СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок химии по теме: "Кислоты", 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект урока по теме: "Кислоты". Химия, 8 класс.

Просмотр содержимого документа
«Урок химии по теме: "Кислоты", 8 класс»

Химия. 8 класс. Кислоты. Гончарова Е.Л.

МБОУ СОШ №6 г. Боготола Красноярского края

Цели урока:

1.Образовательно – развивающие цели:

1.1.Усвоение (выведение) обучающимися новых понятий: кислоты, кислотный остаток, заряд иона, бескислородные кислоты, кислородосодержащие кислоты, сильные кислоты, слабые кислоты, основность, растворимость кислот, номенклатура кислот.

1.2.Применение обучающимися опорных понятий: химическая формула вещества, металл, неметалл, растворимые вещества, нерастворимые вещества, степень окисления, ион, заряд иона, оксид, индикаторы.

1.3.овладение обучающимися универсальными учебными действиями (УУД):

-познавательными: анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков, подведение под понятие; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждения, доказательство, выбор основной и второстепенной информации;

-регулятивными: определение познавательной цели, контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным этанолом, оценка и самооценка;

-коммуникативными: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; выражать свои мысли в соответствии с задачами; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

1.4.Овладение обучающимися специальными (предметными) умениями: распознавать формулы кислот и называть их; характеризовать кислоты по признакам: формула, наличие кислорода, основность, растворимость, степени окисления элементов, образующих кислоту, заряд иона, образуемого кислотным остатком, название кислотного остатка, соответствующий кислородосодержащей кислоте оксид; правила приготовления раствора серной кислоты; изменение окраски индикаторов в кислой среде.

2.Воспитательные цели:

2.1. Формирование мировоззрения обучающихся на основе философских категорий: причина-следствие; общее – особенное – единичное.

2.2. Формирование личностных УУД: личностное самоопределение; нравственно-этическое оценивание.

Заявка на оценку:

«5» – 48 балла и более

«4» – 47–34 баллов

«3» – 33 - 23 – баллов

Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица растворимости, вещества (растворы соляной кислоты, серной кислоты, гидроксида натрия, индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин), необходимая химическая посуда для демонстрации опытов и эксперимента учащихся.

План-конспект урока

Деятельность учителя


Время, баллы

Деятельность обучающихся

l.Организационный момент:

1. Проверка готовности к уроку.

2. Знакомство школьников с заявкой на оценку и критериями оценки.

3. Планирование оценки

30 сек

Планируют оценку и фиксируют её на полях тетради

II. Проверка домашнего задания

Задание № 1. Из предложенного перечня веществ выпишите отдельно оксиды и основания в соответствии с известной вам классификацией и дайте им названия:

Na2O, Mg(OH)2, SiO2, H2SO4 , KOH, Al2O3, Cu(OH)2, HCI, P2O5.

Самопроверка и самооценка :

– За каждое верно название поставьте по 1 баллу,

За правильное распределение веществ по классам - по 1 баллу. Максимально может быть 18 баллов

5 минут

По 1 баллу за каждое верно название, по 1 баллу за верное распределение по классам


Учащиеся выписывают формулы оксидов и оснований.

С какой проблемой вы столкнулись при распределении веществ? (ответ учащегося: H2SO4, HCI не относятся к изученным ранее классам неорганических веществ)


Задание № 2 (фронтальная работа). Используя формулы веществ, приведённые в задании 1 сформулируйте проблемные вопросы к понятиям (формулам, названиям) из задания № 1. Ответы сформулируйте в виде суждений.

Самооценка:

– Будьте внимательны, и делайте отметки: за правильный вопрос-понятие ставьте по 1 баллу, за вопрос-суждение – по 2 балла. Если ваш ответ на вопрос верный, то получаете по 2 балла

Максимум 8 баллов

5 минут

Вопрос-понятие – 1 балл;

вопрос-суждение – 2 балла;

верный ответ – 2 б.


1.Какие вещества называются оксидами?

Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух химически элементов, один из которых кислород в степени окисления -2.

