СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 7 классе "Начало правления Ивана 4"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся знакомятся с периодом правления Елены Глинской, ее реформами, причинами установления боярского правления; исследуют качества и черты, приобретенные Ива­ном IV в детстве, анализируют, каким образом обстановка начала правления Ивана 4 могла повлиять на формирование его личности. 

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 7 классе "Начало правления Ивана 4"»

Тема: Начало правления Ивана IV.
Цели и задачи: познакомить с периодом правления Елены Глинской, ее реформами, причинами установления боярского правления; исследовать качества и черты, приобретенные Ива­ном IV в детстве.

Планируемые результаты: предметные: описывать реформы Елены Глинской; характеризовать послед­ствия боярского правления; описывать детские годы Ивана IV; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: работать индивидуально и в группе; формулиро­вать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: выстраи­вать алгоритм действий; планировать пути достижения обра­зовательных целей; соотносить свои действия с планируемым результатом; оценивать правильность решения учебной задачи; 3) познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к исто­рии России.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах.

Тип уроков: урок открытия нового знания, урок общеметодо­логической направленности.

Ход уроков

1.Организационный момент

2.Актуализация опорных знаний

Как внешнеполитические задачи, стоявшие перед Россией в первой трети XVI в., были связаны с образованием единого го­сударства? Ответ аргументируйте.

(Проверка выполнения заданий.)

Мотивационно-целевой этап

Личность и деятельность царя Ивана IV вызывала и по сей день вызывает крайне противоречивые оценки. Известный ис­торик С.Ф. Платонов полагал, что «душа Грозного была всегда ниже его ума». Некоторые авторы, напротив, пытались изобра­жать Ивана IV передовым человеком, отмечая его необыкновенные дарования в ли­тературном творчестве. В Иване Васильевиче они видели пред­шественника Петра I. Н.И. Костомаров в сочинении «Личность царя Ивана Гроз­ного» писал, что Ивана IV нельзя поставить на один уровень с Петром I. Человеком он был жестоким, трусливым, непоследовательным в своих поступках. Да и особо выдающимися умствен­ными способностями не отличался.

Тема уроков: «Начало правления Ивана IV.»

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План уроков

1.Боярское правление. Елена Глинская.

2.Личность Ивана IV.

3.Венчание на царство.

4.Московское восстание 1547 г.

Проблемный вопрос

  • Каким образом обстановка начала правления Ивана 4 могла повлиять на формирование его личности?

Работа по теме урока

1.Боярское правление. Елена Глинская. Василий III умер в 1533 г., оставив наследником сына Ивана. Регентом при малолетнем царе стала его мать - Елена Глинская.

Елена была прекрасно образованна: она знала немецкий и польский языки, говорила и писала по-латыни. Мнение о ней не было однозначным. Одни восхваляли Елену за проводимые реформы и твердый курс, другие осуждали за излишнюю жестокость, с которой она расправлялась со своими врагами.

- Работая с п. 1 § 6 учебника и дополнительным материалом ответьте на вопросы.

Дополнительный материал

Не только искренняя любовь к Василию производила общее сетований о безвременной кончине его; но и страх, что будет с государством? — никогда Россия не имела столь малолетнего властителя; никогда - если ис­ключим древнюю, почти баснословную Ольгу, - не видала своего кормила государственного в руках юной женщины и чужеземки, литовского ненавистного рода. На троне не бывает предателей: опасались Елениной [Глин­ской] неопытности, естественных слабостей, пристрастия к Глинским, коих имя напоминало измену. Хотя лесть придворная славила добродетели великой княгини, ее боголюбие, милость, справедливость, мужество сердца, проницание ума и явное сходство с бессмертной супругой Игоря...

(Карамзин Н.М. История государства Российского)

Елена Васильевна Глинская - жена Василия III, в 1533-1538 гг. - правительница России при малолетнем Иване IV. Происходила из кня­жеского рода Глинских, по родословной легенде являющихся потомками сыновей свергнутого хана Мамая, бежавших в Литву и получивших в удел г. Глинск. Молодая красавица Елена стала второй женой Василия III после его развода с бесплодной Соломонией Сабуровой. Четыре года спустя родила сына Ивана, а позже сына Юрия, который оказался глухонемым и был «умом прост». В 1533 г. Василий III, умирая, благословил сына Ивана, вручив ему «скипетр великиа Руси», а «Елене приказывает под сыном своим государство держати до возмужания сына своего». Успешно повела борьбу с настоящими и потенциальными противниками: заточила в тюрьму брата Василия III, дмитровского князя Юрия Ивановича и старицкого князя Андрея Ивановича. Пользуясь помощью и советами своего фаворита — князя И.Ф. Овчины-Телепнева-Оболенского, Елена заточила в темницу и своего дядю-соперника М.Л. Глинского.

