«Завершение объединения русских земель. Начало правления Ивана Грозного»
Ф.И.О. педагога: Федотова А.Ю.
Предмет: история
Класс: 10
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок – исследование
Цель урока: сформировать представление о реформаторской деятельности Ивана IV, направленной на завершение процесса создания единого государства.
Задачи:
Образовательные – познакомить учащихся с развитием России в первой половине XVI века, расширить знания учащихся о внутренней политике Ивана Грозного.
Развивающие - продолжить формирование аналитического мышления, навыков работы с различными источниками и литературой: извлекать информацию, анализировать; обобщать полученный материал, самостоятельно делать выводы; формировать умение составлять аналитические таблицы;
Воспитательные - развитие навыков работы в группе, коммуникативной культуры, умения слушать, воспитывать терпимость к другим взглядам, мнению.
Оборудование: фрагменты из исторических источников и литературы, портреты, проектор, экран, раздаточный материал.
План урока:
- Россия в первой половине XVI в.
- Реформы Избранной Рады.
- Итоги реформ
Ход урока:
- Актуализация знаний. Постановка проблемы – 5 мин.
- Изучение нового материала – 18 мин.
- Подведение итогов – 5 мин.
- Постановка д/з – 2 мин.
Ход урока:
Организационный момент:
- Актуализация знаний. Постановка проблемы – 5 мин.
Слайд 1. Постановка проблемы.
Давайте начнем работу.
Впервые вы с этим царем познакомились в 6 классе, и я надеюсь, что у вас осталось еще что-то в памяти. А чтобы узнать имя этого царя, я предлагаю несколько цитат о нем. Посмотрите, пожалуйста, на слайд.
«Основные методы этого царя: террор и насилие в отношении всех слоев населения, лишь бы сохранить самодержавие». (В.О. Ключевский, XIX в.)
«Царствование его, конечно, одно из замечательнейших в русской истории; а мы, даже до сих пор, все больше обращаем внимание на психологический характер его жестокостей, как будто в них вся сущность дела» (К.Д. Кавелин, XIX в.)
Ответ учащихся:
Слайд 2: Иван IV Грозный
Учитель: действительно это Иван IV, который правил с 1533 – 1584 гг.
Деятельность данного монарха и станет темой нашего урока сегодня – «Завершение объединения русских земель. Начало правления Ивана Грозного»
Слайд 3.
Цель урока: сформировать представление о реформаторской деятельности Ивана IV, направленной на завершение процесса создания единого государства.
По плану мы рассмотрим следующие пункты:
План урока:
- Россия в первой половине XVI в.
- Реформы Избранной Рады.
- Итоги реформ
- Россия в первой половине XVI века
Прежде, чем мы начнем разговор о деятельности Ивана IV, нам необходимо представить, какое же государство досталось ему в наследство.
Слайд 4: Обращаю Ваше внимание на слайд, на нем представлена карта «Завершение объединения русских земель». Давайте посмотрим, какая территория вошла в состав Великого княжества Московского в первой четверти XVI века.
Слайд 5: Ответ: 1510 – Псков, 1514 – Смоленск, 1521 – Рязань.
Слайд 6: Учитель: Данные земли были присоединены в правление отца Ивана IV – Василия III. Его политику продолжила его жена, мать Ивана – Елена Глинская. Однако после смерти регентши чуть менее, чем на 10 лет установилось Боярское правление, в период которого в основном шла борьба за власть при юном Иване.
Слайд 7: В 1547 г. в Москве произошло торжественное венчание на царство. Сейчас мы посмотрим с вами небольшой видеофрагмент.
Как теперь звучал титул главы государства?
Ответ: Царь и великий князь Московский и всея Руси.
Будучи еще неопытным монархом, в начале своего правления Иван Васильевич в реформаторской деятельности опирался на круг приближенных, составивших неофициальное правительство. Давайте попробуем назвать данное правительство.
Внимание на слайд.
Слайд 8:
А.М. Курбский
«История о великом князе Московском», 1573 г.
Сильвестр и Адашев подобрали царю различных советников … были сведущи в военных и земских делах, и царь в дружбе и приязни с ними решал все дела с общего совета. .. Пока царь любит Совет и советников, он сохраняет душу свою, если же не возлюбит сего, то может пропасть, так как управлять следует, не склоняясь к естественным бессловесным влечениям, а совместным советом и рассуждением. Назывались тогда эти советники Избранной радой, воистину по делам и название имели.
