СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок краеведения в 7 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: повторение и систематизация изученного материала, поисковый.

Организационные формы обучения: групповая,  индивидуальная, коллективная.

Оборудование: портрет М. Шолохова, кластер мест автора, презентация о посёлке Шолоховском, рабочая тетрадь, опорные схемы, текст на каждого ученика, тесты.

Помощник-биограф: учащийся, который работал с фактами биографии и творчества автора.

Цели:

Образовательные: формирование навыков работы с текстом, а именно, повторение основных сведений по разным разделам языка;

Развивающие: развитие умения аргументировать, доказывать свою точку зрения, работать над развитием речи, развивать устную и письменную речь учащихся на этапах поиска;

Воспитательные: воспитывать любовь к своей малой родине, воспитание любви к русскому языку, воспитание познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Просмотр содержимого документа
«Урок краеведения в 7 классе»

Российская Федерация

Ростовская область г. Белая Калитва р. п. Шолоховский

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

347022 , р. п. Шолоховский, Белокалитвинского района, Ростовской области

ул. Октябрьская, 19 т. 8-( 863-83)- 5 – 42 – 32




Разработка урока с региональным компонентом



«Комплексный анализ текста. Язык – богатство и достояние народа»

по М.А. Шолохову.






Предмет: русский язык



Класс: 7



Учитель: Жукова О. А.


















2016 г.


Тип урока: повторение и систематизация изученного материала, поисковый.

Организационные формы обучения: групповая, индивидуальная, коллективная.

Оборудование: портрет М. Шолохова, кластер мест автора, презентация о посёлке Шолоховском, рабочая тетрадь, опорные схемы, текст на каждого ученика, тесты.

Помощник-биограф: учащийся, который работал с фактами биографии и творчества автора.

Цели:

Образовательные: формирование навыков работы с текстом, а именно, повторение основных сведений по разным разделам языка;

Развивающие: развитие умения аргументировать, доказывать свою точку зрения, работать над развитием речи, развивать устную и письменную речь учащихся на этапах поиска;

Воспитательные: воспитывать любовь к своей малой родине, воспитание любви к русскому языку, воспитание познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Откройте тетради и запишите число, классная работа. Сегодня у нас урок-практикум. Мы повторяем основные сведения по разным разделам русского языка, выполняем комплексный анализ текста. А текст для комплексного анализа я взяла неслучайный. Перед вами текст великого человека и писателя, чьё имя созвучно названию нашего посёлка – М. А. Шолохова. И тема нашего урока не просто «Комплексный анализ текста», а «Комплексный анализ краеведческого текста».

? – Кто мне пояснит значение словосочетания «краеведческий текст»?

Ход урока.


Учитель: Прежде чем мы приступим к анализу такого текста, я хотела бы перевести ваше внимание на небольшую презентацию о нашем замечательном посёлке и подумать над тем, кто эти благородные потомки.


Слайд 2 – Памятный мемориал М.А. Шолохова открывает западный въезд в наш родной посёлок. Надпись на нём гласит: «Великому писателю от благодарных потомков». История посёлка…

Где её истоки? С чего он начинался городок в полынной степи. Может быть первый камень созидания для своих потомков был заложен небольшим конным отрядом Фёдора Подтёлкова и Михаила Кривошлыкова, которые высадились с поезда на станции Грачи где-то в этих местах. А может, выполнив свою героическую миссию, танки генерала Боданова, стремительно промчавшиеся в морозную декабрьскую ночь 1942 года в сторону Ильинки, проложили первые контуры будущих улиц. Слышала эта земля топот копыт красных конников и мощный рокот танковых моторов. Тогда закладывались основы мира и счастье нашей Родины. Не тогда ли началась история нашего посёлка?


Слайд 3 – Более пяти десятилетий назад в Донской степи, между степными реками Калитвой и Быстрой возник посёлок шахтёров и строителей. Тогда он походил на большую строительную площадку. Весёлый перестук плотничьих топоров, пронзительный визг циркулярных пил, мощный рокот экскаваторов и бульдозеров, звонкие голоса первых строителей создали настоящую симфонию, песню труда. Посмотрите, каким стал наш посёлок, благодаря упорному труду его жителей: шахтёрам, строителям, врачам, учителям и многим другим.


Слайд 4 - Отлично себя проявили строители: Массалитин Пётр Григорьевич, Лобода Виктор Дмитриевич, Назаров Александр Артёмьевич, Нишкомаев Иван Данилович, Пивоваров Михаил Фёдорович. Одним из лучших бригадиров был Чумак Семён Евтеевич. В 1957-1960 годы в строительстве посёлка принимала участие большая группа молодых рабочих из Болгарии, 200 рабочих трудились на Донской Земле. В память о тех днях одна из улиц посёлка носит имя Димитрова Георгия.


