Урок литературы
Тема урока: Хлестаков и «хлестаковщина»
Тип урока: урок систематизации знаний и обобщения
ЦЕЛИ:
1.Повторить особенности драматических произведений; актуализировать понятие об образе (в частности, об образе-персонаже), раскрыть черты характера главного героя комедии Гоголя, формировать умение определять средства и способы создания художественного образа; познакомить с понятием «хлестаковщина»; подготовить ребят к сочинению.
2.Развивать навыки устного ответа, логическое мышление, выразительность речи, расширять словарный запас ребят.
3.Прививать ребятам уважение и интерес к творчеству писателей-классиков, воспитывать вдумчивого читателя; формировать устойчивую нравственную позицию (распознать в себе черты Хлестакова и побудить их исправить).
Задачи:
1) подготовить учащихся к написанию классного сочинения-рассуждения по комедии «Ревизор»;
2) дать характеристику образа Хлестакова, выявить связь с понятием «хлестаковщина»;
3) работать над умением интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне интеллектуального осмысления, обрабатывать информацию, формулировать главное и второстепенное, находить аналогии, выстраивать понятийный аппарат.
СЛОВАРЬ: «хлестаковщина», гротеск, позёр.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: метод – эвристический, приемы – беседа и слово учителя; метод – творческого чтения, прием – инсценирование, метод – поисковый, приём – работа в группах.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация, учебник , словари, отрывок из к/фа «Ревизор», 1952г.
Работа проводится в группах постоянного состава и рассчитана на учащихся, обученных подобной деятельности.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | наглядность |
1.Организационный- (2 минуты) | Приветствует учащихся, называет тему урока | Готовятся к уроку, формулируют цели | Презентация 1 слайд |
2. Актуализация знаний (5 мин.) | Вступительное слово | Читают эпиграф, отвечают на вопросы, записывают тему урока | 2 слайд презентации 3 слайд |
3.Обобщение и систематизация знаний –( 20 мин) | Направляет деятельность учащихся: необходимо заполнить таблицу «Характеристика Хлестакова»
Помогает сделать вывод | 1 группа – рассказывает о говорящих фамилиях в комедии, 2 группа показывает инсценировку, все заполняют таблицу «Положительные и отрицательные черты Хлестакова», делают выводы 3 группа – анализирует результаты соц.опроса | 4 слайд 5 слайд
6 слайд |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации-(7 мин.) | Ставит вопрос «Что же мы называем «хлестаковщиной?» Предоставляет слово 5 группе | Выдвигают свои версии 4 группа – анализирует материал из критической литературы | 7 слайд
8 слайд |
5. Контроль усвоения, анализ ошибок (5 мин) | Задает вопросы | Анализируют работу групп | |
6. Рефлексия (3 мин) | Предлагает записать ответ на вопросы | Записывают | |
7. Домашнее задание ( 3 мин.) | Предлагает ответить письменно на вопрос «Опасны ли хлестаковы для общества?» | Записывают домашнее задание | |
Актуализация знаний.
(1 слайд) Мы продолжаем погружение в художественный мир комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Современники отмечали, что Николай Васильевич Гоголь- писатель «загадочный, непостижимо глубокий, парадоксальный, ни с чем несравнимый».
( 2 слайд) Прочитайте эпиграф к нашему уроку.
Ученик читает: « Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым…И ловкий гвардейский офицер… и государственный муж… и наш брат, грешный литератор, окажется подчас Хлестаковым».
Учитель: Так говорил Н.В. Гоголь. Ребята, как вы считаете, о ком сегодня пойдёт речь? Совершенно верно, сегодня мы с вами будем составлять полную характеристику главному герою комедии Н.В. Гоголя " Ревизор" Хлестакову. Что хотел сказать Н.В. Гоголь этими словами?
Учащийся: Хлестаковы везде, они живут в нашем обществе, вот почему имя Хлестаков превратилось в нарицательное понятие "хлестаковщина".
Учитель. Какова тема нашего урока? (Хлестаков и "хлестаковщина"). Запишите тему в тетради.
(3 слайд) Нам необходимо разобраться:
- Кто такой Хлестаков?
- Что такое «хлестаковщина»?
