Российская Федерация
Ростовская область г. Белая Калитва р. п. Шолоховский
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7
347022 , р. п. Шолоховский, Белокалитвинского района, Ростовской области
ул. Октябрьская, 19 т. 8-( 863-83)- 5 – 42 – 32
Разработка урока с региональным компонентом
«Комплексный анализ текста. Язык – богатство и достояние народа»
по М.А. Шолохову.
Предмет: русский язык
Класс: 7
Учитель: Жукова О. А.
2016 г.
Тип урока: повторение и систематизация изученного материала, поисковый.
Организационные формы обучения: групповая, индивидуальная, коллективная.
Оборудование: портрет М. Шолохова, кластер мест автора, презентация о посёлке Шолоховском, рабочая тетрадь, опорные схемы, текст на каждого ученика, тесты.
Помощник-биограф: учащийся, который работал с фактами биографии и творчества автора.
Цели:
Образовательные: формирование навыков работы с текстом, а именно, повторение основных сведений по разным разделам языка;
Развивающие: развитие умения аргументировать, доказывать свою точку зрения, работать над развитием речи, развивать устную и письменную речь учащихся на этапах поиска;
Воспитательные: воспитывать любовь к своей малой родине, воспитание любви к русскому языку, воспитание познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Откройте тетради и запишите число, классная работа. Сегодня у нас урок-практикум. Мы повторяем основные сведения по разным разделам русского языка, выполняем комплексный анализ текста. А текст для комплексного анализа я взяла неслучайный. Перед вами текст великого человека и писателя, чьё имя созвучно названию нашего посёлка – М. А. Шолохова. И тема нашего урока не просто «Комплексный анализ текста», а «Комплексный анализ краеведческого текста».
? – Кто мне пояснит значение словосочетания «краеведческий текст»?
Ход урока.
Учитель: Прежде чем мы приступим к анализу такого текста, я хотела бы перевести ваше внимание на небольшую презентацию о нашем замечательном посёлке и подумать над тем, кто эти благородные потомки.
Слайд 2 – Памятный мемориал М.А. Шолохова открывает западный въезд в наш родной посёлок. Надпись на нём гласит: «Великому писателю от благодарных потомков». История посёлка…
Где её истоки? С чего он начинался городок в полынной степи. Может быть первый камень созидания для своих потомков был заложен небольшим конным отрядом Фёдора Подтёлкова и Михаила Кривошлыкова, которые высадились с поезда на станции Грачи где-то в этих местах. А может, выполнив свою героическую миссию, танки генерала Боданова, стремительно промчавшиеся в морозную декабрьскую ночь 1942 года в сторону Ильинки, проложили первые контуры будущих улиц. Слышала эта земля топот копыт красных конников и мощный рокот танковых моторов. Тогда закладывались основы мира и счастье нашей Родины. Не тогда ли началась история нашего посёлка?
Слайд 3 – Более пяти десятилетий назад в Донской степи, между степными реками Калитвой и Быстрой возник посёлок шахтёров и строителей. Тогда он походил на большую строительную площадку. Весёлый перестук плотничьих топоров, пронзительный визг циркулярных пил, мощный рокот экскаваторов и бульдозеров, звонкие голоса первых строителей создали настоящую симфонию, песню труда. Посмотрите, каким стал наш посёлок, благодаря упорному труду его жителей: шахтёрам, строителям, врачам, учителям и многим другим.
Слайд 4 - Отлично себя проявили строители: Массалитин Пётр Григорьевич, Лобода Виктор Дмитриевич, Назаров Александр Артёмьевич, Нишкомаев Иван Данилович, Пивоваров Михаил Фёдорович. Одним из лучших бригадиров был Чумак Семён Евтеевич. В 1957-1960 годы в строительстве посёлка принимала участие большая группа молодых рабочих из Болгарии, 200 рабочих трудились на Донской Земле. В память о тех днях одна из улиц посёлка носит имя Димитрова Георгия.
Слайд 5-7 - Угольные запасы Шолоховского угольного района были разведаны ещё до войны геологом Шолоховым. В честь увековечения памяти геолога упргипрршахт в г. Харкове дал наименование шахтам «Шолоховская» и пластам Шолоховский первый, второй и т.д. Именно поэтому нашими благородными предшественниками являются шахтёры, а их непомерно тяжёлый труд стал залогом светлой жизни всех жителей нашей Малой Родины – посёлка Шолоховского. Именно поэтому каждый год мы отмечаем рождение нашего Шахтёрского посёлка, именно поэтому большинство его памятных мест связаны с шахтёрским трудом.