Слайд 5-7 - Угольные запасы Шолоховского угольного района были разведаны ещё до войны геологом Шолоховым. В честь увековечения памяти геолога упргипрршахт в г. Харкове дал наименование шахтам «Шолоховская» и пластам Шолоховский первый, второй и т.д. Именно поэтому нашими благородными предшественниками являются шахтёры, а их непомерно тяжёлый труд стал залогом светлой жизни всех жителей нашей Малой Родины – посёлка Шолоховского. Именно поэтому каждый год мы отмечаем рождение нашего Шахтёрского посёлка, именно поэтому большинство его памятных мест связаны с шахтёрским трудом.


Слайд 8 – Теперь только на старых чёрно-белых фото мы можем видеть, насколько каждый раз спускаясь в шахты, рисковали своими жизнями наши отцы. Насколько славен этот труд, благодаря которому наш посёлок известен и ещё охраняется воспоминаниями его жителей. А тем, кого особенно заинтересовала история нашего посёлка, я рекомендую посетить музей в малом здании нашей школы, где участниками МТЦ школы №7 собраны уникальные фотографии, предметы быта и истории, связанные с жизнью великих и замечательных людей нашей Малой Родины – Шолоховского.


? - Итак, ребята, кто же такие эти благодарные потомки? И как может быть связана профессия шахтёра с темой нашего урока?

Ученик: Уголь, добываемый шахтёрами нашего посёлка, является природным богатством нашей земли, а значит народа. Язык – это богатство народной истории и неотъемлемая часть народной культуры. Именно эта связь и прослеживается в темах урока и презентацией о посёлке.


Учитель: Совершенно правильно! Наш язык – это наше богатство! Язык мы изучаем для того, чтобы точно, ярко, образно выразить свои мысли устно и письменно. Нам надо научиться разговаривать и писать так, чтобы слушающим и читающим было всё понятно и интересно. Русский язык — это язык великого народа, — один из богатейших языков мира. Словарь современного русского языка содержит 1 млн. 204 тыс. 80 слов! Это великое богатство. Язык – важное средство общения. Ни будь языка, мы бы не смогли общаться, не смогли бы передать друг другу свои чувства, мысли, рассказать друг другу о себе, об окружающем нас мире. О русском языке писали многие великие люди России, но мне бы хотелось познакомить вас именно с мнением М.А. Шолохова, о котором уже сегодня было сказано. Подводя итог своей писательской работы, М.А. Шолохов когда-то сказал: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогли людям стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку... Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.


Учитель: Посмотрите, на доске есть фотографии, связанные с местами жизни этого писателя, портрет писателя. Шолохову действительно удалось сделать этот мир лучше, ведь ни одно поколение людей читало и училось на примерах его книг. И вот теперь, ребята, мы перейдём к самой главной части нашего урока – знакомство и работа с текстом М. Шолохова, которая будет осуществляться по группам. Давайте прочитаем текст и обязательно обратим своё внимание на значение слов: (текст у каждого на столе)

ТЕКСТ

(1)Величайшее богатство народа - его язык! (2)Тысяче­летиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опы­та.

(3)Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами.(4)Их тысячи, десятки тысяч! (5)Как на крыльях, они перелетают из века в век от од­ного поколения к другому, и не видна та безгра­ничная даль, куда устремляет свой полет эта кры­латая мудрость...

(6)Различны эпохи, породившие пословицы. (7)Нео­бозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных из­речениях и афоризмах. (8)Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни ра­дость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и урод­ство предрассудков. (М. Шолохов.)

  • Несметные – огромные по количеству;

  • Запечатлеть – передать, воплотить в чем-либо;

  • Чеканных – /перен./ выразительных;

  • Афоризм – изречение, в краткой форме выражающее мысль;

  • Предрассудки – ложный взгляд на что-либо.


? – Докажите, что это текст.

? – Чем привлекает ваше внимание этот текст? Какие чувства вы испытываете, когда знакомитесь с ним?

? - Какова основная мысль текста? В каком(их) предложениях заключена эта основная мысль?

? – Почему я на начальном этапе чтения текста сразу дала задание – обратиться к значению слов, помещённых ниже текста?

Учитель: И только после сделанных уже вами шагов, я предлагаю вам поработать в группах над следующими заданиями. На этот вид работы вам отводится 15минут.

РАБОТА в группах:

1группа. Проведите лексический анализ текста;

2группа. Проведите морфемный анализ;

3группа. Проведите морфологический анализ;

4группа. Проведите синтаксический анализ.

Учитель: В работе вы можете использовать опору (листочки на столе):

Работа 1 группы: Лексический анализ текста.

А) Выпишите опорные (ключевые) слова текста, позволяющие судить о его теме.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Б) Найдите слова-синонимы:_______________________________________________

________________________________________________________________________

В) Найдите слова-антонимы:

Г) Назовите образные средства языка:

Эпитеты -________________________________________________________________________

Метафоры -________________________________________________________________________

Олицетворения - ________________________________________________________________________

Сравнения - ________________________________________________________________________


Работа 2 группы: Морфемный анализ текста.