Назовите мне:
- Автора источника и год создания.
- Как назывался Совет, который оказывал помощь царю в реформаторской деятельности?
Ответ: Андрей Курбский, «История о великом князе Московском», Избранная Рада.
Обращаю Ваше внимание, что данное название появляется в произведении Курбского уже после завершения работы Избранной Рады.
Изучение нового материала – 18 мин.
Слайд 10.
Сейчас мы с Вами будем заполнять аналитическую таблицу «Реформы Избранной Рады», которую вы видите на экране, на основе исторических источников и литературы.
Нечетные парты поворачиваются к своим соседям.
У Вас на столах листочки с текстами и заданиями. Можно работать прямо в тексте: подчеркивать, выделять, делать пометки.
Вам отводится на работу 5 минут.
Выступление учащихся – 5 мин.
Группа 1.
Скрынников Р. «Иван Грозный», 1980 г.
Скрытая неприязнь царя к «великим боярам» получила новую пищу и новое направление. Реформаторы впервые заявили о себе после созыва так называемого «собора примирения» 1549 г. Помимо Боярской думы и церковного руководства на этом совещании присутствовали также воеводы и дети боярские. Выступая перед участниками собора, 18?летний царь публично заявил о необходимости перемен. Свою речь он начал с угроз по адресу бояр?кормленщиков, притеснявших детей боярских и «христиан», чинивших служилым людям обиды великие в землях. Обличая злоупотребления своих вельмож, Иван возложил на них ответственность за дворянское оскудение.
В 1549 г. «собор примирения» принял решение о том, чтобы исправить Судебник «по старине». Приказы приступили к делу немедленно, и к июню 1550 г. работа была завершена.
Свое внимание законодатели сосредоточили на устройстве управления. Новый Судебник ускорил формирование приказов, расширил функции приказной бюрократии.
Задание:
В каком году и какой орган сословно-представительной власти впервые возник в правление Ивана Грозного?
О каких органах центрального управления идет речь в тексте?
Группа 2.
«Судебник», 1550 г.
Лета 7058 июня царь и великий князь Иван Васильевич всеа Руси [с] своею братьею и с бояры Судебник уложил; как судити бояром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком, и всяким приказным людям, и по городом наместником, и по волостем волостелем, и тиуном и всяким судьям.
1. Суд царя и великого князя судит боаром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком. А судом не дружыги и не мстити никому, и посулу в суде не имати; також и всякому судье посулов в суде не имати.
61. А государьскому убойце, и градскому здавцу, и коромолнику, и церковному татю, и головному татю, и подметчику, и зажигалнику(17), ведомому лихому человеку, жывота не дата, казнит ево смертною казнью. (...)
81. А детей боарьских служилых и их детей, которые не служивали, в холопи не приимати никому, опричь тех, которых государь от службы отставит. (...)
98. А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех боар приговору вершается, и те дела в сем Судебнике приписывати. (...)
Задание:
В каком году был принят «Судебник»?
Сделайте вывод на основе документа о роли царя в решении государственных вопросов.
Группа 3.
Скрынников Р. «Иван Грозный», 1980 г.
В 1551 г. митрополит Макарий взялся за «церковное устроение». Новое руководство использовало момент, чтобы взять инициативу в свои руки. Едва высшее духовенство собралось на совет (собор), монарх передал им свое «рукописание» – заранее подготовленные вопросы. Пока дьяки зачитывали царские вопросы, Иван сидел «на царском своем престоле, молчанию глубокому устроившуся». Реформаторы рассчитывали повернуть работу Священного собора в нужное русло и соединить земское устроение с «многоразличным церковным исправлением». Собор изложил свои решения в ста пунктах, или главах, отчего получил наименование Стоглавого собора.
Собор стал важной вехой в истории русской церкви, так как его решения ускорили процесс консолидации духовенства как особого сословия. Реформа не ослабила зависимости епископата от царской власти.
Задание:
В каком году был принят «Стоглавый собор»? почему он так назывался?
Каковы последствия принятия данного документа?
Группа 4.
Ключевский В.О.
«Лекции по русской истории», XIX в.
Губная и земская реформы. В 1550 г. в переустройстве управления обозначился установлением двустороннего надзора за действиями областных кормленщиков. Участие земских выборных в отправлении правосудия было только вспомогательным коррективом суда кормленщиков. Уже в первой половине XVI в. обозначился и третий момент изучаемого процесса, состоявший в поручении местным мирам самостоятельного ведения дела, которое неудовлетворительно вели кормленщики, именно дела охраны общественной безопасности. Этим и началась замена кормленщиков выборными земскими властями. До царя Ивана IV наместники и волостели ведали и уголовные дела, сначала без доклада, а потом перенося важнейшие из них на пересмотр, решение или утверждение в столицу.