В 1535 г. была проведена денежная реформа. Многочисленные резаные и поддельные серебряные монеты было приказано перелить в новые, на которых был изображен великий князь на коне с копьем в руке, и деньги стали называться копейками. В 1536 г. было заключено перемирие с Литвой. В 1537 г. был заключен мирный договор со Швецией. Велось строительство новых крепостей и городов.

В 1538 г. Елена скоропостижно скончалась, что вызвало слухи об ее отравлении. Иван IV, обвинявший бояр в любых грехах, не считал их виновниками смерти матери.

(Шикман А.П. Деятели отечественной истории)

Вопросы по текстам

-Что известно историкам о Елене Глинской?

-Как они оценивают период ее регентства?

-Какую политику она проводила?

-Какие из заслуг Елены Глинской вы поставили бы на пер­вое место? Ответ обоснуйте.

Текст учебника.

В декабре 1533 г. великий князь московский и всея Руси Василий III умер. Перед своей кончиной он назначил для попечения о своём трёхлетием сыне Иване опекунский совет, состоявший из семи влиятельных бояр. Они долж­ны были «беречь» малолетнего правителя и приобщать его к государствен­ным делам до того момента, пока Ивану не исполнится 15 лет, после чего он должен будет начать править страной самостоятельно. Уже через несколько дней после смерти Василия III бояре-опекуны возвели на престол Ивана IV (1533—1584). Такая спешка была вызвана тем, что свои права на трон мог предъявить младший брат Василия III — удельный князь Юрий Дмитровский, который до рождения у Василия первенца считался наследником престола. Чтобы предотвратить возможные беспорядки и волнения внутри страны, по приказу Елены Глинской князь Юрий был заключён в темницу, где через три года он скончался от голода.

Борьба за власть развернулась между боярами-опекунами — Шуйскими, Бельскими и Глинскими. Однако вскоре вдова Василия III, Елена Глинская, тяготившаяся боярской опекой над сыном, взяла управление государством в свои руки. Она жестоко расправилась с другим возможным претендентом на великокняжеский престол — младшим сыном Ивана III, удельным князем Ан­дреем Старицким, вокруг которого стали сплачиваться противники Глинских.

Правление Елены Глинской продолжалось менее пяти лет. Она сумела провести ряд важных реформ, способствовавших централизации государства, прежде всего денежную реформу, в результате которой московский рубль стал единственной для всей страны денежной единицей. Помимо этого, были введены единые для всего государства меры веса и длины.

Вывод. Политика, проводимая Еленой Глинской, имела прогрессивное значение, поскольку способствовала централизации и укреплению Российского государства.


Учитель. В 1538 г. Елена Глинская неожиданно умерла. Антропологи, изучавшие останки Елены в женском некрополе Московского Кремля, определили, что княгине было около 28 лет. Ходили слу­хи что Елену отравили бояре. Об этом же писал в своих «Записках о Московии» Сигизмунд Герберштейн. Заведующая спектральной лабораторией судебно-медицинской экспертизы Москвы Тамара Макаренко в 1999 г., сделав спектральный анализ волос Елены Глинской, обнаружила, что концентрация в них солей ртути пре­вышает допустимую норму в тысячу раз! Так версия об отравлении Елены Глинской получила свое практическое подтверждение.

Потеряв мать, Иван IV остался на попечении бояр. Вспыхнула борьба за власть между различными группировками знати. Эта борьба сопровождалась арестами, ссылками, казнями.

Вначале власть перехватили Шуйские. Василий Шуйский женился на двоюродной сестре великого князя Ивана и стал дядей государя. Он присвоил себе титул наместника московского. Освободил из заключений и ссылок участников прежних загово­ров: Ивана Бельского, Андрея Шуйского и пр. Под домашним арестом остались только малолетний Владимир Старицкий и его мать. Конкуренты Шуйскому были не нужны.

