-регулятивными: определение познавательной цели, контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным этанолом, оценка и самооценка;
| Время, баллы | Деятельность обучающихся |
l.Организационный момент: 1. Проверка готовности к уроку. 2. Знакомство школьников с заявкой на оценку и критериями оценки. 3. Планирование оценки | 30 сек | Планируют оценку и фиксируют её на полях тетради |
II. Проверка домашнего задания Задание № 1. Из предложенного перечня веществ выпишите отдельно оксиды и основания в соответствии с известной вам классификацией и дайте им названия: Na2O, Mg(OH)2, SiO2, H2SO4 , KOH, Al2O3, Cu(OH)2, HCI, P2O5. Самопроверка и самооценка : – За каждое верно название поставьте по 1 баллу, За правильное распределение веществ по классам - по 1 баллу. Максимально может быть 18 баллов | 5 минут По 1 баллу за каждое верно название, по 1 баллу за верное распределение по классам | Учащиеся выписывают формулы оксидов и оснований. С какой проблемой вы столкнулись при распределении веществ? (ответ учащегося: H2SO4, HCI не относятся к изученным ранее классам неорганических веществ) |
Задание № 2 (фронтальная работа). Используя формулы веществ, приведённые в задании 1 сформулируйте проблемные вопросы к понятиям (формулам, названиям) из задания № 1. Ответы сформулируйте в виде суждений. Самооценка: – Будьте внимательны, и делайте отметки: за правильный вопрос-понятие ставьте по 1 баллу, за вопрос-суждение – по 2 балла. Если ваш ответ на вопрос верный, то получаете по 2 балла Максимум 8 баллов | 5 минут Вопрос-понятие – 1 балл; вопрос-суждение – 2 балла; верный ответ – 2 б. | | 1.Какие вещества называются оксидами? Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух химически элементов, один из которых кислород в степени окисления -2. 2.Какие вещества называют основаниями? Основания – сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидроксид-ионов. 3.Что называют степенью окисления химического элемента? Степень окисления – условный заряд атомов химического элемента в соединении, вычисленный на основе предположения, что все соединения состоят только их ионов. 4.В каком случае гидроксид считают растворимым? Растворимым считают такой гидроксид, растворимость которого при комнатной температуре в 100 г воды больше 1 г. |
III. Усвоение новых знаний |
1. Сообщение темы урока. Определение познавательных целей. – Тема урока: Кислоты. – Сформулируйте проблемные вопросы, ответ на которые будет целью нашего урока. | 5 минут | Сегодня мы приступаем к изучению нового класса веществ. Как вы думаете, какого? (ответ учащегося: HCI – это хлороводород, а иначе его называют соляной кислотой, значит, класс веществ, который мы будем изучать, будет называться кислотами. Попробуйте сформулировать цели нашего урока (ответ учащихся: нам предстоит сегодня на уроке: - уяснить: определение кислот, их состав, номенклатуру, классификацию; - узнать, как действуют кислоты на индикаторы; - более подробно познакомиться с отдельными представителями кислот;- узнать роль кислот). |
Задание №1. Откройте учебник, страница 119. Прочитайте текст учебника на стр. 119-120, ответьте на вопросы-понятия (фронтальная работа): 1.Какие вещества называют кислотами? 2.Что называют кислотным остатком? 3.Какой химический элемент обязательно присутствует в кислотах? Максимум 3 балла | 5 минут За правильный ответ учащиеся получают по 1 баллу | 1.Какие вещества называют кислотами? Кислотами называют сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка 2.Что называют кислотным остатком? Кислотный остаток — это анион, который является второй частью формулы сложного химического соединения (кислоты). 3.Какой химический элемент обязательно присутствует в кислотах? Во всех формулах кислот есть атом водорода. |
Демонстрация: склянки с подписанными кислотами. Задание №2. Нам даны формулы кислот Н2SO4 НСI Н2SiO3 Н3PO4 Н2S НNO3 . Какое агрегатное состояние у кислот? Все ли представленные кислоты растворимы в воде? Обратите внимание на формулы веществ, написанные на склянках. Скажите, что общего у этих формул? Максимум 3 балла | 5 минут За правильный ответ учащиеся получают по 1 баллу | - Какое агрегатное состояние у кислот? (учащиеся описывают агрегатное состояние образцов кислот) - Все ли кислоты растворимы в воде? (учащиеся обращаются к таблице растворимости и приходят к выводу, что только кремневая кислота нерастворима в воде) Обратите внимание на формулы веществ, написанные на склянках. Скажите, что общего у этих формул? (ответ учащихся: во всех формулах есть атом водорода) |
