Урок литературного чтения в 4 классе
Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»
Цели:
Познакомить с жизнью и творчеством писателя
Отрабатывать навыки правильного баланса выразительного чтения
Учить анализировать характер и поступки героев, развивать память, речь, мышление
Материал к уроку: портрет писателя, таблички со слова ми речевой разминки ( на партах), кроссворды, карточки с заданиями, иллюстрации ходиков и керосиновой лампы.
Ход урока:
Оргмомент.
Речевая разминка:
-Сегодня на уроке мы подробнее поговорим о сказке, с которой познакомились на прошлом уроке. Но в начале – речевая разминка ( на доске и на партах текст). Прочитайте это стихотворение самостоятельно в полголоса.
(В.Берестов)
-Прочитайте стихотворение друг другу, разделяя слова на слоги.
( читают по вариантам)
-Прочитайте друг другу орфографически
-Прочитайте орфоэпически
-Приготовьтесь читать выразительно ( вслух 2-3 чел)
Беседа по содержанию стихотворения:
- почему автор называет учебник учителем?
( из учебника мы узнаем много нового, он помогает нам в учебе. Когда дома, самостоятельно изучаем то, что пропустили по учебнику- он нас тоже учит)
- как вы думаете от кого зависит успех в учебе: от учителя или от ученика самого?
(каким бы ни был талантливым учитель, он не может научить того, кто не хочет учиться и ничего не делает)
-Действительно, успех в учебе в огромной степени зависит от вашего трудолюбия и старания. А сейчас, переходим непосредственно к теме урока.
-Напомните, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке. ( называют, вешаю портрет и тему)
Беседа по содержанию:
- Вчера я очень кратко познакомила вас с жизнью и творчеством писателя, поэтому к сегодняшнему уроку группа ребят подготовила небольшой, но более подробный рассказ об этом сказочнике
(сообщение по биографии автора)
- Итак,» Ск азка о потерянном времени».
Словарная работа.
-Дома вы должны были поработать со словарем и найти значение слов:
Окладистая( борода) – широкая, густая
Керосиновая (лампа) – лампа, освещающая с помощью керосина
Ходики – небольшие часы с гирями и маятником
Пола, полы – нижняя часть, раскрывающейся одежды
- подберите синонимы к словам:
Хмурый – угрюмый, ненастный, невеселый, печальный
Сберечь – сохранить, спасти, сэкономить
- подберите антонимы к словам:
Состариться – помолодеть
Трудиться – бездельничать, лениться, лодырничать
Характеристики героев:
Выборочное чтение:
- Что вы узнали о Пете Зубове?
- Прочитайте по ролям отрывок, из которого мы узнаем, при каких обстоятельствах Петя узнал о происшедших с ним переменах.
- Прочитайте о том, как встретился Петя с мамой.
- О чем думал Петя после встречи с мамой?
-Найдите отрывки, с помощью которых автор показывает, что все люди во круг трудятся.
- Прочитайте отрывки, которые раскрывают смысл иллюстрации на странице 9.
Физкультминутка:
Одолела вас зевота, шевельнуться неохота.( потягиваются) Ну-ка делайте со мною упражнение такое: (руки)вверх, вниз ,потянись, окончательно проснись.
Руки вытянуть пошире, 1,2,3,4
Наклониться 3,4,и на месте поскакать. (наклоны в стороны)
На носок, потом на пятку, все мы делаем зарядку.
Продолжение беседы по содержанию:
-Расскажите, как Петя нашел первую девочку, превращенную в старушку.
-Прочитайте, как ребята нашли остальных друзей по несчастью.
-Одинаково ли было поведение детей? (Петя и Маруся уже знали о том, что с ними произошло, а эти еще продолжали веселиться и лодырничать).
- Как могло произойти обратное превращение ребят?
-Прочитайте о превращении стариков в ребят?
-Почему они смогли победить волшебников? ( собрались, поторопились, успели, помогли друг другу)
–Как вы относитесь к ребятам?
- А как к ним относится автор? ( осуждает, но помогает справиться с проблемой, всё заканчивается удачно).
Работа в группах: ( задания на листах 1-4)
Заметили ли вы, что в сказке автор употребляет пословицы и поговорки? Найдите и объясните их смысл.
( все пропало, и в ус не дует, держит ухо востро, не терять времени даром, как сквозь землю провалился, терять время понапрасну.)
Для читателей автор написал замечательные слова, которые дают человеку уверенность в трудных ситуациях. Попробуйте найти эти слова и объяснить
( автор хотел сказать, что очень много зависит от самого человека. Выход из трудной ситуации всегда найдется)
КРОССВОРДЫ
Фамилия автора сказки
В каком классе учился главный герой?
Имя главного героя
Что нашла девочка-старушка в скверике?
Какой номер был у трамвая, на котором катался Вася Зайцев?
4)
Фамилия главного героя сказки
Что подсчитывали на счетах злые волшебники?
На каком виде транспорта отправились ребята к волшебникам?
Что происходит незаметно с человеком ,который теряет зря время?
Что читала девочка-старушка на скамеечке в парке?
Какие часы висели на стене в доме волшебников?
- какие слова получились в красных полосках? (береги время)
- как вы понимаете эти слова? ( не слоняться без дела, найти занятие всегда можно)
В своей последней лучшей волшебной истории про « Обыкновенное чудо» Е. Шварц написал такие слова: «Сказка рассказывается не для того чтобы скрыть, а для того чтобы открыть, сказать его всю силу, его весь голос то, что думаешь».
Как вы понимаете название сказки? Что хотел сказать автор?
(Не теряй время даже в действии, чтоб не превратиться в стариков задолго до старости, дорожить каждой минутой. Только в сказке можно вернуть потерянное время – повернуть стрелки назад .,не надо надеяться на авось и на потом, а учиться ,трудиться сейчас.
Д з: сочинить свою сказку о том, как избавиться от какого-нибудь недостатка.
Литература:
Энциклопедия для детей т.9. Русская литература,ч.2,ХХ в.,М.Д.Аксёнова,
М.,Аванта+,2003г.
Детская литература.1990.Сборник статей ,М., «Д.л.»,1990,181с.