СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказ Ф.Абрамова показывает ученикам любовь писателя к деревне, ее жителям, где зарождалась и складывалась национальная культура, нравственность, любовь ко всему живому. Это необходимо для нравственно-эстетического  воспитания подрастающего поколения.Надеюсь, моя разработка поможет коллегам в этом нелегком, но нужном нам всем деле.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади"»

Урок литературы в 7 классе
эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе Ф. А. АБРАМОВа «О ЧЕМ ПЛАЧУТ ЛОШАДИ»

Цели: подчеркнуть любовь Абрамова к деревне, ее жителям, где зарождались и складывались национальная культура, нравственность, любовь ко всему живому; привлечь к обсуждению авторского призыва к гуманному отношению к тому, что нас окружает.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:познакомятся с произведением Ф. А. Абрамова, художественными особенностями.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делатьвыводы;находитьнужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умением работать индивидуально.

Личностные:оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.

Методические приемы: работа с учебником, аналитическая беседа.

Сценарий урока

  1. Организационное начало.



Сегодня, ребята, мы будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно включайся в работу, дружок!

  1. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений.

(Звучит  музыкальный  видеоклип «Страна волшебная»)

  • О какой волшебной стране идет речь в клипе?

  • Почему автор считает ее волшебной?

  • Как с этой волшебной страной связано произведение, с которым вы познакомились дома?

  • Какова же тема сегодняшнего урока?



  1. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

  • А что бы вы хотели узнать сегодня на уроке, чему научиться?

  • Как вы считаете, какие задачи нам необходимо решить, над какими вопросами подумать?

будем анализировать рассказ Ф. Абрамова “О чём плачут лошади”;

выясним, от чего лошади плачут;

...будем сравнивать, обобщать, выделять главное.


  1. Работа по теме урока.

1. Просмотр видеофрагмента о писателе Ф.А.Абрамове и его обсуждение.

  • Какой край стал родным для Федора Абрамова? С именем какого ученого и поэта связаны эти мета?(Архангельская губерния. М.В.Ломоносов родился в селе Холмогоры)

  • Кем был его отец?

  • Кем была его мать? Какую роль она сыграла в жизни Федора Абрамова?

  • Куда поступает учиться Федор Абрамов в 1938 году? Какой факультет он выбирает для обучения?

  • Что прервало обучение Абрамова в Ленинградском государственном университете?

  • Где прошли его военные годы? Почему?

  • Почему можно утверждать, что его писательская судьба была трудной? (Он говорил: “Меня били! Крепко били”. Первый роман был одобрительно встречен критикой. Последующие книги восторженно принимались читателями и негативно официальной критикой. А сколько произведений не было опубликовано при жизни, “зарезано” цензурой! А сколько было сделано цензурных изъятий в опубликованных книгах! Каждое цензурное изъятие писатель воспринимал трагически. Это и было главной причиной того, что Федор Абрамов так рано ушёл из жизни. А произошло это 14 мая 1983 года.)

  • Какова любимая тема писателя Ф.Абрамова? (Жизнь русской деревни)


2. Анализ произведения.

  • От чьего лица ведется повествование в рассказе? (От лица автора)

  • Кто является главным героем произведения? Какие у вас ассоциации со словом «лошадь»? (Пишем на доске все ассоциации)

  • О чём этот рассказ? (О горькой судьбе лошади в современном обществе.)

  • Какие клички упоминаются в рассказе? На основе чего они давались? (Стр. 167)

  • Что такое масть? А какие масти лошадей знаете вы?

Масть - цвет шерсти у животных

  • вороная – корпус, хвост и грива черного цвета, допускаются белые пятна;

  • гнедая – корпус коричневый, хвост и грива – черные;

  • серая - корпус, хвост и грива – светло/темно-серого цвета




3. Физкультминутка.


Литературу любим мы, друзья,

Читаем абрамовские строки…

Но нам без отдыха никак нельзя!

Так отдохнём мы на уроке:

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы не будем уставать!

Руки – вверх, потом – направо…

И начнём считать сначала.

Раз, два, три, четыре, пять…

Нам приятно отдыхать!

