САБАҚ ЖОСПАРЫ / план урока
Тақырыбы / Тема: Урок - лабиринт по теме: «Производная».
Мақсаты / Цель:
1.Учащиеся должны знать определение производной, формулы дифференцирования, правила вычисления производных; уметь применять эти формулы и правила при решении упражнений;
2.Создать условие для развития коммутативно-творческих умений: не шаблонно подходить решению разнообразных упражнений;
3.Формирование ответственности за коллектив, доброжелательное отношение друг к другу.
Материалдық- әдістемелік жабдықтау
Материально – методическое оснащение: мультимедийный проектор, цветной мел, карточки, плакат «Формулы дифференцирования», справочники, учебники, тетради.
I Сабақтын барысы / Ход урока
1. Оқушыларды аңа материалды қабылдауға ұйымдастыру.
Организация учащихся на восприятие нового материала.
2. Тізім бойынша құрамды тексеру.
Проверка списочного состава.
II Операциялық – ганымдық кезең / Операционно – познавательный этап
Мотивизациялық кезең / Мотивационный этап
Описание хода урока – лабиринт.
Группа разбивается на команды по 4-5 человек. В каждой команде должен быть ведущий – учащийся, обладающий достаточным объемом знаний по данной теме. Урок – лабиринт проводиться в соревновательной форме в два этапа.
Первый этап – это теоретическая часть.
В начале урока актуализируются, обобщаются и систематизируются знания по этой теме. Каждая команда предъявляет и защищает свой плакат – опорный сигнал. Это их домашнее задание. Темы даются заранее. Команда жребием выбирает себе тему. Опорный сигнал должен быть лаконичным, красочным, позволяющим как повторить по нему материал, так и развить свое мышление. Опорный сигнал – групповой творческой работы.
Предъявленные схемы обсуждаются учащимися, выбирается оптимальный вариант.
Темы для составления опорного сигнала:
1. Производная степенной функции.
2. Правила вычисления производных.
3. Производная сложной функции.
4. Производные тригонометрических функций.
Опорный сигнал по теме: «Производная степенной функции».
(xn)’=nxn-1, если n=0, то (х0)’=0 (C)’=0
n- натуральное n – отрицательное n – дробно – рациональное
число число число
(x34)’= 34x33 (x -8)’= -8x -9 = - (x )’= x=x
(x)’ = 1 ()’ = - ()’ =
(x2)’ = 2x ()’ = -
(x3)’ = 3x2
Упражнения: Найти производные функций:
1. у = х327+ 2. у = х-
3. у = (х -5+) 4. у = х – х +18
Второй этап – это практическая часть.
Команды начинают проходить лабиринт. На каждой парте лежит 4 карточки с заданиями по темам из первого этапа. Каждая карточка имеет варианты ответов под буквами (н, о, т, ч) – «точно»; (в, е, о, т) – «ответ»; (и, н, ф, ш) – «финиш» (в, н, о, р) – «ровно»; (ж, м, н, о) – «можно»; (ж, н, о, у) – «нужно» и т.д.
Команды одновременно подходят к первому лабиринту и начинают работать. Выбранный ответ на каждую карточку записывается и сообщается учителю. Тот складывает буквы, и, если получается слово, разрешает перейти к следующему лабиринту. Если слово не складывается, то учитель может вернуть весь ответ или указать конкретно, где сделана ошибка и команда это задание перерешает. После каждого правильного выполненного лабиринта результаты вносятся в карточку «Контролер» лежащую на каждой парте.
Таблица - «Контролер»
Состав группы | I этап | II этап (лабиринт) |
Домашнее задание | I | II | III | IV |
теория | практика |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
III.Кері байланыстың анықталуы / Проявление обратной связи
I лабиринт
Задание 1. Найти значение производных функций при заданных значениях аргумента:
f(x) = 7x2 – 56x + 8, x0 = 4
н) 4 о) 56 т) 0 ч) 8
Задание 2. Найти производную функции: f(x) = (4x – 7)5.
н) 5(4х – 7)4 о) 20(4х – 7)4 т) (4х – 7)4 ч) -35(4х – 7)4
Задание 3. Решите неравенство у’(x) 0, если у (х) = х3 + 4х2 – 3х.
н) ( о) [-] т) (-3; ч) [-3;]
Задание 4. Решите уравнение: f(x) = 0, если f(x) = 9x3 +x.
н) Ø о) - т) ч)
Задание 5. Найдите производную функции: g(x) = .
н) о) т) 2х ч)
Ответ: «точно»
II лабиринт
Задание 1. Найти значение производных функций при заданных значениях аргумента:
f(x) =, х0 = 0
в) 16 н) 0 о) 4 р) 1
Задание 2. Дано: . Решите неравенство .
в) (1;) н) (-1;1) о) (- р) (-
Задание 3. Найти производную функции: f(x) =.
в) н) о) р)
Задание 4. Решите уравнение: f(x) = 0, если f(x) = 2х4 – х2.
в) {-0, 5;0, 5} н) {-0, 5; 0; 0, 5} о) Ø р) 0
Задание 5. Найти производную функции: f(x) = .
в) - н) о) - р)
Ответ: «ровно»
III лабиринт
Задание 1. Найти значение производных функций при заданных значениях аргумента:
f(x) = (2x + 3)12, x0 = -2
в) 0 е) 24 о) -24 т) 1
Задание 2. Найти производную функции: f(x) = (х7 – 3х4)120.
в) 360(х7-3х4)119 e)120(7-3х4)119 о) (х7-3х4)119 т)120(х7-3х4)119(7х6-12х3)
Задание 3. Решите неравенство у’(x)0, если у (х) = 2х3 – 9х2 +12х + 7.
в) (-; 1][2;) е) [1;2] o) (-;1) т)(2;)
Задание 4. Решите уравнение: f(x) = 0, если f(x) = 8х4 - х2.
в) 0 е) {-} o) {-} т) Ø
Задание 5. Найти производную функции: f(x) = .
в) е) о) т)
Ответ: «ответ»
IV лабиринт
Задание 1. Найти значение производных функций при заданных значениях аргумента:
f(x) = 2x + cos2x, x0 =
ж) 0 н) 1 о) 2 у) 3
Задание 2. Найти производную функции: f(x) = sinxcos2x + cosxsin2x.
ж) 3sin3x н) –cos3x o) cos3x y) 3cos3x
Задание 3. Найти производную функции: f(x) = sin2х
ж) sin2x н)2sin2x o) sinxcosx y) 2sinx
Задание 4. Решите уравнение: g’(x) = 0, если g(x) = sinx + 0, 5sin2x.
ж) , n н) , n o) ,n y) Ø
Задание 5. Найти производную функции: = 3ctg2x. Вычислите: .
ж) н) - о) - у)
Ответ: «нужно»
IV Бақылау – бағалау кезеңі / Контрольно – оценочный этап.
1.Материалды меңгеру жөніндегі қорытынды, қорытындыны шығару.
Подведение итогов, вывод об усвоении материала.
2.Баға қою / Выставление оценок.
По окончании второго этапа в конце урока анализируются вопросы, ответы, наиболее каверзные задания, дается оценка работы команд, личного вклада каждого и выставляются оценки.
V Үй жұмысы / Домашнее задание.