СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ий мир.
Класс:4 «В».
Тема урока: «Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного».».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении России в правление царя Ивана Васильевича Грозного.
|
Предметные результаты |
Задачи урока |
|
|
Предметные: 1. Учащиеся узнают, что такое царь, книгопечатание. 2. Учащиеся научатся находить на карте территории, присоединившиеся к России во время правления Ивана 4.
|
Дидактические: 1. Формировать представление о том, что такое царь и книгопечатание. 2. Формировать умения находить на карте территории, присоединившиеся к России во время правления Ивана 4. |
|
|
Метапредметные: Познавательные: Уч-ся научатся: - с помощью педагога формулировать цель. - согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. Уч-ся получат возможность научиться: - анализировать графическую информацию в соответствии с учебной задачей. - анализировать видео информацию в соответствии с учебной задачей. - объединять части объекта по определенному признаку.
Коммуникативные: Уч-ся научатся: - соблюдать правила ведения диалога. - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. Уч-ся получат возможность научиться: - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению. - формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования.
Регулятивные: Уч-ся научатся: - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. Уч-ся получат возможность научиться: - корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. - устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. |
аРазвивающие: 1. Формировать умения (познавательные): с помощью педагогического работника формулировать цель; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; анализировать графическую информацию в соответствии с учебной задачей; анализировать видео информацию в соответствии с учебной задачей; объединять части объекта по определенному признаку.
2. Формировать умения (коммуникативные): соблюдать правила ведения диалога; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению.
3. Формировать умения (регулятивные): планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. |
|
|
Личностные (у учащихся будут сформированы): - познавательный интерес к изучению России в правлении царя Ивана Васильевича Грозного активность и самостоятельность в ее познании. - умение определять, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание.
|
Воспитательные: - формировать познавательный интерес к изучению России в правлении царя Ивана Васильевича Грозного активность и самостоятельность в ее познании. - формировать умение определять, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание. |
|
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная. Дидактические средства: учебник «Окружающий мир» 4 кл. 2 ч. Плешаков А. А., листы контроля, рабочая тетрадь, карточки с заданием. |
|
||
Интерактивное оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные (Р, П, К) |
Личностные |
||||
1. Мотивация к учебной деятельности
|
Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) |
Организует мотивацию (самоопределение) к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Александровна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
- Проверьте готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебник, пенал, лист контроля и рабочая тетрадь.
- На доске высказывание, скажите, как вы его понимаете? Всегда чти следы прошлого. (Стаций)
- Скажите, вы знаете, как называют человека, который занимается изучением прошлого? Верно, и сегодня я предлагаю вам на один урок стать историками, отправившись в историческое путешествие. |
Проявляют эмоциональную отзывчивость, приветствуют учителя. Приветствуют.
Проверяют готовность к уроку.
- Историк.
|
|
К: соблюдать правила ведения диалога.
|
|
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
Словесный (беседа)
|
Фиксирование индивидуального затруднения, через повторение актуальных вопросов по теме.
- Но прежде, чем узнать что-то новое, нам нужно обратиться к прошлой теме.
- Что вам известно о князе Иване III? Какие перемены произошли на Руси при Иване III?
- Перед вами лист контроля, в котором вам предстоит выполнить тест.
1. Какой правитель отказался платить дань хану Ахмату? А) Иван I. Б) Иван II. В) Иван III. 2. Какой титул был у Ивана Третьего? А) Царь. Б) Государь всея Руси. В) Император. 3. Из кого состояла Боярская дума? А) Из бедных крестьян. Б) Из знатных людей. В) Из танцоров и певцов. 4. На каком расстоянии друг от друга находились кремлевские башни? А) На расстоянии ружейного выстрела. Б) На расстоянии вытянутой руки. В) На расстоянии 5 метров. 5. Изображение двуглавого орла впервые появилось: А) на монете; Б) на печати Ивана Третьего; В) на стене Московского Кремля. 6. Что находилось вокруг кремлевских стен? А) Рвы. Б) Поля. В) Автомагистрали. 7. Назови реку, на которой встретились два войска: русское и ордынское.
