СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Милосердие и сострадание в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (анализ эпизода «После Великого бала у Сатаны»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: проанализировать эпизод «После Великого бала у Сатаны» из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»; показать связь романа «Мастер и Маргарита» с нравственными традициями русской классической литературы

Задачи:

Обучающие.

1.Продолжить работу над анализом текста.

2.Продолжить работу над деталями художественного произведения.

3. Показать значимость сострадания и милосердия в романе.

Развивающие.

1. Развивать монологическую речь учащихся, умение логически излагать свои мысли.

2. Развивать читательскую активность учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации.

3. Развивать умение размышлять и делиться своими размышлениями, чувствами.

Воспитательные.

1.Воспитание любви к ближнему, добра, милосердия, ответственности за свои поступки.

2.Продолжить формирование умений: а) общаться в коллективе; б) осуществлять самооценку и самоконтроль.

Оснащение урока:

Текст романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»;мультимедийное сопровождение (презентация Microsoft Power Point);социальный видеоролик.

Методические приемы: организация работы с прозаическим текстом посредством его анализа:

-эвристическая беседа;

- «тонкие и толстые вопросы»;

-работа с ключевыми словами;

-дискуссия «совместный поиск»;

-заполнение кластера;

-прогнозирование.

Методическая цель: формирование филологической и коммуникативной компетенции обучающихся посредством применения ИКТ и технологии развития критического мышления на уроках литературы по анализу художественных текстов.

В процессе проведения урока по ТРКМ обучающиеся получат знания:

-милосердие и сострадание в произведении М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»;

-основные теоретико-литературоведческие понятия;

обретут знания:

-анализировать эпизоды прозаического произведения;

-раскрывать общечеловеческое содержание литературного произведения;

-выявлять авторскую и читательскую позицию;

-сформируют навыки:

-монологической устной речи обучающихся;

-выразительного чтения.

Цель: проанализировать эпизод «После Великого бала у Сатаны» из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»; показать связь романа «Мастер и Маргарита» с нравственными традициями русской классической литературы

Задачи:

Обучающие.

1.Продолжить работу над анализом текста.

2.Продолжить работу над деталями художественного произведения.

3. Показать значимость сострадания и милосердия в романе.

Развивающие.

1. Развивать монологическую речь учащихся, умение логически излагать свои мысли.

2. Развивать читательскую активность учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации.

3. Развивать умение размышлять и делиться своими размышлениями, чувствами.

Воспитательные.

1.Воспитание любви к ближнему, добра, милосердия, ответственности за свои поступки.

2.Продолжить формирование умений: а) общаться в коллективе; б) осуществлять самооценку и самоконтроль.

Оснащение урока:

Текст романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»;мультимедийное сопровождение (презентация Microsoft Power Point);социальный видеоролик.

Методические приемы: организация работы с прозаическим текстом посредством его анализа:

-эвристическая беседа;

- «тонкие и толстые вопросы»;

-работа с ключевыми словами;

-дискуссия «совместный поиск»;

-заполнение кластера;

-прогнозирование.

Методическая цель: формирование филологической и коммуникативной компетенции обучающихся посредством применения ИКТ и технологии развития критического мышления на уроках литературы по анализу художественных текстов.

В процессе проведения урока по ТРКМ обучающиеся получат знания:

-милосердие и сострадание в произведении М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»;

-основные теоретико-литературоведческие понятия;

обретут знания:

-анализировать эпизоды прозаического произведения;

-раскрывать общечеловеческое содержание литературного произведения;

-выявлять авторскую и читательскую позицию;

-сформируют навыки:

-монологической устной речи обучающихся;

-выразительного чтения.

Цель: проанализировать эпизод «После Великого бала у Сатаны» из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»; показать связь романа «Мастер и Маргарита» с нравственными традициями русской классической литературы

Задачи:

Обучающие.

1.Продолжить работу над анализом текста.

2.Продолжить работу над деталями художественного произведения.

3. Показать значимость сострадания и милосердия в романе.

Развивающие.

1. Развивать монологическую речь учащихся, умение логически излагать свои мысли.

2. Развивать читательскую активность учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации.

3. Развивать умение размышлять и делиться своими размышлениями, чувствами.

Воспитательные.

1.Воспитание любви к ближнему, добра, милосердия, ответственности за свои поступки.

2.Продолжить формирование умений: а) общаться в коллективе; б) осуществлять самооценку и самоконтроль.

Оснащение урока:

Текст романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»;мультимедийное сопровождение (презентация Microsoft Power Point);социальный видеоролик.

Методические приемы: организация работы с прозаическим текстом посредством его анализа:

-эвристическая беседа;

- «тонкие и толстые вопросы»;

-работа с ключевыми словами;

-дискуссия «совместный поиск»;

-заполнение кластера;

-прогнозирование.

Методическая цель: формирование филологической и коммуникативной компетенции обучающихся посредством применения ИКТ и технологии развития критического мышления на уроках литературы по анализу художественных текстов.

В процессе проведения урока по ТРКМ обучающиеся получат знания:

-милосердие и сострадание в произведении М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»;

-основные теоретико-литературоведческие понятия;

обретут знания:

-анализировать эпизоды прозаического произведения;

-раскрывать общечеловеческое содержание литературного произведения;

-выявлять авторскую и читательскую позицию;

-сформируют навыки:

-монологической устной речи обучающихся;

-выразительного чтения.

