СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 8 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы на тему " Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество»" В ходе занятия учащиеся ответят на проблемный вопрос: "Какие нравственные вопросы (проблемы) стоят перед главным героем Л. Н. Толстого,  насколько они созвучны с проблемами, стоящими перед современным молодым человеком?"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №44

Коморко Светлана Владимировна

89224252061

УМК В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2014.

Класс 8


Тема: Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество».


 Тип урока

Урок-исследование


Основная цель учителя по отношению к заданным компетенциям (ключевым и предметным):

Создать условия для самореализации каждого учащегося на уроке путём включения его в индивидуальную и парную работу.

Прогнозируемые результаты:

Предметные: формирование умения анализировать литературное произведение, определять изобразительно-выразительные средства языка и понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, владение литературоведческой терминологией при анализе художественного произведения, формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка.

Метапредметные: самостоятельное определение цели своего обучения, умение ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской, творческой деятельности.


Задачи урока:

Обучающие: расширить знания учеников о биографии Л.Н.Толстого, познакомить с особенностями его творческого метода; продолжить изучение трилогии «Детство. Отрочество. Юность»; обучение анализу художественного произведения (постановка проблемных ситуаций)

Развивающие: развивать умение учащихся работать с книгой и другими информационными ресурсами, самостоятельно добывать знания; развивать монологическую речь и умение анализировать текст; развивать культуру устной речи, выразительного чтения;

Воспитательные: помочь учащимся задуматься над их взаимоотношениями со взрослыми; воспитание стремления к самопознанию и самосовершенствованию.


Оборудование и материалы к уроку

Ресурсы:


Текст повести Толстого «Отрочество», мультимедийный проектор, наглядный и раздаточный материал, Интернет-ресурсы

Рекомендуемые ученикам материалы (учебники, пособия, CD-Rom, адреса в сети Интернет и т.п.):

1.Русская литература XX века. Практикум для общеобразовательных учреждений /под ред. Ю.И.Лыссого, М. 1998

2.Сигов В.К. Литература. – М., 2005

3. www.adv.ru/library Библиотека ADV - собрание художественной литературы современных и классических авторов.

4.http://public-library.narod.ru/ Публичная электронная библиотека Е.Пескина.

5.http://www.lib.ru/ Библиотека Максима Мошкова.

6.http://www.rvb.ru/ Русская литературная библиотека.

7. http://www.russia.uthscsa.edu/music/artists

8. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» http://mega.km.ru

9 Энциклопедия Брокгауза-Эфрона http://russia.agama.com/bol/

10.Литературная энциклопедия http://literensic.narod.ru/present/frame.htm

11. Большой Русский Биографический Словарь http://www.rulex.ru/be.htm

12. http://www.ib.km.ru

13. http://www.fplib.ru/literature/20century.html Русская литература ХХ столетия

14.http://center.fio.ru/works_student/aLEKSEEVAll/literature.htm Портрет в литературе.

15. Фонозаписи художественных произведений:

http://www.russia.uthscsa.edu/music/artists «Маленькая Россия»

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в группах


Технологии: в основе урока система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека; технология развития критического мышления; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированное обучение; проблемное обучение.


Методы работы: частично-поисковый, обращение к личному опыту, метод проекта, демонстрационный, личностно-ориентированное обучение И.С.Якиманской


Приемы работы: «мозговой штурм», комментированное чтение, анализ текста, составление синквейна, презентация исследовательской деятельности.


Основополагающий вопрос

Какие нравственные вопросы (проблемы) стоят перед главным героем Л. Н. Толстого, и насколько они созвучны с проблемами, стоящими перед современным молодым человеком?

Проблемный вопрос

Как преодолевал сложности подросткового периода главный герой повести «Отрочество»?


Задачи урока:

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный этап (1 мин.) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.

  • Доброжелательное приветственное слово учителя.

  • Проверка учителем готовности обучающихся к уроку, наличия учебных принадлежностей, учебника и рабочей тетради.

Дети проговаривают девиз урока:

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Включение детей в деятельность.