А) Имеются ли сложные слова? Как оно(и)образовалось(ись)___________________________________________________

Б) В чем особенность употребления суффикса - айш - у прилагательного величайшее (богатство)? _______________________________________________________________________

В) Выпишите однокоренные слова. _______________________________________________________________________

Г) В чем сходство употребления глаголов?__________________________________________________


Работа 3 группы: Морфологический анализ текста.

А) Какие части речи наиболее часто употреблены в данном тексте? (посчитайте)

_______________________________________________________________________________________

Б) О каком типе речи это свидетельствует? (повествование, описание, рассуждение, )

_______________________________________________________________________________________

В) Среди служебных частей речи особенно часто используется……………..

Какую роль он играет в тексте_____________________________________________________________

Г) В чём особенность слов вечно, особенно__________________________________________________


Работа 4 группы: Синтаксический анализ текста.

А) Охарактеризуйте предложения по цели высказывания, интонации, наличию грамматических основ, осложненности. Сделайте вывод: какие предложения преобладают в тексте и почему.

№1___________________________________________________________________________

№2___________________________________________________________________________

№3___________________________________________________________________________

№4___________________________________________________________________________

№5___________________________________________________________________________

№6___________________________________________________________________________

№7___________________________________________________________________________

№8___________________________________________________________________________

Почему преобладают простые предложения __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Учитель: Итак, ребята, а сейчас наша задача проверить информацию, которую вы раздобыли при работе в группах.


Лингвистический анализ текста (работа 1 группы):


Опорная лексика: язык – слово – мысль – русский язык – пословицы – афоризмы.

Слова-синонимы: богатство-сокровище; изречение-афоризм; времена-эпоха.

Слова-антонимы: ра­дость – страдания; смех-слезы; любовь-гнев; вера-безверие; правда-кривда; честность-обман; трудолюбие-лень; красота-урод­ство; истина-предрассудки.

Образные средства языка:

Эпитеты – «меткий русский язык», «в чеканных изречениях», «крылатая мудрость»; метафоры – «язык – богатство», «сгустки разума – народные изречения»; олицетворение – «пословицы перелетают», сравнение – «как на крыльях».


Морфемный анализ текста (работа 2 группы):


  • трудолюбие; тысячелетиями

  • величайшее; простая превосходная степень сравнения прил.

  • Тысячелетиями, тысячи; крыльях, крылатая; народа, народных

  • глаголы с приставками.


Морфологический анализ текста (работа 3 группы):


47 раз – существительное;

14 раз – прилагательное;

10 раз – местоимение;

6 раз – глагол;

14 раз – союз и. (что подчеркивает полноту изображения)

тип речи: повествование с элементами описания.

Наречия как неизменяемая часть речи, поэтому нет окончания


Синтаксический анализ текста (работа 4 группы):


Простое предложение употребляется 3раза; простое с однородными членами – 3 раза; сложное – 2 раза.

Вывод: чтобы основная мысль текста была проста и понятна, автор использует в основном простые предложения.


Учитель: Молодцы, ребята, вы прекрасно потрудились в группах. А продолжить урок я бы хотела, обратив ещё раз ваше внимание на слова текста, которые даны в сносках.


? – Какое из этих слов ассоциативно может быть связано с легендарным прошлым нашего посёлка? Почему? (несметные)


Учитель: Однажды в руки М. Шолохову попало письмо от шахтёра. Прослушайте его.

Текст: «Конечно, писать не уголь рубить, авторучка не отбойный молоток, а все ж таки трудная у тебя работа, Михаил Александрович!

Один у тебя недостаток — за шахтеров не пишешь. А вот за что хвалю — как ты описывать умеешь. Если за работу описываешь — как косят или пашут — то читаешь, а на спине пот выступает. Как гулянку описываешь — читаешь и хмелеешь, песни петь хочется. А если за любовь пишешь — тут и мертвый встанет, тут прямо до самой середки пробирает.

Спасибо тебе, дорогой Михаил Александрович, хоть ты и не шахтер, а душу нашу понимаешь».


Учитель: Подумайте, как можно провести параллель между творчеством писателя и работой шахтёра?

(ответы учеников должны свестись к тому, что труд настоящего писателя и шахтёра одинаково сложен)


Подведение итогов урока:

Учитель: Ребята, вы очень хорошо потрудились, я обязательно оценю вашу работу, но только после того, как вы выполните домашнее творческое задание. А пока попрошу вас высказать свои мнения, КТО ОСОБЕННО СЕГОДНЯ ХОРОШО РАБОТАЛ?

(учащиеся анализируют работу друг друга, учитель комментирует)

Учитель: Запишите задание на дом. Работа творческая (сильные учащиеся): опираясь на текст письма шахтёра М. Шолохову, напишите размышление: "За что поблагодарил шахтёр писателя?" Задание для слабомотивированных: найдите и запишите к себе в тетрадь 15 пословиц на краеведческую тематику.

А я благодарю вас за урок, который, думаю, для всех прошёл интересно и познавательно. Надеюсь, что каждый из вас сохранит и пронесёт по жизни интерес и любовь к великому русскому языку, к своей Малой родине. СПАСИБО!









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!