- Передайте листы контроля на первую парту. |
Отвечают.
Выполняют тест. |
|
К: соблюдать правила ведения диалога.
П: анализировать графическую информацию в соответствии с учебной задачей.
|
|
3. Выявление места и причины затруднения |
Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) |
+ Организует деятельность по формулировке темы и постановки цели урока.
- Для того, чтобы определить тему нашего урока, предлагаю вам разгадать ребусы на слайде.
- Как будет звучать тема нашего урока?
- Верно. Откройте учебник на странице 54 и определите цель нашего урока.
|
- Россия, правление, царь, Иван Грозный.
- Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного.
- Узнаем, когда Россия стала царством, как началось освоение Сибири. Постараемся осознать, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание. |
|
К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования.
П: с помощью педагога формулировать цель. |
. |
4. Построение проекта выхода из затруднения |
Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) |
Организует деятельность по составлению плана урока.
- Теперь нам нужно составить план наших действий.
1. Что мы должны узнать?
2. Чему должны научиться?
3. Что должны определить? |
- Узнать, когда Россия стала царством. - Научиться находить на карте города Сибири. - Определить, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание. |
|
К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования.
П: с помощью педагога формулировать цель. |
|
5. Реализация построенного проекта |
Словесный (беседа)
Наглядный (демонстрация)
Практический (упражнение)
|
Организует деятельность по реализации построенного проекта.
- Какой первый пункт плана? Что нам нужно узнать первоначально?
- А что такое царство?
- Это значит, что для того, чтобы Россия стала царством, в ней должен был появиться царь. Как вы понимаете, кто такой царь?
- Царь — это титул главы государства.
- Кто же стал первым царем в России, вы, наверняка уже поняли из темы урока. Посмотрите на слайд, назовите имя этого правителя.
- Как вы думаете, за что он получил прозвище Грозный?
- Прочитайте первый абзац на странице 54. Ваши предположения оказались верны?
- Иван Четвертый – внук Ивана Третьего. Когда Ивану было три года, его отец, Василий III, правивший тогда Русью, умер. После смерти Василия III власть перешла к Елене Глинской, матери Ивана. Но через 4 года, и она умерла, отравленная боярами. Детство осталось в памяти маленького Ивана как время обид и унижений. Особенно были ненавистны Иоанну Грозному князья Шуйские, которые захватили власть после смерти великой княгини Елены.
- В 13 лет царь впервые показал свой характер, восстав против бояр.
- В 16 лет Иван решил короноваться шапкой Мономаха и принять царский титул. Это произошло 16 января 1547 года. Юный царь решил создать великую державу.
- Венчание на царство произошло в Успенском соборе Московского Кремля, изображение которого вы можете видеть на слайде.
- Знаете ли вы, что такое шапка Мономаха?
- Шапка Мономаха — это символ-корона самодержавия России. Шапка с собольей опушкой, украшенная драгоценными камнями: жемчугом, рубинами, изумрудами и крестом. Царь надевал шапку Мономаха только в день венчания на царство, в дальнейшем он пользовался личным головным убором — «венцом».
- Как она выглядит, вы можете видеть на слайде.
- Откройте рабочую тетрадь на странице 32 и выполните упражнение №1. Архангельский собор Успенский собор + Благовещенский собор Венчание на царство Ивана Четвертого − произошло в 1547 году в Успенском соборе Московского Кремля.
- При Иване Четвертом состоялся первый Земский собор. Как вы думаете, что это?
- Земский собор – собрание представителей от всей земли.
- Прочитайте 3 абзац на странице 54 и скажите, что происходило на Земском соборе.
