СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы 7 класс. Основные мотивы песни.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные мотивы «Песни…». Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни

Просмотр содержимого документа
«Урок 21.»

7 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 21.

Тема. Основные мотивы «Песни…». Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни…».

Цель:

  • выявить художественную идею произведения и особенности поэтики «Песни…», фольклорного начала в ней;

  • формировать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, работы учебником, иллюстрациями, терминами;

  • формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления смысла поединка Калашникова с Кирибеевичем.


Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация.


ХОД УРОКА.

І. Оргмомент.


II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.


2.Работа над темой урока.

2.1. Слово учителя.

В характерах, созданных Лермонтовым, отразились черты героев народной поэзии. Образ удалого купца Калашникова очерчен в соответствии с традицией разбойничьей песни; фигура Кирибеевича и связанная с ним лирическая линия «Песни...» ведут к народно-песенной лирике. Отношения этих героев оцениваются с народной точки зрения: Калашников, олицетворяющий героическое национальное начало, обнаруживающий способность к бунту (что шло вразрез с концепцией славянофилов), явился выразителем народных представлений о правде, чести, достоинстве.

- Каким изображен Кирибеевич в 1 главе поэмы?


2.2. Чтение наизусть отрывка от слов «Государь ты наш, Иван Васильевич!..» до слов «На четыре стороны развеется».

- Найдите в тексте 1 главы поэмы слова и словосочетания, воссоздающие портрет героя. Составьте устный рассказ о герое.

Герой храбр и отважен: он готов умереть на чужбине, в смертном бою с врагами сложить голову.

- Почему Кирибеевич выбрал Алену Дмитриевну?

Алёну Дмитриевну он выбирает не только за красоту: его уязвляет ее независимость, безразличие к нему, «царскому опричнику», «лишь одна не глядит, не любуется, // полосатой фатой закрывается».


2.3. Выразительное чтение учащимся отрывка от слов «На святой Руси, нашей матушке, не найти, не сыскать такой красавицы» до слов «На четыре стороны развеется...».

- Кикой изображена Алена Дмитриевна?

Алёнa Дмитриевна похожа на героинь русских сказок.

- Почему Кирибеевич обманул царя, не рассказал ему о том, что его возлюбленная — жена Калашникова?

Опричник боялся осуждения царя — защитника христианских законов. Против семейных устоев, против норм народной жизни бессилен самый грозный монарх.

Кирибеевич также обязан следить по долгу службы за исполнением законов, хранимых народом. Любовь к Алене Дмитриевне — нарушение христианских заповедей.

- Каково чувство Кирибеевича?

Чувство Кирибеевича эгоистично, не просветлено разумом. Ослепленный страстью, он не заботится о чести любимой.


2.4. Обращение к иллюстрации В.М. Васнецова «Встреча Алены Дмитриевны с Кирибеевичем».


2.5. Слово учителя.

Христианский закон — основа народной морали, его никто не может безнаказанно нарушить. Сила царя и его могущество — не в насилии над народом, а и согласии с ним.

Царь и опричник в «Песне...» показаны М.Ю. Лермонтовым с точки зрения их отношения к народной правде.

Лермонтов не ставил перед собой задачи создать реальный облик Ивана Грозного. Его интересовал один аспект проблемы — царь и народный обычай, царь и христианский закон. Жестокая эпоха Грозного предстала в частном быте, в семейных отношениях.


2.6. Выразительное чтение наизусть от слов «За прилавкой сидит молодой купец...» до слов «Заметает след человеческий...».

- Каким изображен Калашников?

- В лермонтовской «Песне...» события происходят в зимнее время. В момент встречи Кирибеевича и Алены Дмитриевны разыгралась сильная метель. Какой мотив появляется в описании: «...валит снег, расстилается, заметает след человеческий»?

Белый цвет — цвет смерти. В поэме появляется мотив смерти.

В народных представлениях белый цвет издавна связан с трауром. Необходимый атрибут вхождения в царство смерти — белый саван, белое покрывало смерти. «Белый цвет есть цвет смерти и невидимости», - указывает В.Я. Пропп, характеризуя мифологические истоки фольклорной символики.

