Степной мир в эпоху
развитого средневековья
Автор : Богданова Ирина Игоревна,
учитель истории КОУ «Школа-интернат №19»
ПОВТОРИМ !
Игра «Крестики – нолики»
1
2
4
3
5
7
8
6
9
Х – да
О - нет
Игра «Крестики – нолики»
1. Важным занятием усть-ишимского мужского населения было военное дело
2. Мальчики с малого возраста начинали упражняться в стрельбе из арбалета
3. Защитные доспехи усть-ишимских воинов состояли из кольчуги, защитного жилета и шлема на голову.
4. Наступательным вооружением воинов были: сабля, палаш, боевой топор, лук со стрелами
5. Лучшим средством передвижения военных отрядов усть-ишимцев были лошади.
6. Усть-ишимцы не только воевали, но и активно развивали и поддерживали торговые связи
7. Одежду усть-ишимцы в основном шили из шкур животных
8. Усть-ишимцы верили в существование души у всех предметов
9. Одним из главных божеств у усть-ишимцев был Мир-Суснэ- Хум (небесный всадник)
Игра «Крестики – нолики»
1
2
4
3
5
7
8
6
9
О
Х
Х
Х
Х
О
Х
Х
О
Кимакский каганат
Вернёмся в самое начало развитого средневековья. В то время, как изгнанные потчевашцы вынуждены были приспосабливаться к жизни в таёжной глуши, их южные соседи – кимаки, кыпчаки, огузы, печенеги и другие народы – мирно жили в составе Кимакского каганата .
Кимакский каганат
Их государство процветало. Из мусульманских стран в Кимакию устремились географы, путешественники, историки, которые оставили свои сочинения об этой богатой стране. Но концу Х века в результате экономического роста усилились отдельные ханства, которые хотели стать главными в каганате. Начались междоусобицы.
Кимакский каганат
Центральная власть ослабла. Хакан , бывший ранее верховным военачальником, остался теперь только военным вождём добровольцев. Единой армии не было и некому было заставить соблюдать законы. В каганате развивалась работорговля.
Кимакский каганат
Развал государства кимаков продолжался до середины XI века, когда его легко победили кидании – кочевники Центральной Азии
Кимакский каганат
Двигавшиеся за киданями монголоязычные найманы в XI – XII вв. вытеснили с Алтая и верховий Иртыша остатки тюркоязычных кимаков и кипчаков. Часть кимаков и кипчаков ушла в Западную Сибирь, проникнув и на территорию нашего края. Здесь, в степных районах, они присоединились к живущим тюркским группам и продолжили своё занятие кочевым скотоводством.
Татаро-монголы
Нет другого такого народа, который бы оставил после себя столь глубокий след в истории населения Евразии. В 1206 году Темучин (монгольский князь – нойон), подчинивший себе все монгольские и соседние тюркские племена на всеобщем курултае в Монголии был провозглашён Чингисханом.
Татаро-монголы
Зимой 1207 года войска Джучи , старшего сына Чингисхана, пройдя по крепкому льду замёрзшего Енисея вдоль обрывистых утёсов Саянских гор, вторглись в Южную Сибирь и подчинили все народы Саяно-Алтая.
Татаро-монголы
Часть тюркских племён не пожелала оставаться в подчинении у захватчиков и ушла к северу в Притоболье и Прииртышье , вновь пополнив группы тюркского населения нашего края.
В начале XIII века все монгольские и тюркские племена Центральной Азии и Южной Сибири были объединены в одно государство – Монгольскую империю.
Татаро-монголы
Земли южной части Западной Сибири отошли под власть монгольского хана Джучи и его потомков.
Эта территория стала называться улусом Джучи , хотя сами монголы не перенесли сюда своих кочевий.
Здесь разместились лишь небольшие военные гарнизоны татаро-монгол, призванные собирать дань с зависимых племён и подавлять восстания
Татаро-монголы
На территории современной Омской области пока не найдено следов постоянного присутствия татаро-монгол. Видимо, эти земли не входили в прямое и постоянное подчинение Монгольской империи, а поэтому население дань отдавало неохотно. Требовались регулярные военные походы для того, чтобы наказывать непокорных.
Поход хана Шейбана
Один из таких походов состоялся в 1394 – 1395 годах . Он примечателен тем, что в нём приняли участие проповедники ислама – шейхи .
В 1394 году войско хана Шейбана (потомка хана Джучи) в составе 1700 воинов и 366 шейхов с семьями вышло из Бухары .
Поход шейха Шейбана
Цель похода состояла в обращении в ислам языческих народов, живших на Иртыше: хотан, ногай, кара-кыпчак и остяков (предков современных ханты и манси). Войско вдоль реки Ишим добралось до современной Омской и Тюменской областей, и в сражениях победило местные народы.
Поход хана Шейбана
В результате военного похода часть населения хотаны, ногаи и кара-кыпчаки покорились и приняли ислам , а остяки (потомки усть-ишимцев) бежали в леса.
В целом поход был удачным, поскольку его цель была выполнена, но в нём погибла большая часть войска: 300 шейхов и 1448 бойцов хана Шейбана.
Поход хана Шейбана
- В результате похода в конце XIV в. улус Шейбана распространил своё влияние на всё Прииртышье (включая и территорию современной Омской области). Открылись пути для караванов купцов и проповедников ислама. Сюда начало проникать население из Средней Азии
ВЫВОД
- в X – XIV вв . на севере нашего края существовало несколько самостоятельных княжеств населения усть-ишимской археологической культуры. Постоянное военное противостояние с кочевниками степи придало культуре усть-ишимцев военизированный характер. Население по-прежнему вело комплексное хозяйство, основанное на скотоводчестве, охоте и рыболовстве. В XIII в. усть-ишимские княжества были, по большей части, уничтожены массами тюркских родов, бежавших от татаро-монгольских войск. В конце XIV в. территория нашего края вошла в состав Монгольской державы.
Проверь себя
1. Как называлось тюркское государство, завоёванное в середине XI века кочевыми племенами кидании:
А) Тюркский каганат;
Б) Кимакский каганат;
В) Монгольское государство;
Г) Сибирское ханство;
2. Курултай – это...
А) татарский праздник;
б) монгольское государство;
В) съезд монгольской знати;
г) монгольский правитель;
3. Как звали коварного и беспощадного монгольского князя, которому удалось подчинить себе все монгольские и тюркские племена:
А) Темучин;
Б) Шейбани;
В) Кучум;
Г) Джучи;
4. В каком году состоялся поход хана Шейбана:
А) 1206;
В) 1396;
Б) 1494;
Г) 1394;
5. Целью похода хана Шейбана было:
А) сбор дани;
Б) подавление восстания, покорённых народов;
В) обращение в ислам языческих народов;
Проверь себя
1. Б
2. В
3. А
4. Г
5. В.