СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История в правление Ивана Васильевича

Нажмите, чтобы узнать подробности

ий мир.

Класс:4 «В».

Тема урока: «Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного».».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении России в правление царя Ивана Васильевича Грозного.

 

Предметные результаты

Задачи урока

 

Предметные:

1. Учащиеся узнают, что такое царь, книгопечатание.

2. Учащиеся научатся находить на карте территории, присоединившиеся к России во время правления Ивана 4.

 

Дидактические:

1. Формировать представление о том, что такое царь и книгопечатание.

2. Формировать умения находить на карте территории, присоединившиеся к России во время правления Ивана 4.

 

Метапредметные:

Познавательные:

Уч-ся научатся:

- с помощью педагога формулировать цель.

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.

Уч-ся получат возможность научиться:

- анализировать графическую информацию в соответствии с учебной задачей.

- анализировать видео информацию в соответствии с учебной задачей.

- объединять части объекта по определенному признаку.

 

Коммуникативные:

Уч-ся научатся:

- соблюдать правила ведения диалога.

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

Уч-ся получат возможность научиться:

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению.

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования.

 

Регулятивные:

Уч-ся научатся:

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Уч-ся получат возможность научиться:

- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

- устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

аРазвивающие:

1. Формировать умения (познавательные): с помощью педагогического работника формулировать цель; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; анализировать графическую информацию в соответствии с учебной задачей; анализировать видео информацию в соответствии с учебной задачей; объединять части объекта по определенному признаку.

 

 

 

 

 

2. Формировать умения (коммуникативные): соблюдать правила ведения диалога; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению.

 

 

 

 

 

 

3. Формировать умения (регулятивные): планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

 

Личностные (у учащихся будут сформированы):

- познавательный интерес к изучению России в правлении царя Ивана Васильевича Грозного активность и самостоятельность в ее познании.

- умение определять, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание.

 

Воспитательные:

- формировать познавательный интерес к изучению России в правлении царя Ивана Васильевича Грозного активность и самостоятельность в ее познании.

- формировать умение определять, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: учебник «Окружающий мир» 4 кл. 2 ч. Плешаков А. А., листы контроля, рабочая тетрадь, карточки с заданием.

 

       

Интерактивное оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(Р, П, К)

Личностные

1. Мотивация к учебной деятельности

 

Словесный

(беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует мотивацию (самоопределение) к учебной деятельности.

 

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Александровна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

 

- Проверьте готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебник, пенал, лист контроля и рабочая тетрадь.

 

- На доске высказывание, скажите, как вы его понимаете?

Всегда чти следы прошлого. (Стаций)

 

- Скажите, вы знаете, как называют человека, который занимается изучением прошлого?

Верно, и сегодня я предлагаю вам на один урок стать историками, отправившись в историческое путешествие.

Проявляют эмоциональную отзывчивость, приветствуют учителя.

Приветствуют.

 

 

 

Проверяют готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Историк.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: соблюдать правила ведения диалога.

 

 

 

 

 

 

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Словесный

(беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фиксирование индивидуального затруднения, через повторение актуальных вопросов по теме.

 

- Но прежде, чем узнать что-то новое, нам нужно обратиться к прошлой теме.

 

- Что вам известно о князе Иване III?

Какие перемены произошли на Руси при Иване III?

 

- Перед вами лист контроля, в котором вам предстоит выполнить тест.

 

1. Какой правитель отказался платить дань хану Ахмату?

А) Иван I.

Б) Иван II.

В) Иван III.

2. Какой титул был у Ивана Третьего?

А) Царь.

Б) Государь всея Руси.

В) Император.

3. Из кого состояла Боярская дума?

А) Из бедных крестьян.

Б) Из знатных людей.

В) Из танцоров и певцов.

4. На каком расстоянии друг от друга находились кремлевские башни?

А) На расстоянии ружейного выстрела.

Б) На расстоянии вытянутой руки.

В) На расстоянии 5 метров.

5. Изображение двуглавого орла впервые появилось:

А) на монете;

Б) на печати Ивана Третьего;

В) на стене Московского Кремля.