Образ вечерней метели, разыгравшейся в момент встречи Кирибеевича с Аленой Дмитриевной, рождает мотив тревожного предчувствия.


2.7. Выразительное чтение учащимся 3 главы.

- Какой вам представляется картина утра перед боем?

- Найдите в тексте ключевые слова. Какие эпитеты и олицетворения использует автор?

Дальние леса, синие горы, тучки серые, заря алая, кудри золотисты», снега рассыпчатые, небо чистое.

Заря в небо чистое смотрит, улыбается, разметала кудри золотистые, умывается снегами рассыпчатыми.


2.8. Обращение к иллюстрациям В.М. Васнецова «Бой Кирибеевича с Калашниковым», «Прощание с братьями (казнь)».


2.9. Обращение к статье учебника «Для вас, любознательные!».

- Какие жизненные принципы Калашникова выражены в его речи перед боем?

Купец Калашников — человек независимого, свободного сословия. Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает ему, противопоставляя свою жизненную позицию, свое происхождение, свое независимое занятие разбою, низости и распутству опричников.

- Как ведут себя герои перед боем?

Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, «народу русскому», выражая тем самым почтение не только власти, но и людям. Кирибеевич молча кланяется в пояс одному царю.


2.10. Слово учителя.

Выходя на поединок, Калашников выполняет просьбу жены о заступничестве. Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи. На глазах многолюдной толпы, перед лицом народа, как бы призванного стать судьею между сторонами, разыгрывается поединок Калашникова с Кирибеевичем. По существу, это поединок чести с бесчестием, правды с неправдою, человеческого достоинства с произволом и своеволием. Он является перед изумленным и растерянным опричником как неумолимый рок и побеждает его задолго до его физической смерти.

- О чем свидетельствует деталь — «медный крест со святыми мощами из
Киева» на груди Степана Парамоновича?

В устах Калашникова опричник — «окаянный», «разбойник», «бусурманский сын». В отличие от него купец подчеркивает свою принадлежность к русскому, христианскому миру.

- Почему Калашников не раскрыл подлинных причин поединка?

- Царь посылает на казнь Калашникова, не выяснив причины его страш­ного поступка. Однако, одобряя честный ответ купца, он обещает не оставить милостью жену, детей и братьев Калашникова. О чем говорит этот поступок царя?

- Какую оценку исходу событий дает народ?


2.11. Выразительное чтение уча­щимся отрывка от слов «Схоронили его за Москвой-рекой...» до слов «А пройдут гусляры — споют песенку...».

В памяти народной живет образ независимого и честного купца Калашникова. В центре поэмы — человек из народа. Защиту человеческого достоинства поэт ведет с позиций народной морали.


2.12. Определение жанра произведения.


2.13. Слово учителя.

Ко времени написания «Песни...» поэма стала очень популярным жанром. Поэма как жанр широко представлена в альманахах и журналах 1830-х гг.

М.Ю. Лермонтов называет поэму «песней», устанавливая ее связь с фольклорными произведениями.

В «Песне...» создана иллюзия непосредственного гуслярного исполнения с характерным обрамлением рассказа зачином, запевом, концовкой, исходом, обращениями к слушателям.

- Найдите в тексте «Песни...» зачин, запевы, концовку, исход.

- Назовите композиционные и стилевые приемы, свойственные народной песне.

Параллелизмы, повторы, лирические обращения, тропы.


2.14. Исследовательская работа с текстом.

1 вариант. Выпишите из текста примеры параллелизмов, повторений в начале следующей строки конца предыдущей, вопросительных частиц, союзов «и», «или», отрицаний при глаголе.

2 вариант. Выпишите из текста примеры «постоянных» эпитетов, свойственных народной поэзии, существительных с уменьшительными и ласкательными суффиксами, глаголов с двойными приставками, народно-речевых форм полного прилагательного, специфической народной лексикой.

