СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения Е. Шварц "Сказка о потерянном времени"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»»

ДЕЛУ - ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ - ЧАС!

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Цели урока:

Познакомить детей с писателем и драматургом Е. Шварцем, с его сказкой.

Развивать навыки работы с текстом: умение находить ответы на вопросы, делить текст на части, составлять план, пересказывать, пользуясь планом.

Воспитывать ответственное отношение к обязанностям, бережное отношение ко времени.

Оборудование: портрет писателя.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

Чтение отрывков и обсуждение иллюстраций.

III. Постановка цели. Актуализация знаний

21 (9) октября 1896 года родился Евгений Львович Шварц - писа­тель, драматург, по-новому пересказавший для нас старые сказки, и сочинивший свои собственные, не менее увлекательные.

Родился он в Казани, в семье врача. Учился на юридическом фа­культете Московского университета, но увлекся театром. Евгений Шварц работал сначала секретарем у К. Чуковского, затем сотруд­ничал в детских журналах «Чиж» и «Еж».

Его сказки - добрые и открытые знает каждый (это пересказан­ные сказки Андерсена: «Принцесса и свинопас», «Красная шапоч­ка», «Золушка», «Снежная королева»). Фильмы, поставленные по его сценариям, с детства любимы. Это «Золушка» (1947), «Перво­классница» (1948), «Дон Кихот» (1957), «Обыкновенное чудо». Ни­колай Павлович Акимов, первым поставивший все лучшие шварцевские пьесы, говорил, что «у них такая же судьба, как у цветов, мор­ского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста». И это есть обыкновенное чудо, совершенное необыкно­венным человеком и писателем Евгением Шварцем. Умер Евгений Шварц в Ленинграде в 1958 году.

  • Сегодня мы прочитаем одну из сказок Е. Шварца. Прочитайте название произведения.

  • Как отличить сказку от других жанров литературы? (В сказке обычно есть волшебные предметы, зачин, концовка, троекратные повторы, использование числа 3...)

  • Прочитаем и подумаем, сказка ли это. Что здесь вымысел, а
    что могло произойти реально и для чего придумана эта сказка автором?

IV. Работа над новым материалом

Чтение сказки по цепочке по три предложения.

  • Понравилась ли вам сказка?

  • Какой эпизод понравился больше всего? Почему?

  • Объясни, почему злым волшебникам удалось превратить де­тей в стариков?

  • Как бы ты искал старичков-школьников?

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного

1. Составление сложного плана.

  • Просмотрите текст еще раз и разделите сказку на 4 части.

  • Где заканчивается первая часть?

  • Где заканчивается вторая? Третья?

  • Подумайте, одну или несколько картин можно нарисовать к первой части?

  • Какие это будут иллюстрации, расскажите.

  • Можно ли сказать, что мы разделили первую часть на более мелкие части-картины, части-эпизоды?

  • Давайте озаглавим и запишем на доске и в тетрадях пункт плана и подпункты в каждой части:

1. Петя Зубов превращается в старика

а) Петя в школьной раздевалке;

б) Петя с мамой;

в) Петя из города уходит в лес;

г)Петя вошел в домик.

Какие иллюстрации вы бы нарисовали ко второй части? Озаглавьте каждую. Запишите название в тетрадь.

2. Петя у злых волшебников

а) дети за столом;

б) Сергей Владимирович и ходики. (Обратная сила волшебства.)

  • Как бы вы назвали третью часть? На какие части-эпизоды можно разделить эту часть?

  • Озаглавьте каждый эпизод и запишите пункты плана в тетрадь.

3. Поиски детей-старичков:

а) старушка с булочкой;

б) бабушка со скакалкой; .

в) старичок катается на трамвайной «колбасе».

  • Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. К какой части она относится?

  • Достаточно ли этой картинки для третьей части? Что еще вы бы хотели изобразить? (Как дети заблудились, как старички начали крутить стрелки, а уже следующий эпизод, как кру­тят дети, а волшебники уже стареют.)

  • Мы с вами составили сложный план, разделив каждую часть еще на части-эпизоды. Таким планом пользоваться для пересказа удобнее, он более подробный.

- Пользуясь этим планом перескажите сказку.
2. Пересказ по плану.

VII. Итог урока

- Какова же главная мысль этой сказки?
Домашнее задание

Представьте себя на месте участников событий.

Перескажите сказку от лица любого героя. (Можно распределить по рядам: от имени Пети Зубова, Нади Соколовой, Сергея Владимировича.)

2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!