2.Какие вещества называют основаниями? Основания – сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидроксид-ионов.

3.Что называют степенью окисления химического элемента?

Степень окисления – условный заряд атомов химического элемента в соединении, вычисленный на основе предположения, что все соединения состоят только их ионов.

4.В каком случае гидроксид считают растворимым?

Растворимым считают такой гидроксид, растворимость которого при комнатной температуре в 100 г воды больше 1 г.

III. Усвоение новых знаний

1. Сообщение темы урока. Определение познавательных целей.

– Тема урока: Кислоты. – Сформулируйте проблемные вопросы, ответ на которые будет целью нашего урока.


5 минут


Сегодня мы приступаем к изучению нового класса веществ. Как вы думаете, какого? (ответ учащегося: HCI – это хлороводород, а иначе его называют соляной кислотой, значит, класс веществ, который мы будем изучать, будет называться кислотами. Попробуйте сформулировать цели нашего урока (ответ учащихся: нам предстоит сегодня на уроке:

- уяснить: определение кислот, их состав, номенклатуру, классификацию;

- узнать, как действуют кислоты на индикаторы;

- более подробно познакомиться с отдельными представителями кислот;- узнать роль кислот).

Задание №1. Откройте учебник, страница 119. Прочитайте текст учебника на стр. 119-120, ответьте на вопросы-понятия (фронтальная работа):

1.Какие вещества называют кислотами?

2.Что называют кислотным остатком?

3.Какой химический элемент обязательно присутствует в кислотах?

Максимум 3 балла

5 минут

За правильный ответ учащиеся получают по 1 баллу

1.Какие вещества называют кислотами?

Кислотами называют сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка

2.Что называют кислотным остатком?

Кислотный остаток — это анион, который является второй частью формулы сложного химического соединения (кислоты).

3.Какой химический элемент обязательно присутствует в кислотах?

Во всех формулах кислот есть атом водорода.

Демонстрация: склянки с подписанными кислотами.

Задание №2.

Нам даны формулы кислот

Н2SO4 НСI Н2SiO3 Н3PO4 Н2S НNO3 . Какое агрегатное состояние у кислот?

Все ли представленные кислоты растворимы в воде?

Обратите внимание на формулы веществ, написанные на склянках. Скажите, что общего у этих формул?

Максимум 3 балла

5 минут

За правильный ответ учащиеся получают по 1 баллу

- Какое агрегатное состояние у кислот? (учащиеся описывают агрегатное состояние образцов кислот)

- Все ли кислоты растворимы в воде? (учащиеся обращаются к таблице растворимости и приходят к выводу, что только кремневая кислота нерастворима в воде)

Обратите внимание на формулы веществ, написанные на склянках. Скажите, что общего у этих формул? (ответ учащихся: во всех формулах есть атом водорода)

Задание № 3. Посмотрите на формулы и скажите, чем различаются эти кислоты?

Н2SO4 НСI Н2SiO3 Н3PO4 Н2S НNO3

Составьте схему классификации кислот по количеству атомов водорода, и наличию атомов кислорода. Как называют число атомов водорода в кислоте? привести по 1-2 единичных примера каждого вида.

Назовите кислотные остатки в каждой кислоте.

А. Индивидуальная работа.

В. Фронтальная проверка.

С. Самооценка по критериям учителя:

За правильно составленную схему «Основность кислот» - 3 балла.

За правильно составленную схему «Наличие кислорода в кислотном остатке кислоты» - 2 балла.

За правильно названный кислотный остаток по 1 баллу Выступающий, объяснивший схему и примеры, получает 1 балл

Максимум 12 баллов

5 минут

За правильно составленную схему «Основность кислот» - 3 балла.

За правильно составленную схему «Наличие кислорода в кислотном остатке кислоты» - 2 балла.

За правильно названный кислотный остаток по 1 баллу

Выступающему – 1 балл

Ответ учащихся: разным количеством атомов водорода и наличием атомов кислорода

1.по числу атомов водорода кислоты можно разделить на:

1.одноосновные (HCl, HNO 3)

2. двухосновные (H 2S, H 2SO 4)

3.трехосновные (H 3PO 4)

2.по наличию атомов кислорода в кислоте: кислородсодержащие, бескислородные кислоты.