6. Что находилось вокруг кремлевских стен?

А) Рвы.

Б) Поля.

В) Автомагистрали.

7. Назови реку, на которой встретились два войска: русское и ордынское.

 

- Передайте листы контроля на первую парту.

 

 

 

 

 

Отвечают.

 

 

 

Выполняют тест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: соблюдать правила ведения диалога.

 

 

 

 

П: анализировать графическую информацию в соответствии с учебной задачей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Выявление места и причины затруднения

Словесный

(беседа)

Наглядный (демонстрация)

+ Организует деятельность по формулировке темы и постановки цели урока.

 

- Для того, чтобы определить тему нашего урока, предлагаю вам разгадать ребусы на слайде.

 

- Как будет звучать тема нашего урока?

 

 

 

- Верно. Откройте учебник на странице 54 и определите цель нашего урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Россия, правление, царь, Иван Грозный.

 

 

- Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного.

 

- Узнаем, когда Россия стала царством, как началось освоение Сибири. Постараемся осознать, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание.

 

К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования.

 

П: с помощью педагога формулировать цель.

.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный

(беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует деятельность по составлению плана урока.

 

- Теперь нам нужно составить план наших действий.

 

 

1. Что мы должны узнать?

 

2. Чему должны научиться?

 

3. Что должны определить?

 

 

 

 

 

 

- Узнать, когда Россия стала царством.

- Научиться находить на карте города Сибири.

- Определить, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования.

 

П: с помощью педагога формулировать цель.

 

5. Реализация построенного проекта

Словесный

(беседа)

 

Наглядный (демонстрация)

 

Практический (упражнение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует деятельность по реализации построенного проекта.

 

- Какой первый пункт плана? Что нам нужно узнать первоначально?

 

- А что такое царство?

 

- Это значит, что для того, чтобы Россия стала царством, в ней должен был появиться царь.

Как вы понимаете, кто такой царь?

 

- Царь — это титул главы государства.

 

- Кто же стал первым царем в России, вы, наверняка уже поняли из темы урока. Посмотрите на слайд, назовите имя этого правителя.

 

- Как вы думаете, за что он получил прозвище Грозный?

 

- Прочитайте первый абзац на странице 54. Ваши предположения оказались верны?

 

- Иван Четвертый – внук Ивана Третьего. Когда Ивану было три года, его отец, Василий III, правивший тогда Русью, умер. После смерти Василия III власть перешла к Елене Глинской, матери Ивана. Но через 4 года, и она умерла, отравленная боярами. Детство осталось в памяти маленького Ивана как время обид и унижений.

Особенно были ненавистны Иоанну Грозному князья Шуйские, которые захватили власть после смерти великой княгини Елены.

 

- В 13 лет царь впервые показал свой характер, восстав против бояр.

 

- В 16 лет Иван решил короноваться шапкой Мономаха и принять царский титул. Это произошло 16 января 1547 года. Юный царь решил создать великую державу.

 

- Венчание на царство произошло в Успенском соборе Московского Кремля, изображение которого вы можете видеть на слайде.

 

- Знаете ли вы, что такое шапка Мономаха?

 

- Шапка Мономаха — это символ-корона самодержавия России.  Шапка с собольей опушкой, украшенная драгоценными камнями: жемчугом, рубинами, изумрудами и крестом. Царь надевал шапку Мономаха только в день венчания на царство, в дальнейшем он пользовался личным головным убором — «венцом».

 

- Как она выглядит, вы можете видеть на слайде.

 

- Откройте рабочую тетрадь на странице 32 и выполните упражнение №1.

Архангельский собор Успенский собор + Благовещенский собор

Венчание на царство Ивана Четвертого − произошло в 1547 году в Успенском соборе Московского Кремля.

 

- При Иване Четвертом состоялся первый Земский собор. Как вы думаете, что это?

 

- Земский собор – собрание представителей от всей земли.

 

- Прочитайте 3 абзац на странице 54 и скажите, что происходило на Земском соборе.

