8 класс ХИМИЯ Дата проведения___________________
Урок 3. Кислоты
Цель: Повторить и закрепить знания о кислотах
Задачи:
- актуализировать знания учащихся о классификации неорганических веществ;
- систематизировать информацию о составе, классификации, получении и свойствах кислот;
- развивать умения составлять уравнения химических реакций, характеризовать свойства веществ;
- продолжать формирование понятия о взаимосвязи неорганических соединений, представлений об использовании кислот в повседневной жизни человека;
-прививать навыки самостоятельной работы, учить четко и грамотно выражать свои мысли.
Оборудование и реактивы: растворы кислот в стеклянных банках; мел, образцы товаров бытовой химии, содержащие кислоты; рабочая тетрадь.
Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащиеся должны знать:
понятия: простое и сложное вещество, классы неорганических соединений (оксиды, кислоты, основания, соли),
Учащиеся должны уметь:
определять: принадлежность вещества к кислотам по химической формуле;
различать: кислоты по формулам;
составлять: формулу кислоты по названию вещества.
Методические рекомендации по проведению учебного занятия
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся.
Ход урока
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
– Здравствуйте. Присаживайтесь. Дежурные, назовите отсутствующих
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И МОТИВАЦИЯ
- Формулируется тема урока.
- Объяснение правил работы на уроке
Основные вопросы обучающей части урока:
- классификация кислот на кислородсодержащие и бескислородные;
- химические свойства кислот,
- получение кислот;
- меры безопасности при работе с кислотами;
- применение кислот.
- Совместное выяснение цели и задач урока
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Систематизацию знаний о классификации и свойствах кислот можно провести, анализируя вместе со школьниками информацию, приведенную в табл. 3. Вначале повторяем определение кислот (сложные вещества, содержащие атомы водорода, способные замещаться на металл, и кислотные остатки) и их классификацию на кислородсодержащие и бескислородные. Демонстрируя растворы кислот, следует напомнить, что соляной кислотой называется раствор хлороводорода в воде, поэтому выражения «раствор соляной кислоты» следует избегать. Обязательно акцентируем внимание школьников на том, что кислоты – едкие вещества, вызывающие ожоги кожи, тканей, глаз, внутренних органов. При работе с кислотами необходимо использовать перчатки, надевать халат. Напоминаем также правило приготовления растворов серной кислоты: приливать кислоту в воду, а не наоборот.
Два-три человека зачитывают свои впечатления об уроке и отвечают на вопрос: Какие знания и умения, полученные в ходе занятия, могут вам пригодиться в жизни?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Учащимся сообщается тема
Рассмотрение химических свойств кислот можно организовать в виде сообщения учителя с записью на доске соответствующих уравнений реакций, либо предложить осуществить школьникам самостоятельно, предварительно определив, что каждый ряд записывает примеры химических реакций для кислородсодержащих (H2SO4) или бескислородных (HCl) кислот. Взаимодействие кислот с солями можно продемонстрировать, капнув на мел раствором соляной кислоты. (Лучше взять мел, используемый для побелки, т.к. в школьные мелки добавляют связующее и реакция идет не так эффективно).
К химическим свойствам веществ относится и их способность изменять окраску индикаторов. Пользуясь растворами индикаторов, можно продемонстрировать учащимся наличие кислот в различных жидкостях, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни (средство для чистки унитазов, яблочный сок и др.), или предложить провести этот эксперимент дома, пользуясь природными индикаторами или выданной универсальной индикаторной бумагой.
При рассмотрении получения кислот следует обратить внимание на то, что в реакциях взаимодействия водорода с неметаллами образуются газообразные вещества, растворы которых в воде проявляют кислотные свойства.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии в 8 классе по теме "кислоты"»
8 класс ХИМИЯ Дата проведения___________________
Урок 3. Кислоты
Цель: Повторить и закрепить знания о кислотах
Задачи:
- актуализировать знания учащихся о классификации неорганических веществ;
- систематизировать информацию о составе, классификации, получении и свойствах кислот;
- развивать умения составлять уравнения химических реакций, характеризовать свойства веществ;
- продолжать формирование понятия о взаимосвязи неорганических соединений, представлений об использовании кислот в повседневной жизни человека;
-прививать навыки самостоятельной работы, учить четко и грамотно выражать свои мысли.
