СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы "Хлестаков и "хлестаковщина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал позволяет повторить особенности драматических произведений; актуализировать понятие об образе (в частности, об образе-персонаже), раскрыть черты характера главного героя комедии Гоголя, формировать умение определять средства и способы создания художественного образа; познакомить с понятием «хлестаковщина».

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Хлестаков и "хлестаковщина"»

Урок литературы

Тема урока: Хлестаков и «хлестаковщина»

Тип урока: урок систематизации знаний и обобщения

ЦЕЛИ:

1.Повторить особенности драматических произведений; актуализировать понятие об образе (в частности, об образе-персонаже), раскрыть черты характера главного героя комедии Гоголя, формировать умение определять средства и способы создания художественного образа; познакомить с понятием «хлестаковщина»; подготовить ребят к сочинению.

2.Развивать навыки устного ответа, логическое мышление, выразительность речи, расширять словарный запас ребят.

3.Прививать ребятам уважение и интерес к творчеству писателей-классиков, воспитывать вдумчивого читателя; формировать устойчивую нравственную позицию (распознать в себе черты Хлестакова и побудить их исправить).

Задачи:

1) подготовить учащихся к написанию классного сочинения-рассуждения по комедии «Ревизор»;

2) дать характеристику образа Хлестакова, выявить связь с понятием «хлестаковщина»;

3) работать над умением интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне интеллектуального осмысления, обрабатывать информацию, формулировать главное и второстепенное, находить аналогии, выстраивать понятийный аппарат.

СЛОВАРЬ: «хлестаковщина», гротеск, позёр.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: метод – эвристический, приемы – беседа и слово учителя; метод – творческого чтения, прием – инсценирование, метод – поисковый, приём – работа в группах.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация, учебник , словари, отрывок из к/фа «Ревизор», 1952г.

Работа проводится в группах постоянного состава и рассчитана на учащихся, обученных подобной деятельности.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

наглядность

1.Организационный- (2 минуты)

Приветствует учащихся, называет тему урока

Готовятся к уроку, формулируют цели

Презентация

1 слайд

2. Актуализация знаний (5 мин.)

Вступительное слово

Читают эпиграф, отвечают на вопросы, записывают тему урока

2 слайд презентации

3 слайд

3.Обобщение и систематизация знаний –( 20 мин)

Направляет деятельность учащихся: необходимо заполнить таблицу «Характеристика Хлестакова»

















Помогает сделать вывод

1 группа – рассказывает о говорящих фамилиях в комедии,

2 группа показывает инсценировку, все заполняют таблицу «Положительные и отрицательные черты Хлестакова»,

делают выводы

3 группа – анализирует результаты соц.опроса

4 слайд

5 слайд























6 слайд

4. Применение знаний и умений в новой ситуации-(7 мин.)

Ставит вопрос «Что же мы называем «хлестаковщиной?»

Предоставляет слово 5 группе

Выдвигают свои версии

4 группа – анализирует материал из критической литературы

7 слайд



8 слайд

5. Контроль усвоения, анализ ошибок (5 мин)

Задает вопросы

Анализируют работу групп


6. Рефлексия (3 мин)

Предлагает записать ответ на вопросы

Записывают


7. Домашнее задание ( 3 мин.)

Предлагает ответить письменно на вопрос «Опасны ли хлестаковы для общества?»

Записывают домашнее задание




  1. Актуализация знаний.

  • Вступительные слова учителя.

(1 слайд) Мы продолжаем погружение в художественный мир комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Современники отмечали, что Николай Васильевич Гоголь- писатель «загадочный, непостижимо глубокий, парадоксальный, ни с чем несравнимый».

( 2 слайд) Прочитайте эпиграф к нашему уроку.

Ученик читает: « Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым…И ловкий гвардейский офицер… и государственный муж… и наш брат, грешный литератор, окажется подчас Хлестаковым».

Учитель: Так говорил Н.В. Гоголь. Ребята, как вы считаете, о ком сегодня пойдёт речь? Совершенно верно, сегодня мы с вами будем составлять полную характеристику главному герою комедии Н.В. Гоголя " Ревизор" Хлестакову. Что хотел сказать Н.В. Гоголь этими словами?

Учащийся: Хлестаковы везде, они живут в нашем обществе, вот почему имя Хлестаков превратилось в нарицательное понятие "хлестаковщина".