Слайд 8 – Теперь только на старых чёрно-белых фото мы можем видеть, насколько каждый раз спускаясь в шахты, рисковали своими жизнями наши отцы. Насколько славен этот труд, благодаря которому наш посёлок известен и ещё охраняется воспоминаниями его жителей. А тем, кого особенно заинтересовала история нашего посёлка, я рекомендую посетить музей в малом здании нашей школы, где участниками МТЦ школы №7 собраны уникальные фотографии, предметы быта и истории, связанные с жизнью великих и замечательных людей нашей Малой Родины – Шолоховского.
? - Итак, ребята, кто же такие эти благодарные потомки? И как может быть связана профессия шахтёра с темой нашего урока?
Ученик: Уголь, добываемый шахтёрами нашего посёлка, является природным богатством нашей земли, а значит народа. Язык – это богатство народной истории и неотъемлемая часть народной культуры. Именно эта связь и прослеживается в темах урока и презентацией о посёлке.
Учитель: Совершенно правильно! Наш язык – это наше богатство! Язык мы изучаем для того, чтобы точно, ярко, образно выразить свои мысли устно и письменно. Нам надо научиться разговаривать и писать так, чтобы слушающим и читающим было всё понятно и интересно. Русский язык — это язык великого народа, — один из богатейших языков мира. Словарь современного русского языка содержит 1 млн. 204 тыс. 80 слов! Это великое богатство. Язык – важное средство общения. Ни будь языка, мы бы не смогли общаться, не смогли бы передать друг другу свои чувства, мысли, рассказать друг другу о себе, об окружающем нас мире. О русском языке писали многие великие люди России, но мне бы хотелось познакомить вас именно с мнением М.А. Шолохова, о котором уже сегодня было сказано. Подводя итог своей писательской работы, М.А. Шолохов когда-то сказал: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогли людям стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку... Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.
Учитель: Посмотрите, на доске есть фотографии, связанные с местами жизни этого писателя, портрет писателя. Шолохову действительно удалось сделать этот мир лучше, ведь ни одно поколение людей читало и училось на примерах его книг. И вот теперь, ребята, мы перейдём к самой главной части нашего урока – знакомство и работа с текстом М. Шолохова, которая будет осуществляться по группам. Давайте прочитаем текст и обязательно обратим своё внимание на значение слов: (текст у каждого на столе)
ТЕКСТ
(1)Величайшее богатство народа - его язык! (2)Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.
(3)Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами.(4)Их тысячи, десятки тысяч! (5)Как на крыльях, они перелетают из века в век от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость...
(6)Различны эпохи, породившие пословицы. (7)Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. (8)Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков. (М. Шолохов.)
Несметные – огромные по количеству;
Запечатлеть – передать, воплотить в чем-либо;
Чеканных – /перен./ выразительных;
Афоризм – изречение, в краткой форме выражающее мысль;
Предрассудки – ложный взгляд на что-либо.
? – Докажите, что это текст.
? – Чем привлекает ваше внимание этот текст? Какие чувства вы испытываете, когда знакомитесь с ним?
? - Какова основная мысль текста? В каком(их) предложениях заключена эта основная мысль?
? – Почему я на начальном этапе чтения текста сразу дала задание – обратиться к значению слов, помещённых ниже текста?
Учитель: И только после сделанных уже вами шагов, я предлагаю вам поработать в группах над следующими заданиями. На этот вид работы вам отводится 15минут.
РАБОТА в группах:
1группа. Проведите лексический анализ текста;
2группа. Проведите морфемный анализ;
3группа. Проведите морфологический анализ;
4группа. Проведите синтаксический анализ.
Учитель: В работе вы можете использовать опору (листочки на столе):
Работа 1 группы: Лексический анализ текста.
А) Выпишите опорные (ключевые) слова текста, позволяющие судить о его теме.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Б) Найдите слова-синонимы:_______________________________________________
________________________________________________________________________
В) Найдите слова-антонимы:
Г) Назовите образные средства языка:
Эпитеты -________________________________________________________________________
Метафоры -________________________________________________________________________
Олицетворения - ________________________________________________________________________
Сравнения - ________________________________________________________________________
Работа 2 группы: Морфемный анализ текста.
А) Имеются ли сложные слова? Как оно(и)образовалось(ись)___________________________________________________
Б) В чем особенность употребления суффикса - айш - у прилагательного величайшее (богатство)? _______________________________________________________________________
В) Выпишите однокоренные слова. _______________________________________________________________________
Г) В чем сходство употребления глаголов?__________________________________________________
Работа 3 группы: Морфологический анализ текста.
