Урок литературы в 7 классе. Ф.Абрамов « О чем плачут лошади».
Тип урока: урок усвоения новых знаний и развития речи.
Вид урока: урок-исследование.
Оборудование урока: учебник под редакцией В.Я.Коровиной, карточки с отрывками из произведений, словарь С.И.Ожегова, лист самооценки урока.
Оформление урока: портрет писателя, эпиграф: « Мы в ответе за тех, кого приручили» (А-С. Экзюпери), загадка (закрыта).
Цели урока:
Предметные: уметь анализировать художественное произведение, характеризовать героев; понимать авторскую позицию; отвечать на вопросы по прочитанному тексту; уметь высказывать свое мнение.
Метапредметные: уметь подбирать аргументы для подтверждения своей или авторской позиции; уметь работать с другими источниками информации.
Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности; воспитание чувства сострадания к животным.
Виды деятельности обучающихся на уроке:
Участие в целеполагании и определении темы.
Работа в группах с текстом рассказа.
Работа со словарями.
Деятельность по обобщению материала урока.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Определение темы урока.
Слово учителя:
- Ребята, обратите внимание на загадку на доске. Прочитаем вслух: «Кто не пахарь и не плотник, а первый на селе работник?» (конь, лошадь). - Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Расширение информационного поля темы урока.
У вас на партах карточки с отрывками из ранее пройденных произведений. Прочитайте задание: прочитать, назвать автора, назвать произведение. Ответить на вопросы: 1.Что сближает эти произведения? 2. Какие проблемы в них поставлены? ( Предлагаются отрывки из сказки-были К. Паустовского « Теплый хлеб» и стихотворения В. Маяковского « Хорошее отношение к лошадям»).
1 отрывок: « Ветром опита, льдом обута, улица скользила.
Лошадь на круп грохнулась и сразу
за зевакой зевака...
-Лошадь упала! - Упала лошадь! -
Смеялся Кузнецкий.»
2 отрывок: «Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца - так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни .И все выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга».
- Кто обижает животных? (люди). Дома вы прочитали рассказ…(О чем плачут лошади»). Назовите автора (Ф.Абрамов).
Сообщение подготовленного ученика о творчестве Ф.Абрамова.
Определение целей урока.
Слово учителя:
- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (познакомиться с рассказом, понять смысл названия, идею…). - Какие ассоциации у вас вызывает слово «лошадь»?
Сообщение о лошади подготовленного ученика.
Словарная работа в парах (толковый словарь: каурый, гнедой, вороной, чалый, мезенки).
Фаза осмысления произведения.
Слово учителя: - О чем произведение? (О горькой судьбе лошади).
- Кто в ответе за лошадь? (эпиграф).
- От чьего имени ведется рассказ?
- Кто из лошадей особенно выделен? Почему? (героя- рассказчика и Рыжуху связывала дружба).
Организация учебной деятельности.
Предлагаю построить дальнейшую работу в группах. Каждая группа проведет исследование текста по определенной теме. От каждой группы должен быть выступающий.
1 группа: Авторское отношение к деревне, лошадям. (« Я любил эту тихую деревушку…», «Всякий раз, когда я спускался с деревенского угора на луг…», «Я частенько брал с собой хлеб..» , «Они радовали, волновали мое крестьянское сердце…»)
2 группа: О жизни крестьян в деревне, о роли лошади в семье. (« Лошадью дышали и жили…», «Лошадей жалели и берегли пуще всего на свете…», «Скармливали самый лучший кусок…», «Вся семья выбегала ее встречать…»
3 группа: Художественное описание лошадей в повести. («Рыжуха…выгодно отличалась от своих сородичей…», «Кобылка чистая, она сохранила…»)
4 группа: Описание обычаев, народных праздников, традиций, связанных с лошадьми. (« Первая игрушка крестьянского сына - деревянный конь…», «И конской подковой встречало каждое крыльцо…»)
5 группа: Внутренние переживания рассказчика. С чем они связаны? («И тоска, тяжелая , лошадиная тоска навалилась на меня…», «И казалось все пространство на лугу. Под горой - сплошь, лошадиные глаза…»).
Выступления обучающихся от каждой группы.
Рефлексия (итог). Слово учителя:
- О чем плачут лошади? – Почему название рассказа не содержит вопроса?
На партах имеется карточка. Она состоит из двух частей: «Мое мнение об уроке и самооценка. « Выбираете начало одной фразы: «Я узнал на уроке… Я понял на уроке…Я почувствовал на уроке…», продолжите. Оцениваете работу своей группы на уроке. (заслушать 2-3 учеников).
Запись в тетрадь вывода:
Жизнь человека на Земле прочно и навсегда связана с животными - насекомыми, птицами и зверями…
Человек очень силен и очень мудр. Поэтому он должен быть очень добр, благороден и разумен в своих отношениях с животными. (О чем это?)
Домашнее задание: письменный ответ на вопрос: «Над чем меня заставил задуматься рассказ Ф.Абрамова «О чем плачут лошади».