СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Классификация солей"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используются структурно-логические схемы. Развитие УУД.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Классификация солей"»



Описание методической разработки

1. Название Методическая разработка урока

2.Краткая аннотация Урок разработан согласно используемой методики с использованием структурно-логических схем. На уроке объясняется новый материал в 8-м классе по учебнику О.С.Габриеляна. К этому моменту учащиеся знают основные положения теории электролитической диссоциации, химические свойства солей-электролитов. Урок проходит по технологии развивающего обучения. Он состоит из трех блоков, каждый из которых имеет свои цели, логически завершен, между собой они взаимосвязаны.

3.Учебный предмет химия

4.Уровень образования школьников

5.Форма учебной работы классно-урочная

6.Полное описание разработки:


Урок-восхождение.

«Классификация солей»

Это урок объяснения нового материала в 8 классе, учебник О. С. Габриелян. К этому моменту учащиеся знают основные положения теории электролитической диссоциации, химические свойства солей-электролитов. Урок проходит по технологии развивающего обучения. Он состоит из трёх блоков, каждый имеет свои цели, логически завершён, между собой они взаимосвязаны.

ЗАДАЧИ УРОКА

  1. Образовательная – закрепить и углубить знания учащихся о солях, электро­литах.

  2. Воспитательная – содействовать, а ходе урока формирования причинно следственной связи и отношения.

  3. Развивающая – развитие мыслительных умений, переноса знаний и уме­ний в новые ситуации.

ЦЕЛИ УРОКА

  1. Обеспечить восприятие и осмысление понятий «кислая соль», «основ­ная соль»;

  2. Закрепить опорные знания понятий «электролит», «соль»;

  3. Подвести учащихся к осознанию практической значимости знаний классификации солей, их диссоциации;

  4. Создать условия для развития у учащихся умения классифицировать соли, практических умений работы с формулами.

ОБОРУДОВАНИЕ: видеомагнитофон

ДЕВИЗ УРОКА: «Наука никогда не решает вопросы, не поставив при этом десятка новых» Б.Шоу.


Ход урока

1.Мотивационно-ориентационный блок.

«Повторяем с расширением», (учащиеся задают вопросы, ответы на кото­рые позволяют дополнить знания по изучаемой ранее теме).

Осуществить следующие превращения:

МЕТАЛЛ ОСНОВНОЙ ОКСИД ОСНОВАНИЕ

НЕМЕТАЛЛ ? КИСЛОТА


Учитель мотивирует работу учащихся цитатой: «Об уме человека легче судить по его вопросам, нежели по ответам». Учащиеся выбирают грамотно сформулированные вопросы, дают им оценку.

После заданных учащимися вопросов, классу предоставляется видео­фрагмент с демонстрационным экспериментом.


Li Li2O LiOH

Li3PO4 ? (Экспериментальный путь

превращения)

P P2O5 H3PO4

  1. Даны два генетических ряда: найдите взаимосвязь между членами ряда.

  2. Назовите классы неорганических веществ, участвующих в образовании конечного продукта реакции.

  3. Какой класс веществ получен в результате превращений?

2. Операционально-исполнительный блок.

Учитель: Что же такое соли?

Выслушав ответы учащихся, учитель записывает логическую схему – определение:

? ? Мn+

СОЛИ ЭЛЕКТРОЛИТЫ ДИССОЦИИРУЮТ

Асn

(средние) NaCl = Na+ + Cl.

Учитель: Какие вещества были исходными для полученных солей?

Как называется данная реакция, почему?

КИСЛОТА + ОСНОВАНИЕ = СОЛЬ + ВОДА

1,2,3 ? 1,2,3 Учитель ставит пробле­му

основность кислотность перед классом: почему

электролиты не записываем общие

обозначения, ведь они

одинаковы?

диссоциируют ступенчато

? следствие


неполное замещение (Н, ОН)

H2SO4 = H+ + HSO4результат Ba(OH)2 = BaOH+ + OH­­­­­­­­­­­­­-

HSO4- = H+ + SO4 2- BaOH+ = Ba2+ + OH-

СОЛИ


Кислые Основные


Учитель: Таким образом, схематизировав ваши логичные рассуждения, мы с вами подошли к классификации солей. По какому признаку произошло раз­деление (классификация)? Как вы понимаете значение понятия «классифици­­ровать»?

Классифицировать – распределить по группам, разделам, классам (толковый словарь С.И. Ожегова).

Учитель, объясняя классификацию солей, одновременно ведет запись на доске:

СОЛИ


кислые средние основные


H NaOH Na Na2SO4 HO HNO3 NO3

SO4 ? SO4 Ca (NO3) 2 Ca ? Ca

H H HO HO

проблема

NaHSO4 классу: В чем отличие? CaOHNO3


«гидро» Сходство? «гидроксо»


Выслушав ответы учащихся, учитель проводит обобщение.

ВЫВОД:

  1. Соли отличаются по составу, в результате неполного или полного заме­щения Н, ОН.

  2. Соли – электролиты.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

Учитель: Рассмотрим диссоциацию кислых и основных солей

NaHSO4 = Na+ + HSO4 Na+ + H+ + SO42-

CaOHNO3 = CaOH + NO3 Ca2+ + OH- + NO3-


По типу слабых электролитов

Учитель: Сформулируйте определение данным солям в свете Т.Э.Д.

Ответы учащихся учитель записывает на доске в виде схем – определения:

? катион М

КИСЛАЯ СОЛЬ диссоциирует

Электролит сл. Анион Ас


? катион Мп+ + ОН-

ОСНОВНАЯ СОЛЬ диссоциирует

Электролит сл. Анион Ас


  1. Оценочно-рефлексивный блок

РАБОТА В ГРУППАХ

Сколько будет образовано солей, если:

1 вариант – кислота двухосновная H2SO4

2 вариант – основание двух кислотное Ba(OH)2

ЗАЩИТА ЗАДАНИЯ

1. H2SO3 = H+ + HSO3- Ca (HSO3) 2 дигидросульфит

Ca 2+ CaHSO3 гидросульфит

HSO3- = H+ + SO3- CaSO3 сульфит

2. Ba (OH) 2 = BaOH+ + OH-

Cl- Ba (OH) Cl гидроксохлорид

BaOH+ = Ba2+ + OH- BaCl2 хлорид


ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТРайтинг (англ. Right–правильно).

Обозначения Даны следующие соли:

Средние соли: Cu(OH)NO3, K2SO4, Ca(HCO3)2, KHSO4,

Zn (OH) Cl, AlCl3, Mg(HSO4)2

Кислые соли: Fe (SO4) 3, (NH4) 2HPO4, MgCO3,

Основные соли: Al (OH) Cl2, Mg (OH)NO3.


Проверка работы всего класса проходит в течение 5 минут по заранее сделанному «Ключу»:

«Ключ»:


ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Таким образом, в ходе урока – восхождения мы с вами осмыслили понятие «кислая соль», «основная соль» и на практике научились различать виды солей по формулам, давать правильные названия (возвращение к эпиграфу урока).

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №1

  1. Составить графическую формулу фосфорной кислоты.

  2. Составить формулу возможных солей с Са.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №2

  1. Составить графическую формулу гидр оксида железа (ΙΙ)

  2. Составить формулу возможных солей с Сl.

РЕЗЮМЕ (отношение учащихся к уроку, учебному предмету, учителю)

  1. Что не понравилось на уроке?

  2. Что понравилось?

  3. Какие вопросы остались для тебя неясными?

  4. Оценка работы преподавателя и своей. Обоснуй ответ.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!