполнением задания. | Ученики составляют синквейн, ТиО делятся своими работами, все работы сдают учителю. письменно выполняют задание в тетради Меняется его восприятие окружающего мира — приходит понимание того, что мир не вращается вокруг него одного, что вокруг много людей. Он воспринимал мир через чувство одиночества, с появлением Нехлюдова его взгляды на жизнь меняются. Происходит переоценка смысла жизни. Для автора очень важен процесс постепенного избавления от замкнутости, как с нравственной, так и с психологической стороны. 3.Ученики в течение минуты анализируют свою деятельность на уроке, свои результаты и их причины. афиширование по желанию | тетради |