Укрепляя свою власть в стране, Шуйские не заботились о безопасности границ, забросили внешнеполитическую деятельность. Они предпочитали мириться с внешними врагами, согласились на все требования крымского «царя»: обязались не воевать с Казанью; посылать большие «подарки». Однако «союзнические отношения» с крымским ханом не помешали отрядам татар продолжать набеги на южные области Руси. Казанские отряды разоряли окрестности Нижнего Новгорода, Мурома, Вятки, Мещеры, Перми. Они стали появляться во внутренних областях, считавшихся до этого безопасными (около Вологды, Устюга, Тотьмы, Костромы).

Деньги, которые должны были идти на жалованье «детям боярским» . шли в карманы Шуйским. Налоги из провинции не доходили до Москвы или разворовывались уже в столице. Золото и серебро переплавляли в чаши, различные предметы, на которых ставили фамильное клеймо Шуйских. Получая в кормление наместничества и волости, сторонники Шуйских их откровенно грабили. Придумывали дополнительные подати, заставляли лю­дей бесплатно работать на себя. Придумывая мнимые преступления, обирали богатых людей. Особенно «отличились» псковский наместники Андрей Шуйский и Василий Репнин-Оболенской они грабили даже церкви и монастыри.

Решения Боярской Думы, которую контролировал Иван Шуйский, имели равную силу с приказами великого князя. Шуйские могли спокойно обойтись без ссылок на государя.

Дворяне, не получая жалованье, разъезжались со службы по поместьям. Строительство крепостей и засечных черт, начатое Василием III и продолженное Еленой Глинской, было остановлено. Система обороны Российского государства начала рушиться.

Недовольство знати Шуйскими вскоре привело к организации нового заговора. В 1540 г. митрополит Иоасаф и оппозиционные бояре явились к великому князю и стали просить простить Бель­ского. Получив согласие Ивана Васильевича, освободили Ивана Бельского и посадили его на высшее место в Думе. Иван Шуйский был поставлен перед фактом.

Правительство Бельского навело некоторый порядок в стране. Сместили с постов наиболее наглых воров. Псков, который был на грани восстания из-за действий Андрея Шуйского, получил особые права, такие в свое время Василий III даровал Новгороду. Вооруженные силы в спешке приводили в порядок. Нашли средства для выплаты жалованья воинам.

Ночью 3 января 1542 г. в Москву ворвался отряд Петра Шуйского. По сигналу к нему присоединились новгородцы, сторонники Шуйских. Арестованных противников Шуйские отправили в заключение. Иван Бельской был сослан на Белоозеро, где спустя четыре месяца его убили.

— Работая с фрагментами «Большой челобитной» И.С. Пересветова на с. 48 учебника, ответьте на вопросы после документов.

Из «большой челобитной» и. с. пересветова

Сами вельможи русского царя богатеют и в лени пребывают, а цар­ство его в скудость приводят. Потому называются они слугами его, что прибывают на службу к нему в нарядах, на конях и с людьми, но за веру христианскую некрепко стоят и без отваги с врагом смертную игру ведут, так что Богу лгут и государю.

Как автор документа характеризует «боярское правление»? В чём Иван Пересветов видит главный вред подобного правления

(Проверка выполнения задания.)

2. Личность Ивана IV

Условия, в которых рос Иван IV, наложили отпечаток на его я личность. Иван Шуйский низложив Иоасафа, долго думал, кем его заменить. В итоге остановился на кандидатуре Макария. Ученый, книжник, просветитель Макарий показался ему не опасным.

Шуйский ошибся. Правда, Макарий избрал более длинный путь противодействия. Он начал готовить к правлению Ивана Васильевича. Мальчик по-прежнему был в пренебрежении у светских властителей. Митрополит же имел к нему доступ в любое время. Шуйские такому образованию не мешали. Читает великий государь книги - очень хорошо, лишь бы под ногами не путался.

В 13 лет государь отправился на ежегодное богомолье в Троице-Сергиев монастырь, а оттуда на первую охоту в Волоколамск. Его сопровождала сви­та из бояр, но Шуйские не поехали. В этот раз они просчитались. В Москву Иван Васильевич вернулся в ноябре. К этому времени Иван и оппозиционные бояре нашли общий язык и выработали некий план действий.