А) Какие части речи наиболее часто употреблены в данном тексте? (посчитайте)
_______________________________________________________________________________________
Б) О каком типе речи это свидетельствует? (повествование, описание, рассуждение, )
_______________________________________________________________________________________
В) Среди служебных частей речи особенно часто используется……………..
Какую роль он играет в тексте_____________________________________________________________
Г) В чём особенность слов вечно, особенно__________________________________________________
Работа 4 группы: Синтаксический анализ текста.
А) Охарактеризуйте предложения по цели высказывания, интонации, наличию грамматических основ, осложненности. Сделайте вывод: какие предложения преобладают в тексте и почему.
№1___________________________________________________________________________
№2___________________________________________________________________________
№3___________________________________________________________________________
№4___________________________________________________________________________
№5___________________________________________________________________________
№6___________________________________________________________________________
№7___________________________________________________________________________
№8___________________________________________________________________________
Почему преобладают простые предложения __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель: Итак, ребята, а сейчас наша задача проверить информацию, которую вы раздобыли при работе в группах.
Лингвистический анализ текста (работа 1 группы):
Опорная лексика: язык – слово – мысль – русский язык – пословицы – афоризмы.
Слова-синонимы: богатство-сокровище; изречение-афоризм; времена-эпоха.
Слова-антонимы: радость – страдания; смех-слезы; любовь-гнев; вера-безверие; правда-кривда; честность-обман; трудолюбие-лень; красота-уродство; истина-предрассудки.
Образные средства языка:
Эпитеты – «меткий русский язык», «в чеканных изречениях», «крылатая мудрость»; метафоры – «язык – богатство», «сгустки разума – народные изречения»; олицетворение – «пословицы перелетают», сравнение – «как на крыльях».
Морфемный анализ текста (работа 2 группы):
трудолюбие; тысячелетиями
величайшее; простая превосходная степень сравнения прил.
Тысячелетиями, тысячи; крыльях, крылатая; народа, народных
глаголы с приставками.
Морфологический анализ текста (работа 3 группы):
47 раз – существительное;
14 раз – прилагательное;
10 раз – местоимение;
6 раз – глагол;
14 раз – союз и. (что подчеркивает полноту изображения)
тип речи: повествование с элементами описания.
Наречия как неизменяемая часть речи, поэтому нет окончания
Синтаксический анализ текста (работа 4 группы):
Простое предложение употребляется 3раза; простое с однородными членами – 3 раза; сложное – 2 раза.
Вывод: чтобы основная мысль текста была проста и понятна, автор использует в основном простые предложения.
Учитель: Молодцы, ребята, вы прекрасно потрудились в группах. А продолжить урок я бы хотела, обратив ещё раз ваше внимание на слова текста, которые даны в сносках.
? – Какое из этих слов ассоциативно может быть связано с легендарным прошлым нашего посёлка? Почему? (несметные)
Учитель: Однажды в руки М. Шолохову попало письмо от шахтёра. Прослушайте его.
Текст: «Конечно, писать не уголь рубить, авторучка не отбойный молоток, а все ж таки трудная у тебя работа, Михаил Александрович!
Один у тебя недостаток — за шахтеров не пишешь. А вот за что хвалю — как ты описывать умеешь. Если за работу описываешь — как косят или пашут — то читаешь, а на спине пот выступает. Как гулянку описываешь — читаешь и хмелеешь, песни петь хочется. А если за любовь пишешь — тут и мертвый встанет, тут прямо до самой середки пробирает.
Спасибо тебе, дорогой Михаил Александрович, хоть ты и не шахтер, а душу нашу понимаешь».
Учитель: Подумайте, как можно провести параллель между творчеством писателя и работой шахтёра?
(ответы учеников должны свестись к тому, что труд настоящего писателя и шахтёра одинаково сложен)
Подведение итогов урока:
Учитель: Ребята, вы очень хорошо потрудились, я обязательно оценю вашу работу, но только после того, как вы выполните домашнее творческое задание. А пока попрошу вас высказать свои мнения, КТО ОСОБЕННО СЕГОДНЯ ХОРОШО РАБОТАЛ?
(учащиеся анализируют работу друг друга, учитель комментирует)
Учитель: Запишите задание на дом. Работа творческая (сильные учащиеся): опираясь на текст письма шахтёра М. Шолохову, напишите размышление: "За что поблагодарил шахтёр писателя?" Задание для слабомотивированных: найдите и запишите к себе в тетрадь 15 пословиц на краеведческую тематику.
А я благодарю вас за урок, который, думаю, для всех прошёл интересно и познавательно. Надеюсь, что каждый из вас сохранит и пронесёт по жизни интерес и любовь к великому русскому языку, к своей Малой родине. СПАСИБО!