Проверка готовности рабочего места.

2

Проверка домашнего задания

(1мин.)
Цель: проверить усвоения пройденного материала.

  • Ребята, дома вы познакомились с текстом повести Л.Н.Толстого «Отрочество» и должны были сделать пометки карандашом ключевых моментов рассказа: характеристик и описаний героев, а также незнакомых для вас слов. Какие слова вам были не понятны?



Идет фронтальный опрос, позже «исследователи» зачитывают правильное толкование слов и раздает распечатки листов.

3

Анализ. Первичное восприятие текста(2 мин.) "Мозговой штурм"

Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме

  • Понравилось ли вам произведение Л.Н. Толстого?

  • О чем в нём говорится?

  • От чьего лица ведется повествование? Почему?

  • Какое время описывает автор?

  • Какие ассоциации возникают у вас, когда вы услышали тему?

Учитель записывает все называемые ассоциации.





  • От лица автора, так как он писал о своем детстве

  • Толстой описывает свои детские и отроческие годы

  • Детство - это период человеческого развития, когда человек учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества

4

Работа над темой и целью урока (3мин.)
Цель: постановка учебной задачи.

  • Тема нашего урока «Нравственные проблемы в рассказе Л.Н.Толстого «Отрочество»». Запишите её. Внимательно вдумайтесь в тему и эпиграфы к уроку и попробуйте сформулировать задачи, которые вам придётся решать в течение урока. Как вы понимаете значение слов «нравственные», «проблемы»?

  • Толкование слова «нравственность

  • Толкование слова «проблема»




  • Нравственность- совокупность норм и ценностей конкретного человека. Она включает в себя представления индивида о добре и зле, о том, как следует и не следует вести себя в различных ситуациях.

  • В словаре Ожегова:

  • нравственность- внутренние, духовные качества, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

  • Этика- совокупность норм поведения.

  • ПРОБЛЕМА, -ы, ж. 1. Сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования. Постановка, решение проблемы. Проблемы воспитания. 2. перен. О чем-н. трудно разрешимом, осуществимом (разг.)

5

Работа над названием произведения (2 мин.).

Цель: выявление идеи произведения через название произведения

  • Постановка проблемы.

  • Повесть называется «Отрочество». А что такое отрочество?

  • Чтобы вырастить человека, достаточно ли того, чтобы он был сыт и одет?

  • То есть, воспитать – значит дать: образование; физическое развитие; духовное развитие. обучение этикету.

  • Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о воспитании. О воспитании детей в отроческом, т.е. в подростковом возрасте.

  • Почему отрочество считается самым сложным периодом в жизни человека?



  • Отрочество, отрок – подросток, мальчик или девочка, находящийся в подростковом возрасте.

  • В словаре Ожегова слово воспитать означает вырастить ребенка, воздействуя на духовное и физическое развитие, дав образование, обучив правилам поведения.

  • Ответы учащихся

6

Работа над темой и идеей рассказа (продолжение) (2 мин.)

  • Эпиграфом к уроку являются слова военного лётчика, философа, писателя, автора замечательной сказки «Маленький принц» Экзюпери «Все мы родом из детства…» и слова Толстого «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться, и лишаться. А спокойствие - душевная подлость»

  • Почему именно эти слова я взяла в качестве эпиграфа? Как вы понимаете смысл этих высказываний?







  • Ответы учащихся

  • Возможно, именно эпиграф отражает тему рассказа и поможет нам определить смысл его названия.

7

Работа над темой и идеей рассказа (продолжение) (4 мин.)


  • “История души человеческой”, то есть желание заглянуть в тайны внутреннего мира, попытка разобраться в “я” героя, в сложных взаимоотношениях со средой волновала многих писателей XIX века: А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Гоголя, И.Тургенева, Ф.Достоевского. Среди этих имён имя Толстого занимает особое место.

  • Каким вы представляете себе Л.Толстого после знакомства с биографией и после изучения его произведений («Севастопольские рассказы», «Детство», «Отрочество» (главы), «После бала»)? Что кажется вам самым главным в его отношении к себе и к окружающим людям?