 

 

- Во время своего правления Иван Васильевич присоединил к России Казанское и Астраханское ханства, а также башкирские земли. Давайте откроем стр. 48 в учебнике и найдем на карте эти земли, они выделены темно-зеленым цветом.

Молодцы! Теперь посмотрим видео похода Ермака.

- Что услышал царь Иван?

- Кого он позвал на помощь?

- Что рассказал странник?

- Чью семью нашел крестьянин?

- Какую просьбу ему высказал царь?

- Куда Ермак отправил гонцов?

- С каким сообщением?

 

- Давайте найдем на карте на стр. 58-59 города, которые возникли на новых территориях в Сибири, назовите их.

 

- Может вы были в этих городах? Что вам запомнилось?

 

- Из-за присоединения новых территорий в состав Российского государства вошли народы. Какие? Ответ вы найдете на стр. 55 в третьем абзаце.

 

Физминутка

Если я говорю верное суждение- вы встаете, если неверное- то приседаете.

1. Иван 4 внук Ивана 3. В

2. Шапкой Мономаха Иван 3 решил короноваться в 15 лет. П

3. Венчание произошло в Благовещенском соборе. П

4. Иван Васильевич во время своего правления решил присоединить Казанское и Астраханское ханства. В

5. Иван 3 был князем России. П

6. Иван Грозный не любил князей Шуйских.  В

7. В 10 лет Иван Васильевич показал свой характер, восстав против бояр. П

 

- Ребята, на чем писали древние книги?

Какими были древнерусские книги?

- Кто первым изобрел книгопечатанье в Европе?

Когда?

Что такое литеры?

 

- В России первая типография возникла только в 16 веке в правление Ивана 4.

 

- Как вы думаете, кто такие первопечатники?

 

- Первопечатниками в России были Иван Федоров и Петр Мстиславец.

 

- Типография строилась недалеко от Кремля на Никольской улице. В 1563 году его возглавил – Иван Фёдоров. Он был человеком образованным, разбирался в книгах, знал древнегреческий язык.  В печатном деле Ивану помогал его ученик Пётр Мстиславец. В Москве неподалёку от места первой типографии, установлен памятник Ивану Фёдорову.

 

- На слайде вы видите, как выглядела первая печатная книга из типографии Ивана Федорова – «Апостол».

 

- Предположите, сколько времени печаталась данная книга?

 

- Начали печатать книгу 19 апреля 1963 года, а закончили 1 марта 1564 года, то есть книга печаталась почти год.

 

- Этот год стал началом русского книгопечатания. 

- Мастера вошли в историю, как русские первопечатники.

Книгами мы можем любоваться и в наше время. Искусная работа Ивана Фёдорова и его помощников удивляет своей красотой: тяжёлый переплёт, обтянутый кожей, заставки в виде трав и веток кедровых шишек и виноградных листьев.

Позднее мастер выпустил первый славянский учебник – «Азбука». Он вышел в 1574 году. По азбуке учились русскому алфавиту, составлению слогов и слов. Их очень ценили на Руси, передавали поколениям.

- Теперь выполним задание №3 в рабочей тетради.

 

 

 

- Узнать, когда Россия стала царством.

 

- Государство, управляемое царем.

 

 

 

Отвечают.

 

 

 

- Иван Васильевич Грозный.

 

 

 

Предполагают.

 

 

 

 

 

Отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают.

 

 

 

 

 

 

- Царь советовался с боярами, руководителями церкви, дворянами по всем важнейшим государственным делам.

 

 

 

 

 

 

Смотрят видео.

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют города.

 

Отвечают.

 

 

- Татары, чуваши, марийцы, мордва, некоторые башкирские племена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- На пергаменте.

- Рукописные.

 

- Иоганн Гутенберг.

 

- В 15 веке.

- Металлические буквы.

 

 

 

 

 

Отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание в рабочей тетради.

Формировать представление о том, что такое царь и книгопечатание.

Формировать умения находить на карте территории, присоединившиеся к России во время правления Ивана 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: соблюдать правила ведения диалога.

 

 

 

 

 

К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: соблюдать правила ведения диалога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: анализировать видео информацию в соответствии с учебной задачей.