Цель: проанализировать эпизод «После Великого бала у Сатаны» из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»; показать связь романа «Мастер и Маргарита» с нравственными традициями русской классической литературы

Задачи:

Обучающие.

1.Продолжить работу над анализом текста.

2.Продолжить работу над деталями художественного произведения.

3. Показать значимость сострадания и милосердия в романе.

Развивающие.

1. Развивать монологическую речь учащихся, умение логически излагать свои мысли.

2. Развивать читательскую активность учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации.

3. Развивать умение размышлять и делиться своими размышлениями, чувствами.

Воспитательные.

1.Воспитание любви к ближнему, добра, милосердия, ответственности за свои поступки.

2.Продолжить формирование умений: а) общаться в коллективе; б) осуществлять самооценку и самоконтроль.

Оснащение урока:

Текст романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»;мультимедийное сопровождение (презентация Microsoft Power Point);социальный видеоролик.

Методические приемы: организация работы с прозаическим текстом посредством его анализа:

-эвристическая беседа;

- «тонкие и толстые вопросы»;

-работа с ключевыми словами;

-дискуссия «совместный поиск»;

-заполнение кластера;

-прогнозирование.

Методическая цель: формирование филологической и коммуникативной компетенции обучающихся посредством применения ИКТ и технологии развития критического мышления на уроках литературы по анализу художественных текстов.

В процессе проведения урока по ТРКМ обучающиеся получат знания:

-милосердие и сострадание в произведении М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»;

-основные теоретико-литературоведческие понятия;

обретут знания:

-анализировать эпизоды прозаического произведения;

-раскрывать общечеловеческое содержание литературного произведения;

-выявлять авторскую и читательскую позицию;

-сформируют навыки:

-монологической устной речи обучающихся;

-выразительного чтения.

Цель: проанализировать эпизод «После Великого бала у Сатаны» из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»; показать связь романа «Мастер и Маргарита» с нравственными традициями русской классической литературы

Задачи:

Обучающие.

1.Продолжить работу над анализом текста.

2.Продолжить работу над деталями художественного произведения.

3. Показать значимость сострадания и милосердия в романе.

Развивающие.

1. Развивать монологическую речь учащихся, умение логически излагать свои мысли.

2. Развивать читательскую активность учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации.

3. Развивать умение размышлять и делиться своими размышлениями, чувствами.

Воспитательные.

1.Воспитание любви к ближнему, добра, милосердия, ответственности за свои поступки.

2.Продолжить формирование умений: а) общаться в коллективе; б) осуществлять самооценку и самоконтроль.

Оснащение урока:

Текст романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»;мультимедийное сопровождение (презентация Microsoft Power Point);социальный видеоролик.

Методические приемы: организация работы с прозаическим текстом посредством его анализа:

-эвристическая беседа;

- «тонкие и толстые вопросы»;

-работа с ключевыми словами;

-дискуссия «совместный поиск»;

-заполнение кластера;

-прогнозирование.

Методическая цель: формирование филологической и коммуникативной компетенции обучающихся посредством применения ИКТ и технологии развития критического мышления на уроках литературы по анализу художественных текстов.

В процессе проведения урока по ТРКМ обучающиеся получат знания:

-милосердие и сострадание в произведении М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»;

-основные теоретико-литературоведческие понятия;

обретут знания:

-анализировать эпизоды прозаического произведения;

-раскрывать общечеловеческое содержание литературного произведения;

-выявлять авторскую и читательскую позицию;

-сформируют навыки:

-монологической устной речи обучающихся;

-выразительного чтения.

Цель: проанализировать эпизод «После Великого бала у Сатаны» из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»; показать связь романа «Мастер и Маргарита» с нравственными традициями русской классической литературы

Задачи:

Обучающие.

1.Продолжить работу над анализом текста.

2.Продолжить работу над деталями художественного произведения.

3. Показать значимость сострадания и милосердия в романе.

Развивающие.

1. Развивать монологическую речь учащихся, умение логически излагать свои мысли.

2. Развивать читательскую активность учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации.

3. Развивать умение размышлять и делиться своими размышлениями, чувствами.

Воспитательные.

1.Воспитание любви к ближнему, добра, милосердия, ответственности за свои поступки.

2.Продолжить формирование умений: а) общаться в коллективе; б) осуществлять самооценку и самоконтроль.

Оснащение урока:

Текст романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»;мультимедийное сопровождение (презентация Microsoft Power Point);социальный видеоролик.

Методические приемы: организация работы с прозаическим текстом посредством его анализа:

-эвристическая беседа;

- «тонкие и толстые вопросы»;

-работа с ключевыми словами;

-дискуссия «совместный поиск»;

-заполнение кластера;

-прогнозирование.

Методическая цель: формирование филологической и коммуникативной компетенции обучающихся посредством применения ИКТ и технологии развития критического мышления на уроках литературы по анализу художественных текстов.

В процессе проведения урока по ТРКМ обучающиеся получат знания:

-милосердие и сострадание в произведении М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»;

-основные теоретико-литературоведческие понятия;

обретут знания:

-анализировать эпизоды прозаического произведения;

-раскрывать общечеловеческое содержание литературного произведения;

-выявлять авторскую и читательскую позицию;

-сформируют навыки:

-монологической устной речи обучающихся;

-выразительного чтения.

