СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Завершение объединения русских земель. Начало правления Ивана IV"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Завершение объединения русских земель. Начало правления Ивана Грозного»

Ф.И.О. педагога: Федотова А.Ю.

Предмет: история

Класс: 10

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок – исследование

Цель урока: сформировать представление о реформаторской деятельности Ивана IV, направленной на завершение процесса создания единого государства.

Задачи:

Образовательные – познакомить учащихся с развитием России в первой половине XVI века,  расширить знания учащихся о внутренней политике Ивана Грозного.

Развивающие - продолжить формирование аналитического мышления, навыков работы с различными источниками и литературой: извлекать информацию, анализировать; обобщать полученный материал, самостоятельно делать выводы; формировать умение составлять аналитические таблицы;

Воспитательные - развитие навыков работы в группе, коммуникативной культуры, умения слушать, воспитывать терпимость к другим взглядам, мнению.

 

Оборудование: фрагменты из исторических источников и литературы, портреты, проектор, экран, раздаточный материал.

 

План урока:

  1. Россия в первой половине XVI в.
  2. Реформы Избранной Рады.
  3. Итоги реформ

 

Ход урока:

  • Актуализация знаний. Постановка проблемы – 5 мин.
  • Изучение нового материала – 18 мин.
  • Подведение итогов – 5 мин.
  • Постановка д/з – 2 мин.

 

 

 

Ход урока:

Организационный момент:

  1. Актуализация знаний. Постановка проблемы – 5 мин.

Слайд 1. Постановка проблемы.

Давайте начнем работу.

Впервые вы с этим царем познакомились в 6 классе, и я надеюсь, что у вас осталось еще что-то в памяти. А чтобы узнать имя этого царя, я предлагаю несколько цитат о нем. Посмотрите, пожалуйста, на слайд.

«Основные методы этого царя: террор и насилие в отношении всех слоев населения, лишь бы сохранить самодержавие». (В.О. Ключевский, XIX в.)

«Царствование его, конечно, одно из замечательнейших в русской истории; а мы, даже до сих пор, все больше обращаем внимание на психологический характер его жестокостей, как будто в них вся сущность дела» (К.Д. Кавелин, XIX в.)

Ответ учащихся:

Слайд 2:  Иван IV Грозный

Учитель: действительно это Иван IV, который правил с 1533 – 1584 гг.

Деятельность данного монарха  и станет темой нашего урока сегодня«Завершение объединения русских земель. Начало правления Ивана Грозного»

Слайд 3.

Цель урока: сформировать представление о реформаторской деятельности Ивана IV, направленной на завершение процесса создания единого государства.

По плану мы рассмотрим следующие пункты:

План урока:

  1. Россия в первой половине XVI в.
  2. Реформы Избранной Рады.
  3. Итоги реформ

 

 

 

 

  1. Россия в первой половине XVI века

Прежде, чем мы начнем разговор о деятельности Ивана IV, нам необходимо представить, какое же государство досталось ему в наследство.

Слайд 4: Обращаю Ваше внимание на слайд, на нем представлена карта «Завершение объединения русских земель». Давайте посмотрим, какая территория вошла в состав Великого княжества Московского в первой четверти XVI века.

Слайд 5: Ответ: 1510 – Псков, 1514 – Смоленск, 1521 – Рязань.

Слайд 6: Учитель: Данные земли были присоединены в правление отца Ивана IV – Василия III. Его политику продолжила его жена, мать Ивана – Елена Глинская. Однако после смерти регентши чуть менее, чем на 10 лет установилось Боярское правление, в период которого в основном шла борьба за власть при юном Иване.

Слайд 7: В 1547 г. в Москве произошло торжественное венчание на царство. Сейчас мы посмотрим с вами небольшой видеофрагмент.

Как теперь звучал титул главы государства?

Ответ: Царь и великий князь Московский и всея Руси.

Будучи еще неопытным монархом, в начале своего правления Иван Васильевич в реформаторской деятельности опирался на круг приближенных, составивших неофициальное правительство. Давайте попробуем назвать данное правительство.

Внимание на слайд.

Слайд 8:

А.М. Курбский

«История о великом князе Московском», 1573 г.

Сильвестр и Адашев подобрали царю различных советников … были сведущи в военных и земских делах, и царь в дружбе и приязни с ними решал все дела с общего совета. .. Пока царь любит Совет и советников, он сохраняет душу свою, если же не возлюбит сего, то может пропасть, так как управлять следует, не склоняясь к естественным бессловесным влечениям, а совместным советом и рассуждением. Назывались тогда эти советники Избранной радой, воистину по делам и название имели.