- Во время своего правления Иван Васильевич присоединил к России Казанское и Астраханское ханства, а также башкирские земли. Давайте откроем стр. 48 в учебнике и найдем на карте эти земли, они выделены темно-зеленым цветом. Молодцы! Теперь посмотрим видео похода Ермака. - Что услышал царь Иван? - Кого он позвал на помощь? - Что рассказал странник? - Чью семью нашел крестьянин? - Какую просьбу ему высказал царь? - Куда Ермак отправил гонцов? - С каким сообщением?
- Давайте найдем на карте на стр. 58-59 города, которые возникли на новых территориях в Сибири, назовите их.
- Может вы были в этих городах? Что вам запомнилось?
- Из-за присоединения новых территорий в состав Российского государства вошли народы. Какие? Ответ вы найдете на стр. 55 в третьем абзаце.
Физминутка Если я говорю верное суждение- вы встаете, если неверное- то приседаете. 1. Иван 4 внук Ивана 3. В 2. Шапкой Мономаха Иван 3 решил короноваться в 15 лет. П 3. Венчание произошло в Благовещенском соборе. П 4. Иван Васильевич во время своего правления решил присоединить Казанское и Астраханское ханства. В 5. Иван 3 был князем России. П 6. Иван Грозный не любил князей Шуйских. В 7. В 10 лет Иван Васильевич показал свой характер, восстав против бояр. П
- Ребята, на чем писали древние книги? Какими были древнерусские книги? - Кто первым изобрел книгопечатанье в Европе? Когда? Что такое литеры?
- В России первая типография возникла только в 16 веке в правление Ивана 4.
- Как вы думаете, кто такие первопечатники?
- Первопечатниками в России были Иван Федоров и Петр Мстиславец.
- Типография строилась недалеко от Кремля на Никольской улице. В 1563 году его возглавил – Иван Фёдоров. Он был человеком образованным, разбирался в книгах, знал древнегреческий язык. В печатном деле Ивану помогал его ученик Пётр Мстиславец. В Москве неподалёку от места первой типографии, установлен памятник Ивану Фёдорову.
- На слайде вы видите, как выглядела первая печатная книга из типографии Ивана Федорова – «Апостол».
- Предположите, сколько времени печаталась данная книга?
- Начали печатать книгу 19 апреля 1963 года, а закончили 1 марта 1564 года, то есть книга печаталась почти год.
- Этот год стал началом русского книгопечатания. - Мастера вошли в историю, как русские первопечатники. Книгами мы можем любоваться и в наше время. Искусная работа Ивана Фёдорова и его помощников удивляет своей красотой: тяжёлый переплёт, обтянутый кожей, заставки в виде трав и веток кедровых шишек и виноградных листьев. Позднее мастер выпустил первый славянский учебник – «Азбука». Он вышел в 1574 году. По азбуке учились русскому алфавиту, составлению слогов и слов. Их очень ценили на Руси, передавали поколениям. - Теперь выполним задание №3 в рабочей тетради. |
- Узнать, когда Россия стала царством.
- Государство, управляемое царем.
Отвечают.
- Иван Васильевич Грозный.
Предполагают.
Отвечают.
Отвечают.
Отвечают.
- Царь советовался с боярами, руководителями церкви, дворянами по всем важнейшим государственным делам.
Смотрят видео.
Отвечают на вопросы.
Называют города.
Отвечают.
- Татары, чуваши, марийцы, мордва, некоторые башкирские племена.
- На пергаменте. - Рукописные.
- Иоганн Гутенберг.
- В 15 веке. - Металлические буквы.
Отвечают.
Предполагают.
Выполняют задание в рабочей тетради. |
Формировать представление о том, что такое царь и книгопечатание. Формировать умения находить на карте территории, присоединившиеся к России во время правления Ивана 4.
|
К: соблюдать правила ведения диалога.
К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.
К: соблюдать правила ведения диалога.
К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.
П: анализировать видео информацию в соответствии с учебной задачей.
К: соблюдать правила ведения диалога.
К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.
К: соблюдать правила ведения диалога.
К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.