Цель: проанализировать эпизод «После Великого бала у Сатаны» из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»; показать связь романа «Мастер и Маргарита» с нравственными традициями русской классической литературы

Задачи:

Обучающие.

1.Продолжить работу над анализом текста.

2.Продолжить работу над деталями художественного произведения.

3. Показать значимость сострадания и милосердия в романе.

Развивающие.

1. Развивать монологическую речь учащихся, умение логически излагать свои мысли.

2. Развивать читательскую активность учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации.

3. Развивать умение размышлять и делиться своими размышлениями, чувствами.

Воспитательные.

1.Воспитание любви к ближнему, добра, милосердия, ответственности за свои поступки.

2.Продолжить формирование умений: а) общаться в коллективе; б) осуществлять самооценку и самоконтроль.

Оснащение урока:

Текст романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»;мультимедийное сопровождение (презентация Microsoft Power Point);социальный видеоролик.

Методические приемы: организация работы с прозаическим текстом посредством его анализа:

-эвристическая беседа;

- «тонкие и толстые вопросы»;

-работа с ключевыми словами;

-дискуссия «совместный поиск»;

-заполнение кластера;

-прогнозирование.

Методическая цель: формирование филологической и коммуникативной компетенции обучающихся посредством применения ИКТ и технологии развития критического мышления на уроках литературы по анализу художественных текстов.

В процессе проведения урока по ТРКМ обучающиеся получат знания:

-милосердие и сострадание в произведении М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»;

-основные теоретико-литературоведческие понятия;

обретут знания:

-анализировать эпизоды прозаического произведения;

-раскрывать общечеловеческое содержание литературного произведения;

-выявлять авторскую и читательскую позицию;

-сформируют навыки:

-монологической устной речи обучающихся;

-выразительного чтения.

Цель: проанализировать эпизод «После Великого бала у Сатаны» из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»; показать связь романа «Мастер и Маргарита» с нравственными традициями русской классической литературы

Задачи:

Обучающие.

1.Продолжить работу над анализом текста.

2.Продолжить работу над деталями художественного произведения.

3. Показать значимость сострадания и милосердия в романе.

Развивающие.

1. Развивать монологическую речь учащихся, умение логически излагать свои мысли.

2. Развивать читательскую активность учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации.

3. Развивать умение размышлять и делиться своими размышлениями, чувствами.

Воспитательные.

1.Воспитание любви к ближнему, добра, милосердия, ответственности за свои поступки.

2.Продолжить формирование умений: а) общаться в коллективе; б) осуществлять самооценку и самоконтроль.

Оснащение урока:

Текст романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»;мультимедийное сопровождение (презентация Microsoft Power Point);социальный видеоролик.

Методические приемы: организация работы с прозаическим текстом посредством его анализа:

-эвристическая беседа;

- «тонкие и толстые вопросы»;

-работа с ключевыми словами;

-дискуссия «совместный поиск»;

-заполнение кластера;

-прогнозирование.

Методическая цель: формирование филологической и коммуникативной компетенции обучающихся посредством применения ИКТ и технологии развития критического мышления на уроках литературы по анализу художественных текстов.

В процессе проведения урока по ТРКМ обучающиеся получат знания:

-милосердие и сострадание в произведении М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»;

-основные теоретико-литературоведческие понятия;

обретут знания:

-анализировать эпизоды прозаического произведения;

-раскрывать общечеловеческое содержание литературного произведения;

-выявлять авторскую и читательскую позицию;

-сформируют навыки:

-монологической устной речи обучающихся;

-выразительного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Милосердие и сострадание в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (анализ эпизода «После Великого бала у Сатаны»)»

«Милосердие и сострадание в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

(анализ эпизода «После Великого бала у Сатаны» из главы «Извлечение мастера»)

Цель: проанализировать эпизод «После Великого бала у Сатаны» из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»; показать связь романа «Мастер и Маргарита» с нравственными традициями русской классической литературы

Задачи:

Обучающие.

1.Продолжить работу над анализом текста.

2.Продолжить работу над деталями художественного произведения.

3. Показать значимость сострадания и милосердия в романе.

Развивающие.

1. Развивать монологическую речь учащихся, умение логически излагать свои мысли.

2. Развивать читательскую активность учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации.

3. Развивать умение размышлять и делиться своими размышлениями, чувствами.

Воспитательные.

1.Воспитание любви к ближнему, добра, милосердия, ответственности за свои поступки.

2.Продолжить формирование умений: а) общаться в коллективе; б) осуществлять самооценку и самоконтроль.

Оснащение урока:

Текст романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»;мультимедийное сопровождение (презентация Microsoft Power Point);социальный видеоролик.

Методические приемы: организация работы с прозаическим текстом посредством его анализа:

-эвристическая беседа;

- «тонкие и толстые вопросы»;

-работа с ключевыми словами;

-дискуссия «совместный поиск»;

-заполнение кластера;

-прогнозирование.

Методическая цель: формирование филологической и коммуникативной компетенции обучающихся посредством применения ИКТ и технологии развития критического мышления на уроках литературы по анализу художественных текстов.