 

 

 

 

 

 

К: соблюдать правила ведения диалога.

 

 

 

 

 

К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: соблюдать правила ведения диалога.

 

 

 

 

 

К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.

 

Формировать познавательный интерес к изучению России в правлении царя Ивана Васильевича Грозного активность и самостоятельность в ее познании.

Формировать умение определять, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание.

 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный

(беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи.

 

- Теперь предлагаю обратиться к листу историка.

 

- Вместе проверим, как вы выполнили задания.

 

 

 

 

Выполняют задания из листа историка.

 

Проверяют задания.

 Формировать представление о том, что такое царь и книгопечатание.

Формировать умения находить на карте территории, присоединившиеся к России во время правления Ивана 4.

 

П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.

 

 

П: анализировать графическую информацию в соответствии с учебной задачей.

Формировать познавательный интерес к изучению России в правлении царя Ивана Васильевича Грозного активность и самостоятельность в ее познании.

Формировать умение определять, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание.

 

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Словесный

(беседа)

 

Практический (упражнение)

Организует самостоятельную работу обучающихся.

- Теперь самостоятельно выполняем задания на обратной стороне листа. Вам надо отметить знаком «+» верные суждения.

1. Иван Третий стал первым в истории России царем.

2. При Иване Грозном состоялся первый Земский собор.

3. Поволжские народы не вошли в состав России.

4. Первопечатником на Руси был Иван Грозный.

5. Иван Федоров работал над книгой «Апостол» целый год.

6. Памятник Ивану Федорову установлен во Львове.

7. Благодаря присоединению Сибири, в состав России вошли огромные территории.

 

 

 

 

Выполняют самостоятельную работу.

 

 

 

Проверяют правильность выполнения задания по слайду.

Формировать представление о том, что такое царь и книгопечатание.

Формировать умения находить на карте территории, присоединившиеся к России во время правления Ивана 4.

 

 

 

 

 

 

П: объединять части объекта по определенному признаку.

 

 

Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

 

Формировать познавательный интерес к изучению России в правлении царя Ивана Васильевича Грозного активность и самостоятельность в ее познании.

Формировать умение определять, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание.

 

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Словесный

(беседа)

 

Организует самостоятельную работу обучающихся.

- Напишите вопрос на листочке. Сверните листочек. Положите его в шляпу. Теперь кто-то один вытягивает вопрос из шляпы и отвечает на него.

Отвечают на вопросы по теме урока.

Формировать представление о том, что такое царь и книгопечатание.

Формировать умения находить на карте территории, присоединившиеся к России во время правления Ивана 4.

 

 

К: соблюдать правила ведения диалога.

 

Формировать познавательный интерес к изучению России в правлении царя Ивана Васильевича Грозного активность и самостоятельность в ее познании.

Формировать умение определять, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание.

 

9. Рефлексия учебной деятельности

Словесный

(беседа)

 

Организует рефлексию учебной деятельности.

 

- Итак, ребят, наш урок подходит к концу.

- Как вы думаете, какой вклад внес Михаил Васильевич Ломоносов в развитие отечественной и мировой науки и культуры.

Обратите внимание на слайд, вам нужно закончить предложение.

Сегодня на уроке я узнал….

Теперь я могу…

Мне захотелось…

 

Оценивают свою деятельность на уроке.

 

 

 

Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности

 

 

 

 

 

Предмет: окружающий мир.

Класс:4 «В».

Тема урока: «Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного».».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении России в правление царя Ивана Васильевича Грозного.

 

Предметные результаты

Задачи урока

 

Предметные:

1. Учащиеся узнают, что такое царь, книгопечатание.

2. Учащиеся научатся находить на карте территории, присоединившиеся к России во время правления Ивана 4.

 

Дидактические:

1. Формировать представление о том, что такое царь и книгопечатание.

2. Формировать умения находить на карте территории, присоединившиеся к России во время правления Ивана 4.

 

Метапредметные:

Познавательные:

Уч-ся научатся:

- с помощью педагога формулировать цель.

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.

Уч-ся получат возможность научиться:

- анализировать графическую информацию в соответствии с учебной задачей.

