СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 8 классе по рассказу Ф. Абрамова "О чём плачут лошади"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок рекомендуется проводить после изучения стихотворения В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе по рассказу Ф. Абрамова "О чём плачут лошади"»

Масайло Елена Владимировна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Школа №73» г. Рязани


Урок литературы с использованием технологии критического мышления по теме «Ф. Абрамов. Рассказ «О чём плачут лошади». 8 класс.


Цель урока: научиться определять проблему художественного произведения, его идею, которая нашла отражение в особенностях жанра.

Задачи урока: на основе методического приёма «чтение с остановками» учиться анализировать поступок героя, находить художественные детали, средства художественной выразительности; воспитывать чуткое отношение к прошлому своей страны, способность переживать; через сравнительно-сопоставительный анализ выявить особенности изображения лошади в рассказе Ф. Абрамова и стихотворении В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Примечание: урок по рассказу Ф.Абрамова «О чём плачут лошади» я проводила как урок внеклассного чтения после изучения стихотворения В. Маяковского (по программе Г. Меркина).

Ход урока



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Организационный момент


1. Стадия вызова


– Сегодня мы познакомимся с рассказом Ф. Абрамова «О чём плачут лошади». Знакомо вам имя писателя?





– Итак, рассказ «О чём плачут лошади».

– Можно ли предположить, о чём будет этот рассказ?

Слово учителя. Краткие сведения о писателе. Важно подчеркнуть, что, выросший в многодетной крестьянской семье, рано потерявший отца, Ф.Абрамов очень хорошо знал, что такое крестьянский труд.





(Составляется корзина идей)

2. Стадия осмысления


Работа с текстом

1-ая часть. Чтение рассказа до слов: «На этот раз я не шёл – бежал к лошадям..»

Первая остановка

– Что вы узнали?

– Как бы вы озаглавили эту часть рассказа?


– Какое слово показалось вам незнакомым?

– Прочитайте только те слова, которые передают чувства рассказчика.


– Почему рассказчик чувствует вину? В чём он виноват?












– Что произойдет дальше?


2-ая часть. От слов «На этот раз я не шёл..» до слов « И вот что в конце концов рассказала она мне».

Вторая остановка

– Как можно озаглавить эту часть?


– Какие детали в описании лошади вы можете выделить? Какое значение они играют в рассказе?





– Какое место в композиции произведения занимает начало диалога?



3-я часть.

Чтение рассказа до слов «Я не выдержал прямого, вопрошающего взгляда Рыжухи»


Третья остановка

– Как можно озаглавить эту часть?


– Как называли лошадей в старину? Объясните значение этого слова.

– Как вы думаете, легко жилось лошадям в те далекие времена?




– Как вы думаете, что будет дальше?


4-я часть. Четвёртая остановка.

Чтение до слов «Рыжуха всё так же, с надеждой, с мольбой смотрела на меня».


– Как можно назвать эту часть?

– Как по-вашему, какие чувства испытывает рассказчик в момент воспоминания? Найдите и перечитайте приметы деревенского уклада жизни.





– Как вы считаете, сможет ли рассказчик ответить на вопрос Рыжухи?


5-ая часть.

Чтение до конца.

Пятая остановка.

– Озаглавьте часть.

– Оправдались ли ваши ожидания?

– Найдите детали, которые говорят о неловкости рассказчика перед Рыжухой и другими лошадьми, перед «всем лошадиным царством».




– Прав ли был рассказчик, что не ответил Рыжухе?

– Какое чувство овладело рассказчиком?

– Есть ли что-то общее между рассказом Ф. Абрамова и стихотворением В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»?







– В чём отличие?






«Самые сложные, разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади».


Лексическая работа: Угор – пригорок (диалект)

Лошади «волновали, радовали, придавали красоту» – «чувство жалости и непонятной вины»

Обсуждение, дискуссия. Учащиеся говорят о том, что конюх Миколка не выполняет свои обязанности конюха. Вечно пьяный, он забывает дать воды лошадям, отчего они «умирают от жажды». В ходе беседы делаем вывод о полном равнодушии Миколки и его безразличии к лошадям. В отличие от него рассказчик – человек совестливый, он чувствует и свою вину перед животными.









«Рыжуха»


В отличие от «своих сородичей» она «сохранила свой весёлый, неунывающий характер, норовистость молодости». Автор придает лошади человеческие черты. Сразу же вслед за описанием рассказчик вступает в диалог с Рыжухой.


Начало диалога является завязкой произведения.








«Песни старой кобылы»


Лексическая работа: кормилица.


Лошадь трудилась всегда (пахали землю на лошадях, заготавливали дрова), но относились с любовью: «холили и ласкали». Эти времена Рыжуха называет счастливыми, беспечальными.







«Воспоминания рассказчика»

Дискуссия. Чувства грусти, печали, ностальгии, вины...

Делается вывод о памяти нравственной. К лошади в деревне относились как к сокровищу. Фраза «в каждом из нас, должно быть, живёт пушкинский вещий Олег» относит читателя во времена Древней Руси.


Дискуссия.




«Я обманул Рыжуху»


Автор ведет себя так, как будто вопрос не стоит того, чтобы о нем долго говорить, он «напустил на себя бесшабашную удаль». Кроме того, появляются приниженная лексика и просторечные выражения: «Хватит киснуть», «покель», «В энтом деле без банки не разобраться».

Нет. Об этом автор пишет в финале произведения.

«Тяжёлая лошадиная тоска».

Художественные детали: «И что же я увидел? Слёзы. Большие, с добрую фасолину лошадиные слезы», «И тоска, тяжёлая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле» (Ф Абрамов) – «Подошёл и вижу – за каплищей каплища по морде катится и прячется в шерсти… И какая-то общая звериная тоска плеща вылилась из меня...»(В. Маяковский)

– У Маяковского поэт, одинокий в толпе, находит слова утешения. У Абрамова герой не мог искренне ответить лошадям, не нашёл нужных слов и потерял доверие.


3. Рефлексия


– Понравился вам рассказ?

– На какие размышления навел рассказ «О чём плачут лошади»?

– Как вы думаете, что хотел донести до читателей Ф. Абрамов?

– Нужны ли лошади в современном мире?

Домашнее задание: написать небольшое сочинение-размышление на тему: «Нужны ли лошади в современном мире?»

Учащиеся высказывают свое мнение.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!