П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.
|
Формировать познавательный интерес к изучению России в правлении царя Ивана Васильевича Грозного активность и самостоятельность в ее познании. Формировать умение определять, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание.
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) |
Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи.
- Теперь предлагаю обратиться к листу историка.
- Вместе проверим, как вы выполнили задания. |
Выполняют задания из листа историка.
Проверяют задания. |
Формировать представление о том, что такое царь и книгопечатание. Формировать умения находить на карте территории, присоединившиеся к России во время правления Ивана 4.
|
П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.
П: анализировать графическую информацию в соответствии с учебной задачей. |
Формировать познавательный интерес к изучению России в правлении царя Ивана Васильевича Грозного активность и самостоятельность в ее познании. Формировать умение определять, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание.
|
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
Словесный (беседа)
Практический (упражнение) |
Организует самостоятельную работу обучающихся. - Теперь самостоятельно выполняем задания на обратной стороне листа. Вам надо отметить знаком «+» верные суждения. 1. Иван Третий стал первым в истории России царем. 2. При Иване Грозном состоялся первый Земский собор. 3. Поволжские народы не вошли в состав России. 4. Первопечатником на Руси был Иван Грозный. 5. Иван Федоров работал над книгой «Апостол» целый год. 6. Памятник Ивану Федорову установлен во Львове. 7. Благодаря присоединению Сибири, в состав России вошли огромные территории. |
Выполняют самостоятельную работу.
Проверяют правильность выполнения задания по слайду. |
Формировать представление о том, что такое царь и книгопечатание. Формировать умения находить на карте территории, присоединившиеся к России во время правления Ивана 4.
|
П: объединять части объекта по определенному признаку.
Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
|
Формировать познавательный интерес к изучению России в правлении царя Ивана Васильевича Грозного активность и самостоятельность в ее познании. Формировать умение определять, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание.
|
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение |
Словесный (беседа)
|
Организует самостоятельную работу обучающихся. - Напишите вопрос на листочке. Сверните листочек. Положите его в шляпу. Теперь кто-то один вытягивает вопрос из шляпы и отвечает на него. |
Отвечают на вопросы по теме урока. |
Формировать представление о том, что такое царь и книгопечатание. Формировать умения находить на карте территории, присоединившиеся к России во время правления Ивана 4.
|
К: соблюдать правила ведения диалога.
|
Формировать познавательный интерес к изучению России в правлении царя Ивана Васильевича Грозного активность и самостоятельность в ее познании. Формировать умение определять, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание.
|
9. Рефлексия учебной деятельности |
Словесный (беседа)
|
Организует рефлексию учебной деятельности.
- Итак, ребят, наш урок подходит к концу. - Как вы думаете, какой вклад внес Михаил Васильевич Ломоносов в развитие отечественной и мировой науки и культуры. Обратите внимание на слайд, вам нужно закончить предложение. Сегодня на уроке я узнал…. Теперь я могу… Мне захотелось…
|
Оценивают свою деятельность на уроке.
|
|
Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности
|
|
Предмет: окружающий мир.
Класс:4 «В».
Тема урока: «Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного».».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении России в правление царя Ивана Васильевича Грозного.
|
Предметные результаты |
Задачи урока |
|
|
Предметные: 1. Учащиеся узнают, что такое царь, книгопечатание. 2. Учащиеся научатся находить на карте территории, присоединившиеся к России во время правления Ивана 4.
|
Дидактические: 1. Формировать представление о том, что такое царь и книгопечатание. 2. Формировать умения находить на карте территории, присоединившиеся к России во время правления Ивана 4. |
|
|
Метапредметные: Познавательные: Уч-ся научатся: - с помощью педагога формулировать цель. - согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. Уч-ся получат возможность научиться: - анализировать графическую информацию в соответствии с учебной задачей. - анализировать видео информацию в соответствии с учебной задачей. - объединять части объекта по определенному признаку.