Назовите мне:

  • Автора источника и год создания.
  • Как назывался Совет, который оказывал помощь царю в реформаторской деятельности?

Ответ: Андрей Курбский, «История о великом князе Московском», Избранная Рада.

Обращаю Ваше внимание, что данное название появляется в произведении Курбского уже после завершения работы Избранной Рады.

Изучение нового материала – 18 мин.

Слайд 10.  

Сейчас мы с Вами будем заполнять аналитическую таблицу «Реформы Избранной Рады», которую вы видите на экране, на основе исторических источников и литературы.

Нечетные парты поворачиваются к своим соседям.

У Вас на столах листочки с текстами и заданиями. Можно работать прямо в тексте: подчеркивать, выделять, делать пометки.

Вам отводится на работу 5 минут.

 Выступление учащихся – 5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа 1.

Скрынников Р. «Иван Грозный», 1980 г.

Скрытая неприязнь царя к «великим боярам» получила новую пищу и новое направление. Реформаторы впервые заявили о себе после созыва так называемого «собора примирения» 1549 г. Помимо Боярской думы и церковного руководства на этом совещании присутствовали также воеводы и дети боярские. Выступая перед участниками собора, 18?летний царь публично заявил о необходимости перемен. Свою речь он начал с угроз по адресу бояр?кормленщиков, притеснявших детей боярских и «христиан», чинивших служилым людям обиды великие в землях. Обличая злоупотребления своих вельмож, Иван возложил на них ответственность за дворянское оскудение.

В 1549 г. «собор примирения» принял решение о том, чтобы исправить Судебник «по старине». Приказы приступили к делу немедленно, и к июню 1550 г. работа была завершена.

Свое внимание законодатели сосредоточили на устройстве управления. Новый Судебник ускорил формирование приказов, расширил функции приказной бюрократии.

Задание:

В каком году и какой орган сословно-представительной власти впервые возник в правление Ивана Грозного?

О каких органах центрального управления идет речь в тексте?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа 2.

«Судебник», 1550 г.

Лета 7058 июня царь и великий князь Иван Васильевич всеа Руси [с] своею братьею и с бояры Судебник уложил; как судити бояром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком, и всяким приказным людям, и по городом наместником, и по волостем волостелем, и тиуном и всяким судьям.

1. Суд царя и великого князя судит боаром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком. А судом не дружыги и не мстити никому, и посулу в суде не имати; також и всякому судье посулов в суде не имати.

61. А государьскому убойце, и градскому здавцу, и коромолнику, и церковному татю, и головному татю, и подметчику, и зажигалнику(17), ведомому лихому человеку, жывота не дата, казнит ево смертною казнью. (...)

81. А детей боарьских служилых и их детей, которые не служивали, в холопи не приимати никому, опричь тех, которых государь от службы отставит. (...)

98. А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех боар приговору вершается, и те дела в сем Судебнике приписывати. (...)

 

Задание:

В каком году был принят «Судебник»?

Сделайте вывод на основе документа о роли царя в решении государственных вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

Группа 3.

Скрынников Р. «Иван Грозный», 1980 г.

 

В 1551 г. митрополит Макарий взялся за «церковное устроение». Новое руководство использовало момент, чтобы взять инициативу в свои руки. Едва высшее духовенство собралось на совет (собор), монарх передал им свое «рукописание» – заранее подготовленные вопросы. Пока дьяки зачитывали царские вопросы, Иван сидел «на царском своем престоле, молчанию глубокому устроившуся». Реформаторы рассчитывали повернуть работу Священного собора в нужное русло и соединить земское устроение с «многоразличным церковным исправлением». Собор изложил свои решения в ста пунктах, или главах, отчего получил наименование Стоглавого собора.

Собор стал важной вехой в истории русской церкви, так как его решения ускорили процесс консолидации духовенства как особого сословия. Реформа не ослабила зависимости епископата от царской власти.

Задание:

В каком году был принят «Стоглавый собор»? почему он так назывался?

Каковы последствия принятия данного документа?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа 4.

Ключевский В.О.

«Лекции по русской истории», XIX в.

