СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 7 классе. Ф. А. Абрамов «О чем плачут лошади»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма урока: урок-размышление

Цели урока:

  • Предметные: уметь анализировать художественное произведение,

характеризовать героев; понимать авторскую позицию; отвечать на вопросы по прочитанному тексту; уметь высказывать свое мнение.

  • Метапредметные: уметь подбирать аргументы для подтверждения

своей или авторской позиции; уметь работать с источниками информации.

  • Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств

личности;  воспитание чувства сострадания к животным.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе. Ф. А. Абрамов «О чем плачут лошади»»

«Урок литературы в 7 классе.

Ф. А. Абрамов «О чем плачут лошади»»


Форма урока: урок-размышление

Цели урока:

  • Предметные: уметь анализировать художественное произведение,

характеризовать героев; понимать авторскую позицию; отвечать на вопросы по прочитанному тексту; уметь высказывать свое мнение.

  • Метапредметные: уметь подбирать аргументы для подтверждения

своей или авторской позиции; уметь работать с источниками информации.

  • Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств

личности; воспитание чувства сострадания к животным.


На доске портрет Федора Абрамова

Эпиграф:

И какая-то общая

звериная тоска

вылилась из меня

и расплелась в шелесте.

В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»


Ход урока:

  1. Звучит фонограмма – отрывок из стихотворения В. Маяковского

«Хорошее отношение к лошадям»

Ветром опита,

льдом обута,

улица скользила.

Лошадь на круп

грохнулась,

и сразу…

смех зазвенел и зазвякал:

— Лошадь упала! —

— Упала лошадь! —

Смеялся Кузнецкий.

Лишь один я

голос свой не вмешивал в вой ему.

Подошел

и вижу

глаза лошадиные...

Улица опрокинулась,

течет по-своему...

Подошел и вижу —

за каплищей каплища

по морде катится,

прячется в ше́рсти...

И какая-то общая

звериная тоска

плеща вылилась из меня

и расплылась в шелесте.

«Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте —

чего вы думаете, что вы их плоше?

Деточка,

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь».


Как вы думаете, ребята, почему в начале урока по рассказу Ф. Абрамова «О чем плачут лошади» мы обратились к стихотворению В. Маяковского.

- Одна тема…

- Одинаковые герои…

- Одинаковая основная мысль…

Какие слова из стихотворения В. Маяковского можно взять в качестве эпиграфа к нашему и почему?

И какая-то общая

звериная тоска

вылилась из меня

и расплелась в шелесте.

- В них заключено отношение автора к тому, что произошло. Ф. Абрамов в своем рассказе говорит практически то же самое: «И тоска, тяжелая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле».

Ребята, обратите внимание на название рассказа Ф. Абрамова и на слова В. Маяковского, взятые в качестве эпиграфа, и попытайтесь определить цель нашего урока, на какие вопросы мы должны сегодня ответить.

- О чем плачут лошади?

- Почему автор рассказа испытывает чувство звериной тоски?

II. Знакомство с автором рассказа. Что за человек задает себе и читателям такой вопрос? Работа с сайтом http://fabramov.ru/Biography.html, посвященным биографии писателя, готовимся задать по одному вопросу по прочитанному, по цепочке задаем вопросы и отвечаем на них.

III. Просмотр буктрейлера по рассказу Ф. Абрамова «О чем плачут лошади» (https://www.youtube.com/watch?v=t-895QVpRbs).

Работа с текстом.

Кто главные герои данного рассказа? – рассказчик, Рыжуха.

Дайте характеристику рассказчику, используя текст.

- Пожилой, модный (модные джинсы, развязная походка), но совестливый (не мог смотреть в глаза Рыжухе, отвел взгляд).

Как относится рассказчик к лошадям?

- «Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади. Они волновали, радовали мое крестьянское сердце, я мог не минутами, часами смотреть на этих добрых и умных животных, вслушиваться в их однообразное похрустывание. Но чаще всего лошади эти вызывали у меня чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними».

Почему среди других лошадей рассказчик выделяет Рыжуху? Подчеркните ключевое слово.

- «Рыжуха была кобылка чистая, да к тому же еще сохранила свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости».

Как меняется настроение Рыжухи после ее возвращения с дальнего сенокоса и почему это происходит?

Забава рассказала Рыжухе о прежней жизни лошадей, и рассказчик об этом знает.

- Пересказ отрывка из текста готовят более слабые учащиеся.

Более сильные ученики анализируют средства языка, который использует автор, рисуя старые времена (восклицательные предложения, частицы, междометия; сравнение, эпитеты)

Почему автор прямо не ответил на вопрос лошадей, почему соврал? Как меняется его настроение?

Находим в тексте и читаем:

- Ну, ну, хватит киснуть! Хватит забивать себе голову всякой ерундой. Давайте лучше грызть хлеб, пока грызется.

- Покель! В энтом деле без банки нам все равно не разобраться... - И, глубоко сунув руки в карманы модных джинсов, быстрой, развязной походкой двинулся к реке.

- И тогда я вдруг стал понимать, что я совершил что-то непоправимое, страшное, что я обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг и что никогда, никогда уже у меня с Рыжухой не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор.

- И тоска, тяжелая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы...

Вывод: рассказчик чувствует свою вину перед лошадьми и в то же время понимает, сто нечего ему сказать в оправдание, он чувствует свою беспомощность.

3) Более слабые учащиеся готовят связный ответ на вопрос: «Так о чем же плачут лошади?»

Сильные учащиеся продолжают работу с текстом.

О каком литературном герое вспоминает автор и почему?

- В каждом из нас, должно быть, живет пушкинский вещий Олег, и года три назад, когда мне довелось быть в Росохах, где когда-то в войну шла заготовка леса, я попытался разыскать останки своего коня.

Что же сотворил Вещий Олег?

- Предал своего коня, но вернулся, чтобы посмотреть и убедиться в неправоте кудесника, посмеяться над ним, за это наказан. Главный герой тоже получает наказание – духовное опустошение. Не только главный герой, но и все мы – читатели рассказа.

Каков жанр этого произведения?

- Рассказ, сказка, притча (повторяем особенности каждого жанра).

IV. Вывод по уроку: Ответы на вопросы: «О чем плачут лошади? Чему учит нас этот рассказ». Просмотр Видеоурока по литературе (мин.15.00-15.50) -https://interneturok.ru/lesson/literatura/7-klass/russkaya-literatura-20-veka/f-abramov-o-chem-plachut-loshadi?second=0.

V. Домашнее задание.

1. Просмотреть видеоурок по ссылке https://interneturok.ru/lesson/literatura/7-klass/russkaya-literatura-20-veka/f-abramov-o-chem-plachut-loshadi?second=0 полностью, пройти онлайн-тест.

2. Ответ на вопрос: «Что общего в рассказе Ф. Абрамова и стихотворении В. Маяковского» или «Современная история о Вещем Олеге».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!