Задание № 3. Посмотрите на формулы и скажите, чем различаются эти кислоты? Н2SO4 НСI Н2SiO3 Н3PO4 Н2S НNO3 Составьте схему классификации кислот по количеству атомов водорода, и наличию атомов кислорода. Как называют число атомов водорода в кислоте? привести по 1-2 единичных примера каждого вида. Назовите кислотные остатки в каждой кислоте. А. Индивидуальная работа. В. Фронтальная проверка. С. Самооценка по критериям учителя: За правильно составленную схему «Основность кислот» - 3 балла. За правильно составленную схему «Наличие кислорода в кислотном остатке кислоты» - 2 балла. За правильно названный кислотный остаток по 1 баллу Выступающий, объяснивший схему и примеры, получает 1 балл Максимум 12 баллов | 5 минут За правильно составленную схему «Основность кислот» - 3 балла. За правильно составленную схему «Наличие кислорода в кислотном остатке кислоты» - 2 балла. За правильно названный кислотный остаток по 1 баллу Выступающему – 1 балл | Ответ учащихся: разным количеством атомов водорода и наличием атомов кислорода 1.по числу атомов водорода кислоты можно разделить на: 1.одноосновные (HCl, HNO 3) 2. двухосновные (H 2S, H 2SO 4) 3.трехосновные (H 3PO 4) 2.по наличию атомов кислорода в кислоте: кислородсодержащие, бескислородные кислоты. Как называют число атомов водорода в кислоте? Число атомов водорода в кислоте называют основностью |
Задание №4. На уроках вы часто будете работать с кислотами. Это очень опасные вещества. В лаборатории вы будете готовить растворы кислот. При этом нужно соблюдать технику безопасности. Прочитайте учебник на странице 123. Сформулируйте правило приготовления раствора серной кислоты. Почему нельзя приливать воду в серную кислоту для ее разбавления? Демонстрация: 1.Приготовление раствора серной кислоты. 2.Обугливание серной кислотой лучинки. | 2 минуты За правильный ответ 2 балла | Почему нельзя приливать воду в серную кислоту для ее разбавления? При смешивании серной кислоты с водой выделяется большое количество теплоты. Если воду вливать в серную кислоту, то она, не успев смешаться с кислотой, может закипеть и выбросить брызги серной кислоты на лицо и руки работающего. Чтобы этого не случилось, при растворении серной кислоты нужно вливать кислоту тонкой струёй в воду и перемешивать. |
Задание №5. Каким же способом можно распознать кислоты? Как действуют основания на индикаторы? Чтобы узнать, как действуют кислоты на индикаторы, проведите эксперимент, используя инструктивную карту и правила ТБ. Индикатор | Цвет индикатора в нейтральной среде | Цвет индикатора в кислоте | Лакмус | Фиолетовый | | Фенолфталеин | Бесцветный | | Метиловый оранжевый | Оранжевый | | Важно запомнить, что нерастворимые кислоты не меняют окраску индикаторов | 3 минуты За правильный ответ учащиеся получают по 1 баллу. За правильно выполненный эксперимент – 3 балла | Каким же способом можно распознать кислоты? (ответ учащихся: с помощью индикаторов) - Какие индикаторы вы знаете? - Как действуют основания на индикаторы? - Чтобы узнать, как действуют кислоты на индикаторы, проведите эксперимент, используя инструктивную карту. Индикатор | Цвет индикатора в нейтральной среде | Цвет индикатора в кислоте | Лакмус | Фиолетовый | Красный | Фенолфталеин | Бесцветный | Бесцветный | Метиловый оранжевый | Оранжевый | Красно - розовый | |
Обобщение темы урока. Первичное закрепление. Осмысление и систематизация изученного. Дайте характеристику фосфорной кислоте по плану: 1)формула 2)наличие кислорода 3)основность 4)растворимость в воде 5)степени окисления химических элементов 6)заряд иона, образуемого кислотным остатком 7)название кислотного остатка Индивидуальная работа. Самопроверка и самооценка | 5 минут За правильно выполненное задание – 7 баллов Выступающему - 1 балл | Учащиеся характеризуют кислоту по плану 1) Н3PO4 2)кислородосодержащая 3)трехосновная 4)растворимая 5) Н3 + P +5 O4 -2 6)3- 7)фосфат |
Подведение итогов работы на уроке. Подсчёт баллов, самооценивание. Сравнение оценки, полученной в конце урока, с оценкой, запланированной в начале урока | 2 минуты | Считают баллы, выставляют предварительную оценку. Сдают учителю рабочие карты |
Домашнее задание (1 минута). 1. Распределите химические формулы кислот в таблицу. Дайте им названия: LiOH, Mn2O7, CaO, Na3PO4, H2S, MnO, Fe(OH)3, Cr2O3, HI , HClO4 , HBr, CaCl2, Na2O, HCl , H2SO4, HNO3, HMnO4, Ca(OH)2, SiO2, H2SO3 , Zn(OH)2, H3PO4, HF, HNO2, H2CO3, N2O, NaNO3, H2S, H2SiO3 Кислоты | Бескислородные | Кислородсодержащие | Растворимые | Нерастворимые | Одноосновные | Двухосновные | Трёхосновные | 2.Паргараф 21 читать, выучить формулы кислот. |