После Рождественских праздников Иван впервые проявил себя как Грозный. На заседании Боярской думы он приказал аре­стовать Андрея Шуйского, известного по ограблению Пскова. Шуйского передали псарям, а они князя до тюрьмы не довели, убили по пути. Уже задним числом были объявлены вины Андрея Шуйского — ограбление служилых людей, насилия над горожа­нами и крестьянами, бесчинства его слуг. Кто отдал приказ убить Шуйского, неизвестно.

После убийства Андрея Шуйского летописец отметил, что с этого времени начали бояре бояться и иметь страх и послуша­ние. Юный князь попытался создать опору из московского бояр­ства - Захарьиных-Юрьевых, Морозовых. Приблизил к себе братьев мате­ри Михаила и Юрия Глинских. Думал, что родственники подддержат его в трудную минуту.

Работая с п. 2 § 6 учебника и дополнительным материалом, составьте психологический портрет юного царя и ответьте на вопросы.

Дополнительный материал

По восьмому году он [Иван IV] остался круглым сиротой и с младшим братом Юрием попал на попечение бояр, которые питали их «яко убожайшую чадь», так что Грозный, по его словам, страдал «во одеянии и во алкании». Внешние лишения сопровождались моральными обидами. Грозный с негодованием вспоминал, как Шуйские вели себя: «Нам бо во юности детства играюще, а князь И. В. Шуйский на лавке, локтем опершися, отца нашего о постелю ногу положив,

к нам же не преклонялся». А в официальной обстановке, при народе те же Шуйские по «чину» низко преклонялися перед маленьким великим князем и тем учили его двуличию и притворству. Растащив многое из великокняжеского имущества, бояре явились перед мальчиком-государем грабителями и «изменниками». Ссорясь и «приходя ратью» друг на друга, бояре не стеснялись оскорблять самого государя, вламываясь ночью в его палаты и силой вытаскивая от него своих врагов. Шуйских сменял князь Бельский с друзьями, Бельского опять сменяли Шуйские, Шуйских сменяли Глинские, а маленький государь смотрел на эту борьбу боярских семей до тех пор, пока не научился сам насильничать и опаляться, — и «от тех мест почали бояре от государя страх имети и послушание». Они льстили его дурным инстинктам, хвалили жестокость его забав, говоря, что из него выйдет храбрый и мужественный царь.

Однако в конце 1546 и начале 1547 г. этот юноша выступает перед нами с чертами политической сознательности. В литературно отделанных речах, обращенных к митрополиту и боярам, он заявляет о желании жениться и принять царский венец: «Хочу аз по- искати прежних своих прородителей чинов - и на царство на великое княжение хочу сести».

Грозный, принимая венец (1547), ищет царства, а не только великого княжения. Раздумывая над тем, откуда могли прийти к распущенному морально юноше его знания и высшие умственные интересы, мы можем открыть лишь один источник благотворного влияния на Грозного. Это — круг того митрополита Макария, который в 1542 г. был переведен на московскую митрополию с новгородской архиепископии. С Макарием в Москву перешли его сотрудники по литературному делу — собирания «великих миней-четьих» — и в их числе знаменитый священник Сильвестр. Сам Макарий пользовался неизменным почитанием Грозного и имел на него хорошее влияние.

Воздействие этих лиц обратило Г розного от забав к чтению, к вопросам богословского знания и политических теорий. Способный и впечатлительный от природы, Грозный скоро усвоил себе все то, чем питался ум и возбуждалось чувство передовых москвичей. Таким образом, моральное воспитание Грозного не соответствовало умственному образованию: душа Грозного была всегда у ниже его ума.

(Платонов С.Ф. Лекции по русской истории)

Вопросы по тексту

  • Как формировалась личность царя?

  • От рождения он имел дурные качества или приобрел их вследствие воспитания и обстоятельств?

__ Какую роль в формировании юного Ивана сыграло бояр­ское правление?

(Ответы учеников. Возможно проведение мини-дискуссии.)

Вопросы для дискуссии

__ Какие черты характера юного Ивана IV сыграют положи­тельную роль в истории России?

_ Какие черты характера юного Ивана IV сыграют отрица­тельную роль в общественной жизни страны?

Иван рос одарённым ребёнком. Он рано пристрастился к чтению. Маль­чика особенно интересовали описания жизни великих правителей прошлого и рассуждения о божественном происхождении верховной власти. В юные годы Иван не получил систематического образования, однако в зрелом воз­расте он поражал знавших его людей своими обширными познаниями. Бо­лее того, он занялся литературным трудом и оказался талантливым и весьма плодовитым писателем. Источники свидетельствуют, что Иван IV был хоро­шим оратором. В своих речах он любил ссылаться на произведения древних авторов и приводил примеры из римской истории.