В процессе проведения урока по ТРКМ обучающиеся получат знания:

-милосердие и сострадание в произведении М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»;

-основные теоретико-литературоведческие понятия;

обретут знания:

-анализировать эпизоды прозаического произведения;

-раскрывать общечеловеческое содержание литературного произведения;

-выявлять авторскую и читательскую позицию;

-сформируют навыки:

-монологической устной речи обучающихся;

-выразительного чтения.

Ход урока

Включение в со-деятельность. Определение цели и задач урока.

1.1.Вызов(актуализация опорных знаний, работа со словом)






Слайд 1-2-3-4

Слово учителя

 Проблема отношений человека и общества, нравственного выбора, сохранения нравственной самостоятельности в условиях этого выбора - вот круг вопросов, объединяющих писателей русской классической литературы. Ведущей темой всегда оставалась тема милосердия и сострадания.

Цель русской литературы о милосердии и сострадании - научить чему-то читателя, дать ему пищу для размышления и сделать его духовно лучше, авторы демонстрируют на страницах своих произведений примеры как истинного, так и поверхностного (в качестве анти-примера) милосердия.

Главный герой проявляет доброту, помогая обездоленному, нуждающемуся человеку или животному, сочувствует, морально поддерживает страждущего персонажа. Такие произведения воспитывают в читателе умение сопереживать.

Писатель моделирует ситуацию, в которой проявляется истинное лицо героя. Он оказывается перед моральным выбором – помочь человеку или оставить его в беде. Русская литература часто позиционирует милосердие в качестве христианского понятия.


Слайд5 1.2. Осмысление (самостоятельное формулирование основных целей, характерных особенностей «литературы о милосердии и сострадании» ,запись их в тетрадь, проверка и корректировка)

Задание. Сформулируйте цели и характерные особенности литературных произведений о милосердии и сострадании. Запишите их в тетрадь.(Вопрос классу: в каких произведениях русских классиков звучит тема милосердия?)

1.3.Рефлексия (обмен мнениями).

Итак, почему же так волнует тема милосердия,сострадания и добра М.А.Булгакова, как писателя, продолжающего традиции русской классической литературы?

Слайд 6. Задание. Прочитайте высказывания писателей о творчестве М.А.Булгакова и ответьте на вопрос: «Почему тема милосердия, сострадания была ведущей в его творчестве? Нам интересно его творчество? Почему?»

Он принадлежал к тому довольно распространённому типу людей никогда и ни в чём не сомневающихся, которые живут по незыблемым, раз навсегда установленным правилам. Его моральный кодекс как бы безоговорочно включал в себя все заповеди Ветхого и Нового заветов. В. Катаев

Какой был Булгаков человек? На это можно ответить сразу. Бесстрашный – всегда и во всем. Ранимый, но сильный. Доверчивый, но не прощающий никакого обмана, никакого предательства. Воплощенная совесть. Неподкупная честь. Все остальное в нем, даже и очень значительное, – уже вторично, зависимо от этого главного, привлекающего к себе как магнит. В.Я. Виленкин

2.Организация работы по подготовке восприятия художественного текста.

2. 1.Вызов(расширение и углубление знаний)

Прежде чем мы обратимся к тексту романа МА.Булгакова «Мастер и Маргарита» , выясним, что мы понимаем под понятием милосердие и сострадание

Слайд 7 Задание. Прочитайте определение, запишите его в тетрадь

МИЛОСЕРДИЕ, -я, ср. Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия.

СОСТРАДА́НИЕ, -я, ср. Жалость, сочувствие, вызываемые чьим-н. несчастьем, горем

2.2. Осмысление содержания(погружение в проблему, работа с приложением 1)

Слайд 8 Задание. Прочитайте стихотворение известного поэта Андрея Дементьева о милосердии и сострадании. Необходимы они в нашей жизни? Почему?

Жизнь нуждается в милосердии.
Милосердием мы бедны.
Кто-то злобствует,
Кто-то сердится,
Кто-то снова
В тисках беды.
Жизнь нуждается в сострадании.
Наши души —
Как топоры…
Слишком многих мы словом
Ранили,
Позабыв, что слова остры.

2.3.Рефлексия (работа по репродукции картины Микеланджело Меризи-де-Караваджо «Семь дел милосердия»)

Каким смыслом наполняли и наполняют люди понятие милосердия и сострадания?

В соответствии с Евангелием католическая церковь перечисляет шесть деяний милосердия:

  1. Накормить голодного.

  2. Напоить жаждущего.

  3. Дать приют страннику.

  4. Одеть нагого.

  5. Посетить больного.

  6. Посетить заключённого в темницу.

К ним добавляется из Ветхого Завета

7. Похоронить мёртвого.

Обычно все деяния изображались на отдельных картинах, но Караваджо создал сложную композицию, разместив все деяния на одной картине. Справа нарисована сцена, в которой, испуганно оглядываясь, женщина кормит грудью заключённого в темницу (1-е и 6-е деяния). Рядом написана сцена, в которой два могильщика выносят вперёд ногами мертвеца, освещая дорогу факелом (7-е деяние).

Сцена левее показывает, как юноша разрезает шпагой свой плащ надвое, чтобы отдать его двум нищим, причём один из них наг, а другой болен, видны костыли (4-е и 5-е деяния).

У левого края хозяин гостиницы приглашает к себе странника (3-е деяние). За ними библейский Самсон утоляет жажду из ослиной челюсти (2-е деяние).