Коммуникативные: Уч-ся научатся: - соблюдать правила ведения диалога. - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. Уч-ся получат возможность научиться: - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению. - формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования.
Регулятивные: Уч-ся научатся: - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. Уч-ся получат возможность научиться: - корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. - устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. |
аРазвивающие: 1. Формировать умения (познавательные): с помощью педагогического работника формулировать цель; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; анализировать графическую информацию в соответствии с учебной задачей; анализировать видео информацию в соответствии с учебной задачей; объединять части объекта по определенному признаку.
2. Формировать умения (коммуникативные): соблюдать правила ведения диалога; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению.
3. Формировать умения (регулятивные): планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. |
|
|
Личностные (у учащихся будут сформированы): - познавательный интерес к изучению России в правлении царя Ивана Васильевича Грозного активность и самостоятельность в ее познании. - умение определять, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание.
|
Воспитательные: - формировать познавательный интерес к изучению России в правлении царя Ивана Васильевича Грозного активность и самостоятельность в ее познании. - формировать умение определять, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание. |
|
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная. Дидактические средства: учебник «Окружающий мир» 4 кл. 2 ч. Плешаков А. А., листы контроля, рабочая тетрадь, карточки с заданием. |
|
||
Интерактивное оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные |
Метапредметные (Р, П, К) |
Личностные |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности
|
Просмотр содержимого документа
|
| Предметные результаты | Задачи урока | |
| Предметные: 1. Учащиеся узнают, что такое царь, книгопечатание. 2. Учащиеся научатся находить на карте территории, присоединившиеся к России во время правления Ивана 4.
| Дидактические: 1. Формировать представление о том, что такое царь и книгопечатание. 2. Формировать умения находить на карте территории, присоединившиеся к России во время правления Ивана 4. | |
| Метапредметные: Познавательные: Уч-ся научатся: - с помощью педагога формулировать цель. - согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. Уч-ся получат возможность научиться: - анализировать графическую информацию в соответствии с учебной задачей. - анализировать видео информацию в соответствии с учебной задачей. - объединять части объекта по определенному признаку.
Коммуникативные: Уч-ся научатся: - соблюдать правила ведения диалога. - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. Уч-ся получат возможность научиться: - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению. - формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования.
Регулятивные: Уч-ся научатся: - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. Уч-ся получат возможность научиться: - корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. - устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. | аРазвивающие: 1. Формировать умения (познавательные): с помощью педагогического работника формулировать цель; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; анализировать графическую информацию в соответствии с учебной задачей; анализировать видео информацию в соответствии с учебной задачей; объединять части объекта по определенному признаку.
2. Формировать умения (коммуникативные): соблюдать правила ведения диалога; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению.
3. Формировать умения (регулятивные): планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. | |
| Личностные (у учащихся будут сформированы): - познавательный интерес к изучению России в правлении царя Ивана Васильевича Грозного активность и самостоятельность в ее познании. - умение определять, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание.
| Воспитательные: - формировать познавательный интерес к изучению России в правлении царя Ивана Васильевича Грозного активность и самостоятельность в ее познании. - формировать умение определять, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание. | |
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная. Дидактические средства: учебник «Окружающий мир» 4 кл. 2 ч. Плешаков А. А., листы контроля, рабочая тетрадь, карточки с заданием. |
|
Интерактивное оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (Р, П, К) | Личностные | ||||
1. Мотивация к учебной деятельности
| Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует мотивацию (самоопределение) к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Александровна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
- Проверьте готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебник, пенал, лист контроля и рабочая тетрадь.
- На доске высказывание, скажите, как вы его понимаете? Всегда чти следы прошлого. (Стаций)
- Скажите, вы знаете, как называют человека, который занимается изучением прошлого? Верно, и сегодня я предлагаю вам на один урок стать историками, отправившись в историческое путешествие. | Проявляют эмоциональную отзывчивость, приветствуют учителя. Приветствуют.
Проверяют готовность к уроку.