Иван был обладателем крупнейшей в Европе библиотеки. В ней хранились редчайшие сочинения античных и византийских авторов. Государь увлекался сочинительством церковной музыки, хорошо играл в шахматы. И всё это со­четалось в нём с беспощадной жестокостью, болезненной подозрительностью и мстительностью.

3. Венчание на царство

Историк С.Ф. Платонов утверждал, что желание Ивана IV венчаться на царство, а не на великое княжение, свидетельство­вало о его политической сознательности.

Работая с п. 3 § 6 учебника, опишите, как происходило вен­чание на царство, и определите, какое значение имело это событие.

(Проверка выполнения задания.)

На 17-м году жизни Иван заявил митрополиту Макарию о своём намерении венчаться на царство, а не на великое княжение, как это было принято на Руси. Митрополит поддержал это желание, сулившее значительное укрепление верховной власти. Ведь царями на Руси называли ордынских ханов и византийских императоров, и первый русский царь с полным основанием мог претендовать на все те неограниченные права, которыми пользовались эти правители.

16 января 1547 г. в Успенском соборе Московского Крем­ля состоялось торжественное венчание Ивана IV на цар­ство. Шапку Мономаха возложил на голову царя митро­полит, подчёркивая тем самым особое положение церкви в государстве.

Иван IV Васильевич стал первым в истории России «боговенчанным царём». Принятие царского титула поднимало международный авторитет России. Теперь российский госу­дарь приравнивался к самым знатным правителям мира.

Вывод. Венчание на царство определяло Ивану IV высокий титул, Москва становилась царствующим городом, а Россия при­равнивалась к Римской империи. Молодой московский князь был помазан миром, по религиозным представлениям это означало, что он «избран Богом».

4. Московское восстание 1547 г.

21 июня 1547 г. в церкви Воздвижения на Арбате вспыхнул пожар. Из-за сухой и ветреной погоды огонь быстро распростра­нился по деревянным строениям. Выгорали целые кварталы. Пламя перекинулось на Кремль. В церкви Благовещения сгорел иконостас работы Андрея Рублева.

Разбушевавшийся пожар унес тысячи жизней. Оставшиеся без крова, одежды и пищи погорельцы с отчаяния стали искать виновных. Тут-то и был пущен слух, что Глинские — колдуны, которые «вынимали сердца человеческие, держали в воде, а той водой кропили московские улицы — вот и выгорел город дотла». Толпы обезумевших горожан принялись уничтожать всех подозреваемых в колдовстве, прежде всего служивших у Глинских. Забили камнями до смерти одного из братьев покойной царицы Елены. Подстрекаемые боярами, двинулись на село Воробьево, где находился царь. Хотели убить княгиню Анну Глинскую — бабушку царя и сына ее Михаила. Узнав об этом, молодой царь пришел в ужас. Угроза народного бунта ясно показала, насколько он слаб и беспомощен. Тут предстал перед государем с гневной проповедью монах Сильвестр. Говорил, что кара неминуемо грянет, и свергнет народ царскую власть, если не покается Иван Васильевич в грехах своих тяжких, ибо всему виной его пороки.

Юный царь был ошеломлен и растерян. Детские страхи на­хлынули на него. Зарыдав, он стал истово каяться, прося у Бога прощения за свои грехи.

Толпа приблизилась к царской усадьбе. Верная стража дала залп из пищалей. Нападавшие в панике разбежались, оставив не­сколько убитых и раненых.

— Предположите, как могло повлиять на юного царя московское восстание 1547 г.

(Ученики высказывают свои предположения.)

Вывод. Народные восстания в Москве, а затем и в других городах убедили царя в необходимости проведения реформ, направленных на укрепление централь­ной власти.

Домашнее задание

1.Прочитать параграф 6, пункт 1-4

Почему, на ваш взгляд, после смерти Василия III в России установи­лось боярское правление? Какие последствия оно имело? 2. Какое зна­чение для централизации страны имели реформы Елены Глинской? 3. Как протекали детские годы Ивана IV? Как вы думаете, каким образом борь­ба боярских группировок за власть могла отразиться на личности царя?








































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!