Сверху Богоматерь с Младенцем и два ангела наблюдают за происходящими событиями.

Итак, мы выяснили, что такое милосердие и сострадание, почему они так важны для нас.

3.Организация работы по анализу художественного текста

Слайд 10. Просмотр фрагмента фильма «Бал у сатаны»

3.1. Вызов (прогнозирование: восстановление картины текста)

Используя полученную информацию, предположите(спрогнозируйте), почему Сатана со своей свитой оказался на земле?

3.2. Осмысление содержания (посредством погружения в текст).

Заполнение кластера в тетрадях

Задание. Своеобразие поэтики Булгакова в мастерстве художественной детали. Сейчас мы будем читать текст, находить необходимые детали, связанные с образом Маргариты ,определять их значение для раскрытия смысла эпизода «После Великого бала у Сатаны».( Работа в 4 группах каждая группа получает текст с вопросами).

Слайд 11 Повторение понятия «эпитет»

Эпитет – это художественное определение, подчеркивающее наиболее существенный признак предмета или явления. Эпитет чаще всего выражается прилагательным и отвечает на вопросы какой? чей? каков? и производные от них. Помимо этого, эпитет может быть наречием, тогда он будет отвечать на следующий вопрос: как? Примеры: ласковое море, свинцовые тучи, веселенькая расцветка, хрупкие цветы, серебряный дождь, острое слово, каменное лицо



Слайд 12 Выступления групп. Заполнение кластера в тетрадях.



Слайд 14 Ответьте на вопросы:

-Каково отношение автора к проблеме эпизода? Достойна ли Фрида милосердия?

-Что меняется в отношении к героям после прочтения этого эпизода?

-Как вы думаете, зачем в романе нужна нечистая сила?

-Какой проблемный вопрос может, на ваш взгляд, соответствовать смыслу эпизода?

Слайд 15 3.3. Рефлексия (обобщение)

-Имеют ли в реальной жизни подобные ситуации (милосердие и сострадание к людям, совершившим преступление, проступок)? Выразите своё отношение (при ответе опирайтесь на свой жизненный опыт)

Какое из высказываний известных писателей более подходит к теме занятия как эпиграф?


Слайд 16-17. Восстановите текст, который является выводом к сегодняшнему уроку

Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», продолжая традиции русской классической литературы, поднимает проблемы отношений человека и общества, нравственного выбора, сохранения нравственной самостоятельности. Цель эпизода «После Великого бала у Сатаны» - научить читателя милосердию и состраданию, дать ему пищу для размышления и сделать его духовно лучше.

Слайд 18 Просмотр видеоролика

5.Подведение итогов урока

6.Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Почему Маргарита проявляет милосердие и сострадание к Фриде?»


Приложение

Фрагменты текста (эпизод «После Великого бала у Сатаны») с заданиями по группам уч-ся


1.ГРУППА Глава 24. Извлечение мастера

В спальне Воланда все оказалось, как было до бала. Воланд в сорочке сидел на постели, и только Гелла не растирала ему ногу, а на столе, там, где раньше играли в шахматы, накрывала ужин. Коровьев и Азазелло, сняв фраки, сидели у стола, и рядом с ними, конечно, помещался кот, не пожелавший расстаться со своим галстуком, хоть тот и превратился в совершеннейшую грязную тряпку. Маргарита, шатаясь, подошла к столу и оперлась на него. Тогда Воланд поманил ее, как и тогда, к себе и показал, чтобы она села рядом.

- Ну что, вас очень измучили? - спросил Воланд.

- О нет, мессир, - ответила Маргарита, но чуть слышно.

- Ноблесс оближ, - заметил кот и налил Маргарите какой-то прозрачной жидкости в лафитный стакан.

- Это водка? - слабо спросила Маргарита.

Кот подпрыгнул на стуле от обиды.

- Помилуйте, королева, - прохрипел он, - разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!

Маргарита улыбнулась и сделала попытку отодвинуть от себя стакан.

- Смело пейте, - сказал Воланд, и Маргарита тотчас взяла стакан в руки. - Гелла, садись, - приказал Воланд и объяснил Маргарите: - Ночь полнолуния - праздничная ночь, и я ужинаю в тесной компании приближенных и слуг. Итак, как чувствуете вы себя? Как прошел этот утомительный бал?

- Потрясающе! - затрещал Коровьев, - все очарованы, влюблены, раздавлены, сколько такта, сколько умения, обаяния и шарма!

Воланд молча поднял стакан и чокнулся с Маргаритой. Маргарита покорно выпила, думая, что тут же ей и будет конец от спирта. Но ничего плохого не произошло. После второй стопки, выпитой Маргаритой, свечи в канделябрах разгорелись поярче, и в камине прибавилось пламени. Никакого опьянения Маргарита не чувствовала, кусая белыми зубами мясо, Маргарита упивалась текущим из него соком и в то же время смотрела, как Бегемот намазывает горчицей устрицу.

- Ты еще винограду сверху положи, - тихо сказала Гелла, пихнув в бок кота.

- Попрошу меня не учить, - ответил Бегемот, - сиживал за столом, не беспокойтесь, сиживал!

- Ах, как приятно ужинать вот этак, при камельке, запросто, - дребезжал Коровьев, - в тесном кругу...

- Нет, Фагот, - возражал кот, - бал имеет свою прелесть и размах.