- Опасны ли хлестаковы для общества?
2.Обобщение и систематизация знаний.
Учитель. Наша задача – разобраться в том, кто же такой Иван Александрович Хлестаков. Вы прочитали комедию Н.В. Гоголя «Ревизор». Это драматическое произведение. До этого вы характеризовали героев эпических произведений. На что обращали внимание?
Ученики: Портрет, поступки, оценку автора.
Учитель: Чем различаются эпические и драматические произведения? Какими же способами раскрывается характер драматического героя? Попробуем в этом разобраться. Работая в группе, вы должны заполнить таблицу, состоящую из 2-х колонок: 1-я –положительные качества Хлестакова, 2-я – отрицательные.
Вы работаете в группах постоянного состава. Пойдем вслед за автором и начнем с «Замечаний для господ актеров». Перечитайте их, обсудите и нужное запишите в таблицу. (Проверить) .Руководители групп, не забывайте заполнять оценочные карточки.
Вы получили различные домашние задания. Итак, слово предоставляется нашим артистам - 2 группе. Какой отрывок вы выбрали для инсценировки? Не забывайте о заполнении таблицы.
Уч-ся 2 группы (представляют монолог Осипа). Первым полную характеристику Хлестакову даёт слуга Осип. Перенесёмся мысленно в комнату гостиницы, где живёт Хлестаков, и послушаем его слугу Осипа, который рассуждает сам собой в отсутствие хозяина.
Прослушивание инсценировки ученика.(монолог Осипа).
Учитель: Поблагодарим актёра за игру. Итак, что вы отметили в своих таблицах?
«+» каждый день доставай билеты в кыятр.
«-« профинтил денежки; сидит и хвост подвернул; не горячится; кутит на батюшкины деньги; продаёт всё до последней рубашки; делом не занимается; гуляет по прешпекту; в картишки играет; не платит в трактире.
-Какие вопросы возникли у вас к 2 группе?
(Уч-ся задают вопросы : Чем вызван монолог Осипа?(недовольством Осипа своим хозяином. Он считает, что именно из-за легкомыслия хозяина они не могут ехать дальше и голодают)
- О каком периоде жизни Хлестакова нам поведал Осип? (Его жизни в Петербурге).
- Как относится Осип к своему хозяину? (хотя Осип и осуждает Хлестакова, но ему, как и барину, нравиться лёгкая, весёлая жизнь в Петербурге).
- С какой целью ввёл драматург этот монолог?
(Для того, чтобы мы узнали правду о жизни Хлестакова).
-Какие черты характера проявляются у героя?
( наглость, умение найти выход из любой ситуации, любитель внешних эффектов, пустой позёр).
(5 слайд – объяснение слова позер)
Словарная работа.
- Что означает слово позёр?(Это тот, кто старается произвести впечатление, своим поведением, словами, внешностью).
Учитель: Гоголь часто использует в своих произведениях говорящие фамилии. Что это такое? Слово предоставляется 1 группе, которая должна была найти в словарях материал об использовании Гоголем говорящих фамилий. И остановимся только на фамилии Хлестаков. ( Выступает 1 группа) Не забывайте фиксировать в таблице положительные и отрицательные черты характера Хлестакова.
- Вопросы?
Учитель. Но более всего, на мой взгляд, человек проявляется в действии, поступках. Как вы думаете, что является кульминационным моментом в раскрытии образа Хлестакова ? Давайте посмотрим фрагмент фильма. Не исказил ли режиссер гоголевское видение Хлестакова?
- Какое средство художественной выразительности использует автор и с какой целью? ( гипербола, гротеск)
А теперь взгляните на «Табель о рангах». Какое место на служебной лестнице занимает Хлестаков? А в своих фантазиях? Такой прием ученый Лотман назвал термином «миражная интрига». Вы можете объяснить, что это такое? Гоголь сталкивает бедность воображения Хлестакова с многообразием обманов, в которые он хотел бы превратиться.
- Зачем человек вообще лжет, рассказывает о себе небылицы?
- Как вы думаете Хлестаков – положительный или отрицательный герой?