Оборудование и реактивы: растворы кислот в стеклянных банках; мел, образцы товаров бытовой химии, содержащие кислоты; рабочая тетрадь.
Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащиеся должны знать:
понятия: простое и сложное вещество, классы неорганических соединений (оксиды, кислоты, основания, соли),
Учащиеся должны уметь:
определять: принадлежность вещества к кислотам по химической формуле;
различать: кислоты по формулам;
составлять: формулу кислоты по названию вещества.
Методические рекомендации по проведению учебного занятия
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся.
Ход урока
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
– Здравствуйте. Присаживайтесь. Дежурные, назовите отсутствующих
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И МОТИВАЦИЯ
Основные вопросы обучающей части урока:
- классификация кислот на кислородсодержащие и бескислородные;
- химические свойства кислот,
- получение кислот;
- меры безопасности при работе с кислотами;
- применение кислот.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Систематизацию знаний о классификации и свойствах кислот можно провести, анализируя вместе со школьниками информацию, приведенную в табл. 3. Вначале повторяем определение кислот (сложные вещества, содержащие атомы водорода, способные замещаться на металл, и кислотные остатки) и их классификацию на кислородсодержащие и бескислородные. Демонстрируя растворы кислот, следует напомнить, что соляной кислотой называется раствор хлороводорода в воде, поэтому выражения «раствор соляной кислоты» следует избегать. Обязательно акцентируем внимание школьников на том, что кислоты – едкие вещества, вызывающие ожоги кожи, тканей, глаз, внутренних органов. При работе с кислотами необходимо использовать перчатки, надевать халат. Напоминаем также правило приготовления растворов серной кислоты: приливать кислоту в воду, а не наоборот.
Рассмотрение химических свойств кислот можно организовать в виде сообщения учителя с записью на доске соответствующих уравнений реакций, либо предложить осуществить школьникам самостоятельно, предварительно определив, что каждый ряд записывает примеры химических реакций для кислородсодержащих (H2SO4) или бескислородных (HCl) кислот. Взаимодействие кислот с солями можно продемонстрировать, капнув на мел раствором соляной кислоты. (Лучше взять мел, используемый для побелки, т.к. в школьные мелки добавляют связующее и реакция идет не так эффективно).
К химическим свойствам веществ относится и их способность изменять окраску индикаторов. Пользуясь растворами индикаторов, можно продемонстрировать учащимся наличие кислот в различных жидкостях, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни (средство для чистки унитазов, яблочный сок и др.), или предложить провести этот эксперимент дома, пользуясь природными индикаторами или выданной универсальной индикаторной бумагой.
При рассмотрении получения кислот следует обратить внимание на то, что в реакциях взаимодействия водорода с неметаллами образуются газообразные вещества, растворы которых в воде проявляют кислотные свойства.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ.
Для закрепления знаний можно предложить дополнительное задание (по вариантам):
С какими из перечисленных веществ, формулы которых - CaO, Zn, SO3, Al2O3, Cu, P2O5 – реагирует соляная кислота? Составьте уравнения соответствующих реакций, укажите их тип.
С какими из перечисленных веществ, формулы которых - MgO, Zn, CO2, CuO, Ag, N2O5 – реагирует серная кислота? Составьте уравнения соответствующих реакций, укажите их тип.
Для закрепления изученного материала предлагаются расчетные задачи:
Вычислите массу (г) гидроксида бария, необходимого для полной нейтрализации раствора, содержащего серную кислоту массой 19,6 г.
Определите массу (г) соли, полученной при взаимодействии металлического магния с серной кислотой, если в результате реакции выделился водород объёмом 4,48 дм3 (н.у.).
На рефлексивном этапе урока предлагаем учащимся поделиться своими впечатлениями (дописать предложения, посвященные сегодняшнему уроку):
Сегодня я узнал (а)____________
Я удивился (лась)______________
Я хотел (а) бы_________________
Два-три человека зачитывают свои впечатления об уроке и отвечают на вопрос: Какие знания и умения, полученные в ходе занятия, могут вам пригодиться в жизни?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Учащимся сообщается тема следующего урока и дается домашнее задание.
§ 3, задания 7,8,9,10.