- анализировать видео информацию в соответствии с учебной задачей.

- объединять части объекта по определенному признаку.

 

Коммуникативные:

Уч-ся научатся:

- соблюдать правила ведения диалога.

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

Уч-ся получат возможность научиться:

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению.

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования.

 

Регулятивные:

Уч-ся научатся:

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Уч-ся получат возможность научиться:

- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

- устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

аРазвивающие:

1. Формировать умения (познавательные): с помощью педагогического работника формулировать цель; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; анализировать графическую информацию в соответствии с учебной задачей; анализировать видео информацию в соответствии с учебной задачей; объединять части объекта по определенному признаку.

 

 

 

 

 

2. Формировать умения (коммуникативные): соблюдать правила ведения диалога; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению.

 

 

 

 

 

 

3. Формировать умения (регулятивные): планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

 

Личностные (у учащихся будут сформированы):

- познавательный интерес к изучению России в правлении царя Ивана Васильевича Грозного активность и самостоятельность в ее познании.

- умение определять, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание.

 

Воспитательные:

- формировать познавательный интерес к изучению России в правлении царя Ивана Васильевича Грозного активность и самостоятельность в ее познании.

- формировать умение определять, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: учебник «Окружающий мир» 4 кл. 2 ч. Плешаков А. А., листы контроля, рабочая тетрадь, карточки с заданием.

 

       

Интерактивное оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(Р, П, К)

Личностные

1. Мотивация к учебной деятельности

 

Просмотр содержимого документа
«История в правление Ивана Васильевича»





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О.: Петрова Татьяна Александровна.

Предмет: окружающий мир.

Класс:4 «В».

Тема урока: «Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного».».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении России в правление царя Ивана Васильевича Грозного.


Предметные результаты

Задачи урока


Предметные:

1. Учащиеся узнают, что такое царь, книгопечатание.

2. Учащиеся научатся находить на карте территории, присоединившиеся к России во время правления Ивана 4.


Дидактические:

1. Формировать представление о том, что такое царь и книгопечатание.

2. Формировать умения находить на карте территории, присоединившиеся к России во время правления Ивана 4.


Метапредметные:

Познавательные:

Уч-ся научатся:

- с помощью педагога формулировать цель.

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.

Уч-ся получат возможность научиться:

- анализировать графическую информацию в соответствии с учебной задачей.

- анализировать видео информацию в соответствии с учебной задачей.

- объединять части объекта по определенному признаку.


Коммуникативные:

Уч-ся научатся:

- соблюдать правила ведения диалога.

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

Уч-ся получат возможность научиться:

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению.

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования.


Регулятивные:

Уч-ся научатся:

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Уч-ся получат возможность научиться:

- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

- устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

аРазвивающие:

1. Формировать умения (познавательные): с помощью педагогического работника формулировать цель; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; анализировать графическую информацию в соответствии с учебной задачей; анализировать видео информацию в соответствии с учебной задачей; объединять части объекта по определенному признаку.






2. Формировать умения (коммуникативные): соблюдать правила ведения диалога; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению.







3. Формировать умения (регулятивные): планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.


Личностные (у учащихся будут сформированы):

- познавательный интерес к изучению России в правлении царя Ивана Васильевича Грозного активность и самостоятельность в ее познании.

- умение определять, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание.


Воспитательные:

- формировать познавательный интерес к изучению России в правлении царя Ивана Васильевича Грозного активность и самостоятельность в ее познании.

- формировать умение определять, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: учебник «Окружающий мир» 4 кл. 2 ч. Плешаков А. А., листы контроля, рабочая тетрадь, карточки с заданием.


Интерактивное оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация.































ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(Р, П, К)

Личностные

1. Мотивация к учебной деятельности


Словесный

(беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует мотивацию (самоопределение) к учебной деятельности.


- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Александровна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.


- Проверьте готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебник, пенал, лист контроля и рабочая тетрадь.


- На доске высказывание, скажите, как вы его понимаете?

Всегда чти следы прошлого. (Стаций)


- Скажите, вы знаете, как называют человека, который занимается изучением прошлого?

