СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок литературного чтения в 4 классе по сказке евгения Шварца "Сказка о потерянном времени". Кроссврды , при разгадывании которых по горизонтали появляается "призыв" БЕРЕГИ ВРЕМЯ.

Просмотр содержимого документа
«урок литературного чтения в 4 классе»





Урок литературного чтения в 4 классе

Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»



Цели:

  1. Познакомить с жизнью и творчеством писателя

  2. Отрабатывать навыки правильного баланса выразительного чтения

  3. Учить анализировать характер и поступки героев, развивать память, речь, мышление

Материал к уроку: портрет писателя, таблички со слова ми речевой разминки ( на партах), кроссворды, карточки с заданиями, иллюстрации ходиков и керосиновой лампы.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Речевая разминка:

-Сегодня на уроке мы подробнее поговорим о сказке, с которой познакомились на прошлом уроке. Но в начале – речевая разминка ( на доске и на партах текст). Прочитайте это стихотворение самостоятельно в полголоса.

  • Учебник у меня в портфеле!

  • Кто? Быть не может!

  • Неужели ?

  • Взгляни, пожалуйста! Он тут! Его учебником зовут.

(В.Берестов)

-Прочитайте стихотворение друг другу, разделяя слова на слоги.

( читают по вариантам)

-Прочитайте друг другу орфографически

-Прочитайте орфоэпически

-Приготовьтесь читать выразительно ( вслух 2-3 чел)

  1. Беседа по содержанию стихотворения:

- почему автор называет учебник учителем?

( из учебника мы узнаем много нового, он помогает нам в учебе. Когда дома, самостоятельно изучаем то, что пропустили по учебнику- он нас тоже учит)

- как вы думаете от кого зависит успех в учебе: от учителя или от ученика самого?

(каким бы ни был талантливым учитель, он не может научить того, кто не хочет учиться и ничего не делает)

  1. -Действительно, успех в учебе в огромной степени зависит от вашего трудолюбия и старания. А сейчас, переходим непосредственно к теме урока.

-Напомните, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке. ( называют, вешаю портрет и тему)

Беседа по содержанию:

- Вчера я очень кратко познакомила вас с жизнью и творчеством писателя, поэтому к сегодняшнему уроку группа ребят подготовила небольшой, но более подробный рассказ об этом сказочнике

(сообщение по биографии автора)

- Итак,» Ск азка о потерянном времени».

Словарная работа.

-Дома вы должны были поработать со словарем и найти значение слов:

Окладистая( борода) – широкая, густая

Керосиновая (лампа) – лампа, освещающая с помощью керосина

Ходики – небольшие часы с гирями и маятником

Пола, полы – нижняя часть, раскрывающейся одежды

- подберите синонимы к словам:

Хмурый – угрюмый, ненастный, невеселый, печальный

Сберечь – сохранить, спасти, сэкономить

- подберите антонимы к словам:

Состариться – помолодеть

Трудиться бездельничать, лениться, лодырничать

Характеристики героев:

  1. Выборочное чтение:

- Что вы узнали о Пете Зубове?

- Прочитайте по ролям отрывок, из которого мы узнаем, при каких обстоятельствах Петя узнал о происшедших с ним переменах.

- Прочитайте о том, как встретился Петя с мамой.

- О чем думал Петя после встречи с мамой?

-Найдите отрывки, с помощью которых автор показывает, что все люди во круг трудятся.

- Прочитайте отрывки, которые раскрывают смысл иллюстрации на странице 9.

Физкультминутка:

Одолела вас зевота, шевельнуться неохота.( потягиваются) Ну-ка делайте со мною упражнение такое: (руки)вверх, вниз ,потянись, окончательно проснись.

Руки вытянуть пошире, 1,2,3,4

Наклониться 3,4,и на месте поскакать. (наклоны в стороны)

На носок, потом на пятку, все мы делаем зарядку.

  1. Продолжение беседы по содержанию:

-Расскажите, как Петя нашел первую девочку, превращенную в старушку.

-Прочитайте, как ребята нашли остальных друзей по несчастью.

-Одинаково ли было поведение детей? (Петя и Маруся уже знали о том, что с ними произошло, а эти еще продолжали веселиться и лодырничать).

- Как могло произойти обратное превращение ребят?

-Прочитайте о превращении стариков в ребят?

-Почему они смогли победить волшебников? ( собрались, поторопились, успели, помогли друг другу)

  1. –Как вы относитесь к ребятам?

- А как к ним относится автор? ( осуждает, но помогает справиться с проблемой, всё заканчивается удачно).

Работа в группах: ( задания на листах 1-4)

  1. Заметили ли вы, что в сказке автор употребляет пословицы и поговорки? Найдите и объясните их смысл.

( все пропало, и в ус не дует, держит ухо востро, не терять времени даром, как сквозь землю провалился, терять время понапрасну.)

  1. Для читателей автор написал замечательные слова, которые дают человеку уверенность в трудных ситуациях. Попробуйте найти эти слова и объяснить

( автор хотел сказать, что очень много зависит от самого человека. Выход из трудной ситуации всегда найдется)



  1. КРОССВОРДЫ

  1. Фамилия автора сказки

  2. В каком классе учился главный герой?

  3. Имя главного героя

  4. Что нашла девочка-старушка в скверике?

  5. Какой номер был у трамвая, на котором катался Вася Зайцев?



4)



  1. Фамилия главного героя сказки

  2. Что подсчитывали на счетах злые волшебники?

  3. На каком виде транспорта отправились ребята к волшебникам?

  4. Что происходит незаметно с человеком ,который теряет зря время?

  5. Что читала девочка-старушка на скамеечке в парке?

  6. Какие часы висели на стене в доме волшебников?

- какие слова получились в красных полосках? (береги время)

- как вы понимаете эти слова? ( не слоняться без дела, найти занятие всегда можно)

В своей последней лучшей волшебной истории про « Обыкновенное чудо» Е. Шварц написал такие слова: «Сказка рассказывается не для того чтобы скрыть, а для того чтобы открыть, сказать его всю силу, его весь голос то, что думаешь».

Как вы понимаете название сказки? Что хотел сказать автор?

(Не теряй время даже в действии, чтоб не превратиться в стариков задолго до старости, дорожить каждой минутой. Только в сказке можно вернуть потерянное время – повернуть стрелки назад .,не надо надеяться на авось и на потом, а учиться ,трудиться сейчас.

Д з: сочинить свою сказку о том, как избавиться от какого-нибудь недостатка.



Литература:

Энциклопедия для детей т.9. Русская литература,ч.2,ХХ в.,М.Д.Аксёнова,

М.,Аванта+,2003г.

Детская литература.1990.Сборник статей ,М., «Д.л.»,1990,181с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!