Учитель. Какова тема нашего урока? (Хлестаков и "хлестаковщина"). Запишите тему в тетради.

(3 слайд) Нам необходимо разобраться:

- Кто такой Хлестаков?

- Что такое «хлестаковщина»?

- Опасны ли хлестаковы для общества?

2.Обобщение и систематизация знаний.

Учитель. Наша задача – разобраться в том, кто же такой Иван Александрович Хлестаков. Вы прочитали комедию Н.В. Гоголя «Ревизор». Это драматическое произведение. До этого вы характеризовали героев эпических произведений. На что обращали внимание?

Ученики: Портрет, поступки, оценку автора.

Учитель: Чем различаются эпические и драматические произведения? Какими же способами раскрывается характер драматического героя? Попробуем в этом разобраться. Работая в группе, вы должны заполнить таблицу, состоящую из 2-х колонок: 1-я –положительные качества Хлестакова, 2-я – отрицательные.

Вы работаете в группах постоянного состава. Пойдем вслед за автором и начнем с «Замечаний для господ актеров». Перечитайте их, обсудите и нужное запишите в таблицу. (Проверить) .Руководители групп, не забывайте заполнять оценочные карточки.

Вы получили различные домашние задания. Итак, слово предоставляется нашим артистам - 2 группе. Какой отрывок вы выбрали для инсценировки? Не забывайте о заполнении таблицы.

Уч-ся 2 группы (представляют монолог Осипа). Первым полную характеристику Хлестакову даёт слуга Осип. Перенесёмся мысленно в комнату гостиницы, где живёт Хлестаков, и послушаем его слугу Осипа, который рассуждает сам собой в отсутствие хозяина.

Прослушивание инсценировки ученика.(монолог Осипа).

Учитель: Поблагодарим актёра за игру. Итак, что вы отметили в своих таблицах?

«+» каждый день доставай билеты в кыятр.

«-« профинтил денежки; сидит и хвост подвернул; не горячится; кутит на батюшкины деньги; продаёт всё до последней рубашки; делом не занимается; гуляет по прешпекту; в картишки играет; не платит в трактире.

-Какие вопросы возникли у вас к 2 группе?

(Уч-ся задают вопросы : Чем вызван монолог Осипа?(недовольством Осипа своим хозяином. Он считает, что именно из-за легкомыслия хозяина они не могут ехать дальше и голодают)

- О каком периоде жизни Хлестакова нам поведал Осип? (Его жизни в Петербурге).

- Как относится Осип к своему хозяину? (хотя Осип и осуждает Хлестакова, но ему, как и барину, нравиться лёгкая, весёлая жизнь в Петербурге).

- С какой целью ввёл драматург этот монолог?

(Для того, чтобы мы узнали правду о жизни Хлестакова).

-Какие черты характера проявляются у героя?

( наглость, умение найти выход из любой ситуации, любитель внешних эффектов, пустой позёр).

(5 слайд – объяснение слова позер)

Словарная работа.

- Что означает слово позёр?(Это тот, кто старается произвести впечатление, своим поведением, словами, внешностью).

Учитель: Гоголь часто использует в своих произведениях говорящие фамилии. Что это такое? Слово предоставляется 1 группе, которая должна была найти в словарях материал об использовании Гоголем говорящих фамилий. И остановимся только на фамилии Хлестаков. ( Выступает 1 группа) Не забывайте фиксировать в таблице положительные и отрицательные черты характера Хлестакова.

- Вопросы?

Учитель. Но более всего, на мой взгляд, человек проявляется в действии, поступках. Как вы думаете, что является кульминационным моментом в раскрытии образа Хлестакова ? Давайте посмотрим фрагмент фильма. Не исказил ли режиссер гоголевское видение Хлестакова?

- Какое средство художественной выразительности использует автор и с какой целью? ( гипербола, гротеск)

А теперь взгляните на «Табель о рангах». Какое место на служебной лестнице занимает Хлестаков? А в своих фантазиях? Такой прием ученый Лотман назвал термином «миражная интрига». Вы можете объяснить, что это такое? Гоголь сталкивает бедность воображения Хлестакова с многообразием обманов, в которые он хотел бы превратиться.

- Зачем человек вообще лжет, рассказывает о себе небылицы?