Верно, и сегодня я предлагаю вам на один урок стать историками, отправившись в историческое путешествие.

Проявляют эмоциональную отзывчивость, приветствуют учителя.

Приветствуют.




Проверяют готовность к уроку.









- Историк.










К: соблюдать правила ведения диалога.







2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Словесный

(беседа)










Фиксирование индивидуального затруднения, через повторение актуальных вопросов по теме.


- Но прежде, чем узнать что-то новое, нам нужно обратиться к прошлой теме.


- Что вам известно о князе Иване III?

Какие перемены произошли на Руси при Иване III?


- Перед вами лист контроля, в котором вам предстоит выполнить тест.


1. Какой правитель отказался платить дань хану Ахмату?

А) Иван I.

Б) Иван II.

В) Иван III.

2. Какой титул был у Ивана Третьего?

А) Царь.

Б) Государь всея Руси.

В) Император.

3. Из кого состояла Боярская дума?

А) Из бедных крестьян.

Б) Из знатных людей.

В) Из танцоров и певцов.

4. На каком расстоянии друг от друга находились кремлевские башни?

А) На расстоянии ружейного выстрела.

Б) На расстоянии вытянутой руки.

В) На расстоянии 5 метров.

5. Изображение двуглавого орла впервые появилось:

А) на монете;

Б) на печати Ивана Третьего;

В) на стене Московского Кремля.

6. Что находилось вокруг кремлевских стен?

А) Рвы.

Б) Поля.

В) Автомагистрали.

7. Назови реку, на которой встретились два войска: русское и ордынское.


- Передайте листы контроля на первую парту.






Отвечают.




Выполняют тест.













К: соблюдать правила ведения диалога.





П: анализировать графическую информацию в соответствии с учебной задачей.










3. Выявление места и причины затруднения

Словесный

(беседа)

Наглядный (демонстрация)

+ Организует деятельность по формулировке темы и постановки цели урока.


- Для того, чтобы определить тему нашего урока, предлагаю вам разгадать ребусы на слайде.


- Как будет звучать тема нашего урока?




- Верно. Откройте учебник на странице 54 и определите цель нашего урока.









- Россия, правление, царь, Иван Грозный.



- Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного.


- Узнаем, когда Россия стала царством, как началось освоение Сибири. Постараемся осознать, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание.


К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования.


П: с помощью педагога формулировать цель.

.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный

(беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует деятельность по составлению плана урока.


- Теперь нам нужно составить план наших действий.



1. Что мы должны узнать?


2. Чему должны научиться?


3. Что должны определить?







- Узнать, когда Россия стала царством.

- Научиться находить на карте города Сибири.

- Определить, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание.













К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования.


П: с помощью педагога формулировать цель.


5. Реализация построенного проекта

Словесный

(беседа)


Наглядный (демонстрация)


Практический (упражнение)










Организует деятельность по реализации построенного проекта.


- Какой первый пункт плана? Что нам нужно узнать первоначально?


- А что такое царство?


- Это значит, что для того, чтобы Россия стала царством, в ней должен был появиться царь.

Как вы понимаете, кто такой царь?


- Царь — это титул главы государства.


- Кто же стал первым царем в России, вы, наверняка уже поняли из темы урока. Посмотрите на слайд, назовите имя этого правителя.


- Как вы думаете, за что он получил прозвище Грозный?


- Прочитайте первый абзац на странице 54. Ваши предположения оказались верны?


- Иван Четвертый – внук Ивана Третьего. Когда Ивану было три года, его отец, Василий III, правивший тогда Русью, умер. После смерти Василия III власть перешла к Елене Глинской, матери Ивана. Но через 4 года, и она умерла, отравленная боярами. Детство осталось в памяти маленького Ивана как время обид и унижений.

Особенно были ненавистны Иоанну Грозному князья Шуйские, которые захватили власть после смерти великой княгини Елены.


- В 13 лет царь впервые показал свой характер, восстав против бояр.