Земская реформа была последним моментом в переустройстве местного управления. Она состояла в попытке совсем отменить кормления, заменив наместников и волостелей выборными общественными властями, поручив самим земским мирам не только уголовную полицию, но и все местное земское управление вместе с гражданским судом.
Задание:
В каком году был проведены реформы?
Какие цели они преследовали?
Группа 5.
«Учреждение стрелецкого войска», 1550 г. (Из летописи)
1550 г. того же лета учинил у себя царь и великий князь Иван Васильевич выборных стрельцов с пищалей 30000 человек, а велел им житии в Воробьевской слободе.
Уложение о службе, 1556 г.
А с вотчин и с поместья уложеную службу учини же: со ста четвертей добрые угожей земли человек на коне и в доспехе полном, а в далной поход о дву конь, и хто послужит по земли и государь их жалует своим жалованием, кормлении, и на уложеные люди дает денежное жалование: а хто землю держит, а службы с нее не платит на тех на самех имати денги за люди а хто дает в службу люди лишние перед землею, через уложеные люди, и тем от государя болшее жалование самим, а людем их перед уложеными в полътретиа давати денгами. И все государь строяше, как бы строение воинъству и служба бы царская безо лжи была и без греха вправду; и подлинные тому розряды у царьскых чиноначалников, у приказных людей.
Задание:
Каким образом, происходило формирование войска?
На основе двух документов сформулируйте значение указа.
Группа 6.
Указ об ограничении местничества, 1550 г.
И в наряд служебной царь и великий князь велел записати, что боярским детем и дворяном болшим лучитца на Цареве и великого князя службе быти с воеводами не по их отечеству, и в том их отечеству порухи никоторые нет. А которые дворяне болшие ныне будут с меншими воеводами где на Цареве и великого князя службе не по своему отечеству, а вперед из них лучитца кому ис тех дворян болших самим быть в воеводах и с теми же воеводами вместе, с которыми они были, или лучитца где бьгги на каково посылке, и с теми им воеводами, с которыми оне бывали, счет дати тогды, и быти им тогды в воеводах по своему отечеству; а наперед того хотя и бывали с которыми воеводами с меншими на службе, и тем дворяном с теми воеводами в счете в своем отечестве порухи нет по государеву цареву и великого князя приговору.
Задание:
Какие слова указа являются ключевыми на ваш взгляд?
Сформулируйте основные положения и значение указа.
Слайд 10-11.
РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ
НАЗВАНИЕ
|
ГОД
|
СОДЕРЖАНИЕ
|
РЕФОРМА ЦЕНТРАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
|
1549
1550-е
|
Созыв первого Земского собора – высшего сословно-представительного органа.
Рост органов центрального государственного управления – приказов – отраслевых (Челобитный, Посольский, Ямской и др.) и территориальных (Казанского дворца и др.)
|
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
|
1550
|
Судебник. Усиление роли царя и центральной администрации.
|
ЦЕРКОВНАЯ
|
1551
|
«Стоглавый собор» или «Стоглав». Ускорил процесс консолидации духовенства как особого сословия.
|
РЕФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
|
1550
|
Ограничение власти наместников и волостелей на местах. Передача управленческих и судебных функций выборным губным и земским старостам.
|
ВОЕННАЯ
|
1550, 1556
|
Создание стрелецкого войска. Регламентация военной службы дворян – «Уложение о службе».
|
ОГРАНИЧЕНИЕ МЕСТНИЧЕСТВА
|
1550
|
Молодые бояре должны были начинать службу на незначительных должностях.
|
Слайд 12. Давайте подведем итог:
Реформы Избранной Рады укрепили государственное управление, способствовали централизации государства, усилили роль служилого дворянства.
С какими историческими источниками и литературой Вы познакомились сегодня?
Подведение итогов. Рефлексия.
Большое спасибо за урок. Вы работали очень хорошо. Давайте попробуем оценить свою работу с помощью цветных стикеров, которые соответствуют положениям на экране и вашим ощущениям. Уходя, пожалуйста, приклейте к доске тот стикер, который характеризует ваше участие в работе на уроке.
