7 класс
Программа Г.С.Меркина
Урок № 21.
Тема. Основные мотивы «Песни…». Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни…».
Цель:
выявить художественную идею произведения и особенности поэтики «Песни…», фольклорного начала в ней;
формировать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, работы учебником, иллюстрациями, терминами;
формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления смысла поединка Калашникова с Кирибеевичем.
Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Оргмомент.
II. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы, цели, плана урока.
2.Работа над темой урока.
2.1. Слово учителя.
В характерах, созданных Лермонтовым, отразились черты героев народной поэзии. Образ удалого купца Калашникова очерчен в соответствии с традицией разбойничьей песни; фигура Кирибеевича и связанная с ним лирическая линия «Песни...» ведут к народно-песенной лирике. Отношения этих героев оцениваются с народной точки зрения: Калашников, олицетворяющий героическое национальное начало, обнаруживающий способность к бунту (что шло вразрез с концепцией славянофилов), явился выразителем народных представлений о правде, чести, достоинстве.
- Каким изображен Кирибеевич в 1 главе поэмы?
2.2. Чтение наизусть отрывка от слов «Государь ты наш, Иван Васильевич!..» до слов «На четыре стороны развеется».
- Найдите в тексте 1 главы поэмы слова и словосочетания, воссоздающие портрет героя. Составьте устный рассказ о герое.
Герой храбр и отважен: он готов умереть на чужбине, в смертном бою с врагами сложить голову.
- Почему Кирибеевич выбрал Алену Дмитриевну?
Алёну Дмитриевну он выбирает не только за красоту: его уязвляет ее независимость, безразличие к нему, «царскому опричнику», «лишь одна не глядит, не любуется, // полосатой фатой закрывается».
2.3. Выразительное чтение учащимся отрывка от слов «На святой Руси, нашей матушке, не найти, не сыскать такой красавицы» до слов «На четыре стороны развеется...».
- Кикой изображена Алена Дмитриевна?
Алёнa Дмитриевна похожа на героинь русских сказок.
- Почему Кирибеевич обманул царя, не рассказал ему о том, что его возлюбленная — жена Калашникова?
Опричник боялся осуждения царя — защитника христианских законов. Против семейных устоев, против норм народной жизни бессилен самый грозный монарх.
Кирибеевич также обязан следить по долгу службы за исполнением законов, хранимых народом. Любовь к Алене Дмитриевне — нарушение христианских заповедей.
- Каково чувство Кирибеевича?
Чувство Кирибеевича эгоистично, не просветлено разумом. Ослепленный страстью, он не заботится о чести любимой.
2.4. Обращение к иллюстрации В.М. Васнецова «Встреча Алены Дмитриевны с Кирибеевичем».
2.5. Слово учителя.
Христианский закон — основа народной морали, его никто не может безнаказанно нарушить. Сила царя и его могущество — не в насилии над народом, а и согласии с ним.
Царь и опричник в «Песне...» показаны М.Ю. Лермонтовым с точки зрения их отношения к народной правде.
Лермонтов не ставил перед собой задачи создать реальный облик Ивана Грозного. Его интересовал один аспект проблемы — царь и народный обычай, царь и христианский закон. Жестокая эпоха Грозного предстала в частном быте, в семейных отношениях.
2.6. Выразительное чтение наизусть от слов «За прилавкой сидит молодой купец...» до слов «Заметает след человеческий...».
- Каким изображен Калашников?
- В лермонтовской «Песне...» события происходят в зимнее время. В момент встречи Кирибеевича и Алены Дмитриевны разыгралась сильная метель. Какой мотив появляется в описании: «...валит снег, расстилается, заметает след человеческий»?
Белый цвет — цвет смерти. В поэме появляется мотив смерти.
В народных представлениях белый цвет издавна связан с трауром. Необходимый атрибут вхождения в царство смерти — белый саван, белое покрывало смерти. «Белый цвет есть цвет смерти и невидимости», - указывает В.Я. Пропп, характеризуя мифологические истоки фольклорной символики.
Образ вечерней метели, разыгравшейся в момент встречи Кирибеевича с Аленой Дмитриевной, рождает мотив тревожного предчувствия.
2.7. Выразительное чтение учащимся 3 главы.
- Какой вам представляется картина утра перед боем?
- Найдите в тексте ключевые слова. Какие эпитеты и олицетворения использует автор?
Дальние леса, синие горы, тучки серые, заря алая, кудри золотисты», снега рассыпчатые, небо чистое.
Заря в небо чистое смотрит, улыбается, разметала кудри золотистые, умывается снегами рассыпчатыми.
2.8. Обращение к иллюстрациям В.М. Васнецова «Бой Кирибеевича с Калашниковым», «Прощание с братьями (казнь)».
2.9. Обращение к статье учебника «Для вас, любознательные!».
- Какие жизненные принципы Калашникова выражены в его речи перед боем?
Купец Калашников — человек независимого, свободного сословия. Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает ему, противопоставляя свою жизненную позицию, свое происхождение, свое независимое занятие разбою, низости и распутству опричников.
- Как ведут себя герои перед боем?
Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, «народу русскому», выражая тем самым почтение не только власти, но и людям. Кирибеевич молча кланяется в пояс одному царю.
2.10. Слово учителя.
Выходя на поединок, Калашников выполняет просьбу жены о заступничестве. Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи. На глазах многолюдной толпы, перед лицом народа, как бы призванного стать судьею между сторонами, разыгрывается поединок Калашникова с Кирибеевичем. По существу, это поединок чести с бесчестием, правды с неправдою, человеческого достоинства с произволом и своеволием. Он является перед изумленным и растерянным опричником как неумолимый рок и побеждает его задолго до его физической смерти.
- О чем свидетельствует деталь — «медный крест со святыми мощами из
Киева» на груди Степана Парамоновича?
В устах Калашникова опричник — «окаянный», «разбойник», «бусурманский сын». В отличие от него купец подчеркивает свою принадлежность к русскому, христианскому миру.
- Почему Калашников не раскрыл подлинных причин поединка?
- Царь посылает на казнь Калашникова, не выяснив причины его страшного поступка. Однако, одобряя честный ответ купца, он обещает не оставить милостью жену, детей и братьев Калашникова. О чем говорит этот поступок царя?
- Какую оценку исходу событий дает народ?
2.11. Выразительное чтение учащимся отрывка от слов «Схоронили его за Москвой-рекой...» до слов «А пройдут гусляры — споют песенку...».
В памяти народной живет образ независимого и честного купца Калашникова. В центре поэмы — человек из народа. Защиту человеческого достоинства поэт ведет с позиций народной морали.
2.12. Определение жанра произведения.
2.13. Слово учителя.
Ко времени написания «Песни...» поэма стала очень популярным жанром. Поэма как жанр широко представлена в альманахах и журналах 1830-х гг.
М.Ю. Лермонтов называет поэму «песней», устанавливая ее связь с фольклорными произведениями.
В «Песне...» создана иллюзия непосредственного гуслярного исполнения с характерным обрамлением рассказа зачином, запевом, концовкой, исходом, обращениями к слушателям.
- Найдите в тексте «Песни...» зачин, запевы, концовку, исход.
- Назовите композиционные и стилевые приемы, свойственные народной песне.
Параллелизмы, повторы, лирические обращения, тропы.
2.14. Исследовательская работа с текстом.
1 вариант. Выпишите из текста примеры параллелизмов, повторений в начале следующей строки конца предыдущей, вопросительных частиц, союзов «и», «или», отрицаний при глаголе.
2 вариант. Выпишите из текста примеры «постоянных» эпитетов, свойственных народной поэзии, существительных с уменьшительными и ласкательными суффиксами, глаголов с двойными приставками, народно-речевых форм полного прилагательного, специфической народной лексикой.
Приемы | Примеры |
Параллелизмы | «Не сияет на небе солнце красное, // Не любуются им тучки синие: // То за трапезой сидит во златом венце, // Сидит грозный царь Иван Васильевич» |
Повторы | «Не шутки шутить, а людей смешить», «Прогневался гневом, топнул о землю», «И гуляют – шумят ветры буйные» |
«Перехваты» - повторение в начале следующей строки конца предыдущей | «Повалился он на холодный снег; // На холодный снег, будто сосенка, // Будто сосенка во сыром бору» |
Вопросительные частицы, союзы «и», «иль», «или», отрицания при глаголе | «Не встречает его молодая жена, // Не накрыт дубовый стол белой скатертью», «Иль убей меня, или выслушай» |
Постоянные» эпитеты, свойственные народной поэзии | Конь — добрый, сабля — вострая, воля — вольная, смерть — лютая |
Существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами | Голубушка, сторонушка, детинушка, головушка, соседушки, батюшка, матушку и т. д. |
Некоторые формы деепричастий, глаголы с двойными приставками | Играючи, пируючи. Призадумались, поистратилась |
Народно-речевые формы полного прилагательного | С большим топором навостренныим, у ворот стоят у тесовыих |
Специфическая народная лексика | Супротив, нониче, промеж, бесталанная |
2.15. Озвучивание результатов работы в классе.
III. Подведение итогов урока.
Особенности стиля «Песни про... купца Калашникова» показывают, что Лермонтов «не имитирует форм народной речи... Лермонтов решается от себя заговорить на языке фольклора, и именно потому, что он не заботится о характерности той или иной языковой формы, его речь естественна, лишена позирования и преувеличений». Лермонтов воссоздал дух и стиль народной поэзии, как мог это только сделать подлинно народный поэт.
IV. Домашнее задание.
1.Подготовить письменный анализ эпизода «Песни…» «Бой Калашникова и Кирибеевича» по плану.
Общая характеристика произведения (время создания, герои, художественная идея).
Место эпизода в сюжете произведения.
Функции эпизода (прояснение той или иной мысли автора, раскрытие характеров действующих лиц, создание определенного настроения у читателя).
Место и время действия в эпизоде.
Способ реализации текста (монолог, диалог, их функция).
Как раскрываются характеры действующих лиц в эпизоде?
2.Прочитать повесть Н.В.Гоголя «Шинель».
6