- Историк.
|
|
К: соблюдать правила ведения диалога.
|
|
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Словесный (беседа)
| Фиксирование индивидуального затруднения, через повторение актуальных вопросов по теме.
- Но прежде, чем узнать что-то новое, нам нужно обратиться к прошлой теме.
- Что вам известно о князе Иване III? Какие перемены произошли на Руси при Иване III?
- Перед вами лист контроля, в котором вам предстоит выполнить тест.
1. Какой правитель отказался платить дань хану Ахмату? А) Иван I. Б) Иван II. В) Иван III. 2. Какой титул был у Ивана Третьего? А) Царь. Б) Государь всея Руси. В) Император. 3. Из кого состояла Боярская дума? А) Из бедных крестьян. Б) Из знатных людей. В) Из танцоров и певцов. 4. На каком расстоянии друг от друга находились кремлевские башни? А) На расстоянии ружейного выстрела. Б) На расстоянии вытянутой руки. В) На расстоянии 5 метров. 5. Изображение двуглавого орла впервые появилось: А) на монете; Б) на печати Ивана Третьего; В) на стене Московского Кремля. 6. Что находилось вокруг кремлевских стен? А) Рвы. Б) Поля. В) Автомагистрали. 7. Назови реку, на которой встретились два войска: русское и ордынское.
- Передайте листы контроля на первую парту. |
Отвечают.
Выполняют тест. |
|
К: соблюдать правила ведения диалога.
П: анализировать графическую информацию в соответствии с учебной задачей.
|
|
3. Выявление места и причины затруднения | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | + Организует деятельность по формулировке темы и постановки цели урока.
- Для того, чтобы определить тему нашего урока, предлагаю вам разгадать ребусы на слайде.
- Как будет звучать тема нашего урока?
- Верно. Откройте учебник на странице 54 и определите цель нашего урока.
|
- Россия, правление, царь, Иван Грозный.
- Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного.
- Узнаем, когда Россия стала царством, как началось освоение Сибири. Постараемся осознать, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание. |
| К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования.
П: с помощью педагога формулировать цель. | . |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по составлению плана урока.
- Теперь нам нужно составить план наших действий.
1. Что мы должны узнать?
2. Чему должны научиться?
3. Что должны определить? |
- Узнать, когда Россия стала царством. - Научиться находить на карте города Сибири. - Определить, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание. |
| К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования.
П: с помощью педагога формулировать цель. |
|
5. Реализация построенного проекта | Словесный (беседа)
Наглядный (демонстрация)
Практический (упражнение)
| Организует деятельность по реализации построенного проекта.
- Какой первый пункт плана? Что нам нужно узнать первоначально?
- А что такое царство?
- Это значит, что для того, чтобы Россия стала царством, в ней должен был появиться царь. Как вы понимаете, кто такой царь?
- Царь — это титул главы государства.
- Кто же стал первым царем в России, вы, наверняка уже поняли из темы урока. Посмотрите на слайд, назовите имя этого правителя.
- Как вы думаете, за что он получил прозвище Грозный?
- Прочитайте первый абзац на странице 54. Ваши предположения оказались верны?
- Иван Четвертый – внук Ивана Третьего. Когда Ивану было три года, его отец, Василий III, правивший тогда Русью, умер. После смерти Василия III власть перешла к Елене Глинской, матери Ивана. Но через 4 года, и она умерла, отравленная боярами. Детство осталось в памяти маленького Ивана как время обид и унижений. Особенно были ненавистны Иоанну Грозному князья Шуйские, которые захватили власть после смерти великой княгини Елены.
- В 13 лет царь впервые показал свой характер, восстав против бояр.
- В 16 лет Иван решил короноваться шапкой Мономаха и принять царский титул. Это произошло 16 января 1547 года. Юный царь решил создать великую державу.
- Венчание на царство произошло в Успенском соборе Московского Кремля, изображение которого вы можете видеть на слайде.