  • Ответы на эти и другие вопросы можно почерпнуть в дневниковых записях 19-летнего Толстого

  • Ответы учащихся

  • Поражают огромная требовательность к себе, к своему труду, недовольство собой, стремление к самосовершенствованию как назначению личности; чуткость и прозорливое ощущение того, что тебя окружает. Значительную роль в жизни девятнадцатилетнего юноши Льва Толстого играл дневник, предназначенный для пристального анализа своих поступков, мыслей, чувств.

Инд. задание Из дневника Л.Н.Толстого

1848г.

1. Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.

2. Довольствоваться настоящим.

3. Искать случаев делать добро…

1849г.

1. Изучить весь курс юридических наук.

2. Изучить практическую медицину и часть теоретической.

3. Изучать язык французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.

4. Изучать сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.

5. Изучать историю, географию и статистику.

6. Изучать математику, гимназический курс.

7. Написать диссертацию.

8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.

9. Написать правила.

10. Получить некоторые познания в естественных науках.

11. Составить сочинение из всех предметов, которые будут изучать.

Примечание: Самое удивительное, что большую часть этой программы я выполнил!

8

Словарная работа. Работа с терминами (3 мин.)

Цель: создание образов главных героев для понимания авторской позиции, для раскрытия идеи произведения, развитие творческих способностей

  • Вскоре у писателя возникает потребность в более широкой форме проследить основное содержание и направление своего развития — так рождается замысел автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность», задуманной как «Четыре эпохи развития». Вторая часть «Юности» — «Молодость» — так и не была создана, хотя её планы сохранились в бумагах Л.Н. Толстого. «Юность» была опубликована в журнале «Современник» (1857).

  • Скажите, а от чьего лица ведется повествование в «Детстве»? (Повествование ведется Николенькой Иртеньевым. Но это не десятилетний мальчик, а взрослый человек, вспоминающий свое прошлое. Между описываемыми событиями и рассказом о них – довольно значительный промежуток времени. )

  • То есть, по большому счету, повесть «Детство» – это воспоминание. Подберите однокоренные слова. Воспоминания (или мемуары) – это записанные мысли о своей жизни или жизни другого человека, а также повествование о различных событиях, участником которых был пишущий.

  • Таким образом, трилогию «Детство. Отрочество. Юность» мы еще можем назвать романом - воспоминанием или же, если уточнить это определение автобиографическим романом – воспоминанием.

  • Трилогией мы называем литературное произведение, состоящее из трех самостоятельных произведений, объединенных в одно целое общим идейным замыслом, сюжетом, главными героями.

  • Повествование ведется от лица Николеньки Иртеньева



  • (Память, памятный, вспомнить и т.д. )

  • По своему сугубо психологическому и автобиографическому характеру этот замысел непосредственно примыкал к юношеским дневникам Толстого, ставшим его своеобразной «творческой лабораторией» и одновременно – летописью духовного опыта.

9

Характеристика героев (4 мин.) Цель: анализ образов главных героев для понимания авторской позиции, для раскрытия идеи произведения, развитие творческих способностей.

  • Подумайте, кому принадлежат приведенные ниже слова: автору или герою Николеньке Иртеньеву. Почему вы так решили? Какие мысли и чувства в них переданы?

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

  • Кто является главным героем рассказа «Детство»?

  • Как Николенька Иртеньев преодолевал сложности подросткового периода?

  • О каком самом большом счастье идет речь в повести «Детство»?

  • (О любви матери и ребенка).

  • О каком самом большом горе рассказывается в повести? (Самое большое горе – это потеря матери).

  •  Все эпизоды повести, когда герой был несправедлив по отношению к близким людям, навсегда остались в его памяти. Больше того, из каждого такого эпизода Николенька вынес свой урок, понял, почему он поступал неправильно и как следовало бы поступить. Вывод из всех этих уроков один – нужно нести людям добро и любовь, и тогда они ответят тебе тем же.
        Повесть Толстого «Детство» помогает ее читателям стать добрее - не обижать близких людей, не бояться заступиться за слабого, принять наказание от родителей как справедливое и не таить обиду.