- Мы пришли к выводу, что Хлестаков – в большей степени отрицательный герой. Какие черты высмеивает автор в Хлестакове? (Лживость, трусость, высокомерие, лень, наглость и т.д.).
- Как Хлестаков выдает свое истинное положение в обществе и почему чиновники этого не замечают?
Анализируя образ Хлестакова, мы заполнили таблицу, выделяя положительное в герое и отрицательное.
Положительное | Отрицательное |
“каждый день доставай билеты в кеятр”; молодой человек лет 23-24; одет по моде; знаком с русской и зарубежной литературой; умеет увлечь слушателей; | профинтил денежки”; “сидит и хвост подвернул, не горячится”; “кутит на батюшкины деньги”; “продаёт всё до последней рубашки”; “делом не занимается”; “гуляет по прешпекту”; не платит в трактире; труслив; высокомерен, нагл, груб со слугой; преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в столице; придумывает небылицы; |
- Почему рядом со словами Хлестакова нет ни одной ремарки (в сторону)?
Итак, кто такой Хлестаков?
Вывод: (делают учащиеся) Хлестаков- мелкий чиновник, человек ничтожный, его презирает даже собственный слуга. Он беден и не способен обеспечить себе хоть какое-нибудь сносное существование. Он глубоко недоволен своей жизнью и даже сам подсознательно презирает себя. Глупость не позволяет осмыслить ему собственные беды. Ему кажется, что представься лишь случай – и все изменится, он перенесется из «грязи в князи». Будь он поумней – несомненно бы провалился в игре с чиновниками.
Учитель: А как вы думаете, актуальна ли комедия в наши дни? 3 группа провела небольшой соц.опрос. Послушаем, что у них получилось.
(Выступает 3 группа) Делает выводы о злободневности комедии.
Я надеюсь, что вы уже не забудете образ Ивана Александровича Хлестакова.
4. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Слово предоставляется 4 группе.
- Действительно, Хлестакова можно назвать именем нарицательным. Словом «хлестаковщина» клеймится всякое проявление зазнайства, легкомыслия, внутренней пустоты, лживости и никчёмности, стремление казаться более значительным и важным, чем ты есть на самом деле.
5. Контроль усвоения.
- «Хлестаковщина»- это самоутверждение за счёт своей наглости и изворотливости.
- Как вы считаете, "хлестаковщина" существует по сей день?(Замечательно, мы пришли к выводу, что “хлестаковщина” существует и по сей день).
- Такие произведения, как комедия Гоголя “Ревизор”, являются классическими произведениями, так как нравственные уроки, изложенные в них, остаются всегда актуальными. У вас на столе лежат листки с утверждениями. Отметьте, какое из этих утверждений является ответом на вопрос «Почему явная ложь Хлестакова принимается чиновниками за чистую монету?»
Утверждения | |
С одной стороны, россказни Ивана Александровича постепенно теряют свою правдоподобность; с другой стороны, слушатели приходят все в больший испуг от речи гостя. | |
Враньё характеризует скудость его воображения. | |
Хлестаков играет роль не только ревизора, но и главнокомандующего, руководителя департамента. | |
Хлестакова трудно поймать на лжи в силу непреднамеренности его вранья. | |
Чиновники обращают внимание на оговорки Хлестакова. | |
Все чиновники верят вранью, их страх перед «ревизором» слишком силён, чтобы взглянуть правде в глаза. | |
В этом фрагменте Хлестаков выдаёт своё истинное положение в обществе. | |
- В столбике поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «- « если вы не согласны.
- Какими репликами можно охарактеризовать скудость его воображения? (Его преувеличения в разговоре, будучи «с Пушкиным на дружеской ноге», он не может придумать тему для разговора(«Ну что, брат Пушкин?»-«Да так, брат,- отвечает бывало, так как-то всё..») Прошу руководителей групп выставить оценки в «Оценочные листы»
6. Рефлексия. На столе у каждого из вас лист с незаконченными предложениями. Допишите их.
Какие черты «хлестаковщины» я обнаружил в себе?
Чтобы бороться с хлестаковщиной в себе, надо……
7.- Домашнее задание: написать ответ на вопрос «Опасны ли хлестаковы для общества?» Перечитать финал комедии (8,9 явление).