Конспект урока литературы в 8 классе по теме:
«Н.В. Гоголь «Ревизор»
Хлестаков. Хлестаковщина ».
Цели:
1.Прививать интерес к комедии.
2.Продолжать знакомство с образом Хлестакова, дать понятие о «хлестаковщине».
3.Развивать речь учащихся, умение вести беседу, тренировать навыки выразительного чтения.
Планируемые результаты
Личностные
Формирование нравственных качеств личности. Воспитывать чувство ответственности и долга.
Метапредметные
Отработка навыка словесно-логического обобщения . Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста. Развитие умений участвовать в обсуждении прочитанного. Развитие критического мышления, творческого воображения учащихся.
Предметные:
Знают характеристику главного героя, особенности использования художественных приемов для создания образов героев;
умеют выделять художественные особенности комедии; определяют понятие «хлестаковщина», дают ему характеристику, связывают с современность.
Оборудование: мультимедиа проектор для демонстрации иллюстраций, видеофрагмента, презентации по теме урока, учебная литература и художественный текст, иллюстрации.
Тип урока
личностно-ориентированный
Вид урока
урок творческого обобщения с воспитательной направленностью.
Ход урока.
Организационно-мотивационный этап
Работа за экраном ( добрый день, начинается урок , театр)
Представьте себе, что вы решили отправиться в театр. Что вы знаете о театре? Какой спектакль будем смотреть ? Что нам нужно ? (билет)В качестве билета предлагаю вам ответить на вопросы (Слайд)
3. Этап актуализации опорных знаний
1. Произведение для постановки на сцене театра - пьеса.
2. К какому роду литературы относится произведение «Ревизор»? (эпос, лирика, драма)
3.Назовите жанр произведение «Ревизор»? (комедия).
4.Событие, знаменующее начало развития действия (завязка)
5.Речь одного человека в художественном произведении (монолог)
6.Момент наивысшего действия в пьесе (кульминация)
7.Пьеса делится на части. Как называются эти части? (Действия)
Молодцы! С заданием справились.
- Перед нами комедия Гоголя «Ревизор», и все мы не только внимательные зрители, но и строгие критики. (слайд )
4.Словарная работа.
Какие синонимы вы знаете к сову ревизор? (проверяющий, аудитор, контролер)
5.Фоноритмика
На зеркало неча пенять , коли рожа крива. (народная пословица)
6.Сообщение темы и целей
Эти слова Гоголь сделал эпиграфом комедии.
– О каком зеркале идет речь?
Прочитайте цитаты и скажите, о ком из героев мы будем сегодня говорить? (слайд)
«Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаваться…». Что имел ввиду Гоголь? А прав ли писатель?
Что имел в виду Гоголь? А прав ли писатель? Мы постараемся понять.
Cегодня нам интересен образ главного героя комедии – образ Ивана Александровича Хлестакова.
Просмотр эпизода из экранизации комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
Мы посмотрели сцену вранья. Как выдумаете это какая часть композиции?
7.Работа по теме
Аналитическая беседа
- Кого боятся чиновники?
- Почему чиновники решили, что Хлестаков это ревизор, ведь его никто никогда не видел?
- Кто нам рассказывает про Хлестакова всю правду?
- Чем Хлестаков занимается?
- Есть ли у Хлестакова какая-то цель?
- Как Хлестаков одевается?
- Как Хлестаков разговаривает со слугой ?
Расскажите все, что мы знаем про Хлестакова.
Когда появляются люди похожие на Хлестакова- это явление называется –хлестаковщина.
8.Задание по теме.
Из предложенных выражений надо выбрать, что является признаком хлестаковщины.
(безответственность, хвастливость, двуличие, глупость, жизнь в мечтах, лживость , не думает о будущем, трусливость, жадность, пустословие, хочет высокий чин , хочет богато жить , нет трудолюбия, стремление модно одеваться)
(честность, правдивость, трудолюбие, ответственность, скромность, образованность, самостоятельность)
- Это можно сказать только про Хлестакова?
- А вас есть такие качества?
- Встречали ли вы такие качества в других людях?
5.Итог урока.
– Прав ли Гоголь - Хлестаковым бывает рано или поздно каждый из нас?
- У каждого есть недостатки, но надо их видеть и стараться их исправить.
6.Домашнее задание
Ответить на вопросы
1.Что можно назвать хлестаковщиной?
2. Почему все Хлестакова приняли за ревизора?
Составить свои вопросы.
7.Рефлексия -Оцените свою работу. Посмотрите на экран - закончите предложения.