Урок литературного чтения "Э.Н. Успенский "Чебурашка". 2-й класс
(Невольникова Е. Н. учитель начальных классов)
Цели урока:
Познакомить с жизнью и творчеством Э. Н.Успенского и отрывком из его произведения “Крокодил Гена и его друзья”.
Совершенствовать навыки правильного и выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию, устанавливать причинно-следственные связи событий, описанных в тексте, строить словесный рисунок
Воспитывать у учащихся чувство доброты, сопереживания, заботливого отношения к другим людям.
Развитие внимания, мышления, памяти.
Коррекционная работа:
Развитие связной диалогической речи детей путём умения развёрнуто отвечать на вопросы учителя; формирование чёткой дикции путем прочтения чистоговорок, пополнение словарного запаса детей следующими словами:
Гиппопотам, уценённые товары, тропический лес, каюта, бракованная игрушка, чебурахнуться.
Оборудование:
Портрет Э. Н. Успенского, выставка книг, запись ”Песенка Чебурашки”, Учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. “Родная речь”, 2 класс.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Сегодня на уроке у нас гости, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности, и я желаю вам, чтобы это радостное настроение и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихо присядем за парты.
II. Речевая разминка.
Прочитайте чистоговорку про себя, а теперь вслух: начиная тихо и убыстряя темп. Но помните одно условие – четко произносите звуки. (На доске.)
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко, говорим,
Потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем,
Звук ударный выделяем,
Хорошо мы говорим,
Потому что не спешим.
III. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос.
– С какой темой познакомились на прошлом уроке? (И в шутку, и всерьез.)
– Произведения какого автора читали? (Б.В. Заходера.)
– Что знаете о писателе? (Он поэт, прозаик, переводчик.)
– Какие стихотворения писал Б.Заходер? (Весёлые, забавные, смешные, поучительные)
– Отгадайте загадку:
Он и весел, и не злобен,
Пухлый, милый чудачок.
Вместе с ним хозяин Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
А на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник –
Медвежонок…(Винни-Пух).
2. Чтение наизусть.
– Кто сочинил песенки для Винни-Пуха? (Алан Милн)
– Кто научил Винни-Пуха и его друзей разговаривать по-русски? (Б. Заходер)
– Давайте расскажем песенки выразительно, с хорошим настроением.
IV. Подготовительная работа.
1. Объявление темы урока.
– Сегодня мы будем читать отрывок из хорошо известного вам произведения. Как звали одного из главных героев, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку:
Постучался в нашу дверь
Необычный чудо-зверь –
Ты меня, малыш, послушай,
У него большие уши,
Он коричневого цвета,
Его любят все на свете,
Знает каждая дворняжка
Друга Гены – ..... (ЧЕБУРАШКУ)
– Правильно – это Чебурашка.
– Ребята, кто написал это произведение? (Э.Успенский)
– Сформулируйте тему нашего урока. (Сегодня мы будем изучать отрывок “Чебурашка” из повести-сказки “Крокодил Гена и его друзья” Э.Успенского.)
Кто же такой Чебурашка? (Ответы детей)
Чебурашка – сказочный герой, существо с огромными ушами, большими глазами и коричневой шерстью, ходящее на задних лапах.
Чебурашка – вид обезьянок, живущих в лесах Амазонки. С каким словом перекликается?
А сейчас каждый из вас поставьте для себя на уроке цель и попытайтесь достичь её к концу урока. (Учиться быстро читать, внимательно слушать, получить хорошую отметку и т. п.)
2. Знакомство с биографией писателя. (Подготовленный ученик)
Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. (Портрет) В 1961 г. он окончил Московский авиационный институт, а затем 3 года проработал инженером. Но, еще учась в вузе, Успенский начал печататься. Он писал стихи и прозу. Его первый поэтический сборник “Смешной слоненок” увидел свет в 1965 г., а в 1966 г. была опубликована сказка “Крокодил Гена и его друзья”, которая принесла Успенскому громкую славу. С тех пор Успенский написал много стихотворений, веселых, озорных, во многом поучительных. А циклы его произведений о Крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино, о Вере и Анфисе послужили основой для создания мультфильмов, которые дети смотрят с большим интересом.
3. Выставка книг Э.Н. Успенского.
– Посмотрите на выставку книг Успенского, здесь представлены самые известные и любимые его произведения.
“Крокодил Гена и его друзья”.
“Дядя Федор, пес и кот”.
“Тетя дяди Федора”.
“Любимая девочка дяди Федора”.
“Про Веру и Анфису”.
“Разноцветная семейка” и др.
4. На доске: “Испокон века – книга растит человека”.
– Как вы понимаете смысл высказывания? ( Из поколения в поколение люди передают в книгах знания, народную мудрость, учат нас жить)
– Мне очень хочется, чтобы книга стала для вас самым лучшим другом. Любите книги, читайте их.
5. Словарно-лексическая работа. Чтение трудных слов.
– А кто помнит, как Чебурашка появился в городе? (Ответы).