- В 16 лет Иван решил короноваться шапкой Мономаха и принять царский титул. Это произошло 16 января 1547 года. Юный царь решил создать великую державу.


- Венчание на царство произошло в Успенском соборе Московского Кремля, изображение которого вы можете видеть на слайде.


- Знаете ли вы, что такое шапка Мономаха?


- Шапка Мономаха — это символ-корона самодержавия России. Шапка с собольей опушкой, украшенная драгоценными камнями: жемчугом, рубинами, изумрудами и крестом. Царь надевал шапку Мономаха только в день венчания на царство, в дальнейшем он пользовался личным головным убором — «венцом».


- Как она выглядит, вы можете видеть на слайде.


- Откройте рабочую тетрадь на странице 32 и выполните упражнение №1.

Архангельский собор
Успенский собор +
Благовещенский собор

Венчание на царство Ивана Четвертого − произошло в 1547 году в Успенском соборе Московского Кремля.


- При Иване Четвертом состоялся первый Земский собор. Как вы думаете, что это?


- Земский собор – собрание представителей от всей земли.


- Прочитайте 3 абзац на странице 54 и скажите, что происходило на Земском соборе.



- Во время своего правления Иван Васильевич присоединил к России Казанское и Астраханское ханства, а также башкирские земли. Давайте откроем стр. 48 в учебнике и найдем на карте эти земли, они выделены темно-зеленым цветом.

Молодцы! Теперь посмотрим видео похода Ермака.

- Что услышал царь Иван?

- Кого он позвал на помощь?

- Что рассказал странник?

- Чью семью нашел крестьянин?

- Какую просьбу ему высказал царь?

- Куда Ермак отправил гонцов?

- С каким сообщением?


- Давайте найдем на карте на стр. 58-59 города, которые возникли на новых территориях в Сибири, назовите их.


- Может вы были в этих городах? Что вам запомнилось?


- Из-за присоединения новых территорий в состав Российского государства вошли народы. Какие? Ответ вы найдете на стр. 55 в третьем абзаце.


Физминутка

Если я говорю верное суждение- вы встаете, если неверное- то приседаете.

1. Иван 4 внук Ивана 3. В

2. Шапкой Мономаха Иван 3 решил короноваться в 15 лет. П

3. Венчание произошло в Благовещенском соборе. П

4. Иван Васильевич во время своего правления решил присоединить Казанское и Астраханское ханства. В

5. Иван 3 был князем России. П

6. Иван Грозный не любил князей Шуйских. В

7. В 10 лет Иван Васильевич показал свой характер, восстав против бояр. П


- Ребята, на чем писали древние книги?

Какими были древнерусские книги?

- Кто первым изобрел книгопечатанье в Европе?

Когда?

Что такое литеры?


- В России первая типография возникла только в 16 веке в правление Ивана 4.


- Как вы думаете, кто такие первопечатники?


- Первопечатниками в России были Иван Федоров и Петр Мстиславец.


- Типография строилась недалеко от Кремля на Никольской улице. В 1563 году его возглавил – Иван Фёдоров. Он был человеком образованным, разбирался в книгах, знал древнегреческий язык. В печатном деле Ивану помогал его ученик Пётр Мстиславец. В Москве неподалёку от места первой типографии, установлен памятник Ивану Фёдорову.


- На слайде вы видите, как выглядела первая печатная книга из типографии Ивана Федорова – «Апостол».


- Предположите, сколько времени печаталась данная книга?


- Начали печатать книгу 19 апреля 1963 года, а закончили 1 марта 1564 года, то есть книга печаталась почти год.

- Этот год стал началом русского книгопечатания.

- Мастера вошли в историю, как русские первопечатники.

Книгами мы можем любоваться и в наше время. Искусная работа Ивана Фёдорова и его помощников удивляет своей красотой: тяжёлый переплёт, обтянутый кожей, заставки в виде трав и веток кедровых шишек и виноградных листьев.

Позднее мастер выпустил первый славянский учебник – «Азбука». Он вышел в 1574 году. По азбуке учились русскому алфавиту, составлению слогов и слов. Их очень ценили на Руси, передавали поколениям.


- Теперь выполним задание №3 в рабочей тетради.