Как называют число атомов водорода в кислоте?

Число атомов водорода в кислоте называют основностью

Задание №4. На уроках вы часто будете работать с кислотами. Это очень опасные вещества. В лаборатории вы будете готовить растворы кислот. При этом нужно соблюдать технику безопасности.

Прочитайте учебник на странице 123. Сформулируйте правило приготовления раствора серной кислоты. Почему нельзя приливать воду в серную кислоту для ее разбавления?

Демонстрация:

1.Приготовление раствора серной кислоты.

2.Обугливание серной кислотой лучинки.

2 минуты

За правильный ответ 2 балла

Почему нельзя приливать воду в серную кислоту для ее разбавления?

При смешивании серной кислоты с водой выделяется большое количество теплоты. Если воду вливать в серную кислоту, то она, не успев смешаться с кислотой, может закипеть и выбросить брызги серной кислоты на лицо и руки работающего. Чтобы этого не случилось, при растворении серной кислоты нужно вливать кислоту тонкой струёй в воду и перемешивать.

Задание №5. Каким же способом можно распознать кислоты?

Как действуют основания на индикаторы?

Чтобы узнать, как действуют кислоты на индикаторы, проведите эксперимент, используя инструктивную карту и правила ТБ.


Индикатор

Цвет индикатора в нейтральной среде

Цвет индикатора в кислоте

Лакмус

Фиолетовый


Фенолфталеин

Бесцветный


Метиловый

оранжевый

Оранжевый


Важно запомнить, что нерастворимые кислоты не меняют окраску индикаторов

3 минуты

За правильный ответ учащиеся получают по 1 баллу.

За правильно выполненный эксперимент – 3 балла

Каким же способом можно распознать кислоты? (ответ учащихся: с помощью индикаторов)

- Какие индикаторы вы знаете?

- Как действуют основания на индикаторы?

- Чтобы узнать, как действуют кислоты на индикаторы, проведите эксперимент, используя инструктивную карту.

Индикатор

Цвет индикатора в нейтральной среде

Цвет индикатора в кислоте

Лакмус

Фиолетовый

Красный

Фенолфталеин

Бесцветный

Бесцветный

Метиловый

оранжевый

Оранжевый

Красно - розовый


Обобщение темы урока. Первичное закрепление. Осмысление и систематизация изученного.

Дайте характеристику фосфорной кислоте по плану:

1)формула

2)наличие кислорода

3)основность

4)растворимость в воде

5)степени окисления химических элементов

6)заряд иона, образуемого кислотным остатком

7)название кислотного остатка

Индивидуальная работа. Самопроверка и самооценка

5 минут

За правильно выполненное задание – 7 баллов

Выступающему - 1 балл

Учащиеся характеризуют кислоту по плану

1) Н3PO4

2)кислородосодержащая

3)трехосновная

4)растворимая

5) Н3 + P +5 O4 -2

6)3-

7)фосфат

Подведение итогов работы на уроке.

Подсчёт баллов, самооценивание.

Сравнение оценки, полученной в конце урока, с оценкой, запланированной в начале урока

2 минуты

Считают баллы, выставляют предварительную оценку. Сдают учителю рабочие карты

Домашнее задание (1 минута).

1. Распределите химические формулы кислот в таблицу. Дайте им названия:

LiOH, Mn2O7, CaO, Na3PO4, H2S, MnO, Fe(OH)3, Cr2O3, HI , HClO4 , HBr, CaCl2, Na2O, HCl , H2SO4, HNO3, HMnO4, Ca(OH)2, SiO2, H2SO3 , Zn(OH)2, H3PO4, HF, HNO2, H2CO3, N2O, NaNO3, H2S, H2SiO3


Кислоты

Бескислородные

Кислородсодержащие

Растворимые

Нерастворимые

Одноосновные

Двухосновные

Трёхосновные


2.Паргараф 21 читать, выучить формулы кислот.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!