Давайте еще раз прочитаем, как он попал в город. Но сначала Чебурашка просит нас выполнить некоторые задания: (На карточках)
а) Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами:
Тро-пи-чес-ком---------тропическом
Гип-по-по-там----------гиппопотам
От-пра-вил-ся-----------отправился
А-пель-си-на-ми--------апельсинами
Пе-ре-дви-гать-ся--------передвигаться
Соб-ствен-но-го----------собственного
б) Читайте целыми словами
Груз-----погрузили
Фрукт---фруктовый
Брак------бракованную
Зверь-----зверёк
Город----городской
– Какие слова вам не понятны? Выясняется их значение.
V. Чтение текста учителем и подготовленными учащимися.
– Слушайте, как я буду читать. Следите за чтением и будьте готовы продолжить. (Дети читают “цепочкой”.)
VI. Физкульминутка.
– А теперь мы отдохнем немного.
(Под мелодию песни “Теперь я Чебурашка ” дети выполняют комплекс общеразвивающих упражнений.)
VII. Словарная работа.
– Какие слова не понятны?
– Кто объяснит?
Гиппопотам, или обыкновенный бегемот, – крупное, в основном травоядное, млекопитающее. (Картинка)
Тропический лес – лес в жарком поясе земного шара.
Каюта-помещение на корабле.
Уценённые товары-товары, которые стоят меньше прежней стоимости.
Телефонная будка-будка с телефоном автоматом.
Бракованная игрушка – игрушка с браком,(царапина, трещина), изъян в игрушке
Чебурахнуться – упасть или удариться с шумом.
VIII . Первичное восприятие текста.
– Кто является главным героем?
– Почему у него такое странное имя?
– Где жил Чебурашка?
– Как он попал в ящик с апельсинами?
– Как он оказался в магазине?
– Как выглядел Чебурашка, когда нашли его продавцы?
– Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?
– Куда директор магазина отнёс Чебурашку?
– Кем предложил работать директор №2 Чебурашке?
– Где он стал жить?
– Назовите основные качества Чебурашки.
– К какому типу текста можно отнести этот рассказ (описание, повествование, рассуждение)? Докажите! (Повествование.События сменяют друг друга.)
IX. Словесный рисунок.
– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Какой эпизод изображен на ней?
– Какой рисунок сделали бы вы карандашами или красками? Опишите его словами.
X. Чтение отрывка в лицах (4 часть): автор, директор магазина уцененных товаров, Чебурашка.
XI. Обобщение.
– Почему Чебурашке некому было звонить? (У него не было друзей.)
– Как думаете, как живется без друзей? (Плохо.) Почему?
– Нашел ли друзей Чебурашка?
– Какие пословицы о дружбе вы знаете? (ответы детей)
– Какие из них больше всего подходят к прочитанной сказке? Объясните их смысл.
– Дополните пословицы: (работа в парах)
Не имей 100 рублей, а имей … .
Нет друга – ищи, а нашёл … .
Хочешь дружить – сам будь … .
Доброе братство – лучше … .
– Дружбой надо дорожить и всегда помнить слова ещё одного замечательного героя кота Леопольда.
Все: Ребята, давайте жить дружно! – Только у добрых людей бывает много друзей.
А теперь я предлагаю вам вместе с Чебурашкой ответить на вопросы теста
Тест Э. Успенский «Чебурашка»
Где Чебурашка жил?
А) в степи
Б) в тайге
В) в тропическом лесу
2. Кто даёт имена зверям?
А) их родители
Б) люди
В) соседи
3. Чебурашка забрался в ящик с чем?
А) с яблоками
Б) с мандаринами
В) с апельсинами
4. Сколько апельсинов он съел на завтрак?
А) два
Б) три
В) один
5. Куда погрузили апельсины вместе с Чебурашкой?
А) на поезд
Б) на корабль
В) в самолёт
6. Где оказался ящик после долгого плавания?
А) в продовольственном магазине
Б) в фруктовом магазине
В) в хозяйственном магазине
7. Почему Чебурашка не мог сидеть на столе и стуле?
А) затекли лапы
Б) кружилась голова
В) его укачало
8. Кто назвал его Чебурашкой?
А) директор зоопарка
Б) директор музея
В) директор магазина
9. Где Чебурашка стал жить?
А) в витрине
Б) в зоопарке
В) в телефонной будке
Проверьте себя. (Ответы на доске)
XII. Рефлексия.
Оценивают свои достижения
– Достигли ли вы своей цели в течении урока?
– На сегодняшнем уроке я узнал …
– На уроке мне особенно удалось …
– Мне еще необходимо поработать над …
XIII. Итог урока.
– Назовите основную мысль произведения. О чём хотел сказать Э.Н. Успенский? (Трудно жить одному.Хорошо, когда рядом есть верные друзья.)
– Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте ее дома.
Выставление оценок.
IХ. Домашнее задание (дифференцированное)
Читать отрывок “Чебурашка” ст.137-142.
Нарисовать иллюстрацию к отрывку “Чебурашка”.
Подготовить пересказ текста по плану, данному в учебнике.