- Никакой прелести в нем нет и размаха тоже, а эти дурацкие медведи, а также и тигры в баре своим ревом едва не довели меня до мигрени, - сказал Воланд.

- Слушаю, мессир, - сказал кот, - если вы находите, что нет размаха, и я немедленно начну придерживаться того же мнения.

- Ты смотри! - ответил на это Воланд.

- Я пошутил, - со смирением сказал кот, - а что касается тигров, то я велю их зажарить.

- Тигров нельзя есть, - сказала Гелла.

- Вы полагаете? Тогда прошу послушать, - отозвался кот и, жмурясь от удовольствия, рассказал о том, как однажды он скитался в течение девятнадцати дней в пустыне и единственно, чем питался, это мясом убитого им тигра. Все с интересом прослушали это занимательное повествование, а когда Бегемот кончил его, все хором воскликнули:

- Вранье!

- И интереснее всего в этом вранье то, - сказал Воланд, - что оно - вранье от первого до последнего слова.

- Ах так? Вранье? - воскликнул кот, и все подумали, что он начнет протестовать, но он только тихо сказал: - История рассудит нас.

- А скажите, - обратилась Марго, оживившаяся после водки, к Азазелло, - вы его застрелили, этого бывшего барона?

- Натурально, - ответил Азазелло, - как же его не застрелить? Его обязательно надо было застрелить.

- Я так взволновалась! - воскликнула Маргарита, - это случилось так неожиданно.

- Ничего в этом нет неожиданного, - возразил Азазелло, а Коровьев завыл и заныл:

- Как же не взволноваться? У меня у самого поджилки затряслись! Бух! Раз! Барон на бок!

- Со мной едва истерика не сделалась, - добавил кот, облизывая ложку с икрой.

- Вот что мне непонятно, - говорила Маргарита, и золотые искры от хрусталя прыгали у нее в глазах, - неужели снаружи не было слышно музыки и вообще грохота этого бала?

- Конечно не было слышно, королева, - объяснил Коровьев, - это надо делать так, чтобы не было слышно. Это поаккуратнее надо делать.

Задание. Прочитайте эпизод романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Ответьте на вопросы:

-Где происходит действие эпизода? Когда происходит действие эпизода?

-Какие герои присутствуют в данном эпизоде?

-Коротко перескажите его.

-Затрагивается ли в эпизоде тема милосердия и сострадания?

-Кто сожалеет о смерти барона? Почему?

-Выпишите эпитеты, характеризующие Маргариту в данном эпизоде.

2 ГРУППА Глава 24. Извлечение мастера

- Ну да, ну да... А то ведь дело в том, что этот человек на лестнице... Вот когда мы проходили с Азазелло... И другой у подъезда... Я думаю, что он наблюдал за вашей квартирой...

- Верно, верно! - кричал Коровьев, - верно, дорогая Маргарита Николаевна! Вы подтверждаете мои подозрения. Да, он наблюдал за квартирой. Я сам было принял его за рассеянного приват-доцента или влюбленного, томящегося на лестнице, но нет, нет! Что-то сосало мое сердце! Ах! Он наблюдал за квартирой! И другой у подъезда тоже! И тот, что был в подворотне, то же самое!

- А вот интересно, если вас придут арестовывать? - спросила Маргарита.

- Непременно придут, очаровательная королева, непременно! - отвечал Коровьев, - чует сердце, что придут, не сейчас, конечно, но в свое время обязательно придут. Но полагаю, что ничего интересного не будет.

- Ах, как я взволновалась, когда этот барон упал, - говорила Маргарита, по-видимому, до сих пор переживая убийство, которое она видела впервые в жизни. - Вы, наверное, хорошо стреляете?

- Подходяще, - ответил Азазелло.

- А на сколько шагов? - задала Маргарита Азазелло не совсем ясный вопрос.

- Во что, смотря по тому, - резонно ответил Азазелло, - одно дело попасть молотком в стекло критику Латунскому и совсем другое дело - ему же в сердце.

- В сердце! - воскликнула Маргарита, почему-то берясь за свое сердце, - в сердце! - повторила она глухим голосом.

- Что это за критик Латунский? - спросил Воланд, прищурившись на Маргариту.

Азазелло, Коровьев и Бегемот как-то стыдливо потупились, а Маргарита ответила, краснея:

- Есть такой один критик. Я сегодня вечером разнесла всю его квартиру.

- Вот тебе раз! А зачем же?

- Он, мессир, - объяснила Маргарита, - погубил одного мастера.

- А зачем же было самой-то трудиться? - спросил Воланд.

- Разрешите мне, мессир, - вскричал радостно кот, вскакивая.

- Да сиди ты, - буркнул Азазелло, вставая, - я сам сейчас съезжу...

- Нет! - воскликнула Маргарита, - нет, умоляю вас, мессир, не надо этого.

- Как угодно, как угодно, - ответил Воланд, а Азазелло сел на свое место.

- Так на чем мы остановились, драгоценная королева Марго? - говорил Коровьев, - ах да, сердце. В сердце он попадает, - Коровьев вытянул свой длинный палец по направлению Азазелло, - по выбору, в любое предсердие сердца или в любой из желудочков.

Маргарита не сразу поняла, а поняв, воскликнула с удивлением:

- Да ведь они же закрыты!

