ДЕЛУ - ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ - ЧАС!
Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Цели урока:
Познакомить детей с писателем и драматургом Е. Шварцем, с его сказкой.
Развивать навыки работы с текстом: умение находить ответы на вопросы, делить текст на части, составлять план, пересказывать, пользуясь планом.
Воспитывать ответственное отношение к обязанностям, бережное отношение ко времени.
Оборудование: портрет писателя.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Чтение отрывков и обсуждение иллюстраций.
III. Постановка цели. Актуализация знаний
21 (9) октября 1896 года родился Евгений Львович Шварц - писатель, драматург, по-новому пересказавший для нас старые сказки, и сочинивший свои собственные, не менее увлекательные.
Родился он в Казани, в семье врача. Учился на юридическом факультете Московского университета, но увлекся театром. Евгений Шварц работал сначала секретарем у К. Чуковского, затем сотрудничал в детских журналах «Чиж» и «Еж».
Его сказки - добрые и открытые знает каждый (это пересказанные сказки Андерсена: «Принцесса и свинопас», «Красная шапочка», «Золушка», «Снежная королева»). Фильмы, поставленные по его сценариям, с детства любимы. Это «Золушка» (1947), «Первоклассница» (1948), «Дон Кихот» (1957), «Обыкновенное чудо». Николай Павлович Акимов, первым поставивший все лучшие шварцевские пьесы, говорил, что «у них такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста». И это есть обыкновенное чудо, совершенное необыкновенным человеком и писателем Евгением Шварцем. Умер Евгений Шварц в Ленинграде в 1958 году.
Сегодня мы прочитаем одну из сказок Е. Шварца. Прочитайте название произведения.
Как отличить сказку от других жанров литературы? (В сказке обычно есть волшебные предметы, зачин, концовка, троекратные повторы, использование числа 3...)
Прочитаем и подумаем, сказка ли это. Что здесь вымысел, а
что могло произойти реально и для чего придумана эта сказка автором?
IV. Работа над новым материалом
Чтение сказки по цепочке по три предложения.
Понравилась ли вам сказка?
Какой эпизод понравился больше всего? Почему?
Объясни, почему злым волшебникам удалось превратить детей в стариков?
Как бы ты искал старичков-школьников?
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного
1. Составление сложного плана.
Просмотрите текст еще раз и разделите сказку на 4 части.
Где заканчивается первая часть?
Где заканчивается вторая? Третья?
Подумайте, одну или несколько картин можно нарисовать к первой части?
Какие это будут иллюстрации, расскажите.
Можно ли сказать, что мы разделили первую часть на более мелкие части-картины, части-эпизоды?
Давайте озаглавим и запишем на доске и в тетрадях пункт плана и подпункты в каждой части:
1. Петя Зубов превращается в старика
а) Петя в школьной раздевалке;
б) Петя с мамой;
в) Петя из города уходит в лес;
г)Петя вошел в домик.
Какие иллюстрации вы бы нарисовали ко второй части? Озаглавьте каждую. Запишите название в тетрадь.
2. Петя у злых волшебников
а) дети за столом;
б) Сергей Владимирович и ходики. (Обратная сила волшебства.)
3. Поиски детей-старичков:
а) старушка с булочкой;
б) бабушка со скакалкой; .
в) старичок катается на трамвайной «колбасе».
Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. К какой части она относится?
Достаточно ли этой картинки для третьей части? Что еще вы бы хотели изобразить? (Как дети заблудились, как старички начали крутить стрелки, а уже следующий эпизод, как крутят дети, а волшебники уже стареют.)
Мы с вами составили сложный план, разделив каждую часть еще на части-эпизоды. Таким планом пользоваться для пересказа удобнее, он более подробный.
- Пользуясь этим планом перескажите сказку.
2. Пересказ по плану.
VII. Итог урока
- Какова же главная мысль этой сказки?
Домашнее задание
Представьте себя на месте участников событий.
Перескажите сказку от лица любого героя. (Можно распределить по рядам: от имени Пети Зубова, Нади Соколовой, Сергея Владимировича.)
2