Приемы

Примеры

Параллелизмы

«Не сияет на небе солнце красное, // Не любуются им тучки синие: // То за трапезой сидит во златом венце, // Сидит грозный царь Иван Васильевич»

Повторы

«Не шутки шутить, а людей смешить»,

«Прогневался гневом, топнул о землю»,

«И гуляют – шумят ветры буйные»

«Перехваты» - повторение в начале следующей строки конца предыдущей

«Повалился он на холодный снег; // На холодный снег, будто сосенка, // Будто сосенка во сыром бору»

Вопросительные частицы, союзы «и», «иль», «или», отрица­ния при глаголе

«Не встречает его молодая жена, // Не накрыт дубовый стол белой скатертью», «Иль убей меня, или выслушай»

Постоянные» эпитеты, свойственные народной поэзии

Конь добрый, сабля вострая, воля — вольная, смерть — лютая

Существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами

Голубушка, сторонушка, детинушка, го­ловушка, соседушки, батюшка, матушку и т. д.

Некоторые формы деепричастий, глаголы с двойными приставками

Играючи, пируючи. Призадумались, по­истратилась

Народно-речевые формы пол­ного прилагательного

С большим топором навостренныим, у ворот стоят у тесовыих

Специфическая народная лексика

Супротив, нониче, промеж, бесталанная


2.15. Озвучивание результатов работы в классе.


III. Подведение итогов урока.

Особенности стиля «Песни про... купца Калашникова» показывают, что Лермонтов «не имитирует форм народной речи... Лермонтов решается от себя заговорить на языке фольклора, и именно потому, что он не заботится о характерности той или иной языковой формы, его речь естественна, лишена позирования и преувеличений». Лермонтов воссоздал дух и стиль народной поэзии, как мог это только сделать подлинно народный поэт.


IV. Домашнее задание.

1.Подготовить письменный анализ эпизода «Песни…» «Бой Калашникова и Кирибеевича» по плану.

  1. Общая характеристика произведения (время создания, герои, художественная идея).

  2. Место эпизода в сюжете произведения.

  3. Функции эпизода (прояснение той или иной мысли автора, раскрытие характеров действующих лиц, создание определенного настроения у читателя).

  4. Место и время действия в эпизоде.

  5. Способ реализации текста (монолог, диалог, их функция).

  6. Как раскрываются характеры действующих лиц в эпизоде?

2.Прочитать повесть Н.В.Гоголя «Шинель».







6


Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Основные мотивы «Песни…». Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни…». Презентация учителя русского языка и литературы МКОУ «Заболотовская СОШ» Ольховатского района Воронежской области Бурлуцкой Е.А.

Основные мотивы «Песни…». Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни…».

Презентация

учителя русского языка и литературы

МКОУ «Заболотовская СОШ»

Ольховатского района Воронежской области

Бурлуцкой Е.А.

Виктор Васнецов, «Пир Ивана Грозного» иллюстрация к поэме Михаила Лермонтова

Виктор Васнецов, «Пир Ивана Грозного» иллюстрация к поэме Михаила Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Сергей Ефошкин,

Сергей Ефошкин, "Опричник"

«Песня про купца Калашникова». Кирибеевич и Алена Дмитревна. Художник И. Билибин.

«Песня про купца Калашникова». Кирибеевич и Алена Дмитревна. Художник И. Билибин.

Иван Билибин. Иллюстрация к

Иван Билибин. Иллюстрация

к "Песне про купца Калашникова"

«Песня про купца Калашникова». Кулачный бой. Художник В. Васнецов.

«Песня про купца Калашникова». Кулачный бой. Художник В. Васнецов.

«Песня про купца Калашникова». Художник В. Шварц.

«Песня про купца Калашникова». Художник В. Шварц.

«Песня про купца Калашникова». Купец Калашников перед казнью. Художник Б. Кустодиев.

«Песня про купца Калашникова».

Купец Калашников перед казнью.

Художник Б. Кустодиев.

«Песня про купца Калашникова». Прощание купца Калашникова с братьями. Художник В. Васнецов.

«Песня про купца Калашникова». Прощание купца Калашникова

с братьями. Художник В. Васнецов.

«Песня про купца Калашникова». «Я скажу тебе, православный царь: я убил его вольной волею...» Художник В. Шварц.

«Песня про купца Калашникова». «Я скажу тебе, православный царь: я убил его вольной волею...» Художник В. Шварц.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!