 

Губная и земская реформы.  В 1550 г. в переустройстве управления обозначился установлением двустороннего надзора за действиями областных кормленщиков. Участие земских выборных в отправлении правосудия было только вспомогательным коррективом суда кормленщиков. Уже в первой половине XVI в. обозначился и третий момент изучаемого процесса, состоявший в поручении местным мирам самостоятельного ведения дела, которое неудовлетворительно вели кормленщики, именно дела охраны общественной безопасности. Этим и началась замена кормленщиков выборными земскими властями. До царя Ивана IV наместники и волостели ведали и уголовные дела, сначала без доклада, а потом перенося важнейшие из них на пересмотр, решение или утверждение в столицу.

Земская реформа была последним моментом в переустройстве местного управления. Она состояла в попытке совсем отменить кормления, заменив наместников и волостелей выборными общественными властями, поручив самим земским мирам не только уголовную полицию, но и все местное земское управление вместе с гражданским судом.

Задание:

В каком году был проведены реформы?

Какие цели они преследовали?

 

 

 

 

 

 

 

Группа 5.

 

«Учреждение стрелецкого войска», 1550 г. (Из летописи)

1550 г. того же лета учинил у себя царь и великий князь Иван Васильевич выборных стрельцов с пищалей 30000 человек, а велел им житии в Воробьевской слободе.

Уложение о службе, 1556 г.

А с вотчин и с поместья уложеную службу учини же: со ста четвертей добрые угожей земли человек на коне и в доспехе полном, а в далной поход о дву конь, и хто послужит по земли и государь их жалует своим жалованием, кормлении, и на уложеные люди дает денежное жалование: а хто землю держит, а службы с нее не платит на тех на самех имати денги за люди а хто дает в службу люди лишние перед землею, через уложеные люди, и тем от государя болшее жалование самим, а людем их перед уложеными в полътретиа давати денгами. И все государь строяше, как бы строение воинъству и служба бы царская безо лжи была и без греха вправду; и подлинные тому розряды у царьскых чиноначалников, у приказных людей.

 

Задание:

Каким образом, происходило формирование войска?

На основе двух документов сформулируйте значение указа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа 6.

Указ об ограничении местничества, 1550 г.

И в наряд служебной царь и великий князь велел записати, что боярским детем и дворяном болшим лучитца на Цареве и великого князя службе быти с воеводами не по их отечеству, и в том их отечеству порухи никоторые нет. А которые дворяне болшие ныне будут с меншими воеводами где на Цареве и великого князя службе не по своему отечеству, а вперед из них лучитца кому ис тех дворян болших самим быть в воеводах и с теми же воеводами вместе, с которыми они были, или лучитца где бьгги на каково посылке, и с теми им воеводами, с которыми оне бывали, счет дати тогды, и быти им тогды в воеводах по своему отечеству; а наперед того хотя и бывали с которыми воеводами с меншими на службе, и тем дворяном с теми воеводами в счете в своем отечестве порухи нет по государеву цареву и великого князя приговору.

Задание:

Какие слова указа являются ключевыми на ваш взгляд?

Сформулируйте основные положения и значение указа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10-11.

РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ

НАЗВАНИЕ

ГОД

СОДЕРЖАНИЕ

РЕФОРМА ЦЕНТРАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

1549

 

1550-е

Созыв первого Земского собора – высшего сословно-представительного органа.

Рост органов центрального государственного управления – приказов – отраслевых (Челобитный, Посольский, Ямской и др.) и  территориальных (Казанского дворца и др.)

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ

1550

Судебник. Усиление роли  царя и центральной администрации.

ЦЕРКОВНАЯ

1551

«Стоглавый собор» или «Стоглав». Ускорил процесс консолидации духовенства как особого сословия.

РЕФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1550

Ограничение власти наместников и волостелей на местах. Передача управленческих и судебных функций выборным губным и земским старостам.

ВОЕННАЯ

1550, 1556

Создание стрелецкого войска. Регламентация военной службы дворян – «Уложение о службе».

ОГРАНИЧЕНИЕ МЕСТНИЧЕСТВА

1550

Молодые бояре должны были начинать службу на незначительных должностях.

 

 

 

 

 

Слайд 12. Давайте подведем итог:

Реформы Избранной Рады укрепили государственное управление, способствовали централизации государства,  усилили роль служилого дворянства.

С какими  историческими источниками и литературой Вы познакомились сегодня?

 

Подведение итогов. Рефлексия.

Большое спасибо за урок. Вы работали очень хорошо. Давайте попробуем оценить свою работу с помощью цветных стикеров, которые соответствуют положениям на экране и вашим ощущениям. Уходя, пожалуйста, приклейте к доске тот стикер, который характеризует ваше участие в работе на уроке.