  • Дифференцированное задание с учетом развития индивидуальных способностей.

  • Конечно, это размышления взрослого человека, для которого детство – далекое прошлое. А воспоминания о нем, о том, что было, «возвышают душу», т. е. заставляют быть лучше, походить на прекрасных людей, встретившихся на жизненном пути, помнить и любить самых близких людей – мать и отца.

  • Николенька Иртеньев.

  • Николеньке 10 лет. Он любознательный умный мальчик, очень наблюдательный, умеющий думать и анализировать.

  • Краткий пересказ по плану (план на доске)

1. Иртеньевы едут из деревни в Москву.

2. Новые ощущения входят в жизнь героя.

3. Учитель Карл Иванович рассказывает юноше свою историю.

4. День рождения Любочки.

5. Николай ломает маленький ключик от отцовского тайника.

6. Выходка мальчика по отношению к Сен-Жерому. Мальчик наказан.

7. Брат Володя поступает в университет. Его друг Нехлюдов становится другом и Николая.

8. Николай отмечает, как повзрослели его сестры. Он начинает критически оценивать поведение отца.

9. Бабушка умирает, оставив все состояние Любочке.

10. Николай готовится к поступлению в университет.

10

Работа с текстом Коллективный анализ главы 3 «Новый взгляд»(3мин.)

  • Сегодня нам предстоит проанализировать три главы повести «Отрочество», важные для понимания духовного состояния героя. Мы попробуем вчитаться в текст настолько внимательно, чтобы уловить все оттенки состояния Николеньки, и на основе этого поразмышляем о том, как меняется духовный мир героя и каков он в разные моменты своей жизни. Для этой цели мы заполним таблицу, которая поможет сделать нам нужные выводы

  • Прочитайте (по ролям) главу «Новый взгляд» до слов «вы богаты – мы бедны».

  • Итак, первая моральная перемена произошла в Николеньке во время данного путешествия. Найдите в главе 3 доказательство этому. Сделайте вывод, запишите в таблицу

Составление таблицы «Движение души Николеньки Иртеньева»

Глава

Чувства героя

Выразительные средства, детали

Вывод

Глава 1

«Поездка на долгих»




Глава 3 «Новый взгляд»




Глава 11

«Единица»




Глава 19 «Отрочество»




Глава20 «Володя»






11

Анализ глав «Отрочество» и «Единица» (5 мин.) в группах

  • Тема одиночества возникает на первых страницах повести и, нарастая, проходит почти через все произведение. В Москве все стало не таким, каким было раньше. Анализ главы «Отрочество» -1 группа

  • Какие философские открытия делал для себя Николенька? Как они влияли на его отношение к жизни?

  • О чем же думал Николай в течение года, пока вел свою уединенную жизнь? Найдите ответ в тексте главы «Отрочество».

  • О чем же думал Николай в течение года, пока вел свою уединенную жизнь? Найдите ответ в тексте главы «Отрочество».

  • Какое философское направление становится любимым? (Скептицизм)

  • 2 группа анализирует главу «Единица». Каким показан Николенька в главе «Единица»? Знакомы ли вам чувства, которые испытывает герой?







  • Чтение отрывка от слов «Но, ни одним из всех философских направлений я не увлекался так,» до «Отвлеченные чувства…»





  • Запись понятия. Скептицизм (греч.) – философское направление, выдвигающее сомнение в надежности истины.

  • Ответы учащихся

12

Работа с проблемными вопросами. Формулирование выводов (продолжение) (2 мин.)

Цель: соотнести слова Толстого с содержанием рассказа, ещё раз подчеркнуть идею произведения

  • Работа с проблемными вопросами

  • Что изменилось в мировосприятии мальчика?

  • - Какие чувства он испытывает?

  • - Чувствуется ли смена состояний героя? Возникают ли у него противоречия?

  • Формулирование вывода:

  • На основе проанализированного материала определите задачу, которую поставил перед собой Толстой?