Руки – вверх, потом – налево…

Отдохнул? Работай смело!

4. Анализ произведения.



  • Куда уносили автора воспоминания детства, когда с бугра он спускался на луг? (В мир пахучих трав, стрекоз, бабочек, в мир лошадей: кол вбит в землю, лошадь привязана к нему. – стр. 166)



  • Какое чувство испытывал автор, когда останавливался возле них? (Они радовали его крестьянское сердце. Он прислушивался к их похрустыванию травой, к недовольному пофыркиванию, если вдруг попадалась несъедобная трава или пыльная. Лошадь – животное чистое.)(стр. 166)



  • Какими разноречивыми чувствами проникнуто описание пасущихся на лугу лошадей? («Особо -лошадиная красота луга» дается в резком контрасте с тем, как лошади постоянно «томились, умирали от жажды»)

  • Как в литературе называется такой прием? (Антитеза)

  • Какая картина вызвала у автора чувство жалости? Зачитайте. (стр. 167)



  • Что бы вы сказали конюху Николке? (Что же ты издеваешься над животными? Неужели ты не видишь, что земля вокруг кола изгрызена и выбита дочерна? Лошади голодные, мучаются от жажды, им негде спастись от комаров и мошкары. Видно, в тебе души нет! Даже женщины и старушки, проходя мимо, кормят их.)



  • Почему Рыжуха, обычно радовавшаяся приходу автора, теперь смотрела на него безучастно, даже хлеб из его рук не брала?



  • Вы когда-нибудь допускали мысль, что животным может быть “тошно”? Такое состояние бывает у человека, когда ему очень трудно, плохо. А что лошадей привело к такому состоянию? (Отношение к ним, ощущение ненужности…)

  • О чем плакали лошади? (О том, то люди перестали ценить и уважать лошадей, потому что необходимость в них отпала, пришел век машин. Человек черной неблагодарностью отплатил за преданность)



  • Для чего автор вводит в рассказ сказочные элементы? (Никто о себе, о своих думах и печалях лучше не расскажет, чем он сам. Вот лошадь и спросила, были ли другие времена для лошадей.)



  • Зачитайте строчки (выборочно) о том, как кормили лошадей, лелеяли, скребли, чистили. (Стр. 170-171)



  • «В каждом из нас, должно быть, живет пушкинский вещий Олег?» Как объяснить? (Автору, вернувшемуся в деревню в 1947 году, захотелось увидеть Карька (Карий), который спасал многодетную, рано осиротевшую их семью от голода. Услышал в ответ: «На лесном фронте (на заготовке леса) Богу душу отдал. Ты думаешь, только люди в эту войну воевали?». Три года назад автор в Россохах, где когда-то была лесозаготовка, искал останки коня, но не нашел.)



  • Прочитайте последний абзац рассказа. Как вы понимаете слова: «И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы»? (Очеловечивая страдания лошади, герой глубже понимает смысл происходящих событий, он чувствует их страдание, отличаясь, например, от Миколки, который проявляет жестокость по отношению к лошадям.)



  • Так над какими проблемами заставляет нас задуматься автор? (Над проблемами равнодушия, черствости, недостатка гуманности, отсутствия искренности, доверия.)



Вывод. Автора беспокоит обнищание человеческой души, бывшей когда-то щедрой и широкой, делившейся со слабым последним куском хлеба.

III. Cоставление плана рассказа (в парах)

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?

  • Что же значит рассказ Абрамова? Актуален ли он в наши дни?

Я думаю, что все, кто прочитал этот рассказ, задумаются о своей жизни, чтобы не стать «существом из той же лошадиной породы». Это рассказ- предупреждение, крик души: «Люди! Давайте останемся людьми! А для этого взращивайте в себе доброту!

(Звучит песня «Дорогою добра»)

Добрые слова – корни

Добрые мысли - цветы

Добрые дела - плоды

Добрые сердца - сады.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Домашнее задание: прочитать вступительную статью «Из автобиографии», с. 174–176, рассказы Е. Носова «Кукла», с. 176–181, «Живое пламя», с. 182–185; и ответить на вопрос: Что питает «писательское вдохновение» и что является неизменной темой писателя Е. И. Носова?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!