 

Слайд 13

Принял активное участие  – голубой стикер;

Открыл что-то новое для себя – желтый   стикер;

Захотелось  узнать больше – зеленый.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок "Завершение объединения русских земель. Начало правления Ивана IV"»

«Основные методы этого царя: террор и насилие в отношении всех слоев населения, лишь бы сохранить самодержавие». (В.О. Ключевский, XIX в.) «Царствование его, конечно, одно из замечательнейших в русской истории; а мы, даже до сих пор, все больше обращаем внимание на психологический характер его жестокостей, как будто в них вся сущность дела» (К.Д. Кавелин, XIX в.) Васнецов В.М. «Царь Иван Васильевич Грозный», XIX в. ИВАН IV ГРОЗНЫЙ. 1533 – 1584.

«Основные методы этого царя: террор и насилие в отношении всех слоев населения, лишь бы сохранить самодержавие».

(В.О. Ключевский, XIX в.)

«Царствование его, конечно, одно из замечательнейших в русской истории; а мы, даже до сих пор, все больше обращаем внимание на психологический характер его жестокостей, как будто в них вся сущность дела»

(К.Д. Кавелин, XIX в.)

Васнецов В.М.

«Царь Иван Васильевич Грозный», XIX в.

ИВАН IV ГРОЗНЫЙ. 1533 – 1584.

ТЕМА УРОКА: ЗАВЕРШЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ  РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ.  НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА IV ГРОЗНОГО

ТЕМА УРОКА:

ЗАВЕРШЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ. НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА IV ГРОЗНОГО

ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать представление о реформаторской деятельности Ивана IV , направленной на завершение процесса создания единого государства. ПЛАН УРОКА: Россия в первой половине XVI в. Реформы Ивана IV . Итоги реформ.

ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать представление о реформаторской деятельности Ивана IV , направленной на завершение процесса создания единого государства.

ПЛАН УРОКА:

  • Россия в первой половине XVI в.
  • Реформы Ивана IV .
  • Итоги реформ.
РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVI в. ЗАВЕРШЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ

РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVI в.

ЗАВЕРШЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ

РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVI в. ВОПРОСЫ К КАРТЕ Какие земли, вошли в состав Великого княжества Московского в 1510 – 1521 гг.? 1510 г. – Псков. 1514 г. – Смоленск. 1521 г. – Рязань.

РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVI в.

ВОПРОСЫ К КАРТЕ

  • Какие земли, вошли в состав Великого княжества Московского в 1510 – 1521 гг.?
  • 1510 г. – Псков.
  • 1514 г. – Смоленск.
  • 1521 г. – Рязань.
РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVI в. ВАСИЛИЙ III 1505 – 1533 . ЕЛЕНА ГЛИНСКАЯ 1533 - 1538. БОЯРСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ 153 8 - 1547.

РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVI в.

ВАСИЛИЙ III

1505 – 1533 .

ЕЛЕНА ГЛИНСКАЯ

1533 - 1538.

БОЯРСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ

153 8 - 1547.

Н.М. КАРАМЗИН  «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО» ВИДЕО «Царское венчание Иоанна IV » Как звучал новый титул главы государства? ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД, XVI в.

Н.М. КАРАМЗИН «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО»

  • ВИДЕО «Царское венчание Иоанна IV »

Как звучал новый титул главы государства?

ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД, XVI в.

АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ КУРБСКИЙ  «ИСТОРИЯ О ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ МОСКОВСКОМ», 1573. Сильвестр и Адашев подобрали царю различных советников … были сведущи в военных и земских делах, и царь в   дружбе и приязни с ними решал все дела с общего совета. .. Пока царь любит Совет и советников, он сохраняет душу свою, если же не возлюбит сего, то может пропасть, так как управлять следует, не склоняясь к естественным бессловесным влечениям, а совместным советом и рассуждением. Назывались тогда эти советники Избранной радой, воистину по делам и название имели. Задание: Как назывался Совет, который оказывал помощь царю в реформаторской деятельности?

АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ КУРБСКИЙ «ИСТОРИЯ О ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ МОСКОВСКОМ», 1573.