- Узнать, когда Россия стала царством.


- Государство, управляемое царем.




Отвечают.




- Иван Васильевич Грозный.




Предполагают.






Отвечают.





























Отвечают.


























Отвечают.







- Царь советовался с боярами, руководителями церкви, дворянами по всем важнейшим государственным делам.







Смотрят видео.


Отвечают на вопросы.










Называют города.


Отвечают.



- Татары, чуваши, марийцы, мордва, некоторые башкирские племена.




















- На пергаменте.

- Рукописные.


- Иоганн Гутенберг.


- В 15 веке.

- Металлические буквы.






Отвечают.




















Предполагают.

























Выполняют задание в рабочей тетради.

Формировать представление о том, что такое царь и книгопечатание.

Формировать умения находить на карте территории, присоединившиеся к России во время правления Ивана 4.





























































































































К: соблюдать правила ведения диалога.






К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.











К: соблюдать правила ведения диалога.











К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.







































П: анализировать видео информацию в соответствии с учебной задачей.







К: соблюдать правила ведения диалога.





К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.




















К: соблюдать правила ведения диалога.





К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.





















П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.


Формировать познавательный интерес к изучению России в правлении царя Ивана Васильевича Грозного активность и самостоятельность в ее познании.

Формировать умение определять, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание.


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный

(беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи.


- Теперь предлагаю обратиться к листу историка.


- Вместе проверим, как вы выполнили задания.





Выполняют задания из листа историка.


Проверяют задания.

Формировать представление о том, что такое царь и книгопечатание.

Формировать умения находить на карте территории, присоединившиеся к России во время правления Ивана 4.


П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.



П: анализировать графическую информацию в соответствии с учебной задачей.

Формировать познавательный интерес к изучению России в правлении царя Ивана Васильевича Грозного активность и самостоятельность в ее познании.

Формировать умение определять, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание.


7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Словесный

(беседа)


Практический (упражнение)

Организует самостоятельную работу обучающихся.

- Теперь самостоятельно выполняем задания на обратной стороне листа. Вам надо отметить знаком «+» верные суждения.

1. Иван Третий стал первым в истории России царем.

2. При Иване Грозном состоялся первый Земский собор.

3. Поволжские народы не вошли в состав России.

4. Первопечатником на Руси был Иван Грозный.

5. Иван Федоров работал над книгой «Апостол» целый год.

6. Памятник Ивану Федорову установлен во Львове.

7. Благодаря присоединению Сибири, в состав России вошли огромные территории.





Выполняют самостоятельную работу.




Проверяют правильность выполнения задания по слайду.

Формировать представление о том, что такое царь и книгопечатание.

Формировать умения находить на карте территории, присоединившиеся к России во время правления Ивана 4.







П: объединять части объекта по определенному признаку.



Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.


Формировать познавательный интерес к изучению России в правлении царя Ивана Васильевича Грозного активность и самостоятельность в ее познании.

Формировать умение определять, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание.


8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Словесный

(беседа)


Организует самостоятельную работу обучающихся.

- Напишите вопрос на листочке. Сверните листочек. Положите его в шляпу. Теперь кто-то один вытягивает вопрос из шляпы и отвечает на него.

Отвечают на вопросы по теме урока.

Формировать представление о том, что такое царь и книгопечатание.

Формировать умения находить на карте территории, присоединившиеся к России во время правления Ивана 4.



К: соблюдать правила ведения диалога.


Формировать познавательный интерес к изучению России в правлении царя Ивана Васильевича Грозного активность и самостоятельность в ее познании.

Формировать умение определять, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание.


9. Рефлексия учебной деятельности

Словесный

(беседа)


Организует рефлексию учебной деятельности.


- Итак, ребят, наш урок подходит к концу.

- Как вы думаете, какой вклад внес Михаил Васильевич Ломоносов в развитие отечественной и мировой науки и культуры.

Обратите внимание на слайд, вам нужно закончить предложение.

Сегодня на уроке я узнал….

Теперь я могу…

Мне захотелось…


Оценивают свою деятельность на уроке.




Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!