Слайд 13
Принял активное участие – голубой стикер;
Открыл что-то новое для себя – желтый стикер;
Захотелось узнать больше – зеленый.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Завершение объединения русских земель. Начало правления Ивана IV"»
«Основные методы этого царя: террор и насилие в отношении всех слоев населения, лишь бы сохранить самодержавие».
(В.О. Ключевский, XIX в.)
«Царствование его, конечно, одно из замечательнейших в русской истории; а мы, даже до сих пор, все больше обращаем внимание на психологический характер его жестокостей, как будто в них вся сущность дела»
(К.Д. Кавелин, XIX в.)
Васнецов В.М.
«Царь Иван Васильевич Грозный», XIX в.
ИВАН IV ГРОЗНЫЙ. 1533 – 1584.
ТЕМА УРОКА:
ЗАВЕРШЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ. НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА IV ГРОЗНОГО
ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать представление о реформаторской деятельности Ивана IV , направленной на завершение процесса создания единого государства.
ПЛАН УРОКА:
- Россия в первой половине XVI в.
- Реформы Ивана IV .
- Итоги реформ.
РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVI в.
ЗАВЕРШЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ
РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVI в.
ВОПРОСЫ К КАРТЕ
- Какие земли, вошли в состав Великого княжества Московского в 1510 – 1521 гг.?
- 1510 г. – Псков.
- 1514 г. – Смоленск.
- 1521 г. – Рязань.
РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVI в.
ВАСИЛИЙ III
1505 – 1533 .
ЕЛЕНА ГЛИНСКАЯ
1533 - 1538.
БОЯРСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ
153 8 - 1547.
Н.М. КАРАМЗИН «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО»
- ВИДЕО «Царское венчание Иоанна IV »
Как звучал новый титул главы государства?
ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД, XVI в.
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ КУРБСКИЙ «ИСТОРИЯ О ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ МОСКОВСКОМ», 1573.
Сильвестр и Адашев подобрали царю различных советников … были сведущи в военных и земских делах, и царь в дружбе и приязни с ними решал все дела с общего совета. .. Пока царь любит Совет и советников, он сохраняет душу свою, если же не возлюбит сего, то может пропасть, так как управлять следует, не склоняясь к естественным бессловесным влечениям, а совместным советом и рассуждением. Назывались тогда эти советники Избранной радой, воистину по делам и название имели.
Задание:
- Как назывался Совет, который оказывал помощь царю в реформаторской деятельности?
Адашев А.Ф.
Курбский А.
Сильвестр
РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ
НАЗВАНИЕ
ГОД
РЕФОРМА ЦЕНТРАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
ЦЕРКОВНАЯ
1549
Созыв первого Земского собора – высшего сословно-представительного органа.
1550-е
Рост органов центрального государственного управления – приказов – отраслевых (Челобитный, Посольский, Ямской и др.) и территориальных (Казанского дворца и др.)
1550
Судебник. Усиление роли царя и центральной администрации.
1551
«Стоглавый собор» или «Стоглав». Ускорил процесс консолидации духовенства как особого сословия.
РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ
НАЗВАНИЕ
ГОД
РЕФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ВОЕННАЯ
ОГРАНИЧЕНИЕ МЕСТНИЧЕСТВА
1550
Ограничение власти наместников и волостелей на местах. Передача управленческих и судебных функций выборным губным и земским старостам.
1550, 1556
Создание стрелецкого войска. Регламентация военной службы дворян.
1550
Молодые бояре должны были начинать службы на незначительных должностях.
ИТОГИ РЕФОРМ ИЗБРАННОЙ РАДЫ:
Реформы Избранной Рады:
Укрепили
государственное управление;
Способствовали
централизации
государства;
Усилили роль служилого
дворянства.
ИТОГИ УРОКА
С какими историческими источниками и литературой Вы познакомились?
- «История о великом князе Московском»
А. Курбский.
- «Судебник»
- «Уложение о службе»
- «Указ об ограничении местничества»
- Скрынников Р. «Иван Грозный», XX в.
- Ключевский В.О. «Лекции по русской истории», XIX в.
- Карамзин Н.М. «История государства Российского», XIX в.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Прочитать параграф 25.
- Поработать с документами после параграфа.
- Ответить на вопросы к документам.
САМООЦЕНКА РАБОТЫ НА УРОКЕ
ПРИНЯЛ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ
ОТКРЫЛ ЧТО-ТО НОВОЕ ДЛЯ СЕБЯ
ЗАХОТЕЛОСЬ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