- Знаете ли вы, что такое шапка Мономаха?
- Шапка Мономаха — это символ-корона самодержавия России. Шапка с собольей опушкой, украшенная драгоценными камнями: жемчугом, рубинами, изумрудами и крестом. Царь надевал шапку Мономаха только в день венчания на царство, в дальнейшем он пользовался личным головным убором — «венцом».
- Как она выглядит, вы можете видеть на слайде.
- Откройте рабочую тетрадь на странице 32 и выполните упражнение №1. Архангельский собор Венчание на царство Ивана Четвертого − произошло в 1547 году в Успенском соборе Московского Кремля.
- При Иване Четвертом состоялся первый Земский собор. Как вы думаете, что это?
- Земский собор – собрание представителей от всей земли.
- Прочитайте 3 абзац на странице 54 и скажите, что происходило на Земском соборе.
- Во время своего правления Иван Васильевич присоединил к России Казанское и Астраханское ханства, а также башкирские земли. Давайте откроем стр. 48 в учебнике и найдем на карте эти земли, они выделены темно-зеленым цветом. Молодцы! Теперь посмотрим видео похода Ермака. - Что услышал царь Иван? - Кого он позвал на помощь? - Что рассказал странник? - Чью семью нашел крестьянин? - Какую просьбу ему высказал царь? - Куда Ермак отправил гонцов? - С каким сообщением?
- Давайте найдем на карте на стр. 58-59 города, которые возникли на новых территориях в Сибири, назовите их.
- Может вы были в этих городах? Что вам запомнилось?
- Из-за присоединения новых территорий в состав Российского государства вошли народы. Какие? Ответ вы найдете на стр. 55 в третьем абзаце.
Физминутка Если я говорю верное суждение- вы встаете, если неверное- то приседаете. 1. Иван 4 внук Ивана 3. В 2. Шапкой Мономаха Иван 3 решил короноваться в 15 лет. П 3. Венчание произошло в Благовещенском соборе. П 4. Иван Васильевич во время своего правления решил присоединить Казанское и Астраханское ханства. В 5. Иван 3 был князем России. П 6. Иван Грозный не любил князей Шуйских. В 7. В 10 лет Иван Васильевич показал свой характер, восстав против бояр. П
- Ребята, на чем писали древние книги? Какими были древнерусские книги? - Кто первым изобрел книгопечатанье в Европе? Когда? Что такое литеры?
- В России первая типография возникла только в 16 веке в правление Ивана 4.
- Как вы думаете, кто такие первопечатники?
- Первопечатниками в России были Иван Федоров и Петр Мстиславец.
- Типография строилась недалеко от Кремля на Никольской улице. В 1563 году его возглавил – Иван Фёдоров. Он был человеком образованным, разбирался в книгах, знал древнегреческий язык. В печатном деле Ивану помогал его ученик Пётр Мстиславец. В Москве неподалёку от места первой типографии, установлен памятник Ивану Фёдорову.
- На слайде вы видите, как выглядела первая печатная книга из типографии Ивана Федорова – «Апостол».
- Предположите, сколько времени печаталась данная книга?
- Начали печатать книгу 19 апреля 1963 года, а закончили 1 марта 1564 года, то есть книга печаталась почти год.
- Этот год стал началом русского книгопечатания. - Мастера вошли в историю, как русские первопечатники. Книгами мы можем любоваться и в наше время. Искусная работа Ивана Фёдорова и его помощников удивляет своей красотой: тяжёлый переплёт, обтянутый кожей, заставки в виде трав и веток кедровых шишек и виноградных листьев. Позднее мастер выпустил первый славянский учебник – «Азбука». Он вышел в 1574 году. По азбуке учились русскому алфавиту, составлению слогов и слов. Их очень ценили на Руси, передавали поколениям.
|
- Узнать, когда Россия стала царством.
- Государство, управляемое царем.
Отвечают.
- Иван Васильевич Грозный.
Предполагают.
Отвечают.