- Дорогая, - дребезжал Коровьев, - в том-то и штука, что закрыты! В этом-то вся и соль! А в открытый предмет может попасть каждый!

Коровьев вынул из ящика стола семерку пик, предложил ее Маргарите, попросив наметить ногтем одно из очков. Маргарита наметила угловое верхнее правое. Гелла спрятала карту под подушку, крикнув:

- Готово!

Азазелло, который сидел отвернувшись от подушки, вынул из кармана фрачных брюк черный автоматический пистолет, положил дуло на плечо и, не поворачиваясь к кровати, выстрелил, вызвав веселый испуг в Маргарите. Из-под простреленной подушки вытащили семерку. Намеченное Маргаритой очко было пробито.

- Не желала бы я встретиться с вами, когда у вас в руках револьвер, - кокетливо поглядывая на Азазелло, сказала Маргарита. У нее была страсть ко всем людям, которые делают что-либо первоклассно.

- Драгоценная королева, - пищал Коровьев, - я никому не рекомендую встретиться с ним, даже если у него и не будет никакого револьвера в руках! Даю слово чести бывшего регента и запевалы, что никто не поздравил бы этого встретившегося.


Задание. Прочитайте эпизод романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Выполните задания и ответьте на вопросы:

-Коротко перескажите эпизод.

Как бы вы озаглавили его?

-Кого еще хочет наказать Маргарита? За что?

Как относится свита Воланда к Маргарите?

-Затрагивается ли в эпизоде тема милосердия и сострадания? Почему?

-Выпишите эпитеты, характеризующие Маргариту в данном эпизоде.




2

Группа 3 Глава 24. Извлечение мастера

Веселый ужин продолжался. Судя по всему, время подходило к шести утра. Воспользовавшись паузой, Маргарита обратилась к Воланду и робко сказала:

- Пожалуй, мне пора... Поздно.

- Куда же вы спешите? - спросил Воланд вежливо, но суховато. Остальные промолчали, делая вид, что увлечены сигарными дымными кольцами.

- Да, пора, - совсем смутившись от этого, повторила Маргарита и обернулась, как будто ища накидку или плащ. Ее нагота вдруг стала стеснять ее. Она поднялась из-за стола. Воланд молча снял с кровати свой вытертый и засаленный халат, а Коровьев набросил его Маргарите на плечи.

- Благодарю вас, мессир, - чуть слышно сказала Маргарита и вопросительно поглядела на Воланда. Она почувствовала себя обманутой. Никакой награды за все ее услуги на балу никто, по-видимому, ей не собирался предлагать, как никто ее и не удерживал. Попросить, что ли, самой, как искушающе советовал Азазелло в Александровском саду? "Нет, ни за что", - сказала она себе.

- Всего хорошего, мессир, - произнесла она вслух, а сама подумала: "Только бы выбраться отсюда, а там уж я дойду до реки и утоплюсь".

- Сядьте-ка, - вдруг повелительно сказал Воланд. Маргарита изменилась в лице и села. - Может быть, что-нибудь хотите сказать на прощанье?

- Нет, ничего, мессир, - с гордостью ответила Маргарита, - кроме того, что если я еще нужна вам, то я готова охотно исполнить все, что вам будет угодно. Я ничуть не устала и очень веселилась на балу. Так что, если бы он и продолжался еще, я охотно предоставила бы мое колено для того, чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц, - Маргарита глядела на Воланда, как сквозь пелену, глаза ее наполнялись слезами.

- Верно! Вы совершенно правы! - гулко и страшно прокричал Воланд, - так и надо!

- Так и надо! - как эхо, повторила свита Воланда.

- Мы вас испытывали, - продолжал Воланд, - никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина! - Итак, Марго, - продолжал Воланд, смягчая свой голос, - чего вы хотите за то, что сегодня вы были у меня хозяйкой? Чего желаете за то, что провели этот бал нагой? Во что цените ваше колено? Говорите! И теперь уж говорите без стеснения: ибо предложил я. Ну, что же, смелее! - поощрял Воланд, - будите свою фантазию, пришпоривайте ее! Уж одно присутствие при сцене убийства этого отпетого негодяя-барона стоит того, чтобы человека наградили, в особенности если этот человек - женщина. Ну-с?

Дух перехватило у Маргариты, и она уж хотела выговорить заветные и приготовленные в душе слова, как вдруг побледнела, раскрыла рот и вытаращила глаза. "Фрида! Фрида! Фрида! - прокричал ей в уши чей-то назойливый, молящий голос. - Меня зовут Фрида!" - и Маргарита, спотыкаясь на словах, заговорила:

- Так я, стало быть, могу попросить об одной вещи?

- Потребовать, потребовать, моя донна, - отвечал Воланд, понимающе улыбаясь, - потребовать одной вещи!

Ах, как ловко и отчетливо Воланд подчеркнул, повторяя слова самой Маргариты - "одной вещи"!

Маргарита вздохнула еще раз и сказала:

- Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребенка.

Кот возвел глаза к небу и шумно вздохнул, но ничего не сказал, очевидно, помня накрученное на балу ухо.

- Ввиду того, - заговорил Воланд, усмехнувшись, - что возможность получения вами взятки от этой дуры Фриды совершенно, конечно, исключена - ведь это было бы несовместимо с вашим королевским достоинством, - я уж не знаю, что и делать. Остается, пожалуй, одно - обзавестись тряпками и заткнуть ими все щели моей спальни!