- Как вы думаете Хлестаков – положительный или отрицательный герой?

- Мы пришли к выводу, что Хлестаков – в большей степени отрицательный герой. Какие черты высмеивает автор в Хлестакове? (Лживость, трусость, высокомерие, лень, наглость и т.д.).

- Как Хлестаков выдает свое истинное положение в обществе и почему чиновники этого не замечают?

Анализируя образ Хлестакова, мы заполнили таблицу, выделяя положительное в герое и отрицательное.

Положительное

Отрицательное

каждый день доставай билеты в кеятр”;

молодой человек лет 23-24;

одет по моде;

знаком с русской и зарубежной литературой;

умеет увлечь слушателей;


профинтил денежки”;

сидит и хвост подвернул, не горячится”;

кутит на батюшкины деньги”;

продаёт всё до последней рубашки”;

делом не занимается”;

гуляет по прешпекту”;

не платит в трактире;

труслив;

высокомерен, нагл, груб со слугой;

преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и   службе в столице;

придумывает небылицы;



- Почему рядом со словами Хлестакова нет ни одной ремарки (в сторону)?

Итак, кто такой Хлестаков?

Вывод: (делают учащиеся) Хлестаков- мелкий чиновник, человек ничтожный, его презирает даже собственный слуга. Он беден и не способен обеспечить себе хоть какое-нибудь сносное существование. Он глубоко недоволен своей жизнью и даже сам подсознательно презирает себя. Глупость не позволяет осмыслить ему собственные беды. Ему кажется, что представься лишь случай – и все изменится, он перенесется из «грязи в князи». Будь он поумней – несомненно бы провалился в игре с чиновниками.

Учитель: А как вы думаете, актуальна ли комедия в наши дни? 3 группа провела небольшой соц.опрос. Послушаем, что у них получилось.

(Выступает 3 группа) Делает выводы о злободневности комедии.

Я надеюсь, что вы уже не забудете образ Ивана Александровича Хлестакова.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Слово предоставляется 4 группе.

- Действительно, Хлестакова можно назвать именем нарицательным. Словом «хлестаковщина» клеймится всякое проявление зазнайства, легкомыслия, внутренней пустоты, лживости и никчёмности, стремление казаться более значительным и важным, чем ты есть на самом деле.

5. Контроль усвоения.

- «Хлестаковщина»- это самоутверждение за счёт своей наглости и изворотливости.

- Как вы считаете, "хлестаковщина" существует по сей день?(Замечательно, мы пришли к выводу, что “хлестаковщина” существует и по сей день).

- Такие произведения, как комедия Гоголя “Ревизор”, являются классическими произведениями, так как нравственные уроки, изложенные в них, остаются всегда актуальными. У вас на столе лежат листки с утверждениями. Отметьте, какое из этих утверждений является ответом на вопрос «Почему явная ложь Хлестакова принимается чиновниками за чистую монету?»

Утверждения


С одной стороны, россказни Ивана Александровича постепенно теряют свою правдоподобность; с другой стороны, слушатели приходят все в больший испуг от речи гостя.


Враньё характеризует скудость его воображения.


Хлестаков играет роль не только ревизора, но и главнокомандующего, руководителя департамента.


Хлестакова трудно поймать на лжи в силу непреднамеренности его вранья.


Чиновники обращают внимание на оговорки Хлестакова.


Все чиновники верят вранью, их страх перед «ревизором» слишком силён, чтобы взглянуть правде в глаза.


В этом фрагменте Хлестаков выдаёт своё истинное положение в обществе.


- В столбике поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «- « если вы не согласны.

- Какими репликами можно охарактеризовать скудость его воображения? (Его преувеличения в разговоре, будучи «с Пушкиным на дружеской ноге», он не может придумать тему для разговора(«Ну что, брат Пушкин?»-«Да так, брат,- отвечает бывало, так как-то всё..») Прошу руководителей групп выставить оценки в «Оценочные листы»

6. Рефлексия. На столе у каждого из вас лист с незаконченными предложениями. Допишите их.

Какие черты «хлестаковщины» я обнаружил в себе?

Чтобы бороться с хлестаковщиной в себе, надо……

7.- Домашнее задание: написать ответ на вопрос «Опасны ли хлестаковы для общества?» Перечитать финал комедии (8,9 явление).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!