Отвечают.
Отвечают.
- Царь советовался с боярами, руководителями церкви, дворянами по всем важнейшим государственным делам.
Смотрят видео.
Отвечают на вопросы.
Называют города.
Отвечают.
- Татары, чуваши, марийцы, мордва, некоторые башкирские племена.
- На пергаменте. - Рукописные.
- Иоганн Гутенберг.
- В 15 веке. - Металлические буквы.
Отвечают.
Предполагают.
Выполняют задание в рабочей тетради. | Формировать представление о том, что такое царь и книгопечатание. Формировать умения находить на карте территории, присоединившиеся к России во время правления Ивана 4.
|
К: соблюдать правила ведения диалога.
К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.
К: соблюдать правила ведения диалога.
К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.
П: анализировать видео информацию в соответствии с учебной задачей.
К: соблюдать правила ведения диалога.
К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.
К: соблюдать правила ведения диалога.
К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.
П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.
| Формировать познавательный интерес к изучению России в правлении царя Ивана Васильевича Грозного активность и самостоятельность в ее познании. Формировать умение определять, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание.
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи.
- Теперь предлагаю обратиться к листу историка.
- Вместе проверим, как вы выполнили задания. |
Выполняют задания из листа историка.
Проверяют задания. | Формировать представление о том, что такое царь и книгопечатание. Формировать умения находить на карте территории, присоединившиеся к России во время правления Ивана 4.
| П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.
П: анализировать графическую информацию в соответствии с учебной задачей. | Формировать познавательный интерес к изучению России в правлении царя Ивана Васильевича Грозного активность и самостоятельность в ее познании. Формировать умение определять, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание.
|
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Словесный (беседа)
Практический (упражнение) | Организует самостоятельную работу обучающихся. - Теперь самостоятельно выполняем задания на обратной стороне листа. Вам надо отметить знаком «+» верные суждения. 1. Иван Третий стал первым в истории России царем. 2. При Иване Грозном состоялся первый Земский собор. 3. Поволжские народы не вошли в состав России. 4. Первопечатником на Руси был Иван Грозный. 5. Иван Федоров работал над книгой «Апостол» целый год. 6. Памятник Ивану Федорову установлен во Львове. 7. Благодаря присоединению Сибири, в состав России вошли огромные территории. |
Выполняют самостоятельную работу.
Проверяют правильность выполнения задания по слайду. | Формировать представление о том, что такое царь и книгопечатание. Формировать умения находить на карте территории, присоединившиеся к России во время правления Ивана 4.
|
П: объединять части объекта по определенному признаку.
Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
| Формировать познавательный интерес к изучению России в правлении царя Ивана Васильевича Грозного активность и самостоятельность в ее познании. Формировать умение определять, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание.
|
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение | Словесный (беседа)
| Организует самостоятельную работу обучающихся. - Напишите вопрос на листочке. Сверните листочек. Положите его в шляпу. Теперь кто-то один вытягивает вопрос из шляпы и отвечает на него. | Отвечают на вопросы по теме урока. | Формировать представление о том, что такое царь и книгопечатание. Формировать умения находить на карте территории, присоединившиеся к России во время правления Ивана 4.
|
К: соблюдать правила ведения диалога.
| Формировать познавательный интерес к изучению России в правлении царя Ивана Васильевича Грозного активность и самостоятельность в ее познании. Формировать умение определять, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание.
|
9. Рефлексия учебной деятельности | Словесный (беседа)
| Организует рефлексию учебной деятельности.
- Итак, ребят, наш урок подходит к концу. - Как вы думаете, какой вклад внес Михаил Васильевич Ломоносов в развитие отечественной и мировой науки и культуры. Обратите внимание на слайд, вам нужно закончить предложение. Сегодня на уроке я узнал…. Теперь я могу… Мне захотелось…
| Оценивают свою деятельность на уроке.
|
|
Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности
|
|
© 2024, Петрова Татьяна Александровна 67 0