Урок литературы в 7 классе
эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе Ф. А. АБРАМОВа «О ЧЕМ ПЛАЧУТ ЛОШАДИ»
Цели: подчеркнуть любовь Абрамова к деревне, ее жителям, где зарождались и складывались национальная культура, нравственность, любовь ко всему живому; привлечь к обсуждению авторского призыва к гуманному отношению к тому, что нас окружает.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:познакомятся с произведением Ф. А. Абрамова, художественными особенностями.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делатьвыводы;находитьнужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: владеть умением работать индивидуально.
Личностные:оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Методические приемы: работа с учебником, аналитическая беседа.
Сценарий урока
Организационное начало.
Сегодня, ребята, мы будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
Этап актуализации знаний и фиксации затруднений.
(Звучит музыкальный видеоклип «Страна волшебная»)
О какой волшебной стране идет речь в клипе?
Почему автор считает ее волшебной?
Как с этой волшебной страной связано произведение, с которым вы познакомились дома?
Какова же тема сегодняшнего урока?
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
А что бы вы хотели узнать сегодня на уроке, чему научиться?
Как вы считаете, какие задачи нам необходимо решить, над какими вопросами подумать?
… будем анализировать рассказ Ф. Абрамова “О чём плачут лошади”;
… выясним, от чего лошади плачут;
...будем сравнивать, обобщать, выделять главное.
Работа по теме урока.
1. Просмотр видеофрагмента о писателе Ф.А.Абрамове и его обсуждение.
Какой край стал родным для Федора Абрамова? С именем какого ученого и поэта связаны эти мета?(Архангельская губерния. М.В.Ломоносов родился в селе Холмогоры)
Кем был его отец?
Кем была его мать? Какую роль она сыграла в жизни Федора Абрамова?
Куда поступает учиться Федор Абрамов в 1938 году? Какой факультет он выбирает для обучения?
Что прервало обучение Абрамова в Ленинградском государственном университете?
Где прошли его военные годы? Почему?
Почему можно утверждать, что его писательская судьба была трудной? (Он говорил: “Меня били! Крепко били”. Первый роман был одобрительно встречен критикой. Последующие книги восторженно принимались читателями и негативно официальной критикой. А сколько произведений не было опубликовано при жизни, “зарезано” цензурой! А сколько было сделано цензурных изъятий в опубликованных книгах! Каждое цензурное изъятие писатель воспринимал трагически. Это и было главной причиной того, что Федор Абрамов так рано ушёл из жизни. А произошло это 14 мая 1983 года.)
Какова любимая тема писателя Ф.Абрамова? (Жизнь русской деревни)
2. Анализ произведения.
От чьего лица ведется повествование в рассказе? (От лица автора)
Кто является главным героем произведения? Какие у вас ассоциации со словом «лошадь»? (Пишем на доске все ассоциации)
О чём этот рассказ? (О горькой судьбе лошади в современном обществе.)
Какие клички упоминаются в рассказе? На основе чего они давались? (Стр. 167)
Что такое масть? А какие масти лошадей знаете вы?
Масть - цвет шерсти у животных
вороная – корпус, хвост и грива черного цвета, допускаются белые пятна;
гнедая – корпус коричневый, хвост и грива – черные;
серая - корпус, хвост и грива – светло/темно-серого цвета
3. Физкультминутка.
Литературу любим мы, друзья,
Читаем абрамовские строки…
Но нам без отдыха никак нельзя!
Так отдохнём мы на уроке:
Раз, два, три, четыре, пять…
Мы не будем уставать!
Руки – вверх, потом – направо…
И начнём считать сначала.
Раз, два, три, четыре, пять…
Нам приятно отдыхать!
Руки – вверх, потом – налево…
Отдохнул? Работай смело!
4. Анализ произведения.
Куда уносили автора воспоминания детства, когда с бугра он спускался на луг? (В мир пахучих трав, стрекоз, бабочек, в мир лошадей: кол вбит в землю, лошадь привязана к нему. – стр. 166)
Какое чувство испытывал автор, когда останавливался возле них? (Они радовали его крестьянское сердце. Он прислушивался к их похрустыванию травой, к недовольному пофыркиванию, если вдруг попадалась несъедобная трава или пыльная. Лошадь – животное чистое.)(стр. 166)
Какими разноречивыми чувствами проникнуто описание пасущихся на лугу лошадей? («Особо -лошадиная красота луга» дается в резком контрасте с тем, как лошади постоянно «томились, умирали от жажды»)
Как в литературе называется такой прием? (Антитеза)
Какая картина вызвала у автора чувство жалости? Зачитайте. (стр. 167)
Что бы вы сказали конюху Николке? (Что же ты издеваешься над животными? Неужели ты не видишь, что земля вокруг кола изгрызена и выбита дочерна? Лошади голодные, мучаются от жажды, им негде спастись от комаров и мошкары. Видно, в тебе души нет! Даже женщины и старушки, проходя мимо, кормят их.)
Почему Рыжуха, обычно радовавшаяся приходу автора, теперь смотрела на него безучастно, даже хлеб из его рук не брала?
Вы когда-нибудь допускали мысль, что животным может быть “тошно”? Такое состояние бывает у человека, когда ему очень трудно, плохо. А что лошадей привело к такому состоянию? (Отношение к ним, ощущение ненужности…)
О чем плакали лошади? (О том, то люди перестали ценить и уважать лошадей, потому что необходимость в них отпала, пришел век машин. Человек черной неблагодарностью отплатил за преданность)
Для чего автор вводит в рассказ сказочные элементы? (Никто о себе, о своих думах и печалях лучше не расскажет, чем он сам. Вот лошадь и спросила, были ли другие времена для лошадей.)
Зачитайте строчки (выборочно) о том, как кормили лошадей, лелеяли, скребли, чистили. (Стр. 170-171)
«В каждом из нас, должно быть, живет пушкинский вещий Олег?» Как объяснить? (Автору, вернувшемуся в деревню в 1947 году, захотелось увидеть Карька (Карий), который спасал многодетную, рано осиротевшую их семью от голода. Услышал в ответ: «На лесном фронте (на заготовке леса) Богу душу отдал. Ты думаешь, только люди в эту войну воевали?». Три года назад автор в Россохах, где когда-то была лесозаготовка, искал останки коня, но не нашел.)
Прочитайте последний абзац рассказа. Как вы понимаете слова: «И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы»? (Очеловечивая страдания лошади, герой глубже понимает смысл происходящих событий, он чувствует их страдание, отличаясь, например, от Миколки, который проявляет жестокость по отношению к лошадям.)
Так над какими проблемами заставляет нас задуматься автор? (Над проблемами равнодушия, черствости, недостатка гуманности, отсутствия искренности, доверия.)
Вывод. Автора беспокоит обнищание человеческой души, бывшей когда-то щедрой и широкой, делившейся со слабым последним куском хлеба.
III. Cоставление плана рассказа (в парах)
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Я думаю, что все, кто прочитал этот рассказ, задумаются о своей жизни, чтобы не стать «существом из той же лошадиной породы». Это рассказ- предупреждение, крик души: «Люди! Давайте останемся людьми! А для этого взращивайте в себе доброту!
(Звучит песня «Дорогою добра»)
Добрые слова – корни
Добрые мысли - цветы
Добрые дела - плоды
Добрые сердца - сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Домашнее задание: прочитать вступительную статью «Из автобиографии», с. 174–176, рассказы Е. Носова «Кукла», с. 176–181, «Живое пламя», с. 182–185; и ответить на вопрос: Что питает «писательское вдохновение» и что является неизменной темой писателя Е. И. Носова?