- Вы о чем говорите, мессир? - изумилась Маргарита, выслушав эти действительно непонятные слова.

- Совершенно с вами согласен, мессир, - вмешался в разговор кот, - именно тряпками, - и в раздражении кот стукнул лапой по столу.

- Я о милосердии говорю, - объяснил свои слова Воланд, не спуская с Маргариты огненного глаза. - Иногда совершенно неожиданно и коварно оно проникает в самые узенькие щелки. Вот я и говорю о тряпках.

- И я о том же говорю! - воскликнул кот и на всякий случай отклонился от Маргариты, прикрыв вымазанными в розовом креме лапами свои острые уши.

Задание. Прочитайте эпизод романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Выполните задания и ответьте на вопросы:

-Время действия эпизода? О чем эпизод ?Как бы вы озаглавили его?

-Как в данном фрагменте воспринимает свита Маргариту? Меняется ли к ней отношение?

-Почему она не решается попросить у Воланда исполнить ее желание за то, что она была хозяйкой на балу?

-Что заставило Маргариту просить не о Мастере, а о Фриде?

-Выпишите эпитеты, характеризующие Маргариту в данном эпизоде.

3



Группа 4. Глава 24. Извлечение мастера

Обратившись к Маргарите, Воланд спросил:

- Вы, судя по всему, человек исключительной доброты? Высокоморальный человек?

- Нет, - с силой ответила Маргарита, - я знаю, что с вами можно разговаривать только откровенно, и откровенно вам скажу: я легкомысленный человек. Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь. Ничего не поделаешь! Так уж вышло.

- А, - сказал Воланд, - это понятно.

- Так вы сделаете это? - тихо спросила Маргарита.

- Ни в коем случае, - ответил Воланд, - дело в том, дорогая королева, что тут произошла маленькая путаница. Каждое ведомство должно заниматься своими делами. Не спорю, наши возможности довольно велики, они гораздо больше, чем полагают некоторые, не очень зоркие люди...

- Да, уж гораздо больше, - не утерпел и вставил кот, видимо гордящийся этими возможностями.

- Молчи, черт тебя возьми! - сказал ему Воланд и продолжал, обращаясь к Маргарите: - Но просто, какой смысл в том, чтобы сделать то, что полагается делать другому, как я выразился, ведомству? Итак, я этого делать не буду, а вы сделайте сами.

- А разве по-моему исполнится?

Азазелло иронически скосил кривой глаз на Маргариту и незаметно покрутил рыжей головой и фыркнул.

- Да делайте же, вот мучение, - пробормотал Воланд и, повернув глобус, стал всматриваться в какую-то деталь на нем, по-видимому, занимаясь и другим делом во время разговора с Маргаритой.

- Ну, Фрида, - подсказал Коровьев.

- Фрида! - пронзительно крикнула Маргарита.

Дверь распахнулась, и растрепанная, нагая, но уже без всяких признаков хмеля женщина с исступленными глазами вбежала в комнату и простерла руки к Маргарите, а та сказала величественно:

- Тебя прощают. Не будут больше подавать платок.

Послышался вопль Фриды, она упала на пол ничком и простерлась крестом перед Маргаритой. Воланд махнул рукой, и Фрида пропала из глаз.

- Благодарю вас, прощайте, - сказала Маргарита и поднялась.

- Ну что ж, Бегемот, - заговорил Воланд, - не будем наживать на поступке непрактичного человека в праздничную ночь, - он повернулся к Маргарите, - итак, это не в счет, я ведь ничего не делал. Что вы хотите для себя?

Наступило молчание, и прервал его Коровьев, который зашептал в ухо Маргарите:

- Алмазная донна, на сей раз советую вам быть поблагоразумнее! А то ведь фортуна может и ускользнуть!

- Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, мастера, - сказала Маргарита, и лицо ее исказилось судорогой.

Тут в комнату ворвался ветер, так что пламя свечей в канделябрах легло, тяжелая занавеска на окне отодвинулась, распахнулось окно, и в далекой высоте открылась полная, но не утренняя, а полночная луна. От подоконника на пол лег зеленоватый платок ночного света, и в нем появился ночной Иванушкин гость, называющий себя мастером. Он был в своем больничном одеянии - в халате, туфлях и черной шапочке, с которой не расставался. Небритое лицо его дергалось гримасой, он сумасшедше-пугливо косился на огни свечей, а лунный поток кипел вокруг него.

Маргарита сразу узнала его, простонала, всплеснула руками и подбежала к нему. Она целовала его в лоб, в губы, прижималась к колючей щеке, и долго сдерживаемые слезы теперь бежали ручьями по ее лицу. Она произносила только одно слово, бессмысленно повторяя его:

- Ты... ты, ты.

Задание. Прочитайте эпизод романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Выполните задания и ответьте на вопросы:

-Перескажите кратко эпизод. Как бы вы озаглавили его?

-Случайно ли была выбрана на роль королевы Маргарита?

-Как изменилось отношение свиты к Маргарите в конце эпизода? Докажите текстом её значимость для свиты. Почему?

-Почему Воланд выполнил её заветное желание?

-Какую роль играет нечистая сила в данной главе?

-Выпишите эпитеты, характеризующие Маргариту в данном эпизоде.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!