Сильвестр и Адашев подобрали царю различных советников … были сведущи в военных и земских делах, и царь в   дружбе и приязни с ними решал все дела с общего совета. .. Пока царь любит Совет и советников, он сохраняет душу свою, если же не возлюбит сего, то может пропасть, так как управлять следует, не склоняясь к естественным бессловесным влечениям, а совместным советом и рассуждением. Назывались тогда эти советники Избранной радой, воистину по делам и название имели.

Задание:

  • Как назывался Совет, который оказывал помощь царю в реформаторской деятельности?
Адашев А.Ф. Курбский А. Сильвестр

Адашев А.Ф.

Курбский А.

Сильвестр

РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ НАЗВАНИЕ ГОД РЕФОРМА ЦЕНТРАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ЦЕРКОВНАЯ 1549  Созыв первого Земского собора – высшего сословно-представительного органа. 1550-е   Рост органов центрального государственного управления – приказов – отраслевых (Челобитный, Посольский, Ямской и др.) и территориальных (Казанского дворца и др.) 1550 Судебник. Усиление роли царя и центральной администрации. 1551 «Стоглавый собор» или «Стоглав». Ускорил процесс консолидации духовенства как особого сословия.

РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ

НАЗВАНИЕ

ГОД

РЕФОРМА ЦЕНТРАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ

ЦЕРКОВНАЯ

1549

Созыв первого Земского собора – высшего сословно-представительного органа.

1550-е

Рост органов центрального государственного управления – приказовотраслевых (Челобитный, Посольский, Ямской и др.) и территориальных (Казанского дворца и др.)

1550

Судебник. Усиление роли царя и центральной администрации.

1551

«Стоглавый собор» или «Стоглав». Ускорил процесс консолидации духовенства как особого сословия.

РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ НАЗВАНИЕ ГОД РЕФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ ВОЕННАЯ ОГРАНИЧЕНИЕ МЕСТНИЧЕСТВА 1550 Ограничение власти наместников и волостелей на местах. Передача управленческих и судебных функций выборным губным и земским старостам. 1550, 1556 Создание стрелецкого войска. Регламентация военной службы дворян. 1550 Молодые бояре должны были начинать службы на незначительных должностях.

РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ

НАЗВАНИЕ

ГОД

РЕФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

ВОЕННАЯ

ОГРАНИЧЕНИЕ МЕСТНИЧЕСТВА

1550

Ограничение власти наместников и волостелей на местах. Передача управленческих и судебных функций выборным губным и земским старостам.

1550, 1556

Создание стрелецкого войска. Регламентация военной службы дворян.

1550

Молодые бояре должны были начинать службы на незначительных должностях.

ИТОГИ РЕФОРМ ИЗБРАННОЙ РАДЫ: Реформы Избранной Рады:   Укрепили  государственное управление; Способствовали централизации государства; Усилили роль служилого дворянства.

ИТОГИ РЕФОРМ ИЗБРАННОЙ РАДЫ:

Реформы Избранной Рады:

Укрепили

государственное управление;

Способствовали

централизации

государства;

Усилили роль служилого

дворянства.

ИТОГИ УРОКА С какими историческими источниками и литературой Вы познакомились? «История о великом князе Московском» А. Курбский. «Судебник» «Уложение о службе» «Указ об ограничении местничества» Скрынников Р. «Иван Грозный», XX в. Ключевский В.О. «Лекции по русской истории», XIX в. Карамзин Н.М. «История государства Российского», XIX в.

ИТОГИ УРОКА

С какими историческими источниками и литературой Вы познакомились?

  • «История о великом князе Московском»

А. Курбский.

  • «Судебник»
  • «Уложение о службе»
  • «Указ об ограничении местничества»
  • Скрынников Р. «Иван Грозный», XX в.
  • Ключевский В.О. «Лекции по русской истории», XIX в.
  • Карамзин Н.М. «История государства Российского», XIX в.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Прочитать параграф 25. Поработать с документами после параграфа. Ответить на вопросы к документам.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Прочитать параграф 25.
  • Поработать с документами после параграфа.
  • Ответить на вопросы к документам.
САМООЦЕНКА РАБОТЫ НА УРОКЕ ПРИНЯЛ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ ОТКРЫЛ ЧТО-ТО НОВОЕ ДЛЯ СЕБЯ ЗАХОТЕЛОСЬ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

САМООЦЕНКА РАБОТЫ НА УРОКЕ

ПРИНЯЛ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ

ОТКРЫЛ ЧТО-ТО НОВОЕ ДЛЯ СЕБЯ

ЗАХОТЕЛОСЬ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!