  • (Толстой создает произведение, в центре внимания которого – «психологический процесс, его формы и законы» (Чернышевский)

  • В связи с этим возникает особое понятие, относящееся ко всему творчеству Толстого, - ДИАЛЕКТИКА ДУШИ. На ваших столах лежат словарики литературоведческих терминов. Найдите определение этого понятия и запишите его в тетрадь. Сделайте вывод, что является главным предметом изображения в творчестве Толстого

  • Вернёмся к эпиграфу урока. Как вы понимаете слова писателя?

  • Чему учит нас произведение? Какие чувства вызывает повесть Толстого? Чему научились вы на этих уроках?



  • Ответы учащихся

  • Вывод:

  • Детство – это противоречия и бесконечные вопросы, ответов на которые нет; отрочество – пора, лишенная движения, но полная новых чувств; юность – начало новой жизни, главным законом которой станет закон нравственного самосовершенствования.

  •  Ответы учащихся

  • Диалектика души –это душа человека в её постоянном движении

  • Доброте, состраданию, участию, пониманию окружающих людей, чуткости, самоотдаче и целеустремленности.

13

Выводы (2 мин.)
Цель: содействовать нравственному воспитанию учащихся на текстах художественной литературы.

  • Ребята, вспомните, какие задачи вы перед собой ставили в начале урока?

  • - Удалось ли нам решить эти задачи?

  • Что герой считает началом юности? (Глава I.)

“Добродетельные мысли” о том, что “назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию”. Он стремится “прилагать эти мысли к жизни”.

  • Как он оценивает самого себя на пороге взросления?

  • Очень строго, критически: прослеживается склонность юноши Иртеньева к самоанализу, самоосуждению — отвращение к самому себе (“благородного ничего не было”), эта склонность вызвана попыткой объяснить самому себе то, что не в силах объяснить ему окружающие.

  • Отрочество представлялось герою пустыней, которую он стремился преодолеть, чтобы быстрее достичь «исполненной прелести и поэзии» юности. Юность предстает как обновление и более зрелое возвращение к детству, через понимание драматизма жизни. В этот период герой избавился от скепсиса и опять думает о наполняющем жизнь добре и счастье. Опять у Николеньки возникает желание объединения с людьми. Он ищет в жизни свое место: «Надо скорей, скорей, сию же минуту сделаться другим человеком и начать жить иначе».



  • Актуальна ли повесть в наше время?

Анализируя эти произведения, можно заметить, что основное для Толстого – доброта, уважение к ребенку, умение видеть в нем личность.

В трилогии впервые появился толстовский герой-правдолюбец, черты его развиваются и крепнут в Николеньке Иртеньеве. Он знает свои слабости, недостатки, недоволен собой, и воспоминания - это оценка пройденного им пути. Он недоволен настоящим, поэтому и обращается к прошлому. По мнению автора, ребенок остается в душе взрослого человека, и это непосредственное детское отношение к жизни помогает взрослому.

В «Отрочестве» герой выходит из семейного мира в мир людей, которым он безразличен. Для Николеньки это самый тяжелый период его жизни. Он чувствует разобщенность людей, горько воспринимает жестокость и несправедливость. Потрясением для него становится опять же обнаружение этих качеств в его родных: бабушке, отце. Он приходит к скептицизму, конфликту с окружающей средой.

  • Благодаря анализу произведения, мы видим, что автор показал нам тонкий мир и психологию подростков, ведь многие из вас в главном герое узнают самих себя. Многие в подростковом возрасте считают себя ненужными, нелюбимыми, в этом возрасте у многих появляются комплексы, первая настоящая дружба, любовь. Поэтому повесть актуальна и в наше время

14

Рефлексия. Составление синквейна (2 мин.)
(Класс разделен на мобильные группы, в зависимости от уровня обученности и мотивации).Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

  • Подводя итог, предлагаю составить синквейн со словами «детство» и «отрочество»

  • Сенкан (синквейн)– «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.

  • Структура сенкана.

  • 1. Существительное (тема).

  • 2. Два прилагательных (описание).

  • 3. Три глагола (действие).

  • 4. Фраза из нескольких слов (описание).

  • 5. Существительное (перефразировка темы).

  • Отдельные работы зачитываются. Ответы комментируются и оцениваются учителем.

Примерные работы учащихся:
Детство

светлое, счастливое, радостное

радует, веселит, совершенствует

самая беззаботная пора

Радость


Отрочество

Противоречивое, индивидуальное, сомневающееся,

Воспитывает, совершенствует, направляет.

Самое противоречивое время жизни

Сомнения

15

VIII. Выставление отметок за урок (2 мин.).


А теперь посмотрите, пожалуйста, в оценочные листы, посчитайте свои ответы и оцените свои работы.

Оценочный лист

учащегося ..........................

по теме.....................................................

Оценка

Формулирование целей урока

Выразительное чтение

Анализ

Работа с таблицей

Вывод

Творческая работа












Индивидуальные работы оцениваются отдельно.

Учащиеся оценивают результаты деятельности товарищей по заранее обговоренным критериям (оценочный лист) и обсуждают оценки

16

IX. Домашнее задание (2 мин.).



Обратите внимание на доску, где записано домашнее задание:

1 группа. Написать сочинение-миниатюру «Моё отрочество»

2 группа. 1. Предлагаю вам написать вопросы, которые волнуют вас на пороге отрочества (не меньше 13)

3 группа. Выразительное чтение отрывков рассказа, продолжение таблицы (глава 1, 20)

Учащиеся выбирают задание из предложенных с учётом своих индивидуальных возможностей, учитель комментирует.

Возможные вопросы: Что такое для меня отрочество? Как я взрослею? Что меняется во мне? Что для меня изменилось в этом мире? Чего не было раньше? Какие события в моей жизни оказали значительное влияние на развитие моего характера? Какие люди влияют на развитие моей личности? Изменилось ли моё отношение с друзьями, родителями, педагогами, посторонними взрослыми людьми? Как, на мой взгляд, меня оценивают взрослые люди? Чьё мнение для меня значит больше: мнение моих сверстников или взрослых мудрых людей? Каким взрослым человеком я себя вижу? О чём я задумываюсь? О чём я мечтаю? Кто для меня авторитет? Какие качества я хотел бы приобрести в период отрочества? Считаю ли я, что отрочество, самый важный период в моей жизни? Если да, то почему? Ради чего я живу? Как я хочу прожить свою жизнь? И что я хочу оставить после себя?



Список использованной литературы

  1. Гусев Н. Н., Жизнь Л. Н. Толстого. Молодой Толстой (1828--1862), изд. Толстовского музея, М., 1927

  2. Гусев Н. Н., Летопись жизни и творчества Л. Н. Толстого, изд. «Academia», М. -- Л., 1936.

  3. Гудзий Н. К., Как работал Л. Толстой, изд. «Советский писатель», М., 1936.

  4. Драганов П. Д., Граф Л. Н. Толстой как писатель всемирный и распространение его произведений в России и за границей, СПБ, 1903

  5. Изучение творчества Т.: Ленин В. И., Сочинения, 3 изд., т. XII (статья «Лев Толстой, как зеркало русской революции»)

  6. Леонтьев К. Н., О романах гр. Л. Н. Толстого. Анализ, стиль и веяние. (Критич. этюд), М., 1911

  7. Сборники статей и материалов о Толстом: Международный толстовский альманах, состав. П. Сергеенко, изд. «Книга», М., 1909

  8. Дневник Л. Н. Толстого, т. I (1895--1899), под ред. В. Г. Черткова, М., 1916

  9. Дневник молодости Л. Н. Толстого, т. I (1847--1852), под ред. В. Г. Черткова, М., 1917

  10. Толстой (1850--1860). Материалы, статьи, под ред. В. И. Срезневского, изд. Акад. наук СССР, Л., 1927

  11. Эйхенбаум Б., Молодой Толстой, изд. З. И. Гржебина, П. -- Берлин, 1922







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!